Химические реакции
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Гаврилова Светлана Викторовна

Данный материал можно использовать на уроках 8 класса по программе О. С. Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskie_reakcii.doc53 КБ
Microsoft Office document icon testprilozhenieno1_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 8 классе

по теме «Химические реакции».

Цель урока:

изучение и первичное осознание химических явлений;

выяснение признаков и условий  протекания химических реакций;

совершенствование умения отличать физические процессы от химических;

формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Задачи урока:

образовательные:

содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями, о признаках и условиях  протекания химических реакций, дать первоначальные представления о классификации реакций по количеству теплоты.

развивающие: 

развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ; установление межпредметных связей.

воспитательные: 

воспитание стойкого позитивного интереса к предмету, воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

Тип урока: урок изучения  и первичного закрепления знаний.

 Методы обучения: беседа, рассказ учителя,  демонстрационный эксперимент, демонстрация видеофрагментов.

 Оборудование: ПК, медиапроектор, наборы для лабораторной работы.

Средства обучения: мультимедийная презентация, учебник «Химия. 8 класс»

 О.С. Габриелян

Ход урока:

Организационный этап – 3 минуты. Слайд №1.

Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов. Слайд №2.

Этап мотивации – 5 минут.

Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

Слайд № 3. Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:

определить –

познакомиться

выявить –

отметить -

Этап актуализации опорных знаний - 5 минут.

Цель этапа:   активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

 « Химии никоим образом научиться невозможно,

 не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

                 М.В. Ломоносов

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Ученики: Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо брать для реакции.

Учитель: А какие классы неорганических соединений вы знаете? Назовите их.

Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке мы должны выяснить какие явления существуют, каковы их признаки и в чём заключается их отличие.

Самостоятельная работа учащихся.

Условия задания: В тетради зарисовать предложенную на Слайде № 4  таблицу. Далее из предложенных на Слайде № 5 явлений выбрать и записать в тетрадь примеры физических и химических явлений. Чтобы вам это задание выполнялось легче, давайте вспомним определения физических и химических явлений.

Далее учащиеся выполняют работу, по окончании которой проверяется правильность выполнения задания. Слайд № 6.

(Задание:  испарение воды, образование радуги, горение свечи, образование инея на предметах, гниение листьев, таяние льда, ржавление железа, обугливание сахара и т.д.).

Этап изучения нового материала - 20 минут.

Цель этапа: формирование новых знаний о химических реакциях, признаках, протекания реакции и классификации реакций по тепловому эффекту.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны более подробно познакомиться с химическими явлениями, указать признаки и классификацию химических реакций.

Сейчас, я вам продемонстрирую опыт – разложение сахара. Вы должны прокомментировать его и ответить на вопрос, что происходит с веществом при нагревании? (демонстрация опыта).

Ученики: С веществом протекает физический процесс – плавление и химическое явление - оно  изменяет цвет, появляется запах.

Учитель: Действительно, химические реакции всегда сопровождаются видимыми изменениями, поэтому чтобы научиться отличать химические явления от физических, необходимо научиться, прежде всего, наблюдать, чем мы сейчас с вами и займёмся.

(Совместно с учениками учитель проводит демонстрационные опыты (на демонстрационном столе находятся карточки-инструкции с различными заданиями)). Полученные результаты ученики фиксируют в тетради. Слайд № 7.

Опыт №1. «Взаимодействие раствора соляной кислоты с кусочком мела».

В пробирку налейте 2 мл. раствора соляной кислоты, а затем опустите в неё кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт №2. «Взаимодействие сульфата меди (II) с раствором гидроксида натрия».

В пробирку налейте 2-3 мл. раствора сульфата меди (II) и по каплям прибавляйте раствор гидроксида натрия. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт №3. «Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода».

 В пробирку налейте 2 мл. раствора крахмала, затем добавить несколько капель йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Учитель: Спасибо, а сейчас мы с вами посмотрим несколько слайдов, и по окончании каждого вы будете  заносить  результаты в таблицу, которая имеется у вас на столах. Слайды № 8-11.

Физкультпауза.

Сейчас мы с вами поработаем с табличками, которые развешаны на стенах кабинета. Вам необходимо сгруппировать их в 2 группы – физические явления и химические явления. (Дети встают и расходятся по классу, выбирая таблички).

 По окончании работы учитель просит детей назвать примеры физических и химических явлений, приведённых в карточках. 

Учитель: Обратимся к схеме (Слайд № 7) химических явлений, какой из признаков мы с вами ещё не наблюдали?

Ученики: Выделение или поглощение теплоты.

Учитель: Для его подтверждения мы посмотрим видеофрагмент «Вулкан». Слайд № 12.

Что вы наблюдали в ходе видеофрагмента?

Ученики: Дым, искры, раскалённая лава.

Учитель: Как называются такие реакции в химии, вы узнаете из учебника.

Самостоятельная работа с учебником (О.С. Габриелян. § 26).

Записать определение экзотермической и эндотермической реакции в тетрадь. Слайд № 13.

Учитель: Как вы думаете, какие условия необходимо  выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Просмотр видеофрагмента «Восстановление оксида меди (II) водородом»

Слайд № 14.  

Условия протекания химических реакций:

Соприкосновение веществ.

Нагревание.

Присутствие катализатора.

Поверхность соприкосновения.

Этап первичного закрепления знаний - 5 минут.

Цель этапа: репродуктивное воссоздание изученного материала, систематизация и обобщение, выполнение заданий на изученную тему, первичная проверка усвоения и понимания материала.

Перед вами тестовое задание. Выполните его в тетради. На это вам отводится 5 минут. Приложение № 1 (Тест по теме «Физические и химические явления».)

Учитель:  Ваше время закончилось. Проверьте свои ответы и выставьте себе оценки. Слайд № 15.

Если все ответы верны - “5”

Одна ошибка - “4”

Две ошибки - “3”

Три и более - “2”.

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия  -  5 минут.

Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности.

Учитель:  В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

Продолжите  фразу:                                Слайд № 16.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…

Этап постановки домашнего задания -  2 минуты. Слайд № 17.

Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания.

учебник  Химия. 8 класс. О.С. Габриелян. § 26, рабочая тетрадь: упр.1-5 с. 89-90.



Предварительный просмотр:

 Приложение № 1.

Тест по теме: «Физические и химические явления».

Вариант №1.

Вариант №2.

 1. Подберите синонимическое  выражение  к понятию

«физические явления»:  

а) явления, происходящие с веществами, при которых сохраняются их молекулы;    

б) явления, происходящие с веществами, при которых молекулы их разрушаются;  

в) явления, при которых из одних веществ образуются другие;  

г) явления, при которых изменяются размеры, форма тела, агрегатное состояние вещества, но само вещество не изменяется.                                                

1. Подберите синонимическое выражение к понятию

 «химические явления»: 

а) явления, при которых вещество не меняется;

б) химические реакции;

в) явления, при которых из одних веществ образуются другие;

г) явления, при которых изменяется агрегатное состояние вещества.

2. Укажите, где речь идет о химических явлениях:   

а) кислород сжижается при очень низких температурах;

б) кислород участвует в процессе дыхания и образует - при этом углекислый газ;  

в) кислород плохо растворим в воде;

г) горение ацетилена в кислороде применяется для газовой резки металлов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

2.Укажите, где речь идет о физических явлениях: 

а) вода кипит при температуре 100, а замерзает при 0;

б) под действием электрического тока вода разлагается на кислород и водород;

в) сахар хорошо растворяется в воде, а углекислый газ – плохо;

г) при взаимодействии воды с «негашеной известью» получается «гашеная известь».

3. Укажите, где речь идет о физических  явлениях: 

а) «сухой лед» (твердый углекислый газ) превращается в газ,  смачивается  водой;  

б) углекислый газ собирается на дне стакана и постепенно вытесняет  кислород;

в) углекислый газ и вода в процессе фотосинтеза образуют крахмал;    

г) углекислый газ вызывает помутнение известковой воды.                                                                 

3.Укажите, где речь идет о химических явлениях: 

а) порошок серы всплывает в воде;

б) при нагревании сера начинает плавиться;

в) сера горит синеватым пламенем;

г) расплавленная сера соединяется с водородом.                                                                                                                                                              

4. Из списка условий протекания и признаков химической                                              реакции выберите признаки:

а) облучение светом;

б) образование нерастворимого  вещества (осадка);

в) изменение цвета веществ;

г) нагревание;

д) выделение газа;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

4. Из списка условий протекания и признаков химической реакции     выберите условия:   

а) соприкосновение  веществ;

б) образование нерастворимого вещества (осадка);

в) облучение светом;

г) нагревание;

д) выделение газа.                                      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...