Урок "Аммиак" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Корнилова Ирина Викторовна

Урок химии с экологической направленностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ammiak.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл уроков по химии «Азот и его соединения» с экологическим направлением

Выполнили: Мазурок М.В.( учитель биологии-экологии), Корнилова И.В. (учитель химии-биологии)

Учитель географии  МОУ СОШ №55

     I.    Программа

Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.-7-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2010.

Учебник   О.С. Габриелян-химия 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.-М.: Дрофа,2010.

III.  Положение уроков в теме «Неметаллы»

Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.

Химические элементы в клетках живых организмов.

Водород.

Галогены.

Соединение галогенов.

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

Кислород.

Сера.

Соединение серы.

Азот.

Аммиак.

Соли аммония.

Кислородные соединения азота.

Фосфор и его соединение.

Углерод.

Кислородные соединения углерода.

Кремний и его соединения.

V. Тип урока – комбинированный.

Урок №1 – изучение нового материала.

Урок №2 – комбинированный

VI. Цели и задачи.

Общая цель:  изучить соединения азота, их влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Задачи:

Образовательные:

Учащиеся узнают, что такое азот, аммиак, оксиды азота, соли аммония.

Выявляют взаимосвязь между этими веществами.

Узнают химические свойства данных веществ.

Определяют влияние соединений азота на окружающую среду.

Знакомятся с применением данных веществ в антропогенной деятельности.

Развивающие:

Учащиеся учатся правильно делать выводы из экспериментальных работ;

учатся анализировать практические данные при проведении мониторинга движения автотранспорта.

Воспитательные:

Учащиеся продолжают формировать коммуникативные навыки в процессе групповой и коллективной  работы;

убеждаются в необходимости изучения темы, для  каждого человека;

продолжают формировать стойкие убеждения в необходимости природоохранной деятельности с целью сохранения жизни на Земле;

продолжают формировать экологическую культуру.

VII. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

VIII. Формы организации: индивидуальная, групповая, фронтальная.

IX. Средства обучения: Интерактивная доска, раздаточный материал, магнитная доска, лабораторное оборудование.

Этап урока

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

Педагогическое обоснование деятельности

Мотивационно-ориентировочная часть

Организационный этап

   Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Подготовка учащихся к работе

Готовность класса к работе

Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений способов действий

Проверка домашнего задания

     Фронтальный вопрос:

Характеристика азота, как химического элемента (3 человека работают по карточкам)

Упражнение №2, стр.146 (1 человек, задание выполняется у доски)

Рассказать о двойственной природе азота.

Рассказать о значении азота в природе.

Рассказать о влиянии азота на организм человека

Проверка экологических задач (2человека прорешивают на доске)

Организует работу учащихся, поясняет задания. Работа предполагает подробные ответы учащихся.

Учащиеся слушают ответы, исправляют ошибки и недочеты, решают экологические задачи.

 Проверка усвоения знаний, выявление ошибок, их коррекция

Актуализация знаний

Сегодняшний урок мы начнем с демонстрации опыта (опыт проводится под тягой). Тщательно разотрем ступкой смесь соли (хлорид аммония) и основания (гидроксид кальция) и нагреем смесь. Соберем выделяющийся газ в пробирку (аммиак – легкий газ, поэтому пробирку нужно перевернуть) .Подносим влажную лакмусовую бумажку к пробирке. Она синеет. Объясните это явление.

Активизация мыслительной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

Приходят к выводу, что в пробирке находится аммиак. Записывают в тетради уравнение реакции.

Воспроизведение учащимися знаний, необходимых для усвоения новых знаний

Мотивация и постановка цели

Где человек использует это вещество?

Как аммиак влияет на живые организмы?

Аммиак – это «яд» или «лекарство»?

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности

Приходят к выводу о необходимости изучения темы для каждого человека

Определение практической значимости темы

Исполнительная часть

Усвоение новых знаний и способов действия

Сейчас мы познакомимся с аммиаком как с химическим веществом. С помощью учебника вы заполняете основу для кластера.

В кластере должны быть основные направления:

Химическая формула;

Физические свойства;

Водородная связь;

Химические свойства;

Донорно-акцепторный механизм

Теперь проверим, все ли характеристики аммиака вы учли.

Изучив основные свойства аммиака как химического вещества, поговорим о его влиянии на живые организмы, его роли в природе и жизни человека

Класс разделяется на 2 группы:

Аммиак – это яд

Аммиак - лекарство

Проводится диспут по данному вопросу.

 

Рефлексивно-оценочная часть

Индивидуальная работа

Какая связь у молекулы аммиака?

Какую химическую связь называют водородной?  (1 уровень сложности)

Какое значение имеет водородная связь в химии и биологии? (2 уровень сложности)

Как изменится окраска фенолфталеина при добавлении его  к нашатырному спирту?  (3 уровень  сложности)

Информация о домашнем задании.

Изучить п. 25

Выполнить в тетради упражнения 7-9

На какие органы и системы органов человека негативно воздействует аммиак. Оказание первой медицинской помощи при отравлении парами аммиака.

Рефлексия.

Дежурные в группах оценивают работу учащихся, отмечают наиболее активных, пассивных, выставляют оценки.

Организует работу

с раздаточным материалом, параграфом 25 учебника.

Контролирует процесс заполнения, направляет работу учащихся

Организует работу учащихся у доски.

Организует работу по экологическому направлению

Организует работу с учебником, справочниками, дополнительным раздаточным материалом

Организует работу по выполнению дифференцированных заданий для создания ситуации успеха каждого ученика. Выявление качества усвоения знаний

Поясняет особенности выполнения каждого пункта домашней работы

Выставляет оценки за работу на уроке, учитывая оценку дежурных.

Заполняют основу для кластера

.

Ученики на доске оформляют каждое направление кластера.

Приходят к выводу, что аммиак – активное соединение, его используют в медицине, растениеводстве, но в больших дозах он губителен для всех живых организмов.

Каждый ответ озвучивается учениками, остальные проверяют правильность , корректируют ответ, оценивают ответ выступающего.

Записывают информацию в дневник.

Анализируют свою работу на уроке. Самооценка работы на уроке, личная значимость темы.

Самостоятельное изучение нового материала

Самопроверка выполненной работы, коррекция ошибок.

Отработка коммуникативных навыков, навыков сравнения и анализа.

Создание ситуации успеха каждого ученика.

Закрепление полученных знаний, применение их в нестандартной ситуации.

Выполняя домашнее задание, учащиеся прорабатывают материал. Усвоение знаний происходит на разных познавательных уровнях.

Осмысление учащимися своих действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....