Урок химии в 9 классе "Общая характеристика неметаллов"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Урок химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. В разработке имеет место нестандартное начало урока. Сценарий урока сопровождается презентацией. Кроме того, приведены презентации по физическим свойствам неметаллов, озону. Предложение содержит инструктивную карту к уроку для обучающихся, тесты для первичного контроля и ключ к ним. Материал можно использовать для подготовки к уроку не только по программе О.С.Габриеляна, но и по программам других авторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Общая характеристика неметаллов», 9 класс

       Цель:

развитие, систематизация и обобщение знаний учащихся об особенностях строения атомов – неметаллов и характере изменения свойств неметаллов в зависимости от положения этих элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева, особенностей их кристаллического строения и физических свойств образуемых ими простых веществ, о причинах аллотропии. Изучение состава  воздуха.

     Задачи:

Развивать умение объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

Характеризовать связи между составом, строением и свойствами неметаллов. Использовать дополнительную литературу, оформлять в виде презентации.

Воспитывать ответственное отношение к самостоятельной оценке знаний.

Оборудование:  модели кристаллических решеток алмаза, графита; коллекция неметаллов: уголь, сера, фосфор, йод; ряд  электроотрицательности,  ПСХЭ, компьютер, мультимедиа.

Ход урока.

Организационный момент.

На доске ряд элементов, прикрепленных магнитами  ( хлор, железо, кислород, фосфор, сера ).

- Ребята, уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность. Правильно. Это железо. А почему вы убрали? Верно, это металл, а остальные элементы – неметаллы.

 Изучать мы начинаем неметаллы и их соединения.

В природе несомненно их велико значение.

Водород, азот и фосфор, кислород и углерод.

Круг в природе, в организмах. Так идет за годом год.

Баланс природе не нарушишь , они вреда не принесут

Во многом примененье они всегда себе найдут!

       3.   Итак, тема нашего урока «Общая характеристика неметаллов», запишите в тетрадь.

       4. Обратите внимание на инструктивную карту.

            Прочитайте, что мы сегодня должны узнать? Слайд 1.(Читает ученик вслух: должны узнать положение неметаллов в периодической таблице, особенности строения атомов неметаллов -  простых веществ, физические свойства неметаллов, явление аллотропии у неметаллов, состав воздуха).

     5. Найдите задание № 1 в инструктивной карте. Прочитайте. Работаем в группах по 4 человека. Каждая группа составляет схему электронного строения атома неметалла, указанного в задании. К доске  2 учащихся составляют  схему строения одного из атомов  ( ребята в рабочих тетрадях).  Сколько электронов на внешнем уровне? Сколько не хватает до октета? Как атом может достичь этого? А отдать может? Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради на странице 72. ( в инструкции прочитать) ( 2 мин.) Можно обратиться к  § 15, стр.88.  Проверяем : читают 1 строку таблицы – группа  1; 2 строку - группа 2; 3 строку – группа  3.

   6. Своеобразной мерой неметалличности является электроотрицательность - важная  характеристика атомов – неметаллов. Что это такое? ( ученики дают определение).  Слайд 2. Откройте второй форзац учебника, найдите ряд электроотрицательности.  Какой самый электроотрицательный  элемент? ( это фтор). Можно воспользоваться периодической таблицей. Обратите внимание, чем ближе элемент расположен к фтору в ПСХЭ, тем сильнее проявляются у него окислительные свойства.  

   7. Задание № 3 в карте. Выполняем в тетрадях.  К доске 2 ученика от 1 и 3 группы ( что объединяет элементы?).  Значит, как изменяется электроотрицательность в периодах с возрастанием заряда ядра? ( т.е. слева направо) – усиливается. А в главных подгруппах сверху вниз? ( ослабевает).  Слайд 3.

Вывод: как изменяется ЭО в периодах и в главных подгруппах?. Оформите в виде схемы ( см. в инструкцию).

   8. Свойства простых веществ – неметаллов объясняются строением атомов. Между атомами  в них ковалентные связи. Вещества имеют атомные и молекулярные кристаллические решетки.

   9. Физические свойства неметаллов.  О них расскажет нам Усов Дима.

( презентация). На столе коллекция неметаллов, которые есть  у нас в наличии. На перемене можно посмотреть.

Демонстрация неметаллов.  Для неметаллов характерны 3  агрегатных состояния. Твердые вещества – сера , уголь активированный, кристаллический йод. Жидкое при обычных условиях простое вещество – бром ( ампулу показать). Газообразные – кислород, азот, хлор, водород.

Вопрос классу: чем отличаются неметаллы по агрегатному состоянию от металлов?

Цветовая палитра неметаллов:  белый – фосфор, черный – графит, фосфор, красный – фосфор, желтый – хлор, фиолетовый – йод, бесцветный – кислород, водород.  ( Сравните, почти все металлы – серебристо – белого цвета).

Температура плавления от 3800 градусов ( графит) до -210 ( азот). (Сравните, с металлами: от 3800 градусов ( вольфрам) до – 39 ( ртуть).

Некоторые неметаллы электропроводны ( графит, кремний), имеют металлический блеск ( йод, графит). Но все они – хрупкие.

Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: молекулярной ( все газы, белый фосфор) и атомной ( алмаз, графит, кремний и т.д.)

 Аллотропия. Для неметаллов в большей степени, чем для металлов, характерно явление аллотропии.

  Вспомните, что это? Например,  атомы углерода образуют такие простые вещества как алмаз , имеющий атомную кристаллическую решетку( показать модель ), графит ( показать модель). Сравните расположение атомов в этих кристаллических решетках. В тетрадях записать схему: углерод → алмаз

                                                                                                                                                                     ↓ графит

Атом кислорода образует простые вещества: кислород и озон. ( на доске 2 схемы: углерода и кислорода).  Об озоне нам расскажет Олег Шкробко.

( Приложение. Презентация об озоне).

Какие причины аллотропии вы можете назвать?

 Можно обратиться к тексту § 15, стр. 90 ( второй и третий абзац). ( разные типы кристаллических решеток: белый фосфор – молекулярная, красный – атомная; разная структура кристаллических решеток – тетраэдрическая – атомная решетка  у  алмаза, слоистая – у графита; разный состав молекул  аллотропных модификаций – кислород и озон).

Состав воздуха.  Еще в конце 18 века Антуан Лавуазье установил, что воздух – это не простое вещество, а смесь газообразных веществ – неметаллов. Прочитайте на странице 91 ( посл. Абзац), 92 , какие составные части воздуха различают и какие вещества к ним относятся. Заполните схему 12 в раб. тетради на странице 75. ( читают, сверяем).

В тетрадь записываем  М(возд.)= 29 г/моль; ρ(возд.)= 1,29 г/л; ф(О2 )=21%.

 Развитие промышленности и транспорта приводит к загрязнению воздуха. Об основных источниках загрязнения воздуха расскажет.

 Закрепление. Тест. (Проверка теста учащимися  - сверить с ключом на экране).

Подведение итогов. Оценки учащимся.

Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тет. Таблица 4.

Инструктивная карта к уроку

 «Общая характеристика неметаллов»

Что должны узнать на уроке?:

Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.

Физические свойства неметаллов.

Аллотропия неметаллов, причины.

Состав воздуха.

Группа № 1

Задание № 1.   Написать схему электронного строения атомов  неметаллов   C,   N  

 

Задание № 2.   Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72.  (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)

 

Задание № 3.   Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности  F,   Br,  CL .

        Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?.

Схема.

Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома

                                                                   ↓                                          ↓                    

                                                           в периодах:                              в группах:

     

         Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:

                              1.

                              2.

       Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха»  ( рабочая тетрадь, стр.75).

       Прочитать   § 15,  стр.91, 92

          Задание № 6.  Выполнить тест.

 

    Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради  таблица  № 4.

Приложения.

Инструктивная карта к уроку.

 «Общая характеристика неметаллов»

Что должны узнать на уроке?:

Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.

Физические свойства неметаллов.

Аллотропия неметаллов, причины.

Состав воздуха.

Группа 3

Задание № 1.  Написать схему электронного строения атомов неметаллов:    S ,  F

Задание № 2. Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72.  (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)

Задание № 3. Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности F,  N,   O,    

               Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?.

Схема.

Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома

                                                                        ↓                                          ↓                    

                                                           в периодах:                              в группах:

     

       Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:

                              1.

                              2.

          Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха»  ( рабочая тетрадь, стр.75).

                                Прочитать   § 15,  стр.91, 92

     

       Задание № 6.  Выполнить тест.

       

     Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради  таблица № 4.

Инструктивная карта к уроку.

 «Общая характеристика неметаллов»

Что должны узнать на уроке?:

Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.

Физические свойства неметаллов.

Аллотропия неметаллов, причины.

Состав воздуха.

Группа № 2

Задание № 1.   Написать схему электронного строения атомов  неметаллов   C,   N  

Задание № 2.   Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72.  (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)

 Задание № 3.   Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности  F,   Br,  CL .

        Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?

Схема.

Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома

                                                                   ↓                                          ↓                    

                                                           в периодах:                              в группах:

     

         Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:

                              1.

                              2.

       Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха»  ( рабочая тетрадь, стр.75).

                                  Прочитать   § 15,  стр.91, 92

     

       Задание № 6.  Выполнить тест.

              Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради  таблица  № 4.

Инструктивная карта к уроку

 «Общая характеристика неметаллов»

Что должны узнать на уроке?:

Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.

Физические свойства неметаллов.

Аллотропия неметаллов, причины.

Состав воздуха.

Группа 4

Задание № 1.  Написать схему электронного строения атомов неметаллов:    S ,  F

Задание № 2. Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради, стр. 72.  (Прочитать § 15, стр. 88). ( 2 мин.)

Задание № 3. Расположить элементы в порядке возрастания электроотрицательности  F,  N,   O,    

               Что объединяет эти элементы по положение в Периодической системе Д.И.Менделеева?.

Схема.

Изменение электроотрицательности с возрастанием заряда ядра атома

                                                                        ↓                                          ↓                    

                                                           в периодах:                              в группах:

     

       Задание № 4. Назвать причины аллотропии неметаллов:

                              1.

                              2.

         Задание № 5. Заполнить схему № 12 «Состав воздуха»  ( рабочая тетрадь, стр.75).

                                  Прочитать   § 15,  стр.91, 92

     

       Задание № 6.  Выполнить тест.

          Домашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тетради  таблица № 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История семи великих камней Алмазного фонда России

Слайд 2

Алмазный фонд России АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации - государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков. Основан в 1922 г. С 1967 в Московском Кремле открыта постоянная выставка Алмазного фонда. Среди семи исторических камней Алмазного фонда есть разные драгоценные камни, но в их ювелирном обрамлении обязательно присут-ствуют бриллианты.

Слайд 3

Большая императорская корона Бриллианты, рубин, серебро, жемчуг. 1762 г. Ювелир И.Позье Алмазный фонд России

Слайд 5

Скипетр императорский Золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль. 1770-е гг. Ограненный кабошоном бриллиант «Орлов» (199,6 кар.) был привезен из Индии и подарен графом Г. Орловым императрице Екатерине II. Он - один из семи исторических камней Алмазного фонда России.

Слайд 7

Индийский алмаз «Шах» (88 кар.) был подарен императору Николаю I иранским шахом после убийства в Тегеране русского посла и поэта Александра Грибоедова. Один из семи исторических камней Алмазного фонда России.

Слайд 9

Плоский портретный алмаз (около 25 кар.) редкой чистоты и величины. Это самый большой портретный камень мира, один из семи исторических камней Алмазного фонда России Браслет Алмаз, золото, изумруды, эмаль. Вторая четверть XIX в.

Слайд 10

Брошь Изумруд, бриллианты, золото, серебро. Середина XIX в. В центре броши – колумбийский изумруд ступенчатой огранки XV или XVI века. Вокруг – оправа в виде бриллиантовых виноградных листьев. Изумруд – один из семи исторических камней Алмазного фонда России.

Слайд 11

Брошь Сапфир, бриллианты, розы, серебро, золото. Середина XIX века. Брошь с цейлонским сапфиром старинной индийской огранки - самым большим и красивым в мире - в ажурной оправе из крупных и мелких бразильских бриллиантов и роз. Сапфир – один из семи исторических камней Алмазного фонда России.

Слайд 12

Держава императорская Золото, бриллианты, сапфир, алмаз, серебро. 1762 г. Принадлежала императрице Екатерине II . Держава в виде золотого полированного шара, увенчанного бриллиантовым крестом, укреплен-ном на большом цейлонском сапфире весом 200 карат. На пересечении бриллиантовых поясков – крупный алмаз весом 46.92 карата.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что должны узнать на уроке? Положение элементов – неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева Особенности строения атомов неметаллов Характеристика простых веществ – неметаллов. Физические свойства простых веществ – неметаллов Аллотропия неметаллов, причина Состав воздуха

Слайд 3

Неметаллы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

Слайд 4

Особенности строения атомов – неметаллов: Небольшой радиус атомов (в сравнении с радиусами атомов – металлов одного с ними периода) Число электронов на внешнем уровне от 4-х до 8 (у бора – 3 электрона)

Слайд 5

РЯД ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТИ НЕМЕТАЛЛОВ H , As , I , Si , P , Se , C , S , Br , Cl , N , O , F Электроотрицательность (ЭО) – способность атомов химического элемента смещать к себе общие электронные пары

Слайд 6

Изменение электроотрицательности неметаллов в периодах усиливается в группах ослабевает

Слайд 7

Аллотропия – это способность атомов химического элемента образовывать несколько простых веществ Химический элемент углерод С Алмаз Графит Кислород О 2 Озон О 3 Химический элемент кислород О

Слайд 8

Причины аллотропии: Разное строение кристаллических решеток (алмаз и графит) Разное число атомов в молекулах простых веществ (кислород и озон)

Слайд 9

Состав воздуха Составные части воздуха Постоянные N 2 ≈ 78 % по объему O 2 ≈ 21 % по объему инертные газы ≈ 1 % Переменные CO 2 ≈ 0 ,03 % по объему в одяные пары озон Случайные п ыль, м икроорганизмы, п ыльца растений, оксиды серы, азота


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОЗОН

Слайд 2

Озоновые Дыры 900igr.net

Слайд 3

Что это такое??? Озоновая Дыра-локальное падение озона в озоновом слое Земли. По теории, выведенной учёными во второй половине XX века, считается, что озоновые дыры образуются в результате выброса хлора и бромосодержащих фреонов в озоновый слой.

Слайд 4

Последствия образования озоновых дыр Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на землю и вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. Также от повышенного уровня излучения страдают растения и животные.

Слайд 5

Опасность в Антарктиде Озоновая дыра над Антарктидой появляется каждый год в начале весны в Южном полушарии. Площадь, охваченная озоновой аномалией, по состоянию на 25 сентября 2006 года была равна 29,5 млн. кв. км. В предыдущем рекордном 2000 году ее размеры составляли 29,4 млн. кв. км.

Слайд 6

Восстановление Озонового Слоя Хотя человечеством были приняты меры по ограничению выбросов хлоро и бромосодержащих фреонов путём перехода на другие вещества, например фторсодержащие фреоны, процесс восстановления озонового слоя займёт несколько десятилетий. Прежде всего это обусловлено огромным объёмом уже накопленных в атмосфере фреонов, которые имеют время жизни десятки и даже сотни лет. Поэтому затягивание озоновой дыры не стоит ожидать ранее 2048 года.



Предварительный просмотр:

Ответы к тесту

«Общая характеристика неметаллов»

I   вариант                                                           II вариант

1 в                                                                         1б

2 г                                                                          2б

3 г                                                                          3а

4 в                                                                          4г

5 в                                                                          5г



Предварительный просмотр:

Общая характеристика неметаллов

1 вариант

К неметаллам относится:

                         А) хлор ;   Б) кальций; В) калий ; Г) хром.

2.Число электронов на внешнем уровне неметалла:

                         А) 0-1;      Б) 5 - 8 ;        В) 2 - 3;             Г) 1 – 2.

3. Для кислорода характерны:

А) металлический блеск; Б) теплопроводность; В) Газообразное состояние при обычных условиях;   Г)   электропроводность.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

                     А) O,  S,  Se;         Б )  P,  O ,  F;          В ) N,  C,  P;     Г) B r ,   Cl,  Se.

5. Относится к переменным составным частям воздуха:

                   А) углекислый газ;     Б) азот;      В) кислород ;    Г) аргон.

Общая характеристика неметаллов

2 вариант

Не является неметаллом::

                           А) свинец ;     Б) фосфор;       В) селен;        Г) бор.

2. Самый сильный неметалл в Периодической системе:

                           А) кислород; Б) фтор; В) водород; Г) гелий.

3.Является жидкостью при обычных условиях:

                          А) хлор;    Б) йод;      В) бром;     Г) астат.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

                         А)  Br,  I,  As;            Б )  C,  S,  N;          В )  S,  P, Si;      Г)    O,  N,  C.

5. Впервые установил состав воздуха:

А) А.Лавуазье ;       Б)М.В.Ломоносов;       В) А. Авогадро;     Г) Д.И.Менделеев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физические свойства неметаллов

Слайд 2

Агрегатное состояние Жидкое ( Br 2 ) Твердое (C ) Газообразное ( N 2 )

Слайд 3

Цветовая гамма ЖЕЛТЫЙ ( S) Синий ( Ne ) Серый ( Si)

Слайд 4

Температура плавления -210 o C (N2) 3800 o C ( )

Слайд 5

Кристаллическая решетка Атомная ( Алмаз ) Молекулярная ( N2 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Общая характеристика неметаллов" урок химии в 9 классе по программе Габриеляна О.С.

Предлагаю урок химии в 9 классе по теме «Общая характеристика неметаллов» с использованием ИКТ. Урок построен на  применении методов, позволяющих учащимся самостоятельно, с использованием ...

Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок  работы с понятием «неметаллы» и поиска ...

Конспект урока химии "Кислород, его характеристика. Получение кислорода"

Урок химии в 8 классе. это первый урок по теме "Кислород".  Цель: конкретизировать знания учащихся  о химическом элементе и простом веществе. Познакомить с историей открытия, физическими сво...

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна

Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда...

Урок химии на тему: Характеристика химического элемента.

Урок дается в 8 классе. Творческое задание воспринимается абсолютно всеми учащимися с удовольствием и дает каждому возможность реализации своих творческих способностей независимо от уровня подготовки....

Методическая разработка урока химии по теме "Характеристика подгруппы углерода. Аллотропные видоизменения углерода"

Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа: состав → строение → свойства → область применения  представляют особенно широкие ...

Урок по теме "Общая характеристика неметаллов" в 9 классе

Данный урок можно проводить как открытый урок. Он составлен с учетом новых ФГОС.  Применяется групповая форма взаимодействия учеников....