Урок по теме "Общая характеристика неметаллов" в 9 классе
план-конспект урока по химии (9 класс)

Акуленко Марина Владимировна

Данный урок можно проводить как открытый урок. Он составлен с учетом новых ФГОС.  Применяется групповая форма взаимодействия учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemetally_konspekt_uroka.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Общая характеристика неметаллов», 9 класс

       Цель:

развитие, систематизация и обобщение знаний учащихся об особенностях строения атомов – неметаллов и характере изменения свойств неметаллов в зависимости от положения этих элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева, особенностей их кристаллического строения и физических свойств образуемых ими простых веществ, о причинах аллотропии. Изучение состава  воздуха.

     Задачи:

  1. Развивать умение объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
  2. Характеризовать связи между составом, строением и свойствами неметаллов. Использовать дополнительную литературу, оформлять в виде презентации.
  3. Воспитывать ответственное отношение к самостоятельной оценке знаний.

Оборудование:  модели кристаллических решеток алмаза, графита; коллекция неметаллов: уголь, сера, фосфор, йод; ряд  электроотрицательности,  ПСХЭ, компьютер, мультимедиа.

Тип урока:

  1. по основной дидактической цели: изучение нового  материала.
  2. по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Методы обучения:

  1. по характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-тивный, проблемно –поисковые.    2.  по виду источника знаний: словеснонаглядные         3.  по форме совместной деятельности учителя и уч - ся: рассказ, беседа

Задачи:

-Обобщить и закрепить знания учащихся о неметаллах как простых веществах; изучить строение неметаллов и явление аллотропии,

-Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального – логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению с использованием разноуровневых, посильных и нестандартных задач.

         -  Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

           -Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения.

Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа.

Средства обучения: таблицы, компьютер.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

1.     Анализ учебной информации

2.     Раскрытие межпредметных связей между химией, биологией.

3.     Выдвижение гипотез

4.     Анализ и составление обобщающих таблиц.

Оборудование и реактивы: образцы неметаллов - простых веществ H2, O2, Cl2 (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь, пьезозажигалка, йодкрахмальная бумажка.

ФОПД: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая (динамические группы).

Технологии: элементы технологии «Сотрудничества», личностно-ориентированного обучения. Информационно-коммуникационные технологии.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 

Постановка темы урока.

  1. Загадки: Учитель загадывает загадки, а уч-ся  отвечают. На доске открывать эти вещества

1) Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья,

Ярче в нем горит свеча,

Угадайте Вы меня! (Кислород)

2) Из меня состоит все живое,

Графит, антрацит и алмаз.

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)

3) Я - газ легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный.

Рождаю воду, когда сгораю,

Аэростаты наполняю,

А с кислородом образую

Я смесь горящую, взрывную. (Водород)

4 )Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня, и под водой

Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)

5) Предупреждаю вас заранее:

Я не пригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат. (Азот)

6) Тяжелый, жидкий и пахучий,

Подвижный, сильно ядовит.

Удушлив и весьма летучий

Сквозь поры пробки он летит.

Лечебным действием заметен

И всем известен потому. (Бром.)

7) Гулять в грозу - какой резон?

Подышим воздухом, дружище.

В природе словно стало чище,

Повсюду в воздухе ... (Озон.)

 

  1. На доске ряд элементов, прикрепленных магнитами  ( хлор, железо, кислород, фосфор, сера ).

- Ребята, уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность. Правильно. Это железо. А почему вы убрали? Верно, это металл, а остальные элементы – неметаллы.

  1.     Слайд № 1.  Итак, тема нашего урока «Общая характеристика                неметаллов», запишите в тетрадь.

          Изучение темы п.12, 13 до хим. свойств неметаллов.

Гипотеза:   Много ли простых веществ неметаллов в природе?

 По логике вещей, неметаллы простые вещества, следовательно, сколько химических неметаллических элементов, столько и простых веществ. Предположим, что на самом деле простых веществ неметаллов гораздо больше. В конце урока ответьте на вопрос. И почему?

  1.  Слайд №2. 

 Обратите внимание на инструктивную карту.

Что должны узнать на уроке?:

  1. Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
  3. Физические свойства неметаллов.
  4. Аллотропия неметаллов, причины.
  5. Распространение неметаллов в природе. Состав воздуха.

Работаем в группах по 4-5 человек. Распределяем учеников на группы и выдаем задания, согласно инструктивной карте ( 7-10 минут)

Слайд № 3. Положение неметаллов в ПС (группа 1)

Неметаллы находятся в верхнем правом углу ПС над диагональю В – Аt. Всего 22 элемента являются неметаллами в периодической системе1

Расположены в главных подгруппах 4 - 8 групп.

Особенности строения атомов неметаллов.

- на внешнем уровне имеют от 4 до 8 электронов

- небольшой радиус атомов

- стремятся принять электроны

Самым активным является фтор.

     Группа составляет схему электронного строения атома неметалла, указанного в задании. К доске  2 учащихся составляют  схему строения одного из атомов  ( ребята в рабочих тетрадях).  Сколько электронов на внешнем уровне? Сколько не хватает до восьми? Как атом может достичь этого? А отдать может? Составьте схему строения атомов, указанных в инструктивной карте. ( 1 мин.) Можно обратиться к  учебнику, стр.58-59.                               Проверяем. Ощепков Гатин

 

Слайды № 4-5-6.  Особенности строения атомов неметаллов (группа 2)

В периоде, в группе

Своеобразной мерой неметалличности является электроотрицательность - важная  характеристика атомов – неметаллов. Что это такое? ( ученики дают определение).  Откройте второй форзац учебника, найдите ряд электроотрицательности.  Какой самый электроотрицательный  элемент? ( это фтор). Можно воспользоваться периодической таблицей. Обратите внимание, чем ближе элемент расположен к фтору в ПСХЭ, тем сильнее проявляются у него окислительные свойства.    

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства. Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары. Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.

(Работа с рядом ЭО) Чем больше ЭО, тем сильней его способность к оттягиванию общих электронных пар, а значит тем сильней неметаллические, т.е. окислительные способности

Для атомов- неметаллов характерно:

  1. Небольшой атомный радиус
  2. Большее число электронов на внешнем уровне (4-8е)
  3. элементы-неметаллы расположены только в главных подгруппах, значит, происходит заполнение электронами только внешнего энергетического уровня.

Задание № 2 Выполняем в тетрадях.  Расположите химические элементы в порядке усиления электроотрицательности.  (хлор фосфор  кремний сера). ( что объединяет элементы?).  Значит, как изменяется электроотрицательность в периодах с возрастанием заряда ядра? ( т.е. слева направо) – усиливается. А в главных подгруппах сверху вниз? ( ослабевает).  

                       В периоде – Афонин   в группе - Манглюс

Слайды с 7 по 10. Учитель показывает слайды и дает задание 3 группе.

Слайды с 11 по 15 . Физические свойства неметаллов. (стр.64-65 учебника)  3 группа комментирует и обобщает.

  1. Каковы же физические свойства неметаллов?

а) Агрегатное состояние.

  • Твердые вещества: бор, углерод, кремний, фосфор, сера, мышьяк, селен, теллур, йод, астат;
  • Жидкости: бром – красно – бурая жидкость с тяжелым неприятным запахом;
  • Газы: водород, азот, кислород, фтор, хлор и инертные газы.

Особыми являются инертные или благородные газы. Инертные газы не имеют цвета и запаха. И являются одноатомными. Инертные газы считаются благородными. Обладают более высокой электропроводностью (по сравнению с другими) и, при прохождении через них тока, ярко светятся.

  • Неон - огненно красным светом.
  • Гелий - ярко-жёлтым светом.
  • Аргон – синим светом.
  • Криптон – светло- желтым светом.
  • Ксенон – фиолетовым светом.

Цветовая гамма разнообразная. Все указанные неметаллы (водород, кислород, азот, фтор и хлор) имеют двухатомные молекулы. Водород, кислород и азот бесцветны, фтор имеет светло – зеленый цвет, хлор – желто – зеленый.

б) Не имеют металлического блеска (исключение – графит, йод)

в) Большинство не проводят электрический ток (кроме кремния и графита)

г) Хрупкие.

Вопрос классу: чем отличаются неметаллы по агрегатному состоянию от металлов?

  1. Цветовая палитра неметаллов:  белый – фосфор, черный – графит, фосфор, красный – фосфор, желтый – хлор, фиолетовый – йод, бесцветный – кислород, водород.  ( Сравните, почти все металлы – серебристо – белого цвета).
  2. Температура плавления от 3800 градусов ( графит) до -210 ( азот). (Сравните, с металлами: от 3800 градусов ( вольфрам) до – 39 ( ртуть).
  3. Некоторые неметаллы электропроводны ( графит, кремний), имеют металлический блеск ( йод, графит). Но все они – хрупкие.

Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода.

Слайд  16. Свойства простых веществ – неметаллов объясняются строением атомов. Между атомами  в них ковалентные связи.

Такое разнообразие свойств неметаллов является следствие образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: молекулярной (все газы, белый фосфор)          и атомной (алмаз, графит, кремний…)

                     Физ.свойства  - Усанов, Шумилов;    Кристаллические решетки – Петрова

Слайд 17-18 . Аллотропия. Группа 4. Стр.65 и сообщения стр.80 и стр.160

Явление, при котором один химический элемент образует несколько простых веществ.

Причины аллотропии:

- разный состав молекул (О2 и О3)

- разное строение (алмаз, графит)

Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.

 Аллотропия. Много ли простых веществ неметаллов в природе?

 По логике вещей, неметаллы простые вещества, следовательно, сколько химических неметаллических элементов, столько и простых веществ. На самом деле простых веществ неметаллов гораздо больше.

Что является причиной аллотропии?

Атом кислорода образует простые вещества: кислород и озон. ( на доске 2 схемы: углерода и кислорода).  

Какие причины аллотропии вы можете назвать?

 ( разные типы кристаллических решеток: белый фосфор – молекулярная, красный – атомная; разная структура кристаллических решеток – тетраэдрическая – атомная решетка  у  алмаза, слоистая – у графита; разный состав молекул  аллотропных модификаций – кислород и озон).

        Поясняют:  Куприянова об углероде    Олихова о кислороде и озоне

5 группа слайд 19-20.

Распространение неметаллов в природе и применение.стр.60-62

Неметаллы, химические элементы, которые образуют простые тела, не обладающие свойствами, характерными для металлов. К неметаллам относятся 22 элемента. Только два неметалла — углерод и сера — были известны в древности. В 13 в. был получен мышьяк, в 17 в. открыты водород и фосфор, в конце 18 в. — кислород, азот, хлор, теллур. В 1789 А. Л. Лавуазье включил эти неметаллы в список простых веществ (кроме хлора, который тогда считали окисленной соляной кислотой). В 1-й половине 19 в. были получены бром, иод, селен, кремний, бор. Изолировать фтор и открыть инертные газы удалось лишь в конце 19 в. Астат получен искусственно в 1940.

Поясняют:  Севостьянов -кислород азот,   Иванов – водород,  Барсукова - углерод

Область применения

Примеры, перечень неметаллов, применяемых в той или иной промышленности

промышленность

Сера, азот и фосфор часто используют для получения кислот. Серу также используют на производстве резины.

транспорт

важным неметаллом в транспортной промышленности является водород. Его используют в качестве топлива. При сгорании такой вид топлива не загрязняет окружающую среду.

аграрная отрасль

сера используется для борьбы с вредными насекомыми и болезнями растений

медицина

Кислород используют для восстановления дыхания (кислородные подушки), уголь в форме активированного угля, который способен выводить из организма вредные вещества.

пищевая промышленность

азот используют для продления срока годности продуктов

Дополнительно:   Состав воздуха.  Еще в конце 18 века Антуан Лавуазье установил, что воздух – это не простое вещество, а смесь газообразных веществ – неметаллов. Какие составные части воздуха различают и какие вещества к ним относятся. Заполните схему 12 в раб. тетради на странице 75. ( читают, сверяем).

В тетрадь записываем  М(возд.)= 29 г/моль; ρ(возд.)= 1,29 г/л; ф(О2 )=21%.

 

Закрепление нового материала: тесты по вариантам

Подведем итог:  простых веществ неМе больше, чем неМе химических элементов , потому, что для неметаллов характерно явление аллотропии.

Оценки учащимся.

Домашнее задание. Изучить § 12, п.13 до хим. свойств, задание №2,3,4.

Рефлексия.

Мы достигли цели нашего урока? Что вызвало сложность по ходу урока? Какой этап урока?

Инструктивная карта к уроку.

 «Общая характеристика неметаллов»

             Что должны узнать на уроке?:

  1. Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
  3. Физические свойства неметаллов.
  4. Аллотропия неметаллов, причины.
  5. Распространение неметаллов в природе . Состав воздуха.

                                                                Группа 1. 

                                 Положение неметаллов в ПС. Строение атомов

Задание № 1.   Прочитать п.12 стр.57-58 до табл.12

Задание № 2.  Как располагаются неметаллы в таблице Менделеева?

Задание №3.  Составьте схему строения атомов азота и серы.

 

         Инструктивная карта к уроку.

 «Общая характеристика неметаллов»

             Что должны узнать на уроке?:

  1. Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
  3. Физические свойства неметаллов.
  4. Аллотропия неметаллов, причины.
  5. Распространение неметаллов в природе . Состав воздуха.

                                                                Группа II. 

                                 Особенности строения атомов

Задание № 1.   Прочитать п.12 стр.59-60 до распространения неметаллов в природе

Задание № 2.   Дать определение электроотрицательности.

Задание № 3. Составьте инструкцию по изменению свойств атомов в периоде и в группе.

Инструктивная карта к уроку.

 «Общая характеристика неметаллов»

             Что должны узнать на уроке?:

  1. Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
  3. Физические свойства неметаллов.
  4. Аллотропия неметаллов, причины.
  5. Распространение неметаллов в природе . Состав воздуха.

                                                                Группа III. 

                                 Физические свойства неметаллов

Задание № 1.   Прочитать п.13 стр.64-65 до определения аллотропии

Задание № 2.   Дайте характеристику физическим свойствам неметаллов

Задание № 3. Составьте схему типов кристаллических решеток неметаллов и приведите примеры

Инструктивная карта к уроку.

 «Общая характеристика неметаллов»

             Что должны узнать на уроке?:

  1. Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
  3. Физические свойства неметаллов.
  4. Аллотропия неметаллов, причины.
  5. Распространение неметаллов в природе . Состав воздуха.

                                                                Группа IV. 

                                                     Аллотропия

Задание № 1.   Прочитать п.13 стр.65 до химических свойств неметаллов. Стр.80 характеристика озона и стр.160-161 углерод.

Задание № 2.   Дайте определение аллотропии.

Задание №3. Объясните в чем причина аллотропии.

Инструктивная карта к уроку.

 «Общая характеристика неметаллов»

             Что должны узнать на уроке?:

  1. Положение неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
  2. Особенности строения атомов, простых веществ – неметаллов.
  3. Физические свойства неметаллов.
  4. Аллотропия неметаллов, причины.
  5. Распространение неметаллов в природе . Состав воздуха.

                                                                Группа V. 

                                 Распространение неметаллов в природе

Задание № 1.   Прочитать п.12 стр.60-61  

Задание № 2.   Дайте характеристику простых веществ: кислорода, азота, водорода, углерода по нахождению в природе и применению.

Задание № 3. Вспомните состав воздуха и составьте схему.

Тесты
                 
Общая характеристика неметаллов

  1. вариант

        1.К неметаллам относится:

                         А) хлор ;   Б) кальций; В) калий ; Г) хром.

2. Написать схему электронного строения атомов  неметаллов   C,   N  

3. Для кислорода характерны:

   А) металлический блеск; Б) теплопроводность; В) Газообразное состояние при обычных условиях;   Г)   электропроводность.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

              А) O,  S,  Se;         Б )  P,  O ,  F;          В ) N,  C,  P;     Г) B r ,   Cl,  Se

        5.Самый сильный неметалл в Периодической системе:

                           А) кислород; Б) фтор; В) водород; Г) бром

Общая характеристика неметаллов

2 вариант

1.Не является неметаллом::

                           А) свинец ;     Б) фосфор;       В) селен;        Г) бор.

2. Самый сильный неметалл в Периодической системе:

                           А) кислород; Б) фтор; В) водород; Г) берилий

3.Является жидкостью при обычных условиях:

                          А) хлор;    Б) йод;      В) бром;     Г) астат.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

        А)  Br,  I,  As;            Б )  C,  S,  N;          В )  S,  P, Si;      Г)    O,  N,  C.

       5.Написать схему электронного строения атомов  неметаллов   О,   S  

 

Общая характеристика неметаллов

3 вариант

1.Не является неметаллом:

                           А) фосфор ;     Б) магний;       В) селен;        Г) фтор.

2. Самый сильный неметалл в Периодической системе:

                           А) кислород; Б) хлор; В) водород; Г) фтор

3.Является твердым при обычных условиях:

                          А) хлор;    Б) бром;      В) сера;     Г) кислород.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:

               А) O,  N,  C.       Б )   Br,  I,  As;           В )  S,  P, Si;      Г)     C,  S,  N;

       5.Написать схему электронного строения атомов  неметаллов   С,   S  

Ответы к тесту

«Общая характеристика неметаллов»

        I   вариант                                                      II вариант                                  III вариант

           1 а                                                                        1 а                                              1б

          2 -                                                                         2 б                                               2 г

          3 в                                                                         3 в                                                3 в

          4 б                                                                         4 б                                                4 г

          5 б                                                                         5-                                                   5-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Презентация к уроку "Кислород, общая характеристика" 8 класс

Презентация к уроку " Кислород , общая характеристика  " 8 класс по учебнику  Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана...

Разработка урока "Кислород,общая характеристика" , 8 класс

Разработка урока " Кислород, общая характеристика" , 8 класс по учебнику Рудзитиса и Фельдмана...

урок "Кислоты. Общая характеристика" 8 класс

Урок по теме " Кислоты. Общая характеристика" разработан с использованием элементов педагогической техноглогии "Мастерская", данный урок участвовал в конкурсе методических разработок (диплом 1 степени...

Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».

Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Учебно-методическая разработка урока на тему "Класс Птицы. Общая характеристика" 7 класс

В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.Поэтому, современному педагогу необходимо ...