олимпиада по химии 10 класс.
олимпиадные задания по химии (10 класс) по теме

Брусова Татьяна Викторовна

данный  материал  может   быть  использован  на  школьной  олимпиаде  по  химии  для  10 класса, некоторые   задания  можно  порешать  учащимся  9 классов, задачи   будут  так  же  актуальны   для   11 класса .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_0limpiada.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

  Школьная  олимпиада  по химии 10 класс.

Задание 1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Cu→X→CuCl2→Y→CuSO4

Назовите вещества  X и Y.

 8 баллов

Задание 2. Определите объём воздуха (н.у.), необходимый для сжигания смеси 8 л метана и 4 л этана (н.у.), если объёмная доля кислорода в воздухе равна 0,21.

6 баллов

 

Задание 3. Водород, полученный при разложении 12,6 г гидрида кальция водой, пропустили над нагретым оксидом меди (II) массой 40г. Определите массу образовавшегося металла.

9 баллов

 

Задание 4. К 400 мл 10%-ной соляной кислоты (ρ = 1,05 г/мл) добавили 8,4 г карбоната магния. Какова массовая доля соли в полученном растворе?

12 баллов

Задание 5.

Простое вещество А активно реагирует с водой, образуя вещество Б и газ В. При взаимодействии с соляной кислотой вещества А также выделяется газ В. Вещество Б при взаимодействии  с соляной кислотой образует соль, окрашивающую пламя в кирпично-красный цвет. Какие вещества зашифрованы буквами «А», «Б», «В»? Составьте уравнения протекающих реакций.

5 баллов

Всего 40 баллов

Школьная   олимпиада  по химии 10 класс  (Решения)

1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Cu→X→CuCl2→Y→CuSO4          Назовите вещества  X и Y.

Решение:

1. Используя металлическую медь, надо получить вещество Х, из которого можно получить хлорид меди (II). Наиболее простой способ – окисление меди до оксида меди (II):

2Сu + O2 = 2CuO       (1 балл)

который, взаимодействуя с соляной кислотой, образует хлорид меди (II):

СuO + 2HCl = CuCl2 + H2O   (1 балл)

Возможен и другой способ. Медь растворяется в концентрированной серной кислоте:

Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O  (1 балл)

Если к полученному раствору прилить раствор хлорида бария, то образуется хлорид меди (II):

СuSO4 + BaCl2 = CuCl2 + BaSO4↓   (1 балл)  

Таким образом, вещество Х – это оксид меди (II) или сульфат меди (II).

 (1 балл)

2. Наиболее простой способ перехода от хлорида меди (II) к сульфату меди (II) через промежуточное соединение Y – осаждение гидроксида меди (II) с последующим растворением его в серной кислоте:

CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl      (1 балл)

Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O      (1 балл)

Таким образом, соединение Y – гидроксид меди (II).  (1 балл)

Итого: 8 баллов

2. Определите объём воздуха (н.у.), необходимый для сжигания смеси 8 л метана и 4 л этана (н.у.), если объёмная доля кислорода в воздухе равна 0,21.

Решение:

Определим объём кислорода V(O2) (н.у.), необходимый для сжигания метана и этана. При этом объёмы реагирующих газов относятся как количества веществ (числа моль) этих газов:

8 л     Х л

CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O;                1л СH4  -  2 л O2

1 л        2л                                          8 л CH4  - х л O2;   х = 16 л О2.  (2 балла)

   4л      х л

2C2H6 + 7O2 = 4CO2 + 6H2O;            2 л С2Н6  -  7л О2

   2л         7л                                        4л С2Н6  -  х л О2;    (2 балла)

                       х = 14 л О2.

Общий объём кислорода: V(O2) = 16 + 14 = 30 л О2.     (1 балл)

Зная объёмную долю кислорода в воздухе φ = V(O2)/ Vвозд. = 0,21, находим объём воздуха: Vвозд. = V(O2)/ φ = 30/0,21 = 143 л воздуха.   (1 балл)

Итого: 6 баллов

3. Водород, полученный при разложении 12,6 г гидрида кальция водой, пропустили над нагретым оксидом меди (II) массой 40г. Определите массу образовавшегося металла.

Решение:

1. Записываются уравнения реакций:

CaH2  + 2 H2O → Ca(OH)2 + 2 H2                                      (2 балла)

H2  +  CuO  Cu + H2O                                   (2 балла)

2. Рассчитывается количество вещества гидрида кальция и водорода:

    (1 балл)

,

.   (1 балл)

3. Вычисляется количество вещества оксида меди:

.   (1 балл)

n(H2) > n(CuO), недостатке – оксид меди (II). Дальнейшие расчеты ведем по количеству вещества СuO.  (1 балл)

4. Рассчитывается количество вещества меди и ее масса:

.

  (1 балл)

Ответ:  m(Cu)=32г.

Итого: 9 баллов

4. К 400 мл 10%-ной соляной кислоты (ρ = 1,05 г/мл) добавили 8,4 г карбоната магния. Какова массовая доля соли в полученном растворе?

Решение:

1. Записывается уравнение протекающей реакции

MgCO3  +  2 HCl  =  MgCl2  + CO2  +  H2O          (2 балла)

2. Вычисляется количества вещества карбоната магния и хлороводорода.

        (1 балл)

m(HCl) = V(р-ра)  ρ(р-ра)  w (HCl) = 400  1,05  0,1 = 42 г  (1 балл)

   (1  балл)

Сравниваются количества вещества MgCO3 и HCl, отнесенные к коэффициентам в уравнении реакции

 0,1         1,15

 <  , делается вывод о том, что карбонат магния взят в недостатке.

   1            2                      (2 балла)

Следовательно, дальнейшие расчеты ведутся по карбонату магния.

3. Вычисляется масса образовавшегося хлорида магния:

 (1  балл)

 (1балл)

4. Рассчитывается массовая доля хлорида магния в растворе

m(р-ра) = m(р-ра HCl) + m(MgCO3) – m(CO2) = 420 + 8,4 – 0,1  44 = 424 г

(3 балла)

 (1 балл)

Ответ: 2,24%

Итого: 12 баллов

Задание 5.  Простое вещество А активно реагирует с водой, образуя вещество Б и газ В. При взаимодействии с соляной кислотой вещества А также выделяется газ В. Вещество Б при взаимодействии  с соляной кислотой образует соль, окрашивающую пламя в кирпично-красный цвет. Какие вещества зашифрованы буквами «А», «Б», «В»? Составьте уравнения протекающих реакций.

в кирпично-красный цвет окрашивают пламя соли кальция,  поэтому вещество «А» - металл  Сa

Ca + 2H2O = Ca(OH)2+H2

2HCl + Ca = CaCl2 +  H2

Ca(OH)2 +  2HCl= CaCl2+ 2H2O

«А»- Ca

«Б»- Ca(OH)2

 «В»- H2

2балла

1 балл

1 балл

1 балл


5баллов

Всего: 40 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....