Методическая разработка урока "ВОДОРОД" 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Полякова Ирина Владимировна

В методической разработке урока «Водород», выстроенной в соответствии с ФГОС второго поколения, как один из приемов организации деятельности учеников по интерактивной технологии является групповая работа на ведущем этапе данного типа учебного занятия. Помимо этого, ребята, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vodorodpoluchenie_moya_razrabotka.zip144.35 КБ

Предварительный просмотр:

         Новые требования, предлагаемые учителю в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения  и практика последних лет развития общества в условиях всеобщей информатизации нацеливают работу учителя на использование системно-деятельностного подхода, предполагающего конструктивное взаимодействие ученика и учителя. Исходя из этого, учитель в процессе обучения становится помощником и наставником для учеников. При этом полностью меняется способ добывания знаний и информации ребятами, предполагающий активное участие в этом процессе прежде всего обучаемого. Для успешного и оптимального достижения поставленных перед учеником целей и задач в рамках системно – деятельностного подхода, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят элементы интерактивной технологии обучения в сотрудничестве и проблемный диалог между учителем и учеником. В методической разработке урока «Водород», выстроенной в соответствии с ФГОС второго поколения, как один из приемов организации деятельности учеников по интерактивной технологии является групповая работа на ведущем этапе данного типа учебного занятия. Помимо этого, ребята, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания. Опираясь на собственный опыт и ни чуть не умаляя заслуг выдающихся педагогов, позволю заметить себе, что именно такой способ познания и изучения является наиболее результативным для ученика, а эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Технологическая карта урока «Водород»

8 класс

Дидактическая цель:  создать комфортные условия для изучения и  систематизации материала  по теме «Водород», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Задачи урока:  

1. изучить физические  свойства  и способы получения водорода; описывать и различать изученные  газообразные вещества по физическим свойствам, химические реакции (предметный результат);

2. продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием; формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат); 

3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация к уроку «Водород», проектор и компьютер,  учебник Рудзитиса и Фельдмана ХИМИЯ 8 класс , рабочие тетради,    материалы  для демонстрационного опыта(гранулы цинка, соляная кислота, штатив с пробирками, спиртовка, спички, натрий, лакмус, вода дистиллированная).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы

Этап 1. Организационный (2 мин.)

Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада видеть вас  видеть!

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, фантазируют.

Личностные

(смыслообразование)

Этап 2. Проверка Д/з(10 мин.)

Итак, что мы с вами изучили на прошлом  уроке? К доске решать домашнюю задачу пойдет Иванова, а все остальные работаем по карточкам химических элементов. (вызываю к доске воспитанницу, которая будет решать домашнюю задачу; другая ученица показывает всем остальным воспитанницам карточки с химическими элементами). Пока идет работа по карточкам, прохожу по рядам и проверяю наличие домашнего задания!!!!! – 3минуты.

После решают по вариантам в рабочих тетрадях задачу, оформленную в виде таблицы – 4 минуты. Таблица с задачей – на слайде презентации.

вариант

масса, г (СuO)

количество вещества, моль (СuO)

число молекул (СuO)

I вар.

120

1.5

9,03*10 23

II вар.



III вар.

240



40

3



0,5

18,06*10 23


3,01*10 23


Затем предлагаю проверить домашнюю задачу у доски – 3 минуты. Сразу отценить ( разноцветный кружок)!!!!!!


Один человек решает домашнюю задачу у доски, а все остальные работают с карточками хим. элементов.










В рабочей тетради в течение 4 минут решают задачу, оформляя ее в виде стандартной записи расчетных задач. Проверяем решение задач с места – 3 человека. При этом получают разноцветные кружки.


Иванова отвечает на вопросы по домашнему заданию. Получает разноцветный кружок (способ оценивания).

Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Коммуникативные (определение способов взаимодействия)

 Учебник, мультимедийная презентация

Этап 3. Этап подготовки учащихся к активной познавательной деятельности ( 5 мин.)

Урок сегодня начнем не совсем традиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами. Вы знаете, что сейчас мы изучаем тему "Неметаллы”. И вот о каком неметалле мы поговорим сегодня, вы должны определить сами, отгадав загадку:

Вы со мною уже встречались -

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду.

(Водород)

- Значит тема нашего урока - Водород.

Ученицы фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос.


Записывают тему урока в рабочих тетрадях.

Личностные

(смыслообразование)


Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)


Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция)

Презентация к уроку

Этап 4. Этап изучения нового материала (20 мин.)

Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим. На слайде презентации изображена схема путешествия по теме с указание станций.

1. Станция «Историческая». Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника про открытие водорода.



































2. Станция  «Менделеевская» 

Предлагаю по вариантам приготовить ответы на вопросы. Каждой группе выдается карточка с заданиями.  Задание делается на время.

Задание для первого варианта: указать  положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер, относительную атомную массу, нейтронов, электронов.

Задание для второго варианта: указать заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов.


3. Станция «Природная» На этой станции мы познакомимся с нахождением для нас всех удивительного элемента и вещества – водород в природе.

Рассказ ученицы+слайд .
















4. Мы приближаемся к следующей станции «Получение водорода», на которой вам будет необходимо  побывать в химической лаборатории и узнать, как можно получить в лаборатории водород и проверить его свойства.

Показ учителем демонстрационного опыта: «Получение водорода при взаимодействии цинка с соляной кислотой»

Составление уравнения реакции.

Алгоритм опыта: (на слайде презентации)

•        Подготовить пробку с газоотводной трубкой.

•        Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка.

•        Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать выделение пузырьков водорода.

•        Собирать водород в пробирку, пробиркой вверх дном.

•        Проверить на частоту водорода.

Чистый водород вспыхивает со звуком, похожий на щелчок.

Составляем уравнение реакции:

1.        Zn +  2HCl = ZnCl2 + H2


Обсуждение эксперимента  по вопросам:

1. Почему водород собирают в пробирку вверх дном?

2. Во сколько раз водород легче воздуха?

3. Можно ли таким образом собирать кислород?

Открытие водорода:

В 1766г. Известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты. «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода. Первым стал рассматривать водород как химический элемент  француз  .Л.Лавуазье, который в 1787 году установил что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду» . Русское название (по смыслу одно и тоже) : вода род

В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по французки («аш»)
Дж. Дальтон рассматривал водород , как самый легкий газ.  В начале 19 века Дальтон создал первую  шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.



Ответы на вопросы заслушиваются у доски











Рассказ ученика: Водород - один из наиболее распространенных  элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры( 10 место среди всех элементов). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место.


Одна ученица выступает в качестве помощника учителя. Все записывают уравнение реакции получения водорода в рабочих тетрадях























Вывод формулирует ученица по вопросам.

1.        Газ б/ц, б/з, б/в.

2.        Самый легкий, собирать его нужно, держа пробирку вверх дном.

3.        Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ.

4.        Tкип = - 253 С

5.        Малорастворим в воде. (вывод есть на слайде)

Личностные (самоопределение)


Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)


Регулятивные (прогнозирование, коррекция)

Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриляна;

Этап 5. Первичное закрепление (5  мин.)

Диктую:

Графический диктант. «Сравнительная характеристика кислорода и водорода»

I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.        

II вариант – для водорода.

1)        Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.

2)        В реакциях, как правило, окислитель.

3)        Имеет аллотропные модификации.

4)        Используется как восстановитель в металлургии.

5)        Получают при разложении воды.

6)        Самый распространенный элемент космоса.

7)        Входит в состав воздуха.

8)        Реагирует с неметаллами.

9)         Входит в состав оксидов.

10)        Легче воздуха.

Ответ: I вариант:  О2 – 1,2,3,5,7,8,9; II вариант: Н2 – 1,4,5,6,8,10.

Работают в проверочных тетрадях

На слух воспринимают и отвечают на вопросы по вариантам. Сдают тетради.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)

мультимедийная презентация к уроку

Этап 7. Домашнеее задание (1 мин.)

Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание (параграф 25,26 с. 76 №3,5) Творческое задание: «Синквейн» для водорода. Составить по схеме:

•        Название темы – одно существительное

•        Описание темы -  два прилагательных

•        Описание действия – три глагола

•        Отношение к теме – четыре слова

•        Суть темы – одно слово


Водород

Бесцветный, легкий.

В реакции вступает, восстанавливает, сгорает.

В смеси с кислородом  взрывоопасен.

Осторожно!!!  

Записывают домашнее  задание в тетрадь.

мультимедийная презентация к уроку, учебник

Этап 8. Подведение итогов.(1 мин.)

Оценивает работу учеников (не менее 5-7 отметок за урок). При этом на протяжении всего урока за ответы с места и у доски ученики получают от учителя талончики различных цветов (желтый – отметка «3», зеленый – отметка «4», красный – отметка «5»). При накоплении у ученика трех и более талончиков ему выставляется соответствующая отметка за урок.

Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Этап 9. Рефлексия (1 мин.)

Вопрос классу:

 1.        Что нового узнали сегодня на уроке?

2.        В чем испытывали затруднение?

3.        Что понравилось на уроке? 

Фронтально отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Приложение 1

Раздаточные материалы для урока

(для II группы; на 4 этапе)

Составьте реакцию этерификации для:

уксусноизоамилового эфира (CH3COO-C5H10);

изовалерьяновоэтилового эфира (C4H9COO-C2H5);

 маслянопентилового эфира (C3H7COO-C5H11).

Раздаточные материалы для урока

(для III группы; на 4 этапе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (6 класс) по теме:"Умножение и деление обыкновенных дробей"

Урок-путешествие к "Острову Обыкновенных дробей".Обобщающий урок по данной теме.Отрабатываются умения и навыки применения правил умножения и деления обыкновенных дробей. Урок проводится в форме дидакт...

Методические разработки 5 класс

Представленные методические разработки можно использовать на уроках природоведения (программа Пакуловой, Ивановой)...

Методические разработки 8 класс

Представленные методические разработки можно использовать на уроках географии...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...