Урок-практическая работа "Скорость химической реакции"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Иванова Марина Васильевна

Практическая (лабораторная работа) проводится в разделе "Общая и неорганическая химия" студентами I курса колледжей или учащимися 11 класса. 

В данной работе исследуется протекание химического процесса во времени. Динамика этого процесса наглядно прослеживается, если результаты оформить в виде графика или диаграммы, созданными в  Microsoft Excel. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Современный урок с использованием ИКТ»

Иванова Марина Васильевна

ГБОУ «Колледж архитектуры и строительства № 7»

 «Скорость химических реакций»

 I курс - 11 класс

урок: практическая работа, интегрированный с информатикой.

Цели и задачи: формирование активной творческой позиции, творческого научного интереса в процессе доказательства истинности теоретических законов посредством химического эксперимента и его математического обоснования и оформления средствами ИКТ.

ТСО: локальная компьютерная сеть кабинета информатики, программа Microsoft Excel.

Обоснование:  1. данная практическая работа совмещает качественный и количественный методы в химии; 2. Студенты (учащиеся 11 класса)  уже овладели на уроках информатики программой Microsoft Excel; 3. так почему же не доказать возможности этой программы для количественного оформления химических экспериментов и наоборот?

Урок - практическая работа: «Скорость химической реакции», 11 класс.

Тип урока: интегрированный урок: практическая работа с использованием ИВТ.

Цели урока: Образовательная:

провести контроль теоретических знаний по теме «Скорость химических реакций» и практических умений и навыков осуществления химического эксперимента;

закрепить теоретические знания в процессе проведения и анализа результатов химического эксперимента;

используя возможности  компьютерной программы Microsoft Excel, построить регрессионную модель по экспериментальным данным для наблюдения зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

Воспитательная:

воспитание чувства ответственности, стремления повысить успеваемость, аккуратности, настойчивости, критического отношения к информации.

          Развивающая:

развитие навыков и умений самостоятельной работы с веществами и оборудованием;

формирование элементов научной деятельности, пытливости ума, научного мировоззрения;

развитие умений работы с ИВТ для оформления информации, анализа экспериментальных данных;

повышение интереса к процессу получения и закрепления знаний.

Оборудование:  вещества и оборудование на каждую парту согласно технологической карте, для заключительной части урока – компьютеры (кабинет ИВТ).                            

                                                      Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Учащиеся: приветствуют учителя, проверяют рабочие места.

2. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа по теме «Скорость химической реакции». Зависимость скорости реакции от различных факторов (температуры, давления, концентрации, катализаторов, ингибиторов).

Учащиеся отвечают, записывают на доске формулы.

Учитель оценивает ответы.

Формулирование темы и цели практической работы, определение приёмов техники безопасности;

Работа с инструкцией – дидактической картой, проверка степени подготовленности учащихся к проведению эксперимента.

Составление плана работы.

План практической работы:

I ЧАСТЬ: химический эксперимент в кабинете химии, проведение опыта, фиксация качественных изменений во времени, заполнение дидактической карты – 20 мин.

II ЧАСТЬ: оформление результатов работы средствами программы Microsoft Excel: построение графической модели по   полученным табличным данным – 15 мин.

III ЧАСТЬ: рифлексия: анализ работы,  формулирование выводов о зависимости скорости реакции от концентрации и других факторов, работа с тестом – 10 мин.

                   

             Практическая работа.

1. Учащиеся выполняют работу попарно, фиксируют полученные данные в таблице и записывают свои наблюдения в дидактическую карту урока.

Учитель следит за последовательностью работы, соблюдением правил техники безопасности, умениями и навыками экспериментальной работы учащихся, делает отметки в своём журнале.

2. По мере завершения экспериментальной части работы учащиеся приводят в порядок свои рабочие места, сдают их лаборанту или дежурному и следуют в кабинет информатики.

3. В кабинете информатики работают с компьютером, создают графики и диаграммы, сохраняют на диске со своим номером карточки в качестве имени файла.

4. делают выводы, заносят их в свою дидактическую карту, сдают работу учителю.

               Заключение, рефлексия.

 Выполнение III части приведенного выше плана работы.

               

Дидактическая карточка к проведению практической работы.

А. 1этап. Как известно скорость реакции зависит от нескольких факторов.

Убедимся  в этом на опыте, для этого проведём опыт, предложенный в практической работе «Скорость химической реакции» по учебнику химии О.С. Габриеляна для 11 кл.

1. Проведите опыты, согласно инструкции и заполните таблицу 1:

№ опыта

Схема опыта

Время протекания реакции, секунды

Изменения в пробирке, их последовательность

1.

0,2 % р-р KI + H2O2

2.

0,4 % р-р KI + H2O2

3.

0,8 % р-р KI + H2O2

4.

0,4 % р-р KI + H2O2 + CuSO4

5.

0,4 % р-р KI + H2O2, нагретый до 10С0

 

2. Проведем опыт взаимодействия кислоты с металлами: А) порошкообразное железо + 5 % р-р соляной кислоты.

Б) железо в стружках + 5 % р-р соляной кислоты.

Сравните скорости реакции визуально.

В) Проведите аналогичный опыт с гранулой цинка. Сравните опыт под (Б) с данным. Сделайте вывод: от чего зависит скорость реакции в этих случаях?

 

3. В одну пробирку налейте 2 мл раствора крахмала, а в другую столько же желудочного сока. Осторожно нагрейте пробирку с желудочным соком в водяной бане до 37 – 40 Со. Растворы двух пробирок смешайте. Что наблюдаете? Сделайте вывод об избирательном действии ферментов.

II этап. Цель: использование программы Microsoft Excel для построения графика и диаграммы по экспериментальным данным.

Построить таблицу, используя данные лабораторной работы, вычислить скорость реакций № 1,2,3 (см выше таблицу 1).

Вычисление скорости реакции.

время

концентрация

скорость

     t

С, моль/л

V

Занесите в Excel данные первых двух столбцов, введите формулу скорости реакции, вычислите, используя Excel.

Для построения диаграммы используем параметры: концентрация и  скорость.

Сохраните свой файл под именем номера вашей карточки и отправьте на данный вам диск.

 III этап. Продумайте, сформулируйте и запишите на карте выводы работы.

Сдайте карту учителю на проверку.

Спасибо за грамотную и аккуратную работу.

Обработка данных химического эксперимента с помощью Excel.

 

 

 

 

 

 

 

№ опыта

время,с

конц.

скорость

 

 

 

1

20

0,2

0,01

 

 

 

2

15

0,4

0,026667

 

 

 

3

10

0,8

0,08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...