Урок-конкурс "Металлы",11 класс
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Урок составлен учителем Квитоксой СОШ №1 Левицкой Л.В.
Урок проводится ссопровождением слайд- фильма.
Подсчёт баллов и подведение итогов возлагается на капитанов команд, которые в своей группе так же назначают консультантов.
Цели: Повторить и обобщить знания по теме «Металлы».
Развить умения и навыки: наблюдать, анализировать и делать выводы.
Углубить представление о многообразии металлов и их значении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Квитокская средняя общеобразовательная школа №1.
Урок- конкурс по теме: «Металлы»
11 класс.
Учитель химии:
Левицкая Лариса Викторовна.
2010 г.
Цели: Повторить и обобщить знания по теме «Металлы».
Развить умения и навыки: наблюдать, анализировать и делать выводы.
Углубить представление о многообразии металлов и их значении.
Урок проводится с использованием слайд- фильма.
Конкурсные задания и ответы для самопроверки размещены на слайдах.
Подсчёт баллов и подведение итогов возлагается на капитанов команд, которые в своей группе так же назначают консультантов.
Ход урока.
Конкурс « Подумай- ответь»
Проводится в виде викторины одновременно со всеми командами.
Правильный ответ 5 баллов, дополнительные- 2,5 баллов. Отвечает тот, кто быстрее поднимет руку.
- Старинные серебряные монеты чеканили из сплавов. Содержание какого металла в них составляет от 10 до75%. Чтобы узнать это—
- капаем на металл азотной кислотой – появиться зелёная кромка (вещество А)
- растворим кусочек металла в азотной кислоте. Раствор окрасится в голубовато – зелёный цвет ( вещество Б ).
Вы уже поняли о каком веществе идёт речь? Надо убедиться в этом наверняка.
Химический эксперимент.
Добавим в раствор дистиллированной воды, а затем по каплям раствор гидроксида аммония – образуется осадок (вещество В), который при дальнейшем добавлении растворяется, при этом раствор окрашивается в тёмно- синий цвет.
При быстро добавлении гидроксида аммония осадок не выпадает, а сразу возникает синяя окраска (вещество Г). Назовите вещества А-Г.
Ответ:
В серебряных монетах содержится до 75% меди. Вещество А –нитрат меди, вещество Б –то же, вещество Г – гидроксид меди.
Задание:
Составить уравнения проведённых реакций.
Cu( NO3)2 + 2 NH4OH = Cu(OH)2 + 2NH4NO3
Cu(OH)2 + 4NH4OH = ( Cu(NH3)4(OH)2 + H2O
- Почти все соединения хрома и их растворы интенсивно окрашены. Самое известное – дихромат калия K2Cr2O7 – окрашено в ……..цвет (а). При разложении этой соли образуется соединение Cr+3 , окрашенное в ….цвет (б) при комнатной температуре, на холоде – в цвет(в) . Хром в соединениях Cr+2 окрашен в -…..цвет(г), хром в свободном состоянии Cr0 в …..цвет(д)
Химический эксперимент.
Разбавим водой и проведём следующие реакции с:
е) нитратом серебра – окраска…..
ж) нитратом свинца-…….
з) пероксидом водорода-……
Ответ:
А) красно-жёлтый
Б)зелёный
В)фиолетовый
Г) синий д) голубовато- серебристый е) жёлтая ж)красная з)синяя
- Вот история, произошедшая с норвежским грузовым судном « Анатина». Трюмы теплохода, направлявшегося к берегам Японии, были заполнены медным концентратом. Внезапно судно дало течь в результате химической реакции. Какой?
Ответ. Медь, содержавшаяся в концентрате, образовала с железом, входящим в состав стали, из которой был сделан корпус судна, гальваническую пару, а морская вода послужила электролитом.
- В двух склянках без этикеток находятся гранулы магния и цинка. Каким из следующих способов можно различить металлы достаточно надёжно.
А) измерив объёмы водорода, выделившегося при взаимодействии одинаковых навесок металлов с соляной кислотой
Б) визуально, сравнив цвет металлических гранул
В) взвесив по одной грануле металла из каждой склянки
Г) по различию во взаимодействии металлов с разбавленными растворами серной кислоты и гидроксида натрия.
Ответ: а)
Конкурс «Подумай-объясни»
Ученики должны мотивировать происходящие реакции.
Демонстрационные опыты.
- Мешочек с деньгами не горит.
5-10 медных пятикопеечных монет подвешивают в батистовом мешочке над пламенем спиртовки. Ткань не загорается. Почему?
Ответ: Медь – хороший проводник, тепло сразу передаётся металлу, а ткань не успевает загореться.
- Человек в шубе.
Из тонкой цинковой пластинки вырезают фигурку человека, очищают и опускают в 10% раствор нитрата цинка, а затем добавляют несколько капель уксусной кислоты. Через некоторое время фигурка покроется блестящими иголками.
Ответ: произошла реакция замещения, иглы - ацетат цинка.
Конкурс « Подумай- напиши»
Каждой команде даётся задание.
- Какой из компонентов загрязнённого городского воздуха является наиболее коррозионно- активным по отношению к металлам, особенно при повышенной влажности: а) СО2, б)N2, в)СО, г)SO2
Ответ: г. SO2 + H2O =H2SO3
2.Если к смеси порошков двух простых веществ противоположной химической природы – вещество –А серебристого цвета и вещество Б тёмно-серого цвета – добавить несколько капель воды, являющейся катализатором реакции, то происходит очень бурная реакция. Это – смесь порошков: а) Mq и Zn , б) Al и Mq в)Al и I2
Ответ : Вещество А- Al , Б- I2 2AL + 3 I2= 2 Al I3
Конкурс « Знаешь ли ты»
Очки присуждаются той команде, чей игрок быстрее ответит на вопрос.
- Сравнительно недавно науке стали известны бактерии, « пожирающие» золото. Кто они: помощники человека или жадные монстры?
Ответ: Некоторые разновидности плесневых грибов оказались способны как бы высасывать золото из растворов, покрываясь при этом плёнкой позолоты. Грибную плёнку сушат, прокаливают и получают золото, правда в очень малых количествах. С их помощью можно извлекать из недр железо, цинк, никель и др.
2.Подавляющее большинство первооткрывателей химических элементов- мужчины.
Однако мы знаем и четырёх женщин: Мария Складовская-Кюри, Ида Ноддак, Маргарита Перей, Лизе Мейтнер. Какие элементы они открыли?
Ответ: Протактиний. Франций, рений, полоний и радий.
3. Современная медицина лечит многие заболевания. Иногда целые органы заменяют на искусственные. Немалую роль играют при этом металлы. Приведите примеры.
Ответ: В Филадельфии в 1996 году больному при ослабленном сердце параллельно ввели в брюшину титановое.
Из сплава кобальта, хрома, никеля отливают каркас исскуственного зуба, который потом облицовывают керамикой.
Если износились суставы, вам могут поставить кобальто- никелево- молибденовый протез.
Конкурс « Подумай – реши»
1 команда.
Металл А (относительная атомная масса 58,7 а.е.м.) массой1,49 г. взаимодействует с простым веществом В массой 6,44 г. с образованием соединения АВ2 без остатка.
Соединение АВ2 представляет собой:
А) CuCl2 б) CaF2 в) Fe Br2 г) NiJ2
Ответ: г
1, 49 г. вещества А взаимодействует с 6, 44 г.В
58,7 а.е.м. -----------------------------------с 2. А(В)
А (в)= 126,86 а.е.м.
2 команда.
Простое вещество А в определённых условиях представляет собой серебристо- белый жидкий металл, который при нагревании реагирует со многими элементами, расположенными в правой части периодической системы элементов. Особое сродство это вещество имеет к неметаллу Б – порошку жёлтого цвета. При нагревании вещество А соединяется с жёлто- зелёным газом В с образованием вещества Г. Приведите уравнение реакции и назовите вещества А и Б.
Ответ: Вещество А – ртуть, Б- сера, В – хлор, жёлто-зелёный газ.
Реакция с хлором:
Hq + Cl2 = Hq Cl2
Подведение итогов, оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....