Урок систематизации, обобщения и закрепления материала по теме:"Основные классы неорганической химии".
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Сердюкова Людмила

 

Урок систематизации, обобщения и закрепления материала по теме:"Основные классы неорганической химии" разработан на основе программы курса химии для 8 класса общеобразовательных учрежднений И.И. Новошинского и Н.С. Новошинской. Обучающие задачи урока: повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, типы химических реакций, индикаторы; проверить умения составлять уравнения химических реакций, экспериментально распознать кислоты, щелочи и соли, решать цепочки химических превращений; анализировать и систематизировать вещества по их строению, составлять вопросы при просмотре видеосюжета и отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра. Тема: «Основные классы неорганических соединений».

Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме: «Основные классы неорганических соединений».

Девиз: «Все познается в сравнении».

Задачи обучающие. Повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, типы химических реакций, индикаторы; проверить умения составлять уравнения химических реакций, экспериментально распознать кислоты, щелочи и соли, решать цепочки химических превращений; анализировать и систематизировать вещества по их строению, составлять вопросы при просмотре видеосюжета и отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.

Задачи развивающие. Развивать мышление (анализ, соотнесение данной темы), интерес к предмету.

Задачи воспитательные. Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность при просмотре видеосюжета, умение находить и решать экологические проблемы.

План урока.

1.Организационный момент (правила игры) (2мин).

2.Конкурс 1 «Теоретическая разминка. » (3 мин, 7 баллов)

3.Конкурс 2 «Найди родственников» (3 мин, 5 баллов).

4.Конкурс 3 «Третий лишний» (2 мин, 2балла).

5.Конкурс 4 «Экспертиза» (3мин, 8 баллов).

6.Конкурс 5 «Восстанови запись» (4 мин, 6 баллов).

7.Конкурс 6 «Блиц» (3 мин, 3 балла).

8. Конкурс 7 «Учись уравнивать» (4 балла)

9.Конкурс 7 «Посмотри и ответь» (5 мин, 4баллов).

10. Итоги конкурсов (сумма баллов каждой команды, максимально 39 балла).

11. Итоги урока (объявление оценок) (2мин).

12. Домашнее задание (2 мин).

Ход урока.

Организационный момент. 

Сегодняшний урок хотелось бы начать со стихотворения:

Я - химия!

Я математики и физики сестра,

Я - химия! Познай со мной Природу!

Ученые мужи все влюблены в меня.

Молекулы и атомы для них звучат, как оды. 

Я вездесуща! С вами я везде-

За партой вы иль за столом сидите.

И необъятна я под стать Земле,

Таинственна, как родина моя – Россия.

Учитель знакомит учащихся с целью урока, ходом игры, правилами; напоминает о разделении класса на команды. Игра состоит из нескольких конкурсов с разными заданиями, которые оценивают учитель с помощником.                                                                 Учащиеся заранее распределяются по командам (7 человек), выбирают капитана каждой команды. Команда №1- «Атом», команда № 2- «Молекула», команда №3 – «Ион».       Учитель объясняет правила игры.                                                                                                 Правила игры.

  1. После каждого этапа учитель подводит итоги конкурса и выставляет баллы каждой команде.
  2. Капитан команды назначает своих участников по каждому конкурсу.
  3. Если кто-либо в команде в течении всей игры не принимает в ней участие, то со всей команды снимаются баллы.
  4. Конкурс 1 «Теоретическая разминка. Лотерея».

Правила игры лотереи. Ученик берет карточку и показывает номер. Учитель зачитывает вопрос. Представитель каждой команды поочередно отвечает. 1.Вопрос. Наука о веществах, их свойствах и превращениях.                                                                             Ответ. Химия.

2.Вопрос. Вещества, состоящие, из атомов одного химического элемента.

Ответ. Простые вещества.

3.Вопрос. Элементы, атомы которых имеют на внешнем энергетическом уровне обычно один или два электрона.

Ответ. Металлы.

4.Вопрос. Элементы, атомы которых имеют на внешнем энергетическом уровне от трех до семи электронов.

Ответ. Неметаллы.

5.Вопрос. Вещества, состоящие из атомов разных химических элементов.

Ответ. Сложные вещества.

6.Вопрос. Сколько классов сложных веществ неорганической химии вам известно.

Ответ. Четыре (оксиды, основания, кислоты, соли)

7.Вопрос. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Ответ. Оксиды.

8.Вопрос. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Ответ. Кислоты.

9.Вопрос. Сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или несколько гидроксильных групп.

Ответ. Основания.

10.Вопрос. Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.

Ответ. Соли.

11.Вопрос. Назовите вещество, которое одновременно и оксид и гидрид.

Ответ. Вода.

12.Вопрос. Связь между атомами одного химического элемента-неметалла.

Ответ. Ковалентная неполярная.

13.Вопрос. Связь между ионами металлов и неметаллов.

Ответ. Ионная.

14. Вопрос. Связь в кислотных оксидах.

Ответ. Ковалентная полярная.

15.Вопрос. Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет.

Ответ. Индикаторы.

16.Тип реакции, при которой атомы сложного вещества замещаются на атомы одного из элементов сложного вещества.

Ответ. Замещения.

17.Вопрос. Соли, содержащие кислотный остаток сероводородной кислоты.

Ответ. Сульфиды.

18.Вопрос. Соли, содержащие кислотный остаток азотной кислоты.

Ответ. Нитраты.

19.Вопрос. Соли, содержащие кислотный остаток фосфорной кислоты.

Ответ. Фосфаты.

20. Вопрос. Соли, содержащие кислотный остаток серной кислоты.

Ответ. Сульфаты.

21. Вопрос. Соли, содержащие кислотный остаток угольной кислоты.

Ответ. Карбонаты.

Конкурс 2 «Найди родственников» (3 мин, 5 баллов).

Командам выдаются дидактические карточки с формулами веществ (используем 5-8 ряды дидактической карточки). За 1 мин команде «Атом» необходимо выбрать из предложенного перечня веществ все оксиды, команде «Молекула» - основания, команде «Ион»- кислоты и записать их в таблицу. Дать им названия.

Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов. (1балл за каждый правильный ответ).

Таблица. Основные классы неорганической химии.

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

SO3

Zn(OH)2

H3PO4

Mg(NO3)2

MgO

Ca(OH)2

H2S

K2S

SO2

Mg(OH)2

H2SO4

Na2SO4

FeO

KOH

H2SO3

BaCl2

Fe2O3

Al(OH)3

H2CO3

FeS

Na3PO4

Na2CO3

Дидактическая карточка.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

HCl

CO2

Mg

NaOH

CuO

CuSO4

HNO3

2

Na2O

Fe(OH)2

Al2O3

H2O

Na

C

P2O5

3

Fe

AgNO3

Cu(OH)2

P

CaO

H2SiO3

Cl2

4

CuCl2

Ca

NaCl

CaCO3

H2

ZnO

Cu

5

SO3

K2S

S

Zn

Na2SO4

O2

Al(OH)3

6

N2

H3PO4

SO2

FeO

H2CO3

Na3PO4

Na2CO3

7

Mg(NO3)2

MgO

H2S

H2SO4

BaCl2

KOH

Fe2O3

8

Zn(OH)2

Si

Ca(OH)2

Mg(OH)2

FeS

NaAlO2

H2SO3

Конкурс 3 «Третий лишний» (2 мин, 2балла).

За 1 мин необходимо найти на каждой строке лишнюю формулу вещества и объяснить, почему именно эта формула лишняя.

Задание команде «Атом». Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:

  1. CO2          Fe(OH)3                        SO3
  1. AgNO3            NaOH             Cu(OH)2

Задание команде «Молекула». Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:1 HCl         Al(OH)3        H2SO4

          2. MgSO4            FeS                 K2O

Задание команде «Ион». Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:

  1. СuCl2           HNO3               H3PO4

  2. Al2O3                  H2S                  N2O5                                                                                                                             Конкурс 4 «Экспертиза» (3мин, 8 балла).                                                                    Учитель: Всем вам известно, что кислоты кислые на вкус, но не все кислоты можно пробовать на вкус, так как многие из них ядовиты и опасны: серной кислотой можно получить ожоги; один полный вдох синильной кислотой приводит к потере сознания и смерти через 1-2 минуты. Поэтому распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик - это опасно.

-Каким же способом можно распознать кислоты, не пробуя их на вкус?

Ответ учащихся: индикаторами.

-Какие индикаторы вы знаете?

Что такое качественные реакции? Ответ учащихся: Реакции, в результате которых доказывается наличие данного вещества, называются качественными.

-Как действуют кислоты, щелочи на индикаторы?

Ответ учащихся: Растворы кислот и щелочей изменяют цвет индикаторов. Нерастворимые кислоты и основания не меняют окраску индикаторов. (таблица индикаторов, слайд)

Чтобы подтвердить каждой команде выдается по три пробирки с веществами и универсальный индикатор (работа в парах).

Задание команде «Атом»: 1. NaOH        2. HCl             3. NaCl

Задание команде «Молекула»: 1.KBr         2.H2SO4          3.KOH

Задание команде «Ион» : 1.HNO3          2.KI            3. LiOH                                                  За 1 минуту, используя индикатор, необходимо распознать, в какой пробирке находится каждое вещество, и объяснить почему. Записать уравнения диссоциации электролитов.Сравните свои выводы (слайд )

Уравнения диссоциации электролитов (вещества, которые в растворе и расплаве проводят электрический ток).

NaOH = Na+ + OH-

HCl = H + + Cl

NaCl = Na+ + Cl-

KBr = K+ + Br -

H2SO4 = H+ + SO4 2 - 

KOH = K+ + OH-

KI = K+ + I-

HNO3 = H+ + NO3-

LiOH = Li+ + OH- 

После выполнения эксперимента представители команд читают стихи про индикаторы.           Фенолфталеин.

Попасть в кислоту - есть ли горше удача?

Но он перетерпит без вздохов, без плача.

Зато в щелочах у фенолфталеина

Начнется не жизнь, а сплошная малина.                                                                             Метилоранж.

От щелочей я желт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда.

Но бросаюсь в воду без оглядки,

И здесь уж не заест меня среда.

Лакмус

Индикатор лакмус - красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус - синий,
Щёлочь здесь - не будь разиней,
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

Учитель: Представители каждой команды дома проводила исследование. Они приготовили индикатор из растительного материала: столовой свеклы, черной смородины и вишни. Покажите ваши результаты.

Демонстрация (отчет по домашнему эксперименту; 2 балла).

Представители каждой команды демонстрируют действие сока столовой свеклы, черной смородины и вишни на кислоту и щелочь.                                                                                    Слайд. Растительные индикаторы.

Растительный материал

Цвет индикатора

Нейтральная среда

Кислотная среда

Щелочная среда

Столовая свекла

Розовая

Интенсивно розовая

Желтая

Вишня

Розовая

Интенсивно розовая

Желтая

Черная смородина

Розовая

Интенсивно розовая

Желтая

Учитель: Совет будущим хозяйкам. В конце варки борща со столовой свеклой добавьте немного лимонной кислоты – цвет борща станет ярким.

Конкурс 5 «Восстанови запись» (4 мин, 6 балла).

Командам выдаются бланки с заданием. За 3 мин необходимо дописать пропущенные вещества, расставить коэффициенты и указать тип реакции. Затем команды обмениваются выполненными заданиями и проверяют их в течение 1 минуты. Каждое правильно записанное уравнение реакции оценивается в 1 балл.

Задание команде «Атом».

СuO +…….. =CuCl2 + H2O

Mg + Cl2 =…….

Fe(OH)3 =………. + H2O

Задание команде «Молекула». 

Ca + Br2 =………

Cu(OH)2 = ……… +CuO

Zn + H2SO4 = ……. + H2

Задание команде «Ион».

Na2O + HCl = ………. +H2O

Al(OH)3 = ……… + H2O

Mg + H2SO4= ……… + H2

Решение задания конкурса «Восстанови запись»

Задание команде «Атом».

СuO + 2 HCl = CuCl2 + H2O (тип реакции обмена)

Mg + Cl2 = Mg Cl2 (тип реакции соединения)

2Fe(OH)3 = 3H2O + Fe2O3 (тип реакции разложения)

Задание команде «Молекула».

Ca + Br2 = Ca Br2 (тип реакции соединения)

Cu(OH)2 = H2O +CuO (тип реакции разложения)

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 (тип реакции замещения)

Задание команде «Ион».

Na2O + 2HCl = 2NaCl +H2O (тип реакции обмена)

2Al(OH)3 = Al2O3+ 3H2O (тип реакции разложения)

Mg + H2SO4= MgSO4+ H2 (тип реакции замещения)

Конкурс 6 «Блиц» (2 мин, 3 балла).

Представителю каждой команды выдаются карточки с цифрами 1,2,3.

Ответы на вопросы дают ученики, поднимая карточки с нужной цифрой. Вопросы задает учитель. Задание команде «Атом». Сектор «Кислоты».

  1. Какая кислота содержится в желудочном соке человека:
  1. Серная 2) Соляная 3) Фосфорная
  1. Какая кислота используется в аккумуляторах:
  1. 1)Серная 2) Соляная 3) Фосфорная

3.Какая кислота содержится в составе газированного напитка «Пепси-кола»: 1)Серная 2) Соляная 3) Фосфорная

Задание команде «Молекула». Сектор «Основания».

1.Какая щелочь используется для побелки стволов деревьев с малой концентрацией:

1)Гидроксид калия 2) гидроксид кальция 3) гидроксид натрия

2. Какая щелочь называется каустической содой и применяется для производства искусственного волокна, а также для очистки продуктов нефтепереработки. 1)Гидроксид калия 2) гидроксид кальция 3) гидроксид натрия

3.Какая щелочь более опасна: 1)Гидроксид калия 2) гидроксид кальция 3) гидроксид натрия

Задание команде «Ион». Сектор «Соли».

1. 0,9 %раствор какой соли называют физиологическим раствором и применяют при потере крови:

1)хлорид натрия 2) нитрат серебра 3) хлорид кальция

2. 5% раствор какой соли применяют при аллергической реакции детям: 1)хлорид натрия 2) нитрат серебра 3) хлорид кальция

3. Какая соль применяется под названием «ляпис» и применяется в медицине для прижигания бородавок:

1)хлорид натрия 2) нитрат серебра 3) хлорид кальция                                                                  Ответы к заданию конкурса 6 «Блиц» .                                                                                               Задание команде «Атом». Сектор «Кислоты».                                                                                                Какая кислота содержится в желудочном соке человека:1)Серная 2) Соляная                              3) Фосфорная                                                                                                                                            Какая кислота используется в аккумуляторах: 1)Серная 2) Соляная 3) Фосфорная                   3.Какая кислота содержится в составе газированного напитка «Пепси-кола»: 1)Серная 2) Соляная 3) Фосфорная                                                                                                                      Задание команде «Молекула». Сектор «Основания».                                                                        1.Какая щелочь используется для побелки стволов деревьев с малой концентрацией:1)Гидроксид калия 2) гидроксид кальция 3) гидроксид натрия                               2. Какая щелочь называется каустической содой и применяется для производства искусственного волокна, а также для очистки продуктов нефтепереработки. 1)Гидроксид калия 2) гидроксид кальция 3) гидроксид натрия      3.Какая щелочь более опасна: 1)Гидроксид калия 2) гидроксид кальция 3) гидроксид натрия                                                     Задание команде «Ион». Сектор «Соли».                                                                                1.0,9 %раствор какой соли называют физиологическим раствором и применяют при потере крови:1)хлорид натрия 2) нитрат серебра 3) хлорид кальция                                                 2.5% раствор какой соли применяют при аллергической реакции детям: 1)хлорид натрия 2) нитрат серебра 3) хлорид кальция                                                                                             3.Какая соль применяется под названием «ляпис» и применяется в медицине для прижигания бородавок: 1)хлорид натрия 2) нитрат серебра 3) хлорид кальция 

Конкурс 7 «Учись уравнивать» (4 балла) Запишите уравнения химических реакций по схеме: 1 команда   Оксид ртути(+2) = ртуть + кислород                                                           Алюминий + соляная кислота = хлорид алюминия + водород                                                             2 команда Цинк + кислород = оксид цинка                                                                                 Карбонат кальция = оксид кальция + оксид углерода ( +4)                                                                3 команда  Оксид железа + алюминий = железо + оксид алюминия                                              Сульфат цинка + гидроксид натрия = сульфат натрия + гидроксид цинка                    Конкурс 7 «Учись уравнивать» Проверь себя.1 команда1) 2HgO =2 Hg + O2                                 2) 2Al + 6HCl =2 AlCl3 +3H2                                                                                                                                                             команда №2   2Zn + O2 = 2ZnO                                                                                                            CaCO3 = CaO + CO2                                                                                                                                                                                          команда№3 1) Fe2O3 + 2Al = Al2O3 +2 Fe                                                                                  2)FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4                                                                                                                                                Конкурс 7 «Посмотри и ответь» (4 мин, 4 балла).                                                           Учащимся демонстрируют видеосюжет по теме «Кислотные дожди» без звукового сопровождения. Во время просмотра необходимо составить вопросы к видеосюжету. После просмотра команды по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. За каждый правильный вопрос и ответ ставится 1 балл.                                                                                        Вопросы к видеосюжету:1.Основные антропогенные источники загрязнения атмосферы. (Автотранспорт, тепловые электростанции, промышленные предприятия).2.Основные загрязнители атмосферы – оксиды(оксиды углерода СО, СО2, оксиды серы SO2, оксиды азотаN2O, NO, NO2)   3.Парниковый газ, задерживающий тепловое излучение, приводящий к изменению климата, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана.(СО2)4.Кислотные дожди образуются в результате взаимодействия кислотных оксидов с водой негативно влияют в том числе и на урожайность сельскохозяйственных культур.                         5. Каковы возможности предотвращения повышения концентрации СО2 и С Н4 в атмосфере? Снижение масштабов сжигания органического топлива, приостановление вырубки лесов, разработка альтернативных видов энергии. 6. Сущность метода нейтрализации выхлопных газов автомобилей. На выхлопную трубу в автомобилях устанавливают нейтрализаторы, которые обеспечивают дожигание и разложение продуктов неполного сгорания , в частности, оксидов азота на азот и кислород.                                                                                                                  Итоги конкурсов (сумма баллов каждой команды, максимально 39балла)                                         Супер - приз ( для желающего дополнительную оценку).

Записать уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, прослушав сказку о серной кислоте.

Сказка о серной кислоте.

В химическом царстве, великом государстве Кислот в городе Двухосновных жила – поживала принцесса Серная, красавица и умница. Пришло ей время замуж выходить.

Жалко было королю - отцу Водороду- отпускать дочь в другие островные царства. Вот и придумал он трудные испытания для принцев иноземных, чтобы любовь была с первого взгляда, видимого и мгновенного.

Много красавцев съехалось в палаты королевские: королевич от оксидов основных – Оксид Магниевич, от оснований, едких щелочей – Гидроксид Натриевич… Но покорил своенравную Серную скромный вежливый королевич с острова Солей, сын князя Бария – Барий Хлоридович. Встретились они и поняли, что не прожить им друг без друга.

Дружным пирком да за свадебку. И отцы довольны: король Водород – внучкой- малышкой Соляной, а князь Барий – внуком Барием Сульфатовичем.

Ответ. Уравнение реакции.

H2 SO4 + ВаCl2 = Ва SO4 + 2H Cl

SO4 2- + Ва2+ = Ва SO4

Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкурсов. Он подсчитывает сумму баллов каждой команды и выставляет оценки каждому члену команды. ( За всякого не принимавшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу).

Домашнее задание. Сборник контрольных заданий И.И. Новошинского. Работа № 3 Вариант № 3 (задания 1-5); Вариант № 11 (задания 1-5).

Работа № 4 Вариант № 9 (задание 5); Вариант № 16 (задание 5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают  выводы о принадлежности веществ к тому...

Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР по теме «Основные классы неорганических веществ»

Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР. Урок – закрепление нового материала. Тема урока «Основные классы неорганических веществ» ....

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Урок обобщения и защиты проекта по теме: "Основные классы неорганических соединений"

Тема: основные классы неорганических соединений.Класс: 8Цели урока:Обучающая — повторение, углубление и обобщение знаний об основных классах неорганических соединений, защита проекта.Развивающая – раз...

Конспект урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Урок обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений. Урок - игра. Составлена презентация к уроку....