Открытый урок "Соляная кислота и её соли."
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Пономарева Наталья Юрьевна

Изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_solyanaya_kislota.doc46 КБ
Файл solyanaya_kislota_i_eyo_soli.pptx63.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе по теме: Соляная кислота и её соли.

Цель: изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.

Задачи:

Образовательная - в процессе исследования изучить химические свойства соляной кислоты и познакомиться с качественной реакцией на хлорид ион.

Развивающая - развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Воспитательная - развивать познавательную деятельность через эксперимент.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практическая работа, использование ИКТ.

Организационные формы: беседа, практическая работа, сообщения учащихся.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра, медь, магний, алюминий, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

  1. Анализ учебной информации.
  2. Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Анализ и составление обобщающих выводов.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: 

Тема нашего урока «Соляная кислота и её свойства». (слайд 1)

Девизом нашего урока будут слова Гёте:

« Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать». (сл.2)

Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Сначала вспомним, что мы знаем о кислотах. Итак, первый вопрос:

Что такое кислота? (сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка).

Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.

Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).

Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).

Физические свойства:

Концентрированная соляная кислота (массовая доля хлороводорода составляет 37%) – это бесцветный раствор, сильно дымящий во влажном воздухе, с резким запахом вследствие выделения хлороводорода. (слайд.3 видео опыта "Свойства дымящей соляной кислоты")

Получение соляной кислоты:

1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде.

2.В лаборатории H2SO4 +2NaCl →2HCl ↑ + Na2SO4

Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода - в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота – раствор хлороводорода в воде.

Химические свойства:

1) Изменение окраски индикатора (лакмус- красный)

2) Взаимодействует с металлами (если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль.

Исключение HNO3 (выделяются другие газы)

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2        2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2                Cu + HCl →

Практическая работа

3) Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами:

MgO + 2HCl → MgCl2 + H2O                        ZnO + 2 HCl→ ZnCl2 + H2O

4) Взаимодействует с основаниями:

HCl + KOH → KCl + H2O                        3HCl + Al(OH)3 → AlCl3 + 3H2O

5) Взаимодействует с солями (в соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую), образуется другая кислота и другая соль.

 HNO3

H2SO4, HCl, H2SO3, H2CO3, H2S, H2SiO3

────────────────────────►

 H3PO4

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2

6) Взаимодействует с нитратом серебра, выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.

HCl + AgNO3 → AgCl↓ + HNO3

Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов.

Практическая работа

7) Взаимодействует с окислителями (MnO2, KMO4, KClO3)

6HCl + KClO3 = KCl + 3H2O + 3Cl2

Вывод: во всех нами изученных реакциях получились хлориды- соли соляной кислоты.

Переходим к изучению солей соляной кислоты, которые называются хлориды.

Соли соляной кислоты- хлориды.

Получение:

1.Взаимодействием металлов с хлором.

2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3

2. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

3.Взаимодействие соляной кислоты с оксидами

CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O

4.Взаимодействие соляной кислоты с гидроксидами

Ba(OH)2 + 2HCl → BaCl2 + 2H2O

5.Взаимодействие соляной кислоты с некоторыми солями

Pb(NO3)2 + 2HCl → PbCl2↓ + 2HNO3

Большинство хлоридов растворимы в воде (за исключением хлоридов серебра, свинца и одновалентной ртути).

Применение соляной кислоты и ее солей:

Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.

Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.

Применение основных солей соляной кислоты:

KCl - удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.

HgCl2 - сулема - яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.

NaCl - поваренная соль - сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.

ZnCl2  - для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.

AgCl - применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью - разлагается на свету с образованием свободного серебра:        2AgCl => 2Ag + Cl2

Задания для повторения и закрепления

№1. Осуществите превращения по схеме:

HCl → Cl2 → AlCl3 →Al(OH)3 → Al2O3 →AlCl3 → Cl2

№2. Даны вещества:

Zn, Cu, Al, MgO, SiO2, Fe2O3, NaOH, Al(OH)3, Fe2(SO4)3, CaCO3, Fe(NO3)3

Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой. Составьте уравнения химических реакций

№3. Решите задачу:

Какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6 л водорода (н.у.)?

Д/З п. 49, задача 4-5 стр.169.

Рефлексия

Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания).

Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

Освоены ли вами понятия: «хлориды», «ингибитор», «качественная реакция»?

Были ли моменты непонимания?

Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.

Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.

Выявляется степень выполнения учебных целей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соляная кислота и её соли.

Слайд 2

« Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать». Гёте

Слайд 3

видео

Слайд 4

Получение соляной кислоты: 1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде. 2.В лаборатории H 2 SO 4 +2 NaCl →2 HCl ↑ + Na 2 SO 4 Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода - в одном объеме воды.

Слайд 5

Химические свойства: 1 . Изменение окраски индикатора ( лакмус- красный ) 2. Взаимодействует с металлами M g + 2 HCl → MgCl 2 + H 2 2Al + 6HCl → 2AlCl 3 + 3H 2 Cu + HCl →

Слайд 6

Вывод: Если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль. Исключение HNO 3 ( выделяются другие газы)

Слайд 7

3. Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами: MgO + 2HCl → MgCl 2 + H 2 O ZnO + 2 HCl → ZnCl 2 + H 2 O Образуются соль и вода

Слайд 8

4. Взаимодействует с основаниями: HCl + KOH → KCl + H 2 O 3HCl + Al (OH) 3 → AlCl 3 + 3H 2 O Образуются соль и вода

Слайд 9

5. Взаимодействует с солями Ряд кислот HNO 3 H 2 SO 4 , HCl , H 2 SO 3 , H 2 CO 3 , H 2 S, H 2 SiO 3 ────────────────────────► H 3 PO 4 CaCO 3 + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O + CO 2 ↑

Слайд 10

Вывод: В соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую, образуется другая кислота и другая соль.

Слайд 11

6. Взаимодействует с нитратом серебра HCl + AgNO 3 → AgCl↓ + HNO 3 выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.

Слайд 12

Вывод: Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов .

Слайд 13

7. Взаимодействует с окислителями Окислители: ( MnO 2 , KMnO 4 , KClO 3 ) 6HCl + KClO 3 = KCl + 3H 2 O + 3Cl 2 ↑

Слайд 14

Вывод: Во всех нами изученных реакциях получились хлориды - соли соляной кислоты.

Слайд 15

Применение соляной кислоты Входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи Для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.

Слайд 16

Применение солей - хлоридов KCl - удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности. HgCl 2 - сулема - яд, для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве . ZnCl 2 - для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.

Слайд 17

Задания для закрепления №1. Осуществите превращения по схеме: HCl → Cl 2 → AlCl 3 → Al ( OH ) 3 → Al 2 O 3 → AlCl 3 → Cl 2 № 2. Даны вещества: Zn , Cu , Al , MgO , SiO 2 , Fe 2 O 3 , NaOH , Al ( OH ) 3 , Fe 2 ( SO 4 ) 3 , CaCO 3 , Fe ( NO 3 ) 3 Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой. Составьте уравнения химических реакций

Слайд 18

№3. Решите задачу: Какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6 л водорода (н.у.)?

Слайд 19

Домашнее задание Параграф 49, задача 4-5 стр.169.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ "Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)." для 9 класса

Тема: «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)» 9 класс. Подготовка к ГИА.   Задание  А7 Тест составлен по шаб...

Серная кислота и ее соли.

Конспект урока с использованием презентации ( электронное приложение: уроки химии неметаллы 9 класс)....

"Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".

Разработка урока по теме : "Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".Цель урока по химии: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам к...

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Открытый урок по химии в 9 классе по теме: « Угольная кислота и ее соли».

Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.Задачи урока:Образовательная:- повторить средние и кислые  соли на примере карбонатов и  гидрокарбонатов...

Открытый урок в 9 классе «Серная кислота и ее соли».

Цели и задачи:1.Познакомить учащихся с историей  открытия серной кислоты, ее  химическими свойствами, правилами техники безопасности при работе с  ней и областью применения.2.Отшлифовыв...

«Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты».

Технологическая карта урока по теме позволяет реализовать данный урок в более свободной форме....