Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме

Кравченко Марина Викторовна

Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013". 

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах, способах получения, коррозии металлов и значении металлов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Металлы и их значение в жизни человека

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах, способах                получения, коррозии металлов и значении металлов.

Задачи:

  1. способствовать систематизации понятийного аппарата: металл, физические и химические свойства металлов, металлургия, виды металлургии, коррозия металлов, биологическое значение ионов металлов:
  2. способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять формулы веществ по степени окисления химических элементов (по зарядам ионов), уравнения химических реакций с участием металлов; проводить лабораторные опыты по исследованию химических свойств металлов с соблюдением правил ТБ;
  3. способствовать формированию общеучебных умений:
  1. учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать металлы по свойству реагирования с растворами кислот; делать выводы);
  2. учебно-информационных (работать с инструктивным листом, учебником и таблицами как шпаргалкой);
  3. учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки, планировать работу по организации эксперимента, проводить эксперимент, осуществлять самоконтроль);
  4. учебно-коммуникативных (сотрудничать  в группе с одноклассниками);
  1. способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
  2. создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение их в групповую  форму работы.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации ЗУН (с включением лабораторной работы).

Форма проведения: урок с включением коллективных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Использование педагогических технологий:

  1. метод проблемного обучения (проверка гипотезы при проведении лабораторного опыта);
  2. приём технологии развития критического мышления («Мозговой штурм»).

Оборудование:

  1. образцы четырех металлов: Cu, Mg, Zn, Fe; соляная кислота, штатив с пробирками.
  1. учебные и наглядные пособия для учащихся:
  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных  заведений. – М.: Дрофа, 2008;
  2. карточки с заданиями  для групп на столе каждой группы;
  3. демонстрационная компьютерная техника;
  4. таблица растворимости кислот, солей и оснований;
  5. электрохимический ряд напряжений металлов;
  6. правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку и деление на группы: четыре группы и одна группа экспертов.

Целеполагание.

Демонстрируется  видеоряд слайдов 1-9, на основании которых учащиеся определяют,  что М.В.Ломоносов характеризовал как «..светлое тело, которое ковать можно», формулируют тему и цели урока.

Актуализация знаний, обобщение и систематизация.

Учитель поясняет задачи работы каждой группы и демонстрируется слайд № 11 с критериями оценивания работы групп.

Учащиеся групп №1 и 2 получают задания по физическим свойствам металлов слайд №12, учащиеся групп №3 и 4 получают задания по биологической роли ионов металлов слайд № 13.

Осуществляется «мозговой штурм»: группы № 1 и 3 отвечают без подготовки, задача остальных групп: внимательно выслушать ответы и, дополнить и задать любые вопросы по теоретическому материалу.

        Учащиеся групп №1 и 2 получают задания по металлургии слайд №14,

а групп №3 и 4 по коррозии металлов слайд №15. Дается время на обсуждение  и подготовку.        

Группы № 2 и 4 отвечают, задача остальных групп: внимательно выслушать ответы и, дополнить и задать любые вопросы по теоретическому материалу.

        Рефлексия: учащиеся отмечают о том, что не  затронут вопрос о химических свойствах металлов и выполняют лабораторную работу по взаимодействию металлов с раствором соляной кислоты слайд №16. Участники экспертной группы в это время подходят к каждой группе, оценивают соблюдение правил техники безопасности и собирают листки с выполненной работой.

Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации.

        Учащимся всего класса предлагается обсудить  проблемные ситуации, характеризующие взаимосвязь свойств и применения металлов, на основе обобщенных знаний о металлах слайды № 17-20.        

Рефлексия.

  1. Учащимся каждой группы предлагается оценить свою работу на уроке и аргументировать выбор, приклеив свой стикер под выбранным металлом:
  1. по степени активности: K, Zn, Ag.
  2. по степени ценности данного урока для них: Zn, Ag, Pt.
  1. Экспертная группа характеризует  работу каждой группы, выставляет оценки  и зачитывают или демонстрируют на слайде №22 синквейн о металлах, составленный ими.

Домашнее задание:

  1. Учащимся предлагается составить синквейн о металлах;
  2. Повторить правила техники безопасности для подготовки к практической работе.

Слайд 12.

Задание 1. Группа 1 и 2.

Физические свойства металлов

  1. Исключите лишний металл:  

Sr (2,63 г/см3), K (0,863г/см3), Os(22,61 г/см3), Ba (3,78 г/см3)

  1. Назовите самый легкоплавкий из перечисленных металлов:

           вольфрам, железо, натрий, магний, алюминий

  1. Этот металл используют в качестве добавки при изготовлении булатной стали.
  2. Какие три металла используются для  отливки колоколов и почему?

Слайд 13.

Задание 1. Группа 3 и 4.

Биологическая роль ионов металлов

  1. На долю этого элемента приходится 1,5% от массы человека, 98% содержится в костях скелета. Перечислите продукты,    богатые ионами этого металла.

  1. Установите соответствие между недостатком или избытком ионов в организме и развивающимся заболеванием:

          анемия, остеопороз, гипертония – натрий, железо, кальций.

  1.  Для сохранения молодости металл применяется в пластической хирургии. Для этого тончайшие нити из этого металла толщиной всего несколько микрон с помощью специального проводника вводятся под кожу. Через несколько недель вокруг каждой из них формируется эластичная коллагеновая ткань, которая становится «каркасом» для кожи.

  1. Ионами этого металла богаты темные сорта мяса и фруктов, зеленые овощи.

Слайд 14.

Задание 2. Группа 1 и 2.

Металлургия

  1. Из записанных уравнений выберите те, которые относятся к пирометаллургическому способу:

а)  2ZnS + 3O2 = 2 ZnO + 2SO2

б)   ZnSO4 +Mg = MgSO4 + Zn

          в)   ZnO + CO = Zn + CO2

г)   ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2

  1. Назовите вид металлургии самый безопасный для окружающей среды:

Пирометаллургия

Гидрометаллургия

Микробиологический

  1. Какой металл можно получить только при помощи электрометаллургии:

     золото, железо, алюминий, никель, цинк.

Слайд 15.

Задание 2. Группа 3 и 4.

Коррозия металлов

  1. Какие компоненты воздуха вызывают химическую коррозию?

  1. Сантехника попросили поставить водопроводный кран на стальную трубу. В наличии оказались хромированный и медный краны. Какой кран лучше выбрать? Аргументируйте ответ.

  1. Литий – самый лёгкий металл. Почему нельзя из него сделать самолёт?

  1. Легирование это: 

      а) покрытие железного листа слоем олова;

      б) создание контакта с более активным металлом;

      в) покрытие металла краской;

      г) специальное введение в сплав элементов,  

          замедляющих процесс коррозии;

Проблемные вопросы слайды 17-20:

Отсутствие какого металла описал академик  А. Е. Ферсман?

  1. "На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем,  человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись трех граммов этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события.“
  2. Соединения этого металла являются основным источником загрязнения окружающей среды в результате ….

Что за металл упомянут в рассказе?

  1. «Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок металла X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем!"
  2. Ионы этого металла регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений,  необходимы  для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной,  избавляют организм от лишней воды и устраняют отеки, регулируют работу кишечника.

Назовите металл фальшивомонетчиков

  1. Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились в Южной Америке (на территории современной Колумбии) с новым металлом, внешне похожим на серебро. Название металла буквально означает «маленькое серебро», «серебришко».
  2. Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью металла, который не поддавался переплавке, долгое время не находил применения и ценился вдвое ниже, чем серебро. Они использовали этот металл для изготовления фальшивых монет.
  3. На сегодняшний день, этот металл, используемый как катализатор и в ювелирном деле,  является одним из самых дорогих.

Какими ценными физическими свойствами обладает металл, и почему он был самым дорогим металлом

  1. В середине XIX столетия, когда этот металл, был дороже драгоценных металлов и мировое производство его исчислялось килограммами в год, великий русский демократ  Н.Г. Чернышевский проявил гениальную прозорливость, сказав, что этому металлу суждено огромное будущее, что это – металл прогресса.
  2. Предсказание Чернышевского сбылось,  и  по своему практическому значению этот металл стал в самом широком смысле слова металлом XXI века.
  3. Серебро из глины
  4. Космический металл
  5. Дитя электричества
  6. Металл XXI века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Памятка для родителей. А также ритуалы, которые нравятся детям....

« Растения в природе; их значение в жизни человека».

Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы 8 вида....

презентация к уроку "Металлы и их значение в жизни человека". Часть 1

Презентация разработана к муниципальному конкурсу "Учитель года-2013"...

Родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».

Обсуждение с родителями  проблемы значения в жизни человека эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у учащихся....

Родительское собрание. Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Конспект родительского собрания: "Положительные эмоции и их значение в жизни человека", компьютерная презентация, анкета для родителей и учащихся....

Комнатные растения. Их значение в жизни человека.

Методическая разработка занятия...

Кожа. Значение в жизни человека. Конспект урока по биологии 9 класс коррекционная школа

Конспект урока биологии для 9 класса коррекционной школы с презентацией.Кожа, значение в жизни человека....