внеклассное мероприятие интеллектуальный марш-бросок вода остаётся прозрачной
занимательные факты (химия) по теме

 Елена Викторовна Кривдина

данное мероприятие направлено на повышение уровня информированности школьников в вопросе защиты  воды как важнеййшего природного источника жизнеобеспечения человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnyy_marsh_brosok.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Интеллектуальный марш-бросок

                                           «Вода остается прозрачной»

Вода – одно из начал всего

Существования на Земле.

(Из высказываний древних)

Все вода, вода повсюду,

А попить – и капли нет.

А.Кэрролл «История с узелками»

Цель: создание условий для повышения уровня информированности школьников в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека.

Задачи:

  1.  обучающая: формирование у школьников знаний о значимости воды как ценнейшего достояния страны;
  2. воспитывающая: воспитание бережного отношения к воде как природному богатству.

Примечание. Механизм реализации целей и задач внеклассного мероприятия осуществляется через систему методов и приемов, направленных на повышение интереса школьников к глобальным проблемам планеты, возможным путям их разрешения и активного участия при этом каждого гражданина России.

Оформление: картины с изображением озер, рек, на доске или плакатах написаны высказывания различных знаменитостей о воде (эпиграфы).

   Высказывание А.Е. Ферсмана: «Вся химическая жизнь земной поверхности протекает в среде водных растворов, и многообразными были пути, которыми вода изменяла не только лик Земли, но и ее состав».

Оборудование: компьютер с проектором; плакат с изображением завода, загрязняющего реку; необходимые реактивы и материалы для проведения экспериментальной части мероприятия: асбестовая сетка, древесные стружки, металлический натрий, сосуды с водой, пинцет, предметный столик, раствор роданида калия, стеклянная палочка, раствор хлорида железа (III), нефть, пробковая крошка, раствор стирального порошка, поваренная соль.

Подготовительный этап

  1. Информационный ввод. Учитель дает задание ученикам найти информацию о воде, о ее роли в жизни человека и планеты Земля, об охране и очистке воды.
  2. Совместное планирование деятельности по реализации мероприятия. Обработка найденного материала, подготовка презентации, сообщений и эксперимента.

Мероприятие проходит с демонстрацией презентации.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя (демонстрация снимков Земли из космоса) (слайд 3)

Преподаватель: Впервые, увидев Землю из космоса, космонавты удивились – она была голубым шаром. Почему? ¾ поверхности планеты занимает вода.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А все это просто вода...

      Вода является важнейшим источником , обеспечивающим нормальную жизнедеятельность человека. С недавних пор на планете возник дефицит пресной воды. Поэтому Генеральная Ассамблея ООН объявила 22марта Всемирным днем воды (слайд 4). Задача сегодняшнего мероприятия – привлечь ваше внимание к проблемам воды, к необходимости сохранения и рационального ее использования.

  1. Выступление 1 ученика «Где вода, там жизнь» (слайд 5)

            Вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Первые цивилизации возникли в долине Нила, в междуречье Тигра и Евфрата. Разнообразными растворами люди пользовались при изготовлении строительных материалов , красок, стекла, керамики. Неразгаданные рецепты цветной глазури, покрывающей стены подземных гробниц фараонов ,искусство бальзамирования , достигшее в Древнем Египте замечательного развития, -все это связано с растворами, причем достаточно сложными по составу и так умело приготовленными тогда, в глубине веков, первыми естествоиспытателями.

           Существует одно поучительно предание, которое напоминает нам о роли воды в развитии цивилизаций. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри-Ланка в 5 веке нашей эры , в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны сокровища, провел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал : «Друзья мои, это и есть все мое богатство».

  1. Выступление 2  ученика «Вода во Вселенной» (слайд 6)

 Да, оказывается, вода есть в космическом пространстве. Где-то в созвездии Ориона и Кассиопеи расположены загадочные гигантские облака и излучение, поступающее от них, принадлежит воде. В присутствии воды в глубине космоса должны идти химические процессы, даже те химические соединения, которые уже там открыты, могут стать основой многочисленных реакций, ведущих к образованию еще более многочисленных соединений. Есть предположения, что есть вода на Венере, на Марсе. Загадочные вспышки на Марсе – это отражение солнечных лучей от кристалликов льда. Астрофизики уже нашли воду и на Юпитере: там непрерывно происходят чудовищные грозы и ураганы. Там должен идти снег и дождь, как на земле, из воды, но она не достигает поверхности Юпитера, возгоняется и снова выпадает. Таинственная связь воды и событий, происходящих во Вселенной, пока необъяснима.

4.Выступление 3 ученика «Сколько воды на Земле?» (слайд 7)

           Очень мало. В ядре планеты воды нет. Большего всего воды в недрах земли, в ее мантии – слоях, расположенных под земной корой и простирающихся до 3 тысяч километров. Геологи считают, что в мантии сосредоточено не менее 13 миллиардов кубических километров воды. Земная кора содержит 1,5 миллиардов кубических километров воды. Почти вся вода в этих слоях находится в связанном состоянии- она входит в состав горных пород и минералов. В этой воде не выкупаешься и ее не выпьешь. Гидросферу – водную оболочку образует примерно 1,5 миллиардов кубических километров воды. Почти все это количество содержится в Мировом океане. Он занимает около 80% всей земной поверхности, его площадь свыше 360 млн квадратных километров. Из космоса наша планета выглядит совсем не как земной шар, а, скорее, как водяной шар. Вода в океанах и морях соленая, пить ее нельзя.

          На суше воды совсем немного : 90 миллионов кубических километров, из них 60 – под землей, почти все это соленые воды. Около 25 млн кубических километров твердой воды лежит в горных и ледниковых районах, в Арктике, в Гренландии, в Антарктике. Вода присутствует и в атмосфере. Все эти запасы воды в атмосфере подсчитаны точно: все они вместе взятые составляют всего 14 тысяч кубических километров. А теперь представьте 1 кубический километр воды. Это фантастический водяной куб высотой в 1 километр. Он будет выше облаков. Целый небольшой город разместится свободно на его основании. В нем будет содержаться 1 миллиард тонн воды, и этого хватит всем людям на свете, чтобы утолить жажду примерно в течение полугода.

5.Выступление 4  ученика «Дефицит пресной воды» (слайд 8)

        «Всюду, где пьет толпа, – писал в 19 веке Ф. Ницше, – родники отравлены». Вода рек буквально становится ядовитой и опасной для человека и животных. Загрязнение воды происходит повсеместно.

           Из всего вышесказанного следует, что вода, особенно пресная, нуждается в строгой и тщательной охране. И не только из-за все возрастающего дефицита в связи с расходами ее на нужды промышленности, сельского хозяйства и бытовые нужды

       А теперь я вам предлагаю посмотреть на этот слайд (демонстрация слайда, где изображен завод, загрязняющий реку выбросами) (слайд 15) и ответить на вопросы:

•        Как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей, выпавших на почву?

•        Каким образом могут быть устранены изменения, происшедшие в водоеме под воздействием попавшего туда выброса серной кислоты?

•        С давних пор для стерилизации питьевой воды использовали кипячение. Древние греки добавляли в воду сухое вино, что создавало кислую среду, в которой погибали многие болезнетворные микробы. Могут ли быть эти методы эффективны при использовании питьевой воды из указанных на плакате источников?

•        Вы – директор предприятия, изображенного на плакате. Экспериментами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы серной кислоты вашим предприятием. Что вы предпримите: закроете предприятие, усовершенствуете очистные сооружения, займетесь очисткой воды в озере?

6. Выступление 5  ученика «Не лейте зря воды…» (слайд 9)

         Эта фраза взята из письма поэтессы Марины Цветаевой, а продолжение таково: «…потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек».          Это заставляет по-иному взглянуть на то богатство – воду, с которой мы небрежно обращаемся каждый день.

         Роль химии велика в любом из случаев применения воды, в первую очередь, при превращении соленых вод в пресные. Воду надо беречь…

Лучшее решение – вовсе не брать воду из водоемов, но для этого нужен переход на безотходные технологии. Но так как это сразу сделать нельзя, то после использования в производстве воду очищают различными методами...

       

7. Выступление 6  ученика «Как вернуть людям воду»

(слайд 10)

         Воду нельзя заменить ничем. Подсчитано: если сохранять водное богатство Земли, разумно управлять водным балансом, использовать одну и ту же воду в промышленности несколько раз, то даже речных и подземных вод хватит для обеспечения всех нужд общества при численности населения планеты в 60-100 миллиардов человек.

8.Выступление 7  ученика «Для личных нужд и нужд технических» (слайд 11)

           Основные принципы охраны водных ресурсов и рационального водопользования сводятся к следующему: полное совмещение использования и охраны вод; прекращение использования водоемов для обезвреживания сточных вод; экономия воды за счет снижения водоемкости промышленных производств и перехода технологии на «сухие» методы; увеличение объема и улучшение качества доступных для использования вод; рациональное преобразование круговорота воды; размещение хозяйства и населения в соответствии с распределением водных ресурсов; опреснение морской воды и использование ледников.

            Методами очистки воды в быту являются (слайд 12):

1)отстаивание водопроводной воды;

2)кипячение;

3)вымораживание.

           В законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» впервые в нашей стране установлен и законодательно закреплен экономический механизм охраны окружающей среды.

           Водный кодекс Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную среду, поддержания оптимальных условий водопользования и качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим нормам, защита водных объектов от загрязнений, засорения и истощения.

           Европейский Совет подписал 6 мая 1976 г. в Страсбурге Водную хартию, которая призывает каждого жителя планеты расходовать воду экономно и с толком. 2008 год ООН объявила Международным годом планеты.

Все выступающие: Мы призываем всех участников сегодняшнего мероприятия поставить свои подписи под текстом Декларации (слайд 13)

Декларация

Наша жизнь и наше будущее

Зависят от каждого из нас,

И надо действовать сегодня,

Надо действовать сейчас!

      Пусть это будет посаженное твоими руками дерево. Или не загубленный уголок природы. Вовремя потушенный пожар или костер. Заботливо расчищенный ручеек. Защищенные гнезда и муравейники.

      Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!

Учитель: В заключение нашего мероприятия мы предлагаем вам занимательные опыты с водой.

9.Демонстрация опытов

Опыт 1. «Зажигание костра водой»

        Как известно, вода гасит пламя. Но в данном опыте наоборот. На асбестовую сетку укладывают тонкие древесные стружки. Под них незаметно помещают кусочек металлического натрия величиной с горошину. Стружки уплотняют и осторожно из колбы приливают по каплям воду (на колбе формула воды, стружки не должны сильно намокать). Костер воспламеняется.

         

Опыт 2. «Кровь из воды»

       Руку ассистента смачивают «водой» (раствором роданида калия).Затем резким движением проводят стеклянной палочкой, вынутой из раствора хлорида железа (III),по смоченной руке. След от палочки становится красным. Создается впечатление пореза, через который сочится «кровь».

Опыт 3. «Очистка воды от нефти»

         В кристаллизатор с водой проливают 1-2 мл нефти, на образовавшуюся пленку высыпают пробковую крошку. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собирают с поверхности воды.

     

Опыт 4. «Очистка воды от синтетического моющего средства»

         В пробирку наливают 2-3 мл раствора СМС, нагревают и добавляют поваренную соль до получения насыщенного раствора. По мере насыщения раствора поваренной солью растворимость СМС уменьшается. СМС всплывает над прозрачной жидкостью в виде творожистых хлопьев, которые можно собрать или отфильтровать.

Литература

  1. Лазаренко А.А. Учителю о внеклассной работе по химии. – М.: АСТ, 2001.
  2. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. – М.: Планета, 2003.
  3. Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. – М.: Глобус, 2005.
  4. Фадеева Г.А. Химия и экология. – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Фиалков Ю.Я. Необычные свойства обычных растворов. – М.: Прогресс, 2002.
  6. Интернет-сайты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальный марафон", для учащихся 8-9 классов

Разработка интеллектуального марафона, который я подготовила для учащихся 8-9 классов, проводилась среди школ нашего района.Цель игры: ·        Неформальный срез зна...

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальная игра по предметам естественного цикла"

В данной работе представлены 4 этапа интеллектуальной игры по предметам естественного цикла....

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальная викторина" 5-7 класс

Цель: «Проверка и закрепление ЗУНов по пройденному материалу. Активизация творческих способностей учащихся, поддержание интереса к предмету; совершенствование умений работать самостоятельно и в коллек...

Конструкт внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра по теме: Теория электролитической диссоциации"

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 9 класса.Цель:  создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД  ...

Внеклассное мероприятие по географии "День воды"

данное мероприятие подготовлено к Всемирному Дню водных ресурсов, который отмечается 22 марта. Цель проведения: привлечение внимания детей к проблемам охраны воды, развитие творческих способностей, во...

Открытое районное внеклассное мероприятие "Ваше тело просит воды".

Мероприятие способствует активизации учащихся, развитию умений систематизировать информацию, работать в группах, логически мыслить, исследовать объект, развивает коммуникативные умения, воспитывает ...