рабочая программа по химии . 9класс , Габриелян О.С.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Нуянзина Елена Валерьевна

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна , к учебнику химии 9 кл. О.С.Габриеляна(2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _9klass.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  1. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  1. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  1. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  1. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема 2 «Металлы» вместо 15 часов – 18 часов;

-тема 3 «Неметаллы» вместо 23 часов – 25 часов (включены практические работы);

2.Сокращено число часов:

- на повторение  « Основных вопросов  курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса»  на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т.  к.  этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла»  и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.

-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

с 8 часов до 7 часов.

                               

Тематическое планирование по химии, 9 класс,

(2 часа в неделю, всего 68 часов,)

УМК О.С.Габриеляна.


п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Дата

Практические работы

Контрольные работы

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

6

По повторению

2.

Тема 1.

Металлы

18

Практическая  работа №1. Осуществление  цепочки химических превращений металлов

Практическая работа№2. Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа№3.Решение экспериментальных


№ 1

3.

Тема 2.

Неметаллы

25

№ 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».

№ 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

№ 6. Получение, собирание и распознавание газов.

№ 2

4.

Тема 3.

Органические соединения

12

№3

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

7

№4

6.

Итого

68

6

3

        

Поурочное планирование по химии, 9 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов  ),

УМК О.С.Габриеляна

№№ п/п

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент:

Д. – демонстрационный

Л. – лабораторный

Требования к уровню подготовки

выпускников



час

Тип

урока

домашнее  

задание

Дата план/фактич

Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов)

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

химический элемент, атом;

  1. основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  1. называть:

химические элементы по их символам;

  1. объяснять:

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

1

комбинированный

 П.1,3

2

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Генетические ряды металлов и неметаллов

Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла.

Д. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  1. называть:

соединения изученных классов;

  1. характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

  1. определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  1. составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

1

комбинированный

П.1. стр8

Повт из 8кл


3

Химические свойства оксидов, кислот, основании.

Ионные уравнения реакций

Химические свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД

Уметь

- характеризовать химические свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД и описывать ионными уравнениями


Уметь        

- составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.

1

комбинированный

П. 2

4


Переходные элементы .

Химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов

Уметь

- характеризовать химические свойства

1

комбинированный

5

Решение упражнений

Выполнение упражнений на генетическую связь.

1

6

Контрольная работа по повторению

По теме 1

1

Повт. п.1-3

Тема2. Металлы (18 часов)

7

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь.

Л. Образцы различных металлов.

Уметь:

  1. характеризовать:

положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

1

комбинированный

П. 4,5

8

Физические и

химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации.

Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

Д. Взаимодействие металлов с неметаллами.

Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Уметь:

  1. характеризовать:

химические свойства металлов;

общие физические свойства металлов;

связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка



  1. составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями).

1

комбинированный

П .6,8

9

Металлы в природе. Способы  их получения




Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургии

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  1. составлять:

уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием.

1

комбинированный

П .9

10

Общие понятия о коррозии. Сплавы

Сплавы, их классификация, свойства и значение.

Д. Образцы сплавов.

1

комбинированный

П .7,10

11-12

Щелочные металлы и их соединения.

Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве.

Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом.

Л. Ознакомление с образцами природных соединений натрия.

Уметь:

  1. называть:

соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

  1. объяснять:

закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

  1. характеризовать:

щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:

NaCI – консервант пищевых продуктов.

2

комбинированный

П .11,стр 52-54

13-14

Щелочноземельные металлы и их соединения . Соединения кальция..

Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк).

Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. Л. Ознакомление с образцами природных соединений кальция.

Уметь:

  1. называть:

соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

  1. объяснять:

закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;

  1. характеризовать:

щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

2

комбинированный

15-16

Алюминий и его соединения.

Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер.

Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

Л. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия.

Уметь:

  1. называть:

соединения алюминия по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства алюминия;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.

2

комбинированный

17

Решение задач

1

18-19

Железо и его соединения.

Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа.

Уметь:

  1. называть:

соединения железа по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);

области применения железа;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III).

2

комбинированный

20

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

Решение задач и упражнений.

1

21

Контрольная работа № 1 по теме 2

1




22







23






24


Практическая  работа  1. Осуществление  цепочки химических превращений металлов .


Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.


Практическая работа 3.Решение экспериментальных задач на распознавание и получению веществ.



Уметь:

  1. характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

  1. обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

1









1







1

Тема 3. Неметаллы (25 часов)

Повт .п 5-14

25

Общая характеристика неметаллов.

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха.

Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

знаки химических элементов-неметаллов.

Уметь:

  1. называть:

химические элементы-неметаллы по их символам;

  1. объяснять:

закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  1. характеризовать:

неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

особенности строения атомов неметаллов;

связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;

  1. определять:

тип химической связи в соединениях неметаллов.

1

комбинированный

П .15-16

26

Водород, его физические и химические свойства.

Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  1. объяснять:

двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  1. характеризовать:

физические свойства водорода;

химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

  1. распознавать опытным путём:

водород среди других газов;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с водородом.

1

комбинированный

П.17

27

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Д. Образцы галогенов – простых веществ.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

Уметь:

  1. объяснять:

закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

  1. характеризовать:

особенности строения атомов галогенов;

физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;

  1. определять:

степень окисления галогенов в соединениях;

тип химической связи в соединениях галогенов;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с хлором.

1

комбинированный

П .18

28

Соединения галогенов.

Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион.

Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора.

Л. Качественная реакция на хлорид-ион.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.

Уметь:

  1. называть:

соединения галогенов по их химических формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства соляной кислоты;

  1. составлять:

химические формулы галогеноводородов и галогенидов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;

  1. распознавать опытным путём:

соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.

1

комбинированный

П. 19,20

29

Кислород, его физические и химические свойства.

Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода.

Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  1. объяснять:

строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  1. характеризовать:

физические свойства кислорода;

химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;

  1. определять:

тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах;

степень окисления атома кислорода в соединениях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

  1. распознавать опытным путём:

кислород среди других газов;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения).

1

комбинированный

П.21

30-31

Сера, её физические и химические свойства. Оксиды серы.

Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли.

Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

Уметь:

  1. объяснять:

строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы;

  1. характеризовать:

физические свойства серы;

химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  1. определять:

тип химической связи в соединениях серы;

степень окисления атома серы в соединениях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).

  1. называть:

оксиды серы по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

физические свойства оксидов серы;

химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);

  1. определять:

принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам;

степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;

  1. составлять:

уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

2

комбинированный

П. 22

32

Серная кислота и её соли.

Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты.

Л. Качественная реакция на сульфат-ион.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулу серной кислоты.

Уметь:

  1. называть:

серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

физические свойства концентрированной серной кислоты;

химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;

  1. определять:

принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах;

  1. составлять:

химические формулы сульфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);

  1. распознавать опытным путём:

серную кислоту среди растворов веществ других классов;

сульфат-ион среди других ионов;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение).

1

комбинированный

П.23,стр.

134-135

33

Азот, его физические и химические свойства.

Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  1. объяснять:

строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  1. характеризовать:

физические свойства азота;

химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  1. определять:

тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях;

степень окисления атома азота в соединениях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.

комбинированный

Стр.136-141


34

Аммиак и его свойства.

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака.

Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулу аммиака.

Уметь:

  1. называть:

аммиак по его химической формуле;

  1. характеризовать:

физические и химические свойства аммиака;

  1. определять:

тип химической связи в молекуле аммиака;

валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);

  1. распознавать опытным путём:

аммиак среди других газов;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт).

1

комбинированный

П. 24

35

Решение задач

П. 25

36

Соли аммония.

Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве.

Л. Распознавание солей аммония.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

катион аммония.

Уметь:

  1. называть:

соли аммония по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства солей аммония;

  1. определять:

принадлежность солей аммония к определённому классу соединений;

тип химической связи в солях аммония;

  1. составлять:

химические формулы солей аммония;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.

комбинированный

37

Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.

Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции.

Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулу азотной кислоты.

Уметь:

  1. характеризовать:

физические свойства азотной кислоты;

химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение азотной кислоты;

  1. определять:

принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений;

валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);

  1. распознавать опытным путём:

азотную кислоту среди растворов веществ других классов;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой.

  1. называть:

соли азотной кислоты по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании);

  1. составлять:

химические формулы нитратов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции).

комбинированный

П. 26


38

Фосфор, его физические и химические свойства.

Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора.

Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного.

Уметь:

  1. объяснять:

строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

  1. характеризовать:

химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  1. определять:

тип химической связи в соединениях фосфора;

степень окисления атома фосфора в соединениях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.

1

комбинированный

П. 27

 39

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты.

Уметь:

  1. называть:

оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации;

народнохозяйственное значение фосфатов;

  1. определять:

принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;

  1. составлять:

химические формулы фосфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты.

1

комбинированный

П .28,стр159-160


40

Углерод, его физические и химические свойства.

Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.

Д. Образцы природных соединений углерода.

Уметь:

  1. объяснять:

строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  1. характеризовать:

химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  1. определять:

тип химической связи в соединениях углерода;

степень окисления атома углерода в соединениях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.

1

комбинированный

П. 28,стр 160-163


41

Оксиды углерода.

Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение.

Л. Получение углекислого газа и его распознавание.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

Уметь:

  1. называть:

оксиды углерода по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

физические свойства оксидов углерода;

химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида);

  1. определять:

принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений;

степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV);

  1. распознавать опытным путём:

углекислый газ среди других газов;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с оксидом углерода (II).

1

комбинированный

П.29


42

Угольная кислота и её соли.

Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.

Л. Качественная реакция на карбонат-ион.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулу угольной кислоты.

Уметь:

  1. называть:

соли угольной кислоты по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства угольной кислоты;

народнохозяйственное значение карбонатов;

  1. определять:

принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте;

  1. составлять:

химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов;

уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот;

  1. распознавать опытным путём:

карбонат-ион среди других ионов.

1

комбинированный

П 30,стр172-175


43-44

Кремний и его соединения.Силикатная промышленность

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности.

Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента.

Л. Ознакомление с природными силикатами.

Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

Уметь:

  1. называть:

оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации;

народнохозяйственное значение силикатов;

  1. определять:

принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах;

  1. составлять:

химические формулы силикатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

2

комбинированный

П. 30

45

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.

46

Контрольная работа № 2 по те-ме 3

47

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».

Уметь:

  1. характеризовать:

химические свойства  соединений серы;

-- составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы;

  1. обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

1

П. 31

48

Практическая работа № 5 Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

Уметь:

  1. характеризовать:

химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;

  1. обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

1

П. 31,стр182-185

49

Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.

Уметь:

  1. характеризовать:

способы получение, собирания и распознавания важнейших газов;

  1. составлять:

уравнения химических реакций получения газов;

  1. обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

1

Повт. п 15-31

Тема 3. Органические соединения (9 часов)

П. 31


50

Предмет органической химии.

Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии.

Д. Модели молекул органических соединений.

Знать/понимать:

  1.  химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  1. характеризовать:

строение атома углерода;

связь между составом и строением органических веществ;

  1. определять:

валентность и степень окисления углерода в органических соединениях.

1

комбинированный


51

Предельные углеводороды (алканы)

Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Л. Изготовление моделей молекул метана и этана.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы метана и этана.

Уметь:

  1. называть:

метан и этан по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами метана и этана;

химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование);

  1. определять:

принадлежность метана и этана к предельным углеводородам;

  1. составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с метаном (природным газом).

1

комбинированный


52

Непредельные углеводороды (алкены).

Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации.

Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулу этилена.

Уметь:

  1. называть:

этилен по его химической формуле;

  1. характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами этилена;

химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом);

  1. определять:

принадлежность этилена к непредельным углеводородам;

  1. составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

1

комбинированный

53

Спирты.

Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола.

Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Л. Свойства глицерина.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы метанола, этанола и глицерина.

Уметь:

  1. называть:

спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

связь между составом и свойствами спиртов;

химические свойства метанола и этанола (горение);

  1. определять:

принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

  1. составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о метаноле и этаноле.

1

комбинированный

54


Альдегиды

Карбоновые кислоты.

Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты.

Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы уксусной и стеариновой кислот.

Уметь:

  1. называть:

уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами кислот;

химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

  1. определять:

принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;

  1. составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

  1. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с уксусной кислотой.

1

комбинированный

55

Сложные эфиры.

Жиры

Жиры в природе и их применение.  

Уметь:

  1. характеризовать:

нахождение в природе и применение жиров;

1

комбинированный

56

Аминокислоты.

Белки

Белки, их строение и биологическая роль.

1

комбинированный

57

Углеводы

Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов.

Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков.

Л. Взаимодействие крахмала с йодом.

Уметь:

характеризовать

состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы;

физические свойства белков и их роль в организме.

1

комбинированный

58

Полимеры

1

комбинированный

59

Обобщающий урок по теме №4

1

60

Решение задач

1

61

Контрольная работа №3

1

 Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов)

П.36-37

62

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

химический элемент, атом;

  1. основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  1. называть:

химические элементы по их символам;

  1. объяснять:

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

1

комбинированный

63

Строение веществ.

Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Д. Кристаллические решётки алмаза и графита.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

атом, молекула, ион, химическая связь.

Уметь:

  1. характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами веществ;

  1. определять:

тип химической связи в соединениях.

1

комбинированный

64

Классификация химических реакций.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

уравнения химических реакций;

  1. химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций.

Уметь:

  1. определять:

типы химических реакций;

возможность протекания реакций ионного обмена;

  1. составлять:

уравнения химических реакций.

1

комбинированный

65-66

Классификация веществ.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

формулы химических веществ;

  1. химические понятия:

вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель.

Уметь:

  1. называть:

соединения изученных классов;

  1. объяснять:

сущность реакций ионного обмена;

  1. характеризовать:

химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;

  1. определять:

состав веществ по их формулам;

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  1. составлять:

формулы неорганических соединений изученных классов.

2

комбинированный

67

Итоговая контрольная работа

1

68

Решение задач

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 10 кл./68ч.О.С.Габриелян

рассчитана на 68 ч/год и 2 ч/нед, содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование, содержание курса,требования к уровню знаний, список литературы....

Рабочая программа по химии 11 кл./68ч.О.С.Габриелян

программа расчитана на 68ч в год и 2 ч/нед, содержит пояснительную записку. тематическое и календарно-тематическое планирования, содержание курса, требования к знаниям обучающихся, список литературы....

Рабочие программы по химии (автор программы О.С.Габриелян)

Представлены рабочие программы для 8-11 классов (8 класс - 3 ч. в неделю, 9 класс - 2 часа в неделю, 10 класс - 1 час в неделю, 11 класс - 2 часа в неделю)...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии (по Габриеляну)

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественно – научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;овладения умениям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ХИМИИ (среднее общее образование, базовый уровень) для 10 - 11 класса (УМК по химии для 10-11 классов О.С. Габриелян)

Программа курса химии 10 – 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.Основными вопросами химии являются изучение состава и стр...