Главные вкладки

    рабочая программа по химии 9класс
    рабочая программа по химии (9 класс) на тему


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_himii_9kl.docx87.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»                                       «Согласовано»                                  «Утверждаю»

    на заседании  методического                на заседании методического

    объединения учителей                          совета школы

    предметов  естественно-

    математического цикла      

      «___» _______________ 2015 г.            «___»  __________ 2015 г.               «____» _____________ 2015 г.

    Протокол №___                                      Протокол  №_____                             Приказ №    _____

    Руководитель ШМО                              Зам. директора по УВР                      Директор школы

    _______  С.В.Распопова                        ________ Н.И. Иноземцева                __________ О.Н. Мясищева

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

    Большесолдатского района Курской области

    Рабочая программа

    по химии

    9 класс

    на 2015-2016учебный год

    Учитель  Пыхтина Валентина Дмитриевна

    2015 г

    Пояснительная записка

    Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Химия» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных документов:

    • Учебного плана МКОУ «Мало-Каменская СОШ »  на 2015 – 2016 учебный год.
    • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования(приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089).
    • Примерной программы по химии основного общего образования.
    • Авторской программы О.С.Габриелян (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, М.: Дрофа, 2011).

            В соответствии с федеральным базисных учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МКОУ «Мало-Каменская СОШ» программа рассчитана на преподавание курса химии в 9 классе в объеме 2часа в неделю (70 часов в год).

            Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010. – 270, [2] с.: ил., базовый уровень.

    Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
    • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
    • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
    • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
    • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства: а) металлов главных подгрупп I, II, III групп, железа и их соединений. Предусмотрено изучение окислительно-восстановительных реакций, периодического закона, Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, что является основой для дальнейшего изучения и предсказания свойств металлов и неметаллов - простых веществ и сложных, или образуемых, веществ. Наряду с этим раскрывается их значение в природе и народном хозяйстве.

    Курс оканчивается кратким знакомством с органическими соединениями, в основе которого лежит идея генетического развития органических веществ от углеродов до полимеров.

    Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических работ, так как теорию необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.

    Курс химии 9 класса предполагает:

    • актуализацию знаний умений и навыков, приобретенных при изучении химии в 8 классе;

    • изучение физических и химических свойств простых и сложных веществ с опорой на знания курса 8 класса и их углублением;
    • ознакомление с узловыми вопросами курса органической химии;
    • приобретение навыков решения расчетных задач по формулам и уравнениям с понятиями избыток и недостаток, примеси, массовая (объемная) доля выхода; усложненных задач.

    Задачи обучения

    1. Формирование знаний основ химической науки - важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка;
    2. развитие умений сравнивать, вычленять в изучаемом существенное, устанавливать причинно-следственную зависимость в изучаемом материале, делать доступные обобщения, связной доказательно излагать учебный материал;
    3. знакомство с применением химических знаний на практике;
    4. формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;
    5. формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнения несложных
      опытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории;
    6. раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;
    7. раскрытие у школьников гуманистических черт и воспитание у них элементов экологической и информационной культуры;
    8. раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в научную картину мира.

            

    Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии в 9 классе:

            Учащиеся должны знать:

    • Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева;
    • Общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
    • Основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов;
    • Качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

            Учащиеся должны уметь:

    • Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
    • Распознавать важнейшие катионы и анионы;
    • Решать расчетные задачи с использованием изученных понятий;
    • Характеризовать свойства классов химических элементов.

            Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии в 9 классе:

            Учащиеся должны знать:

    • Причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических соединений, номенклатура основных представителей групп органических соединений;
    • Строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, спиртов,

    уксусного альдегида и уксусной кислоты;

    • Понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях полимеризации и поликонденсации.

            Учащиеся должны уметь:

    • Составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
    • Выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества;
    • Разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ.

    Используемые технологии. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

     технология развития критического мышления, проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, игровых, технологий КСО, личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность.

     Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: учебно-исследовательской, проектной, олимпиадной деятельности.

    Формы, методы и средства обучения.

    В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый.

    Используются следующие формы обучения: учебные занятия, экскурсии,  наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа,  презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов, проектов.

    Роль учебного предмета в формировании компетенций:

    Реальным объектом в сфере формирования компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии.

    1. Ценностно-смысловые компетенции- обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От этого зависит индивидуальная образовательная траектория ученика.

    2. Общекультурные компетенции- обеспечить механизм освоения учеником культурологического и всечеловеческого понимания мира.

    3. Учебно-познавательные компетенции- обеспечить совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

    4. Информационные компетенции- при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,  сохранять и передавать ее; учить умению ориентироваться в потоке информации и способах поиска информации, находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

    5. Коммуникативные компетенции– включение необходимых способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

    6. Компетенции личностного самосовершенствования- умение применять полученные знания в отношении собственного здоровья, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    В авторскую программу внесены следующие изменения:

    1.Увеличено число часов на изучение тем:

    -тема 2 «Металлы» вместо 15 часов – 18 часов;

    -тема 3 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26часов (включены практические работы);

    2.Сокращено число часов:

    - на повторение  « Основных вопросов  курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса»  на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т.  к.  этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла»  и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.

                         

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч)

       Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
      Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
      Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.    
       Тема 1 . Металлы (18ч)
       Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
      О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  щ е л о ч н ы х  м е т а л л о в.  Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
      О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  э л е м е н т о в  г л а в н о й  п о д г р у п п ы II  г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
      А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
      Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe
    2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.    
     
     Практикум №1 .Свойства металлов и их соединений (3ч)
       1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. З. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
     
    Тема 2 . Неметаллы (26ч)
      Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
      В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
      О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений
    в народном хозяйстве.
      С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
      А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
      Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

       У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
      К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.  

       Практикум № 2 . Свойства неметаллов и их соединений (3ч)
     
    4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

       Тема 3 . Органические соединения (12ч)

       Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
      Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
      Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
    Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
      Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
      Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
      Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
      Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
      Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.    

       Тема 6 .  Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8ч)
       Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
      Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
      Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
      Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

             


    Тематическое планирование по химии, 9 класс,

    (2 часа в неделю, всего 70 часов,)

    УМК О.С.Габриеляна.

    п/п

    Наименование темы

    Всего часов

    Из них

    Дата

    Практические работы

    Контрольные работы

    1.

    Повторение основных вопросов курса 8 класса.

    6

    По повторению

    2.

    Тема 1.

    Металлы

    18

    Практическая  работа №1. Осуществление  цепочки химических превращений металлов

    Практическая работа№2. Получение и свойства соединений металлов.

    Практическая работа№3.Решение экспериментальных на распознавание и получение веществ.

    № 1

    3.

    Тема 2.

    Неметаллы

    26

    № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».

    № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

    № 6. Получение, собирание и распознавание газов.

    № 2

    4.

    Тема 3.

    Органические соединения

    12

    №3

    5.

    Обобщение знаний по химии за курс основной школы

    8

    №4

    6.

    Итого

    70

    6

    5

            

    Поурочное планирование по химии, 9 класс

    (2 часа в неделю, всего 70 часов  ),

    УМК О.С.Габриеляна

    №№ п/п

    Тема урока

    Изучаемые вопросы

    Эксперимент:

    Д. – демонстрационный

    Л. – лабораторный

    Требования к уровню подготовки

    выпускников

    кол=во

    час.

    Тип

    урока

    домашнее  

    задание

    Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов)

    1

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

    Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

    Знать/понимать:

    • химические понятия:

    химический элемент, атом;

    • основные законы химии:

    Периодический закон.

    Уметь:

    • называть:

    химические элементы по их символам;

    • объяснять:

    физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

    закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

    1

    комбинированный

     П.1,3

    2

    Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

    Генетические ряды металлов и неметаллов

    Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла.

    Д. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4.

    Знать/понимать:

    • химические понятия:

    вещество, классификация веществ.

    Уметь:

    • называть:

    соединения изученных классов;

    • характеризовать:

    химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

    • определять:

    принадлежность веществ к определённому классу соединений;

    • составлять:

    схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

    1

    комбинированный

    П.1. стр8

    3

    Химические свойства оксидов, кислот, основании.

    Ионные уравнения реакций

    Химические свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД

    Уметь

    - характеризовать химические свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД и описывать ионными уравнениями

    Уметь        

    - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.

    1

    комбинированный

    П. 2

    4

    Переходные элементы .

    Химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов

    Уметь

    - характеризовать химические свойства

    1

    комбинированный

    §2

    5

    Решение упражнений

    Выполнение упражнений на генетическую связь.

    1

    6

    Контрольная работа по повторению

    по теме 1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса»

    Контрольная работа

    1

    урок контроля качества знаний

    Повт. п.1-3

    Тема2. Металлы (18 часов)

    7

    Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов

    Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь.

    Л.О.№1 « Образцы различных металлов.»

    Уметь:

    • характеризовать:

    положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

    1

    комбинированный

    П. 4,5

    8

    Физические и

    химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

    Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации.

    Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

    Д. Взаимодействие металлов с неметаллами.

    Л.О.№2 « Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.»

    Уметь:

    • характеризовать:

    химические свойства металлов;

    общие физические свойства металлов;

    связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка

    • составлять:

    уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями).

    1

    комбинированный

    П .6,8

    9

    Металлы в природе. Способы  их получения

    Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургии

    Знать/понимать:

    • химические понятия:

    окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

    Уметь:

    • составлять:

    уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием.

    1

    комбинированный

    П .9

    10

    Общие понятия о коррозии. Сплавы

    Сплавы, их классификация, свойства и значение.

    Д. Образцы сплавов.

    1

    комбинированный

    П .7,10

    11-12

    Щелочные металлы и их соединения.

    Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве.

    Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом.

    Л.О.№3. « Ознакомление с образцами природных соединений натрия.»

    Уметь:

    • называть:

    соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

    • объяснять:

    закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы;

    сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

    • характеризовать:

    щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

    связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:

    NaCI – консервант пищевых продуктов.

    2

    комбинированный

    П .11,стр 52-54

    13-14

    Щелочноземельные металлы и их соединения . Соединения кальция..

    Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк).

    Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. 

    Л.О.№4 « Ознакомление с образцами природных соединений кальция.»

    Уметь:

    • называть:

    соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

    • объяснять:

    закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы;

    сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;

    • характеризовать:

    щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

    связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

    2

    комбинированный

    §12

    15-16

    Алюминий и его соединения.

    Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер.

    Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

    Л.О.№5 « Ознакомление с образцами природных соединений алюминия.»

    Уметь:

    • называть:

    соединения алюминия по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

    физические и химические свойства алюминия;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.

    2

    комбинированный

    §13

    17

    Решение задач

    1

    В тетради

    18-19

    Железо и его соединения.

    Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

    Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

    Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

    Л.О.№6 « Ознакомление с образцами природных соединений железа.»

    Уметь:

    • называть:

    соединения железа по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

    физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);

    области применения железа;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III).

    2

    комбинированный

    §14

    20

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

    Решение задач и упражнений.

    1

    комбин.

    Повт.§§

    1-14

    21

    Контрольная работа № 1 по теме 2

    «Металлы.»

    Контрольная работа

    1

    урок контроля качества знаний

    22

    23

    24

    Практическая  работа  1. Осуществление  цепочки химических превращений металлов .

    Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.

    Практическая работа 3.Решение экспериментальных задач на распознавание и получению веществ.

    Практическая работа

    Практическая работа

    Практическая работа

    Уметь:

    • характеризовать:

    химические свойства металлов и их соединений;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

    • обращаться:

    с химической посудой и лабораторным оборудованием;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с веществами.

    1

    1

    1

    Практ.

    раб.№1

    Практ.

    раб.№2

    Практ

    раб.№3

    Тема 3. Неметаллы (26 часов)

    25

    Общая характеристика неметаллов.

    Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха.

    Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях.

    Знать/понимать:

    • химическую символику:

    знаки химических элементов-неметаллов.

    Уметь:

    • называть:

    химические элементы-неметаллы по их символам;

    • объяснять:

    закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

    • характеризовать:

    неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

    особенности строения атомов неметаллов;

    связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;

    • определять:

    тип химической связи в соединениях неметаллов.

    1

    комбинированный

    П .15-16

    26

    Водород, его физические и химические свойства.

    Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода.

    Знать/понимать:

    • химические понятия:

    химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

    Уметь:

    • объяснять:

    двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

    • характеризовать:

    физические свойства водорода;

    химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

    • распознавать опытным путём:

    водород среди других газов;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с водородом.

    1

    комбинированный

    П.17

    27

    Общая характеристика галогенов.

    Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

    Д. Образцы галогенов – простых веществ.

    Знать/понимать:

    • химическую символику:

    знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

    Уметь:

    • объяснять:

    закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

    • характеризовать:

    особенности строения атомов галогенов;

    физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;

    • определять:

    степень окисления галогенов в соединениях;

    тип химической связи в соединениях галогенов;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с хлором.

    1

    комбинированный

    П .18

    28

    Соединения галогенов.

    Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион.

    Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора.

    Л.О.№7. « Качественная реакция на хлорид-ион.»

    Знать/понимать:

    • химическую символику:

    формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.

    Уметь:

    • называть:

    соединения галогенов по их химических формулам;

    • характеризовать:

    химические свойства соляной кислоты;

    • составлять:

    химические формулы галогеноводородов и галогенидов;

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;

    • распознавать опытным путём:

    соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.

    1

    комбинированный

    П. 19,20

    29

    Кислород, его физические и химические свойства.

    Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода.

    Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода.

    Знать/понимать:

    • химические понятия:

    химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

    Уметь:

    • объяснять:

    строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

    • характеризовать:

    физические свойства кислорода;

    химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;

    • определять:

    тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах;

    степень окисления атома кислорода в соединениях;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

    • распознавать опытным путём:

    кислород среди других газов;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения).

    1

    комбинированный

    П.21

    30-31

    Сера, её физические и химические свойства. Оксиды серы.

    Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли.

    Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью.

    Знать/понимать:

    • химическую символику:

    формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

    Уметь:

    • объяснять:

    строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

    закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы;

    • характеризовать:

    физические свойства серы;

    химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

    • определять:

    тип химической связи в соединениях серы;

    степень окисления атома серы в соединениях;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).

    • называть:

    оксиды серы по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    физические свойства оксидов серы;

    химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);

    • определять:

    принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам;

    степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;

    • составлять:

    уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

    2

    комбинированный

    П. 22

    32

    Серная кислота и её соли.

    Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

    Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты.

    Л.О.№8 « Качественная реакция на сульфат-ион.»

    Знать/понимать:

    •  химическую символику:

    формулу серной кислоты.

    Уметь:

    • называть:

    серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    физические свойства концентрированной серной кислоты;

    химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;

    народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;

    • определять:

    принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений;

    валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах;

    • составлять:

    химические формулы сульфатов;

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты;

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);

    • распознавать опытным путём:

    серную кислоту среди растворов веществ других классов;

    сульфат-ион среди других ионов;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение).

    1

    комбинированный

    П.23,стр.

    134-135

    33

    Азот, его физические и химические свойства.

    Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение.

    Знать/понимать:

    • химические понятия:

    химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

    Уметь:

    • объяснять:

    строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

    • характеризовать:

    физические свойства азота;

    химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

    • определять:

    тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях;

    степень окисления атома азота в соединениях;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.

    1

    комбинированный

    Стр.136-141

    34

    Аммиак и его свойства.

    Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака.

    Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом.

    Знать/понимать:

    •  химическую символику:

    формулу аммиака.

    Уметь:

    • называть:

    аммиак по его химической формуле;

    • характеризовать:

    физические и химические свойства аммиака;

    • определять:

    тип химической связи в молекуле аммиака;

    валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);

    • распознавать опытным путём:

    аммиак среди других газов;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт).

    1

    комбинированный

    П. 24

    35

    Решение задач

    1

    36

    Соли аммония.

    Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве.

    Л.О.№9 « Распознавание солей аммония.»

    Знать/понимать:

    • химические понятия:

    катион аммония.

    Уметь:

    • называть:

    соли аммония по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    химические свойства солей аммония;

    • определять:

    принадлежность солей аммония к определённому классу соединений;

    тип химической связи в солях аммония;

    • составлять:

    химические формулы солей аммония;

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.

    1

    комбинированный

    П. 25

    37

    Оксиды азота

    (ŀŀ) и (ŀV)

    Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (ŀV), его получение и свойства.

    Знать/понимать:

    ----- химическую символику:

    формулы оксида азота (ŀŀ) и (ŀV).

    Уметь:

    ----- наэывать:

    оксиды азота по их химическим формулам:

    ------ характеризовать:

    физические свойства оксидов азота;

    химические свойства оксида азота ( ŀV).

    ------ определять:

    принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений;

    степень окисления азота и тип химической связи в оксидах;

    ---- составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (ŀV);

    ---- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

     

    1

    комбинир.

    §26

    38

    Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.

    Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции.

    Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

    Знать/понимать:

    •  химическую символику:

    формулу азотной кислоты.

    Уметь:

    • характеризовать:

    физические свойства азотной кислоты;

    химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций;

    народнохозяйственное значение азотной кислоты;

    • определять:

    принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений;

    валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты;

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);

    • распознавать опытным путём:

    азотную кислоту среди растворов веществ других классов;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой.

    • называть:

    соли азотной кислоты по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании);

    • составлять:

    химические формулы нитратов;

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции).

    1

    комбинированный

    П. 26

    39

    Фосфор, его физические и химические свойства.

    Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора.

    Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного.

    Уметь:

    • объяснять:

    строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

    закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

    • характеризовать:

    химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

    • определять:

    тип химической связи в соединениях фосфора;

    степень окисления атома фосфора в соединениях;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.

    1

    комбинированный

    П. 27

     40

    Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

    Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.

    Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.

    Знать/понимать:

    •  химическую символику:

    формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты.

    Уметь:

    • называть:

    оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации;

    народнохозяйственное значение фосфатов;

    • определять:

    принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений;

    валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;

    • составлять:

    химические формулы фосфатов;

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида;

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты.

    1

    комбинированный

    П .28,стр159-160

    41

    Углерод, его физические и химические свойства.

    Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.

    Д. Образцы природных соединений углерода.

    Уметь:

    • объяснять:

    строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

    • характеризовать:

    химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

    • определять:

    тип химической связи в соединениях углерода;

    степень окисления атома углерода в соединениях;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.

    1

    комбинированный

    П. 28,стр 160-163

    42

    Оксиды углерода.

    Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение.

    Л.О.10 « Получение углекислого газа и его распознавание.»

    Знать/понимать:

    • химическую символику:

    формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

    Уметь:

    • называть:

    оксиды углерода по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    физические свойства оксидов углерода;

    химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида);

    • определять:

    принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений;

    степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV);

    • распознавать опытным путём:

    углекислый газ среди других газов;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с оксидом углерода (II).

    1

    комбинированный

    П.29

    43

    Угольная кислота и её соли.

    Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов.

    Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.

    Л.О.№11 « Качественная реакция на карбонат-ион.»

    Знать/понимать:

    •  химическую символику:

    формулу угольной кислоты.

    Уметь:

    • называть:

    соли угольной кислоты по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    химические свойства угольной кислоты;

    народнохозяйственное значение карбонатов;

    • определять:

    принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;

    валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте;

    • составлять:

    химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов;

    уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот;

    • распознавать опытным путём:

    карбонат-ион среди других ионов.

    1

    комбинированный

    П 30,стр172-175

    44-45

    Кремний и его соединения.Силикатная промышленность

    Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности.

    Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента.

    Л.О.№12 « Ознакомление с природными силикатами.»

    Л.О.№13 « Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.»

    Знать/понимать:

    •  химическую символику:

    формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

    Уметь:

    • называть:

    оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации;

    народнохозяйственное значение силикатов;

    • определять:

    принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;

    валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах;

    • составлять:

    химические формулы силикатов;

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

    2

    комбинированный

    П. 30

    46

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

    Решение задач и упражнений.

    Подготовка к контрольной работе.

    1

    Повт.§§

    15-30

    47

    Контрольная работа № 2 по теме 3

    «Неметаллы.»

    Контрольная работа

    1

    урок контроля качества знаний

    48

    Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».

    Практическая работа

    Уметь:

    • характеризовать:

    химические свойства  соединений серы;

    -- составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы;

    • обращаться:

    с химической посудой и лабораторным оборудованием;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с веществами.

    1

    Практ.

    раб №4

    49

    Практическая работа № 5 Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

    Практическая работа

    Уметь:

    • характеризовать:

    химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;

    • составлять:

    уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;

    • обращаться:

    с химической посудой и лабораторным оборудованием;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с веществами.

    1

    Практ.

    раб.№5

    50

    Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.

    Практическая работа

    Уметь:

    • характеризовать:

    способы получение, собирания и распознавания важнейших газов;

    • составлять:

    уравнения химических реакций получения газов;

    • обращаться:

    с химической посудой и лабораторным оборудованием;

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с веществами.

    1

    Практ.

    раб.№6

    Тема 3. Органические соединения (12 часов)

    51

    Предмет органической химии.

    Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии.

    Д. Модели молекул органических соединений.

    Знать/понимать:

    •  химические понятия:

    вещество, классификация веществ.

    Уметь:

    • характеризовать:

    строение атома углерода;

    связь между составом и строением органических веществ;

    • определять:

    валентность и степень окисления углерода в органических соединениях.

    1

    комбинированный

    §31

    52

    Предельные углеводороды (алканы)

    Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

    Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

    Л.О.№14 « Изготовление моделей молекул метана и этана.»

    Знать/понимать:

    •  химическую символику:

    формулы метана и этана.

    Уметь:

    • называть:

    метан и этан по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    связь между составом, строением и свойствами метана и этана;

    химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование);

    • определять:

    принадлежность метана и этана к предельным углеводородам;

    • составлять:

    уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с метаном (природным газом).

    1

    комбинированный

    §32

    53

    Непредельные углеводороды (алкены).

    Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации.

    Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

    Знать/понимать:

    •  химическую символику:

    формулу этилена.

    Уметь:

    • называть:

    этилен по его химической формуле;

    • характеризовать:

    связь между составом, строением и свойствами этилена;

    химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом);

    • определять:

    принадлежность этилена к непредельным углеводородам;

    • составлять:

    уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

    1

    комбинированный

    §33

    54

    Спирты.

    Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола.

    Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.

    Л.О.№15 « Свойства глицерина.»

    Знать/понимать:

    •  химическую символику:

    формулы метанола, этанола и глицерина.

    Уметь:

    • называть:

    спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    связь между составом и свойствами спиртов;

    химические свойства метанола и этанола (горение);

    • определять:

    принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

    • составлять:

    уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    критической оценки информации о метаноле и этаноле.

    1

    комбинированный

    §36

    55

    Альдегиды

    Карбоновые кислоты.

    Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты.

    Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.

    Знать/понимать:

    •  химическую символику:

    формулы уксусной и стеариновой кислот.

    Уметь:

    • называть:

    уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;

    • характеризовать:

    связь между составом, строением и свойствами кислот;

    химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

    • определять:

    принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;

    • составлять:

    уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

    • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с уксусной кислотой.

    1

    комбинированный

    §37-38

    56

    Сложные эфиры.

    Жиры

    Жиры в природе и их применение.  

    Уметь:

    • характеризовать:

    нахождение в природе и применение жиров;

    1

    комбинированный

    §38-39

    57

    Аминокислоты.

    Белки

    Белки, их строение и биологическая роль.

    1

    комбинированный

    §40

    58

    Углеводы

    Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов.

    Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков.

    Л.О.№16 « Взаимодействие крахмала с йодом.»

    Уметь:

    характеризовать

    состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы;

    физические свойства белков и их роль в организме.

    1

    комбинированный

    §41

    59

    Полимеры

    Д. образцы различных изделий из полиэтилена.

    1

    комбинированный

    §42

    60

    Обобщающий урок по теме №4 «Органические соединения.»

    1

    Повт.§31-42

    61

    Решение задач

    1

    62

    Контрольная работа №3по теме: «Органические соединения.»

    Контрольная работа

    1

    урок контроля качества знаний

     Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)

    63

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

    Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

    Знать/понимать:

    • химические понятия:

    химический элемент, атом;

    • основные законы химии:

    Периодический закон.

    Уметь:

    • называть:

    химические элементы по их символам;

    • объяснять:

    физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

    закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

    1

    комбинированный

    64

    Строение веществ.

    Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

    Д. Кристаллические решётки алмаза и графита.

    Знать/понимать:

    • химические понятия:

    атом, молекула, ион, химическая связь.

    Уметь:

    • характеризовать:

    связь между составом, строением и свойствами веществ;

    • определять:

    тип химической связи в соединениях.

    1

    комбинированный

    65

    Классификация химических реакций.

    Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

    Знать/понимать:

    • химическую символику:

    уравнения химических реакций;

    • химические понятия:

    химическая реакция, классификация реакций.

    Уметь:

    • определять:

    типы химических реакций;

    возможность протекания реакций ионного обмена;

    • составлять:

    уравнения химических реакций.

    1

    комбинированный

    66-67

    Классификация веществ.

    Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

    Знать/понимать:

    • химическую символику:

    формулы химических веществ;

    • химические понятия:

    вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель.

    Уметь:

    • называть:

    соединения изученных классов;

    • объяснять:

    сущность реакций ионного обмена;

    • характеризовать:

    химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;

    • определять:

    состав веществ по их формулам;

    принадлежность веществ к определённому классу соединений;

    • составлять:

    формулы неорганических соединений изученных классов.

    2

    комбинированный

    68

    Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

    Контрольная работа

    1

    урок контроля качества знаний

    69

    Итоговое обобщение за курс 9 класса.

    1

    70

    Резервный урок

    1


    Информационно - методическое обеспечение.

    УМК, используемый при работе по данной программе:

    1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
    2. Габриелян О.С. Программы курса химии для 8—11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
    3. Химия. 9 кл. : рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. - 11-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011.

    Литература для учителя

    1. Горбунцова С.В.Тесты по основным разделам школьного курса химии: 8-9 классы. - М.: «ВАКО», 2006. - 208 с.- (Мастерская учителя).
    2. Савинкина Е.В. Химия.  9 класс.  44 диагностических варианта /  Е.В.  Савинкина. - М. : Национальное образование, 2011. - 96 с. -(ГИА.  Экспресс-диагностика).
    3. Павлова, Н.С.Дидактические карточки-задания по химии. 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / Н.С. Павлова. — М.: Издательство «Экзамен», 2011.  (Серия «Учебно-методический комплект»).
    4. Савинкина Е.В. Химия. Диагностические тесты. 9 класс / Е.В. Савинкина. - М. : Национальное образование, 2012. - 48 с.: (ГИА. Блиц-тестирование. 10 минут).
    5. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс : контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М. : Дрофа, 2010.

    Литература для обучающихся

    1. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
    2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
    3. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
    4. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
    5. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
    6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.

    Адреса электронных ресурсов

    1. www.it-n.ru Сеть творческих учителе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по химии 8-9класс.

    Содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....

    рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

    полная рабочая программа по литературе 9класс...

    Рабочая программа по литературе 9класс

    Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. ...

    рабочая программа по химии . 9класс , Габриелян О.С.

    Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна , к учебнику химии 9 кл. О.С.Габриеляна(2 часа в неделю)...

    Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

    Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

    Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького

    Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...

    Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

    Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...