"К вопросу использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии"
статья по химии по теме

Алла Александровна Басиева

Доклад на научно-практической конференции "Сочетание традиционных и современных технологий в учебно-воспитательном процессе СКСВУ" (2012 г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_voprosu_ispolzovaniya_ikt_na_urokah_himii.rar1.98 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      БАСИЕВА А. А.

К ВОПРОСУ  ИСПОЛЬОВАНИЯ  ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬТЕРНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

 В настоящее время меняются цели и задачи стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий  с усвоение знаний на формирование  компетенций, акцент переносится  на личностно-ориентированное обучение. Но тем не менее, урок  был и остается главной составной частью  учебного процесса. Качество подготовки  суворовцев определяется  содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной   и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение  новых  педагогических технологий в образовательном процессе.

Применение современных  информационных технологий дает возможность  преподавателю одновременно добиваться решение  многих учебных и воспитательных задач:

  1. активизировать процесс обучения;
  2. экономить учебное время;
  3. совершенствовать наглядные материалы;
  4. развивать культуру умственного труда;
  5. повышать интерес к предмету;
  6. воспитывать потребность в постоянном самообразовании.

А реальность такова: уменьшилось число часов  на преподавание химии, поэтому  перед преподавателем  стоит  непростая задача: сохранить  целостность и системность учебного процесса за  небольшое, жестко лимитированное время, отпущенное на изучение предмета. Суворовцы не должны иметь «лоскутные знания», поэтому для создания целостного представления о дисциплине  требуются новые  подходы, методические приемы, методы и технологии, которые помогли бы реализовать поставленные цели. Именно эти причины заставили меня обратиться к использованию ИКТ в работе.

В изучении  школьного курса химии как преподаватель я выделила несколько основных направления, где оправданно использование  информационно-компьютерной технологии.

          1.Наглядное представление объектов микромира.

Моделирование химических явлений и процессов, особенно  таких, которые  практически невозможно показать в лаборатории химического кабинета, но  которые могут быть показаны  с помощью компьютера .Так, в этом направлении я пошла по пути создания ярких красочных презентаций, с использованием анимацией, например, по таким темам, как «Строение атома», «Образование молекул», «Типы химических связей».

Суворовцы активны на таких уроках и с большим интересом  самостоятельно создают презентации. Например, демонстрация планетарной модели  атома, порядка заполнения электронами разных энергетических  уровней, процесс образования ионов.

Создавая презентация по тем темам, где требуется значительные мыслительные усилия при запоминании ряда правил, я делаю акцент на зрительную память суворовца, правила всегда записываются ярким и крупным шрифтом на  интерактивной доске,  формулировки   предельно  лаконичны. Конечно уроки состоят не только из презентаций, демонстрация которых  занимает 5-10 минут учебного времени,  причем скорость  показа регулировалось мной, преподавателем,  в зависимости от уровня их восприятия  суворовцами, имели место также демонстрации лабораторные работы. Практика применения компьютерных презентаций показала, что уроки химии проходят эмоциональнее, интереснее, а поэтому продуктивнее.

          2.Моделирование химических экспериментов и химических реакций в изучении школьного курса так же сопровождается показом видеофильмов или слайдов. Так, например, опасные свойства реагирующих веществ и их  токсичность нельзя продемонстрировать в химическом кабинете, невозможны   лабораторные опыты и практические работы с  взрывчатыми,  дурно пахнущими, горючими, ядовитыми веществами, хотя  изучение химических свойств многих  из них  входит в школьную программу. Реальную помощь при решении этих проблем дало  использование  готовых материалов учебных дисков:

         «Виртуальная лаборатория», включающая более 150  химических опытов, которые раскрыли истинные свойства химических веществ и технику безопасности при их использовании.

  3.Наглядное представление производства химических продуктов также демонстрируется на экране. Здесь компьютерные технологии не заменимы. Например, демонстрация видеофильма дает возможность представить виртуальную модель нефтеперерабатывающего завода, процесс переработки цинка на заводе «Электроцинк», реальный химический технологический процесс получения продуктов  из этилового спирта, когда объяснение темы проводится преподавателем в виде  лекции.

   4. Тестовый контроль также проводится, например, при подготовке к контрольной или самостоятельной работе при подготовке к ГИА или ЕГЭ, централизованному тестированию, при написании рефератов и к подготовке научно-исследовательских работ (используются ресурсы Интернета). Использование компьютерных технологий на уроках химии дало возможность осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку суворовцев, проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального химического эксперимента, наладить меж предметную связь между химией и информатикой. Данные этапы используются также на элективных занятиях.

               Но, какими бы заманчивыми не были электронные работы , использование их на уроках имеет свои сложности.

               Так, например, без соответствующих методических приемов применяемых преподавателем процесс создания презентаций превращается в самоцель, не соблюдается логика построения предмета, нарушается взаимосвязь  понятий и презентация будет представлять собой случайный набор фактического материала.  Поэтому я апробировала модель создания предметных презентаций совместно с суворовцами по следующей схеме:

  1. Процесс изучения информационного блока с выявлением ключевых понятий в их взаимосвязь.
  2. Совместно с преподавателем составление сценария предполагаемой презентации, обсуждения и дизайна каждого слайда. В процессе обсуждения суворовцы еще раз повторяют изучаемый материал, анализируют и систематизируют его, представляют в краткой графической форме.
  3. Самостоятельную работу суворовцев по созданию слайдов, поиску иллюстраций, схем, интересных фактов, фотографий можно проводить на элективный занятиях и как вариант самоподготовки.
  4. Включение  в презентацию слайдов обратной связи контролирующего характера (проверить себя, ответь на вопросы, выбери правильный ответ), при этом вопросы и ответы на них составляет сам суворовец.
  5. Оформление слайд-шоу с использованием эффекта анимации, что позволяет последовательно предъявлять изучаемый материал по ходу урока.
  6. Обсуждение и конкурсный отбор представленных работ суворовцев, создание групповых презентаций по данной теме.

Такой способ учебной деятельности способствует развитию познавательного интереса суворовцев, позволяет оптимизировать процесс перевода знаний с видения преподавателя на способ восприятия суворовцев. При этом следует учитывать, что эффективность восприятия химических знаний зависит от того, насколько преподаватель сумеет заинтересовать своих суворовцев.

В своей практике на уроках я использую также известные пакеты программ ка «IC репетитор Химии», «Общая и неорганическая химия», а также электронные тесты по всем группам и подгруппам Периодической таблицы Менделеева. Оценки за творческие работы выставляются в «LMS Школу».

 На занятиях элективного курса по химии для закрепления нового материала очень часто использую компьютерное тестирование, которое готовится при совместной работе с преподавателем информатики. Это развивает интеллектуальные способности суворовцев, т.к. они один и тот же тест могут проходить по несколько раз за индивидуальным компьютером, пока не будет получен положительный результат. Все эти тесты соответствуют минимуму знаний по химии. За короткое время можно раскрыть, объяснить, подтвердить формулами и экспериментом наиболее трудные вопросы программы. Например, образование связи азотом амина и ионом водорода воды или кислоты по донорно-акцепторному механизму. С помощью компьютерного сопровождения урока суворовцы легче воспринимают трудные разделы программы.

На уроках химии большое внимание уделяется технике безопасности. В связи с этим опыты по химии с ядовитыми веществами не всегда демонстрируются на уроке, а фрагменты компьютерного сопровождения подобного эксперимента дают суворовцам убедительные знания о веществах и явлениях, сопровождающих данные превращения, например, опыты с аминами: взаимодействие амина с кислотой, горение, амфотерные свойства кислот. Идет демонстрация химического эксперимента, который в силу опасности для здоровья суворовцев, желательно наблюдать с экрана монитора. Компьютерная анимация также находит место при изучении темы  «Окислительно-восстоновительные реакции».  

 К самостоятельному творчеству интерес у суворовцев огромный, сами могут подсказывать новые идеи, готовить интересные доклады и сообщения с использованием мультимедийных технологий. Большой интерес вызвал фрагмент  «Получение эфира», т.к. можно было бы увидеть опыт  в динамике с веществами, ее безопасности  для здоровья. Модели ароматических углеводородов не дают такой полноты восприятия  связей изомеров, их положения в пространстве, как  динамические модели, показанные на экране с помощью  мультимедиа проектора.

Проверить, как   влияет система  использования всех подходов, которые можно осуществить в ходе применения информационно-компьютерных технологий в преподавании химии на качество обучения не удалось. Ведь процесс только « в начале  пути».

Но можно сделать такой вывод: «Эффективное использование информационно - компьютерных  технологий по указанным направлениям облегчает понимание и запоминание материала, способствует повышению концентрации внимания суворовцев, формирует положительную мотивацию к учебе, и тем самым делает учебный процесс более эффективным и привлекательным.

       

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"

материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии для повышения мотивации обучения.

Обобщение опыта работы за три года по повышению мотивации к изучению химии, за счет использования на уроках современных образовательных технологий....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии»

Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. В последние десятилетие изменилась структура школьного химического образования: вместо линейной системы преподавания предмета введена...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии"

В статья рассказывается о том,как повысить интерес учащихся к предмету посредством информационных технологий....

Статья: "Использование новых образовательных технологий на уроках химии и биологии"

Использование на уроках химии и биологии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)....