Технологические карты по теме "Химическая связь"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Селиванова Ольга Владимировна

Карты для уроков в 9 классе по темам "Ковалентная полярная связь" и "Ионная связь" предназначены для реализации деятельностно-компетентного подхода в обучении. Содержат упражнения по данным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kovalentnaya_polyarnaya_svyaz.doc43 КБ
Microsoft Office document icon ionnaya_svyaz.doc438.5 КБ

Предварительный просмотр:

Химическая связь.

Ковалентная полярная связь.

         На прошлом уроке мы познакомились с ковалентной неполярной связью, которая образуется между _____________________атомами _____________________________с помощью ___________________________________________________________________.

       Взаимоотношения  атомов, которые владеют общей электронной парой, далеко не просты. Дело в том, что  одни химические элементы притягивают к себе электроны сильнее, другие – слабее.

Способность атомов притягивать к себе электроны называется ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТЬЮ.

  1. Электроотрицательность -  реальная физическая величина. Как и многие другие величины, в микромире удобнее использовать относительную электроотрицательность атомов. Вот ряд, в котором наиболее известные и распространенные химические элементы расположены в порядке возрастания электроотрицательности.

металлы

неметаллы

Cs

K

Ba

Na

Ca

Mg

Ag

Al

Zn

Si

P

H

S

C

I

Br

Cl

N

O

F

ЭО

0,8

0,8

0,9

0,9

1,0

1,3

1,4

1,4

1,6

1,8

2,1

2,1

2,5

2,5

2,6

2,7

3,0

3,0

3,5

4,0

Сопоставляя ряд электроотрицательности  с периодической системой приходим к выводам:

  1. чем больше выражены у элемента неметаллические свойства, тем  ________________________________его электроотрицательность.
  2. чем сильнее выражены у элемента металлические свойства, тем

________________________________его электроотрицательность.

Задание 1. Используя Периодическую систему или таблицу со значениями электроотрицательности запиши символ самого «жадного» химического элемента. __________________

Задание 2. Дополните фразы, характеризующие закономерное изменение электроотрицательности.

Электроотрицательность    элементов  

  1. в  периоде ________________________________________________
  2. в группе __________________________________________________

Задание 3. Впишите символы элементов по мере увеличения их электроотрицательности: Сl,  Br,  H,  Si,  N,  P,  F,  S


                              Можно ли отнести хлороводород НСl, воду Н2О , аммиак NH3  к группе веществ, образованных ковалентной неполярной связью?  __________, потому что эти вещества ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

   Перечисленные выше вещества также образуются с помощью общих электронных пар.

Химическая связь между разными атомами – это связь между атомами с ______________
______________электроотрицательностью.  

Разберем механизм образования связей в данных веществах. Будем использовать алгоритм, которым мы пользовались на прошлом уроке.

  1. HCl (хлороводород)

Симметрично ли располагается общая электронная пара при образовании связи в хлороводороде? Электронная пара смещается к атому более «жадного» ( более электроотрицательного) химического элемента . Таким будет _________________.

(см. таблицу значений электроотрицательности).  В структурной формуле черточка заменяется стрелочкой:

                                             H        Cl

Более богатый  отрицательными электронами атом (более электоотрицательный)  приобретает _______________________заряд. Менее богатый атом приобретает ____________________________________заряд.

                                                  H        Cl

   Греческая буква δ («дельта») означает, что электронная пара все-таки находится в общей собственности и полного перехода электронов от водорода к хлору не произошло.

  1. Н2О (вода)

  1. NH3 (аммиак)

Вывод:

Ковалентная полярная связь – это связь между __________________________

атомами ______________________________с помощью __________________

__________________________________________________________.      

 Домашнее задание:

Для создания дымовых завес используют дешевое жидкое вещество SiCl4 .

Укажите вид химической связи в данном веществе:_________________________________

Механизм образования связи  и структурная формула:

   



Предварительный просмотр:

Ионная связь.

   Вспомни! 

    Вам знакома ковалентная  полярная связь, при которой между атомами _________________________ неметаллов   образуются _____________________________

___________________________________________________. При этом общая электронная пара смещается к тому атому, у которого _________________________________________

_______________________. Этот атом приобретает частичный _______________________

заряд. Другой атом приобретает частичный ___________________________заряд.

Сегодня на уроке мы познакомимся с крайним случаем полярной связи – с ионной связью.

                               Ионная связь образуется между ионами.

  1.   Обратимся к понятию «ИОН».

     Каждый атом стремится  осуществить   свою «заветную мечту» - получать  желанную восьмерку электронов на внешнем уровне. Но какой ценой?

    Это может произойти двумя способами:

Способ первый Отдача электронов            Способ второй Принятие электронов

 

    Атом  натрия                                                                                    Атом  хлора

             ↓                                                                                                          ↓

Отдает 1 электрон,                                                                             Принимает 1 электрон,

получается завершенный                                                                  получается завершенный

второй энергетический                                                                      третий энергетический   уровень                                                                                                уровень

     

    Ион натрия                                                                                                   Ион хлора  

                    Исходя из того, что ядро заряжено положительно,

           а электроны – отрицательно, ионы – это заряженные частицы!

Если атом был не жаден                                                               А уж коль, без сожаленья,

И отдал свой электрон                                                                  Все забрал у друга он,

Это значит получился                                                                  То достоин осужденья

_______________________                                                          ________________________

________________________                                                      _________________________

ИОНЫ – это ______________________________________частицы, в которые превращаются атомы после________________________________ или __________________________________электронов.

  1. Слово «ИОН» в переводе с греческого  означает «идущий», так как ионы способны передвигаться в окружающей среде под действием внешнего электрического поля.  Если в раствор хлорида натрия (NaCl) погрузить электроды, подключенные к источнику тока, то положительно заряженный ион натрия будет двигаться в отрицательно заряженному электроду, называемому ___________________________. Поэтому все положительные ионы называются КАТИОНАМИ. Отрицательно заряженный ион хлора будет двигаться в положительному электроду ___________________________, поэтому все отрицательно заряженные  ионы называются АНИОНЫ.

Задание 1.  Составь схемы превращения атомов в ионы:

Ca0 __________→ Ca +2                    N0______________N-3

S0 ___________→S-2                   Al0______________Al+3

Задание 2. Составить схему строения и электронные формулы ионов Mg2+ и  N-3. (Если затрудняешься, смотри пример Na+  и Cl- )

2. Очень часто атомы металлов теряют свои наружные электроны и превращаются в ______________________________________ионы, а атомы неметаллов принимают электроны и превращаются в _________________________________________ ионы. Между разноименно заряженными частицами происходит электростатическое взаимодействие ( +  притягивается к - ).  Возникает ионная химическая связь.

   ИОННАЯ СВЯЗЬ – это связь между  __________________________________ионами

_________________________и ___________________________________________ионами

_____________________________________.

ПРИМЕРЫ ВЕЩЕСТВ С ИОННОЙ СВЯЗЬЮ:  NaCl, KI, LiBr, K2S, Na2O……….    

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ИОННОЙ СВЯЗИ:

1)

2)

!!! В формулах веществ с ионной связью мы не имеем права  изображать связи черточкой, т.к. общей электронной пары больше нет.)

Шпаргалка «Как определить вид химической связи в веществе?»

 

Задание на дом:

  1. Ответь на вопросы:

А) У какого из элементов III периода строение энергетических уровней атома аналогично строению энергетических уровней иона К+ ?

___________________________________________________________________

Б) Ионы каких элементов имеют строение энергетических уровней такое же, как у атома аргона?

____________________________________________________________________

3. Выбери вещества с ионной связью. Из соответствующих букв составь название химического элемента, примененного в качестве химического оружия в первой мировой войне.

              HCl……………………………………А

              Cl2…………………………………….З

              H2S……………………………………Т

              K2O…………………………………..Х

              CaBr2…………………………………Л

              NH3…………………………………..Б

              BaF2………………………………….О

              CO2…………………………………..М

             NaI……………………………………Р

_________________________________________________________

  1. Составь схемы механизма образования веществ с ионной связью:

           А) фторид калия                              Б) хлорид алюминия.

             

 

Вещество АВ

А- металл,

В - неметалл

А и В – оба неметаллы

А- металл,

В - неметалл

А и В – разные элементы

А и В – один и тот же элемент

Ионная связь

Ковалентная неполярная связь

Ковалентная полярная связь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР.

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества.  Химическая связь» на основе ЭОР....

Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи".

Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 8 класс....

Технологическая карта урока «Генетические связи между классами неорганических соединений»

Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Системно- деятельностный подход при изучении этой темы позволяет сформировать УУД , важные для дальнейшего изу...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Технологическая карта урока "Генетическая связь между веществами", 8 класс

Подобраны соответствиующие учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами. Указаны формы организации соответствующего этапа урока. Предложен...