Использования инновационных технологий и их влияния на высокие результаты образовательной деятельности
статья по химии по теме

Богер Наталья Владимировна

 

   Как  учитель химии работаю так, чтобы мой  предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но  понимали химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам, и учителю.

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, помогающих развитию творческих способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Внедрение инновационных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса и оценивания его результатов.    

                    1.Технологии дистанционного образования.

                     2.Создание цифровых авторских продуктов.

                     3.Участие в сетевых проектах и программах.

                    4. Технологии оценивания компетентностных результатов

                 5. Технологии, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса, эффективное использование учебного времени

                    1.Технологии дистанционного образования  включают в себя  комплекс дидактических методов и приемов,  используемых для передачи образовательной информации от учителя  и зависит от формы ее представления. 

Главным моментом в образовательных технологиях ДО становится визуализация мысли, информации, знаний. Поэтому наиболее приспособленным к дистанционному обучению относятся:

      электронный мультимедийный учебник по химии 10 - 11  классов;

      тесты  в режиме oн-лайн с использованием телекоммуникационных средств;

      fipi.ru;  edu. ru

      лабораторные практикумы: федеральный центр информационно-образовательных

     ресурсов.ЭОР.

    Выполнение домашнего задания с использованием возможностей Dnevnik.ru;Mail.ru

  1.    

      2.Создание цифровых авторских продуктов.

  1.                                         nsportal.ru Социальная сеть работников образования.
  2.                                        Разработка урока «Этот таинственный элемент№ 13»
  3.                                        реферат учащийся 10 класса «Рациональное питание»
  4.                                       презентация урока «Алюминий»

      3.Участие в сетевых проектах и программах.

                          Dnevnik.ru

                          digital.1september.ru Школа цифрового века 2012/13 учебный год.

             It-n.ru. Сеть творческих учителей «Химоза».

  1.                          nsportal.ru Социальная сеть работников образования.

  1. Технологии оценивания компетентностных результатов.

.

Результаты обучения в школе, требуют всесторонней и объективной оценки

успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его

отношения к учебе и динамику развития личности в целом.

Совершенствование системы оценивания достижения ожидаемых результатов  

предполагает параллельное развитие двух линий оценки:

  1. степени освоения государственного общеобязательного стандарта образовании;

- личностных достижений учащихся.  

Осуществить такую оценку, а также развить рефлексию ученика как основу его

дальнейшего индивидуального роста и развития позволит использование

эффективной системы оценивания качества образования на основе

мониторинга.

Оценка уровня достижений учащихся предназначена для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатов учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов. Также, выявления положительных или отрицательных тенденций в  деятельности учителя, установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью коррекции образовательного процесса.

Формой реалистичного оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки является  технология «портфолио» или папки личных достижений.

Конечная цель учебного портфолио – доказательство прогресса обучения  по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам  учебно-познавательной деятельности.

5. Технологии, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса, эффективное использование учебного времени.

                         

         

                                                                               

                             

«Я горячо желаю исполнить великое и благородное дело,

но главный мой долг – исполнить  скромные дела так,

будто они великие и благородные.

Мир движется не одними потугами героев,

но и совместным приложением

крошечных сил всех честных тружеников».

Хелен Келлер.

   Как  учитель химии работаю так, чтобы мой  предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но  понимали химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам, и учителю.

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, помогающих развитию творческих способностей обучающихся.

    Содержание школьной программы по химии в значительной степени способствует запоминанию изучаемого материала учащимися, однако не всегда развивает творческую мыслительную деятельность. Перед учителем химии  встаёт проблема, как развивать творческие способности учащихся и формировать творческие компетентности? Поиск решения этой проблемы привёл к необходимости выдвинуть гипотезу, ставшей ведущей идеей опыта «Инновационные технологии обучения химии».

      Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без включения информационного  компонента  в систему  химического образования.

      Педагогическая целесообразность использования компьютера в учебном процессе определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его возможностям. При обучении химии  наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии  как науки.

      Например,  для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования компьютера в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Моделирование химических явлений и процессов на компьютере – необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.

Так как,  кабинет  химии  хорошо  оснащен, в наличии кабинета компьютерная датчикоавя система L- микро, компьютер, проектор, есть выход в интернет все перечисленные модели химических реакций, лабораторных работ, химических производств, химических приборов реализованы и доступны на каждом уроке в программах, которыми мы пользуемся на уроке:

“ Dnevnik.ru; 1С: Репетитор. Химия”, ChemLand, “Химия для всех”, CS Chem3D Pro, Crystal Designer, “Собери молекулу”, “Organic Reaction Animations»,  “Химия для всех - 2000”, “ХимКласс”, ChemLab, ЭОР, электронный учебник по органической химии и др.

Использование перечисленных выше программных средств на уроках имеют следующие достоинства:

1. значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса школьной  химии;

2. улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;

3. наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами); ЭОР.

4. ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;

5. учащимися проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал (повышается качество знаний учащихся).

 В своей практической образовательной деятельности я  ставлю  конкретную цель -  развитие индивидуальных способностей учащихся. Достичь этой цели позволяет мне применение новых методов и элементов различных современных образовательных  технологий. Среди них: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, технологии интегративного обучения, проектные технологии, образовательная рефлексия учащихся.

Технология проблемного обучения.

 Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. Ставится проблема, учащиеся подводятся к её решению.      

 

Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. В обучении химии дифференциация имеет особое значение: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. Проблему прочности знаний по химии можно решить технологией уровневой дифференциации.

При организации процесса обучения учащихся необходимо ориентироваться на введение трех стандартов:

1. обязательная общеобразовательная подготовка: усвоение ЗУН в рамках учебной программы;

2. повышенная подготовка, определяющаяся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;

3. обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном и максимально возможном уровне сложности.

Ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. К самостоятельному выбору заданий учитель готовит учеников, советует какое задание выбрать, однако право выбора остается за учеником. Изучение каждого предмета в школе – не цель, а средство развития ребенка. Для оценки успехов учащихся определяется, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций).

Технология игрового обучения.

Технология игрового обучения способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В обучении химии довольно часто используются игровые технологии, проводятся уроки – игры. Например, при изучении органической химии в 8 классе: урок-соревнование «Посвящение в химики», урок- суд «Природные источники углеводородов», урок-путешествие «Этот загадочный 13 элемент». Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету.

Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий

Интеграция осуществляется на следующих уровнях:

 Межпредметные связи. При изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, с предметами естественно – математического цикла и ОБЖ. Чтение литературных отрывков, стихов на уроке химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление, а так же способствует их эвристической деятельности учащихся на уроке.

Тема урока: «Каучук и его свойства» Л. Буссенар. «Похитители бриллиантов»

- Дорогой мой, но ведь порох, должно быть, промок и обратился в кашу.

- Глубокая ошибка, дорогой Альбер. Перед отъездом из Франции я смазал донышки патронов и фитили раствором каучука и сернистым углеродом. Испарение этого вещества оставило тонкую пленку на частях, могущих отсыреть, и таким образом мои патроны оказались также недоступны для влаги, как банки с притертой пробкой.

2. Интегрированные уроки. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования разнообразных заданий, способствующих развитию интереса учащихся к предмету при обсуждении учебной темы. Интегрированные уроки надолго остаются в памяти школьников. Например, 10 класс: «Кислородсодержащие органические вещества»  - химия, биология, экология,  «Нуклеиновые кислоты»,  «Белки» - химия, биология

Как учитель использую  три типа интегрированных уроков:

1. урок – изучение нового материала;

2. урок – обобщение и закрепление изученного материала;

3. урок – контроля знаний.

Технологии метода проектов

        Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект предполагает разработку замысла, предварительного, предположительного поиска ответа на вопрос, решения проблемы разным способом. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.

В практике обучения химии проектная деятельность реализуется через:

1. Урок как таковой или практическое занятие;

2. Внеурочную деятельность, предметную деятельность;

3. Научно-практичную деятельность учащихся, защиту рефератов;

   Как учитель использую  проекты:

Информационные. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации, методы ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта систематически используется на уроках, а также на уровне научно- практических конференций.  Пример: 11 класс «Витамины: за или против», «Рациональное питание»

 Творческие проекты. Форма представления результатов: видеофильм, праздник, репортаж и пр. Пример: 10 класс: «Сложные эфиры управляют целым миром» (форма предоставления результатов – сочинение, выставка рисунков).

Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.

        Применение описанных технологий придаёт урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, что подтверждает гипотезу опыта работы. Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету химии. О чём говорят показатели учащихся по результатам оценочного мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

Текст выступления на заседании педагогического совета с целью обмена опытом по теме "Использование инновационных технологий в образовательном процессе" (на уроках русского языка, литературы, при орган...

Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету технология

В докладе помещены цели, задачи и результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету технология....

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности

Проведя социологический опрос среди старшеклассников Айхала и их родителей, мы пришли к выводу, что среди молодёжи нашего посёлка наибольший интерес вызывают программы дистанционного обучения, к...

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...

Развитие творческих способностей и креативного мышления учащихся в результате использования инновационных технологий

Обучение русскому языку и литературе по инновационным технологиям это организация учебного процесса по-новому, ориентированная на стремление учащихся к активной коммуникативной деятельности, к диалогу...