Рабочая программа по химии 11 класса для профильных школ.
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии в 11 классе разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего( полного) общего образования программы для профильных школ авторов И.Г.Остроумова, О.С.Габриелян в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 3» на 2012/2013 учебный год.
Программа разработана на 136часов в год, из расчета 4 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 4 часа , практические работы 8 часов.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос (собеседование), практические работы.
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:
1.Учебник. Габриелян О.С,Г.Г.Лысова .Химия (профильный уровень)Москва . Дрофа2009
2. Программы общеобразовательных учреждений, авторы: И. Г. Остроумов, А. С. Боев, О. С. Габриелян – М.: Просвещение, серия «Школа Олега Габриеляна», 2007.
3. Химия. 11 класс: Настольная книга учителя / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2006.
4. О. С. Габриелян. Органическая химия, 11 класс / профильный уровень: методическое пособие: книга для учителя / О. С. Габриелян, Т. П. Попкова, А. А. Карцова. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.
5. О. С Габриелян. Химический эксперимент в школе. 11 класс: учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян, Л. П. Ватлина. – М.: Дрофа, 2005. – 208 с.
6.Контрольно-измерительные материалы .Габриелян О.С, Г.Г.Лысова.2011
Изучение химии в 11 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
- воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Курс четко разделен на две части по годам обучения: органическую химию (X класс) и общую химию (XI класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование уроков по химии для 11А класса Профильный уровень. Химия. О.С.Габриелян.( 4 часа в неделю -136 часов) |
№ п/п | Тема и номер урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид Измерители | Оборудование для демонстраций, Л/о и Пр/р | Дата проведения | ||
По плану | Фактич. | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Методы научного познания(1час) | |||||||||
1 | 1.Введение в общую химию.Понятие «химическое вещество» | 1 | Понятие «вещество» в физике и химии, научные методы исследования химических веществ и превращений . Взаимосвязь массы и энергии. Законы сохранения массы и энергии.Моделирование химических явлений.Взаимосвязь химии,физики,математики и биологии.Естественно научная картина мира. | Понятие «вещество» в физике и химии, научные методы исследования химических веществ и превращений . Взаимосвязь массы и энергии. Законы сохранения массы и энергии | |||||
Основы теоретической химии(28 часов) | |||||||||
2 | 1.Атомно-молекулярное учение.Законы постоянства состава вещества и сохранения массы и энергии.Состав вещества | 1 | Химические элементы. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ.. Смеси веществ. Различие между смесями и химическими соединениями. Массовая, объемная и мольная доли компонентов смеси | Знать :способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ.. Смеси веществ. Различие между смесями и химическими соединениями. Массовая, объемная и мольная доли компонентов смеси | |||||
3 | 2.Вещества молекулярного и немолекулярного строения.Установление отгосительных атомных и молекулярных масс. | 1 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы, шаростержневые и масштабные пространственные (Стюарта—Бриглеба) модели молекул | ||||||
4 | 3.Количественные соотношения. | 1 | Масса атомов и молекул. Атомная единица массы и ее эволюция: водородная — кислородная — углеродная. Относительные атомная и молекулярная массы. | Некоторые образцы веществ количеством 1 моль. Модель молярного объема газов | |||||
5 | 4.Количество вещества.Молярная масса и молярный объем.Закон Авогадро и следствия из него. Газовые законы. Решение задач по теме «Количественные соотношения» | 1 | Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса. Твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное состояния. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева—Клапейрона | ||||||
6 | 5.Вычисления,связанные с количеством вещества.Газовые законы. | 1 | Вычисления,связанные с количеством вещества.Газовые законы. | ||||||
7 | 6.Закон Эквивалентов. | 1 | Эквивалент и молярная масса эквивалента. Закон эквивалентов. | Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Набор моделей атомов и молекул. | |||||
8 | 7.Закон Эквивалентов.Решение задач с использованием закона Эквивалентов | 1 | . Эквивалент и молярная масса эквивалента. Закон эквивалентов. | ||||||
9 | 8.Повторение и обощение по теме «Важнейшие понятия и законы химии» | 1 | Определение эквивалента металла. | Уметь определять эквивалента вещества. | Текущий Фронтальный опрос. | ||||
10 | 9.Повторение и обощение по теме «Важнейшие понятия и законы химии» | 1 | Положения атомно-молекулярного учения. Авогадро и следствия из него. Закон сохранения массы и энергии. Закон постоянства состава вещества. Закон эквивалентов. | Знать и уметь применять основные законы химии | |||||
11 | 10. Атом - сложная частица | 1 | Ядро и электронная оболочка. ,нуклоны.Нуклиды и изотопы.Электроны, протоны и нейтроны. Макромир и микромир. Дуализм частиц микромира | Знать современные представления о строении атомов. Знать важнейшие химические понятия: «химический элемент», «изотопы». Уметь определять состав и строение атома элемента по положению в ПС | Текущий Для закрепления по ДМ с. 4 № 1.1— 1.16 | ПСХЭ Таблицы «Строение атома» Модели атомов | |||
12 13 | 11. Состояние электронов в атоме. 12. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней П ринцип Паули.Правила Гунда, Клечковского | 2 | Электронное облако, электронная орбиталь. Квантовые числа.Энергетические уровни и подуровни. Максимальное число электронов на подуровнях и уровнях. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней.Электронные конфигурации атомов переходных элементов. | Знать сущность понятий «электронная орбиталь» и «электронное облако», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона | Текущий Фронтальный опрос. ДМ № 1.18-1.22 | Слайд-лекция «Строение атома. АМУ», проектор, ноутбук | |||
14 | 13. Электронные конфигурации атомов химических элементов | 1 | Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов. s-, p-, d-, f- семейства | Знать основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь составлять электронные формулы атомов | Текущий Фронтальный опрос | Таблицы «Распределение электронов по уровням» ПСХЭ | |||
15 16 | 14. Валентные возможности атомов химических элементов 15.Степень окисления | 2 | Валентность. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей | Знать понятия «валентность» и «степень окисления», уметь сравнивать эти понятия | Текущий Работа по карточкам, опрос. Для закрепления: с. 96 | ПСХЭ | |||
17 | 16.Периодический закон и периодическая система химических элементов | 1 | Предпосылки открытия Периодического закона. Работы предшественников Менделеева. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности | Знать смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС | Текущий опрос. Для закрепления по ДМ с. 97 | ПСХЭ, портрет Менделеева Д. И. Видеофильм «Великий закон» | |||
18 | 17.Периодический закон и строение атома. Изменение свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в периодической системе. | 1 | Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение Периодического закона. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах | Знать физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы | Работа по карточкам, тест | Презентация учебного проекта «Имени Менделеева» | |||
19 | 18. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома», подготовка к контрольной работе | 1 | Систематизация материала по теме «Строение атома». Отработка теоретического материала в рамках данной темы. Особенности строения лантаноидов и актиноидов | Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «относительная атомная и относительная молекулярная масса», «изотоп». Уметь давать характеристику хим. элемента по его положению в ПС Менделеева | ПСХЭ, ДМ | ||||
20 | 19.Контрольная работа № 1 «Периодический закон и система Д.И.Менделеева, строение атома» | 1 | Контроль знаний по темам «Строение атома», «Периодический закон» | К.р. «Строение атома» с. 132, Габриелян Методическое пособие 11 | |||||
21 22 23 | 20.Химическая связь. 21.Единая природа химической связи. 22.Типы кристаллических решеток | 3 | Ионная хим. связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация по механизму образования, электроотрицательности, по способу перекрывания эл. орбиталей, по кратности. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью. Водородная связь и ее разновидности. Межмолекулярные взаимодействия.Единая природа химических связей. Разные виды связи в одном веществе | Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки | Слайд-лекция «Химическая связь», проектор, ноутбук ПСХЭ Д. Модели крист. решеток различных веществ | ||||
24 25 | 23.Свойства ковалентной химической связи 24.Свойства ковалентной химической связи | 2 | Свойства ковалентной х.св.: насыщаемость, поляризуемость, направленность в пространстве. Отработка теоретического материала, обобщенного на предыдущем занятии | Уметь характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки. Уметь определять геометрию молекулы по характеристикам хим. связей | Задачники, ДМ, ПСХЭ Слайд-лекция «Степень окисления», ноутбук, проектор | ||||
26- 27 | 25.Гибридизация электронных орбиталей. 26.Геометрия и форма молекул | 2 | sp3 –гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2–гибридизация у алкенов, соединений бора, аренов, диенов и графита; sp–гибридизация у алкинов, карбина. Геометрия и форма молекул органических и неорганических веществ | Знать геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммиака, алканов, алкенов, алкинов и др. и объяснять причины особенностей строения | Л. Изготовление моделей молекул воды, аммиака, метана и др. | ||||
28 29 | 27.Комплексные соединения 28.Комплексные соединения | 1 1 | Понятие о комплексных соединениях. Основы координационной теории строения комплексных соединений А. Вернера. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователей и лигандов. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сферы комплексов. Пространственное строение комплексных соединений с позиции гибридизации электронных орбиталей. Классификация и номенклатура комплексных соединений. Их свойства и значение.Комплексные соединения переходных элементов. | Понятие о комплексных соединениях. Основы координационной теории строения комплексных соединений А. Вернера. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователей и лигандов. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сферы комплексов. Пространственное строение комплексных соединений с позиции гибридизации электронных орбиталей. Классификация и номенклатура комплексных соединений. Их свойства и значение | |||||
Органическая химия (10 часов) | |||||||||
30 31 32 33 | 1.Предпосылки создания теории строения. 2.Виды изомерии органических веществ 3.Основные направления развития теории строения. 4.Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии | 1 1 1 1 | Работы предшественников А. М. Бутлерова (Ж. Б. Дюма, Ф. Вёлера, Ш. Ф. Жерара, Ф. Кекуле), съезд естествоиспытателей в г. Шпейере. Личностные качества А. М. Бутлерова. Основные положения современной теории строения. Изомерия и ее виды. Изомерия в неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.Предпосылки теории химического строения органических соединений. Основные положения ТХС Бутлерова. Изомерия. Значение теории химического строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии. Основные направления развития ТХС Зависимость свойств веществ не только от химического, но и от электронного и пространственного строения. Индуктивный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность и ее биологическое значение. Диалектические основы общности теории периодичности Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании новых элементов (Gа, Sc, Ge) и новых веществ (изобутана) и развитии (три формулировки периодического закона и три формулировки основных положений теории строения о зависимости свойств веществ как от химического, так и от электронного и пространственного строения). | Знать основные положения ТХС Бутлерова. Знать важнейшие понятия «изомерия», «гомологический ряд»; уметь составлять структурные формулы изомеров и гомологов. Уметь определять индукционный и мезомерный эффекты Диалектические основы общности закона периодичности Менделеева и ТХС Бутлерова | Текущий Выполнение заданий из тестов ЕГЭ в рамках данной темы | ||||
34 35 36 37 38 39 | 5.Полимеры органические и неорганические. 6.Обзор важнейших полимеров. 7.Каучуки,пластмассы Волокна 8.Биополимеры 9.Белки 10.Полисахариды. Нуклеиновые кислоты | 1 1 1 1 1 1 | Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Способы получения полимеров. Свойства особых групп полимеров: пластмасс, эластомеров и волокон. Классификация полимеров. Наиболее широко распространенные полимеры. Международные аббревиатуры маркировки изделий из полимеров. Различие между полимером как веществом и полимерным материалом на его основе | Знать основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Знать основные способы получения полимеров. Знать наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение | Текущий Фронтальный опрос Сообще-ния учащихся | ||||
Экспериментальные основы химии(1час) | |||||||||
40 | 1.Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Уметь определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам | Текущий Фронтальный опрос. Опрос по правилам ТБ | ||||
Основы теоретической химии( 18 часов ) | |||||||||
41 42 | 1.Понятие о дисперсных системах 2.Значение дисперсных систем | 1 1 | Чистые вещества и смеси.Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. Способы выражения концентрации растворов:массовая доля растворенног вещества,молярная и моляльная концентрации. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, медицине и косметике. Биологические, медицинские и технологические золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение. | Знать определение и классификацию дисперсных систем, понятия: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис. Способы выражения концентрации растворов:массовая доля растворенног вещества,молярная и моляльная концентрации. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, медицине и косметике. Биологические, медицинские и технологические золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение | Текущий Работа по карточкам | ||||
43 | 3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества» | 1 | Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, полимеры, истинные и коллоидные растворы | Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «электроотриц-ть», «валентность», «степень окисления», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия», «гомология». Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи | Обобщающий | ||||
44 | 4.Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества» | 1 | Основные понятия пройденной темы | Тематический. | |||||
45 46 | 5.Классификация химических реакций в органической химии 6.Классификация химических реакций в инеорганической химии | 2 | Классификация химических реакций: по числу и составу реагирующих веществ; по изменению степеней окисления элементов, образующих вещества; по тепловому эффекту; по фазовому составу реагирующих веществ; по участию катализатора; по направлению; по механизму протекания; по виду энергии, инициирующей реакцию | Знать, какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть. Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации | Для закрепл. с. 148 | ||||
47 48 49 | 7.Тепловой эффект химической реакции. Почему идут химические реакции? 8.Вероятность протекания химческих реакций. 9.Тепловой эффект химической реакции. Решение задач. | 3 | Возможность протекания химической реакции на основании законов химической термодинамики. Теплота образования вещества. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Термохимические уравнения. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса | Знать понятия: «теплота образования вещества», «тепловой эффект реакции». Уметь составлять термохимические уравнения и производить расчеты по ним | Новошинские № 323-330 | ||||
50 | 10.Скорость химической реакции | 1 | Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции.механизм реакции.Влияние различных факторов на скорость химической реакции: | Знать понятие «скорость химической реакции». Знать факторы, влияющие на скорость реакций. | Работа по ДМ, Для закрепления: | ||||
51 52 53 | 11.Факторы, влияющие на скорость реакций 12.Решение задач по теме «Скорость химических реакций» 13Решение задач по теме «Скорость химических реакций» | 1 1 1 | природы и концентрации реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, температуры, катализаторов | с. 138, № 346-354 из Новош. | |||||
54 55 | 14.Катализ 15.Катализ Ферменты – биокатализаторы. | 1 1 | Понятие о катализаторе и механизме его действия. Ферменты - биокатализаторы. Ингибиторы и каталитические яды | Знать понятия «катализ», «катализатор». Гомогенный и гетерогенный катализ. Сравнение ферментов с неорганическими катализаторами | Текущий (самостоятельная работа) | ||||
56 57 | 16.Обратимость химических реакций. Химическое равновесие 17.Решение задач и упражненийпо теме «Химическое равновесие» | 2 | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс для равновесных систем. Константа равновесия | Знать классификацию хим. реакций (обратимые и необратимые), понятие «химическое равновесие» и условия его смещения | Текущий с. 143 № 362-369 из Новошинских | ||||
58 | 18.Решение задач и упражнений Расчеты по термохимии и кинетике химических реакций. | 1 | Расчеты по термохимии и кинетике химических реакций. Упражнения по условиям смещения химического равновесия | Уметь вычислять тепловой эффект х.р. Уметь определять смещение равновесия х.р. от разл. факторов | Текущий Работа по ДМ. | ||||
Экспериментальные основы химии(1 час) | |||||||||
59 | 1.Практическая работа № 2 «Скорость химической реакции. Химическое равновесие» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы. | Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. | Опрос по правилам ТБ | ||||
Основы теоретической химии (13 часов ) | |||||||||
60 | 1.Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | 1 | Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье. Классификация химических реакций в органической химии Классификация химических реакций в инеорганической химии | ||||||
61 62 | 2.Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции» 3.Анализ контрольной работы №2 | 2 | |||||||
63 64 65 | 4. Понятие о растворах 5.Способы выражения концентрации растворов 6.Решение задач по теме «Способы выражения концентрации растворов» | 3 | Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная, моляльная, нормальная. Титр раствора и титрование. | Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная, моляльная, нормальная. Титр раствора и титрование | |||||
66 67 68 69 | 7. Теория электролитической диссоциации 8.Основные положения теории электролитической диссоциации Константа диссоциации 9.Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов 10.Реакции обмена в водных растворах электролитов | 4 | Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. Константа диссоциации. Произведение растворимости. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных растворах электролитов | Знать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», примеры сильных и слабых электролитов. Знать сущность механизма диссоциации. Знать основные положения ТЭД. Уметь определять характер среды раствора неорганических соединений Знать константу диссоциации воды, ионное произведение. Уметь определять рН среды различными методами. | Текущий Новош. с. 47 № 82-86 | ||||
70 71 72 | 11. Гидролиз -как обменный процесс 12Ступенчатый гидролиз. 13.Гидролиз органических веществ | 3 | . Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности человека. Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза. Гидролиз органических веществ: белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов, АТФ и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров. Реакция этерификации | Знать типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь составлять уравнения гидролиза солей (1 ступень), определять характер среды | Текущий Работа по карточкам | ||||
Экспериментальные основы химии(1 час) | |||||||||
73 | 1.Практическая работа № 4 по теме «Гидролиз» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила техники безопасности при выполнении работы | Опрос по правилам ТБ | ||||
Основы теоретической химии ( 13 часов ) | |||||||||
74 | 1.Окислительно-восстановительные реакции | 6 | ОВР. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Метод полуреакций. Влияние среды на протекание ОВР в органической химии | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Знать отличия ОВР от реакций ионного обмена. Уметь составлять уравнения ОВР методом эл. баланса и полуреакций | Текущий Работа по ДМ | ||||
75 76 77 78 79 | 2.Классификация окислительно-восстановительных реакций 3.Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. 4.Метод электронного баланса 5.Метод полуреакций, или метод электронно-ионного баланса. 6.Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ | Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования). Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Метод полуреакций, или метод электронно-ионного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов. Свойства органических веществ в свете окислительно-восстановительных процессов. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. | Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования). Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Метод полуреакций, или метод электронно-ионного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов. Свойства органических веществ в свете окислительно-восстановительных процессов. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. | ||||||
80 | 7.Химические источники тока | 1 | Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принцип их работы. Составление гальванических элементов. Образование гальванических пар при химических процессах. Гальванические элементы, применяемые в жизни: свинцовая аккумуляторная батарея, никель-кадмиевые батареи, топливные элементы | Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принцип их работы. Составление гальванических элементов. Образование гальванических пар при химических процессах. Гальванические элементы, применяемые в жизни: свинцовая аккумуляторная батарея, никель-кадмиевые батареи, топливные элементы | |||||
81 | 8.Электролиз | 1 | Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза. | Знать: Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза. | |||||
82 | 9.Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами | 1 | |||||||
83 | 10.Обобщение и систематизация знаний | 1 | Систематизация материала по теме «Химические реакции». Типы химических реакций. Скорость х.р. Гидролиз. ТЭД | Знать: классификации химических реакций. ТЭД. Ионные реакции. ОВР. Скорость реакций и факторы, на нее влияющие. Химическое равновесие и условия его смещения | Текущий Работа по ДМ | ||||
84 | 11.Контрольная работа № 3 «Растворы и ОВР» | 1 | Основные положения изученной темы | Основные положения данной темы | Тематический | ||||
85 86 | 12.Классификация неорганических веществ 13.Классификация неорганических веществ | 2 | Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация; гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация; основания, их классификация; соли их классификация. Комплексные соединения: строение, свойства | Знать важнейшие классы неорганических соединений, уметь определять принадлежность веществ к различным классам неорг. соединений. Уметь составлять формулы компл. соединений и уравнения реакций | Текущий ДМ с. 142 | ||||
Неорганическая химия(21час) | |||||||||
87 88 | 1Классификация органических веществ 2.Классификация органических веществ | 2 | Углеводороды, их классификация. Изомерия. Гомология. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, Нитросоединения, амины, аминокислоты | Знать важнейшие классы органических соединений, уметь определять принадлежность веществ к различным классам орг. соединений | Текущий ДМ с. 155 | ||||
89 | 3. Металлы | 1 | Положение металлов в ПС Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Взаимодействие с простыми и сложными веществами. Ряд стандартных электродных потенциалов. Значение Ме в природе и в жизни организмов | Знать основные металлы, их общие свойства. Уметь характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов | Текущий опрос, инд. работы по карт | ||||
90 | 4.Коррозия металлов | 1 | Коррозия: причины, механизмы протекания, способы предотвращения. Специфические виды коррозии и способы защиты | Знать причины коррозии, основные её типы и способы защиты от коррозии. | Текущий опрос инд. работы по карт
| ||||
91 92 | 5.Металлургия. 6.Общие способы получения металлов | 2 | Основные способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз. Катодные и анодные процессы, протекающие при электролизе различных веществ. Составление уравнений ОВР электролиза | Понимать суть металлургических процессов. Уметь составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления | Текущий Задачи по ДМ | ||||
93 | 7.Урок- упражнение по классу «Металлы» | 1 | Решение задач и упражнений. Комбинированный зачёт | Уметь писать уравнения р-й, характеризующих свойства Ме | ДМ с. 8 | ||||
94 95 | 8.Неметаллы 9 Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения неметаллов. | 1 1 | Положение неметаллов в ПС Д.И. Менделеева. Конфигурация внешнего электронного слоя неметаллов. Простые вещества неметаллы: строение, физические свойства. Аллотропия. Химические свойства. Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения неметаллов. Зависимость свойств кислот от с.о. неметалла | Знать основные неметаллы, их окислительные и восстановительные свойства. Уметь характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПС Менделеева. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах | Текущий ДМ с. 24 | ||||
96 97 | 10. Благородные газы. Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. Соединения благородных газов. 11.Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы» | 1 1 | Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. Соединения благородных газов. Отработка теоретического материала в рамках данных темы | Уметь применять теор. знания при решении задач и упр. | Комбинированный зачёт | ||||
98 99 | 12Кислоты 13.Важнейшие представители этого класса | 2 | Кислоты в свете протолитической теории. Строение, номенклатура классификация и свойства органических и неорганических кислот. Важнейшие представители этого класса | Знать классификацию, номенклатуру кислот, уметь характеризовать их свойства. Знать особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и уксусной кислот | Текущий Работа по ДМ | ||||
100- 101 | 14.Основания 15.Важнейшие представители класса. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина | 2 | Строение, номенклатура, классификация и свойства органических и неорганических оснований. Растворимые и нерастворимые основания. Важнейшие представители класса. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина | Знать классификацию и номенклатуру оснований, особенности органических оснований; уметь характеризовать их свойства | Текущий Работа по ДМ | ||||
102 | 16.Урок- упражнение по классу «Гидроксиды» | 1 | Решение задач и упражнений. Комбинированный зачёт | Уметь писать уравнения р-й, характеризующих свойства гидроксидов | |||||
103 104 | 17.Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и щелочами. 18.Амфотерные органические и неорганические соединения | 2 | Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и щелочами. Амфотерность аминокислот, образование пептидов | Знать понятие «амфотерность», уметь характеризовать свойства амфотерных соединений, составлять формулы пептидов | Текущий Работа по ДМ | ||||
105 106 107 | 19. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии 20..Генетические ряды металла и неметалла. Единство мира веществ 21.Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ | 3 | Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла и неметалла. Единство мира веществ | Знать важнейшие свойства изученных классов органических и неорганических соединений | Текущий Работа по ДМ | ||||
Экспериментальные основы химии(1 час) | |||||||||
108 | 24.Практическая работа № 7 «Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила т.б. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Опрос по правилам ТБ | ||||
Основы теоретической химии(4часа) | |||||||||
109 110 | 1.Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических и органических соединений» 2.Обобщение и систематизация знаний по теме « Вещества и их свойства.» | 2 | Систематизация материала по теме «Вещества и их свойства». Отработка теоретического материала в рамках данной темы | Знать основы классификации и номенклатуры неорганических и органических в-в. Знать важнейшие свойства изученных классов соединений | Обобщающий Работа по ДМ | ||||
111 112 | 3.Контрольная работа № 4 «Вещества и их свойства» 4.Анализ контрольной работы «Вещества и их свойства» | 2 | Тематический. | ||||||
Неорганическая химия (11часов) | |||||||||
113 | 1. s-Элементы | 1 | Водород. Двойственное положение водорода в периодической системе. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Тритий. Окислительные и восстановительные свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и неживой природе. Вода. Роль воды как средообразующего вещества клетки. Экологические аспекты водопользования. | Знать: Двойственное положение водорода в периодической системе. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Тритий. Окислительные и восстановительные свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и неживой природе. Вода. Роль воды как средообразующего вещества клетки. Экологические аспекты водопользования. | |||||
114 | 2.Элементы IA-группы. | 1 | Элементы IA-группы. Щелочные металлы. Общая характеристика щелочных металлов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства щелочных металлов. Катионы щелочных металлов как важнейшая химическая форма их существования, регулятивная роль катионов калия и натрия в живой клетке. Природные соединения натрия и калия, их значение. | знать общую характеристику щелочных металлов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства щелочных металлов. Катионы щелочных металлов как важнейшая химическая форма их существования, регулятивная роль катионов калия и натрия в живой клетке. Природные соединения натрия и калия, их значение. | |||||
115 | 3.Элементы IIА-группы. | 1 | Элементы IIА-группы. Общая характеристика щелочно-земельных металлов, магния и бериллия на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль. Жесткость воды и способы ее устранения. | Знать общую характеристику щелочно-земельных металлов, магния и бериллия на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль. Жесткость воды и способы ее устранения. | |||||
116 | 4. р-Элементы | 1 | р-Элементы Алюминий. Характеристика алюминия на основании его положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атома. Получение, физические и химические свойства алюминия. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение. Природные соединения алюминия. | Знать характеристику алюминия на основании его положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атома. Получение, физические и химические свойства алюминия. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение. Природные соединения алюминия. | |||||
117 | 5. Галогены | 1 | Галогены. Общая характеристика галогенов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Галогены — простые вещества: строение молекул, химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства, значение и применение. Галогены в природе. Биологическая роль галогенов. | Знать общую характеристику галогенов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Галогены — простые вещества: строение молекул, химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства, значение и применение. Галогены в природе. Биологическая роль галогенов. | |||||
118 | 6.Халькогены. | 1 | Халькогены. Общая характеристика халькогенов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Халькогены — простые вещества. Аллотропия. Строение молекул аллотропных модификаций и их свойства. Получение и применение кислорода, серы, селена. Халькогены в природе, их биологическая роль. | Знать общую характеристику халькогенов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Халькогены — простые вещества. Аллотропия. Строение молекул аллотропных модификаций и их свойства. Получение и применение кислорода, серы, селена. Халькогены в природе, их биологическая роль. | |||||
119 | 7.Элементы VA-группы. | 1 | Элементы VA-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение молекул азота и аллотропных модификаций фосфора, физические и химические свойства простых веществ, образованных этими элементами. Водородные соединения элементов VA группы. Оксиды азота, фосфора, мышьяка и соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Свойства кислородных соединений азота и фосфора, их значение и применение. Азот и фосфор в природе, их биологическая роль. | Знать общую характеристику элементов этой группы на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение молекул азота и аллотропных модификаций фосфора, физические и химические свойства простых веществ, образованных этими элементами. Водородные соединения элементов VA группы. Оксиды азота, фосфора, мышьяка и соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Свойства кислородных соединений азота и фосфора, их значение и применение. Азот и фосфор в природе, их биологическая роль. | |||||
120 | 8. Элементы IVA-группы. | 1 | Элементы IVA-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Углерод и его аллотропия. Свойства аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния, их химические свойства. Соли угольной и кремниевой кислот, их значение и применение. Природообразующая роль углерода (для живой природы) и кремния (для неживой природы). | Знать общую характеристику элементов этой группы на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Углерод и его аллотропия. Свойства аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния, их химические свойства. Соли угольной и кремниевой кислот, их значение и применение. Природообразующая роль углерода (для живой природы) и кремния (для неживой природы). | |||||
121 | 9. d-Элементы | 1 | d-Элементы Особенности строения атомов d-элементов (IБ—VIIIБ-групп). Медь, цинк, хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение. Соединения d-элементов, в которых эти элементы проявляют различные степени окисления. Характер оксидов и гидроксидов этих элементов в зависимости от степени окисления металла. | Знать особенности строения атомов d-элементов (IБ—VIIIБ-групп). Медь, цинк, хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение. Соединения d-элементов, в которых эти элементы проявляют различные степени окисления. Характер оксидов и гидроксидов этих элементов в зависимости от степени окисления металла. | |||||
122 | 10. f-Элементы | 1 | f-Элементы Особенности строения атомов и простых веществ лантаноидов и актиноидов. Химические свойства, получение и применение. Соединения лантаноидов и актиноидов, в которых эти элементы проявляют наиболее типичные степени окисления (+2 и +3). | Знать особенности строения атомов и простых веществ лантаноидов и актиноидов. Химические свойства, получение и применение. Соединения лантаноидов и актиноидов, в которых эти элементы проявляют наиболее типичные степени окисления (+2 и +3). | |||||
123 | 11.Повторение и обобщение по теме «Химия элементов» | 1 | s-Элементы Водород. Элементы IA-группы. Элементы IIА-группы. р-Элементы Алюминий. Галогены. Халькогены. Элементы VA-группы. Элементы IVA-группы. d-Элементы
f-Элементы | s-Элементы Водород. Элементы IA-группы. Элементы IIА-группы. р-Элементы Алюминий. Галогены. Халькогены. Элементы VA-группы. Элементы IVA-группы. d-Элементы
f-Элементы | |||||
Химия и жизнь (6 часов) | |||||||||
124 125 | 1.Химия и производство .Химическая промышленность и химическая технология 2.Научные принципы важнейших производств. Производство серной кислоты | 2 | Химическая промышленность и химическая технология. Сырьё для хим. промышленности. Основные принципы хим. технологии. Энергия для хим. производства. Научные принципы важнейших производств. Производство серной кислоты | Уметь определять возможность протекания хим. превращений в различных условиях и оценивать их последствия. Знать основные стадии производства аммиака и метанола. Производство кислот, щелочей, солей | Текущий | ||||
126 | 3 Химия и сельское хозяйство Химическая мелиорация почв. Химические средства защиты растений. Химизация животноводства . Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними | 1 | Химизация с.х. и её направления. Растения и почва. Удобрения и их классификация. Химическая мелиорация почв. Химические средства защиты растений. Химизация животноводства. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними | Оценивать влияние хим. загрязнения ОС на организм человека и др. живые организмы. Использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе | Текущий | ||||
127 128 | 4. Химия и проблемы окружающей среды 5.Загрязнения почвы. Почвоохранные мероприятия. | 2 | Загрязнение атмосферы. Загрязнение гидросферы. Охрана атмосферы от химических загрязнений. Загрязнения почвы. Почвоохранные мероприятия. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. | Уметь использовать приобретенные ЗУН для объяснения химических явлений, происходящих в природе и на производстве. Вести себя экологически грамотно. Оценивать влияние хим. загрязнения ОС на организм человека и др. живые организмы. | Фронтальный | ||||
129 | 6.Химия и повседневная жизнь человека Жиры, белки, углеводы, соли в рационе питания. Развитие пищевой промышленности. Пищевые добавки | 1 | Химические средства гигиены и косметики. Домашняя аптечка. Химия и пища. Жиры, белки, углеводы, соли в рационе питания. Развитие пищевой промышленности. Пищевые добавки | Уметь использовать приобретенные ЗУН в повседневной жизни. Соблюдать правила безопасности при использовании средств бытовой химии | Фронтальный | ||||
Экспериментальные основы химии(4 часа) | |||||||||
130 | 1. Практическая работа № 1 «Получение газов и изучение их свойств» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные способы получения и собирания газов в лаборатории | Опрос по правилам ТБ | ||||
131 | 2. Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила т.б. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Опрос по правилам ТБ | ||||
132 | 3. Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по органической химии» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила т.б. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Опрос по правилам ТБ | ||||
133 | 4. Практическая работа № 3 «Сравнение свойств органических и неорганических соединений» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Опрос по правилам ТБ | ||||
Основы теоретической химии(3 часа) | |||||||||
134 | 1.Окислительно-восстановительные реакции Метод полуреакций | 1 | Особые случаи составления электронного баланса. Поведение ионов, содержащих Мn, Cr в окислительно-восстановительных реакциях.применение метода электронного баласа к органическим реакциям.метод полуреакций,электронно-ионный баланс | Поведение ионов, содержащих Мn, Cr в окислительно-восстановительных реакциях.применение метода электронного баласа к органическим реакциям. | |||||
135 | 2.Решение задач по теме «Объемные отношения газов при химических реакциях» Решение задач по теме «Определение молекулярной формулы сложного вещества» | 1 | Закон Авогадро и следствия из него.Значение и применение газовых законов прирешении задач. Определение молекулярной формулы сложного вещества. | ||||||
Решение задач по теме «Смешивание и разбавление растворов.Кристаллогидраты» | Смешивание и разбавление растворов.Кристаллогидраты.молярная концентрация,моляльная концентрация,процентная концентрация,массовая доля. | ||||||||
136 | 3.Обобщающий урок по теме «Основные классы органических и неорганических соединений» | Основные классы органических и неорганических соединений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 11 класса для профильных школ.
Пояснительная записка Рабочая программа по химии в 11 классе разработана на основе Федерального компонента государственног...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/04/picture-277954-1375560461.jpg)
Рабочая программа по математике1 класс Перспективная начальная школа
Перспективная начальная школа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-42845-1389528106.jpg)
рабочая программа по химии 10 кл профильное ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия»10 класс за курс средней(полной) общей школы на период 2013 – 2014учебный год профильный уровень ...
рабочая программа по 10 классу в вечерней школе
Рабочая программа по 10 классу в вечерней школе по учебнику "Английский в фокусе" О. В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-229875-1484206183.jpg)
Рабочая программа по химии за курс основной школы (8-9 класс) по О.С. Габриеляну
Рабочая программа по учебному курсу «Химия» в 8-9 классах составлена на основе «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа...
Рабочая программа по химии за курс основной школы (базовый уровень) 8 - 9 класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на о...