Введение в химию. История химии.
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме

Данный урок, это первый урок в курсе химии 8 класса, по программе О. С. Габриеляна. В ходе урока используются два учебных модуля с сайта "Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов", для их воспроизведения необходиму установка программного обеспечения (ОМС). Урок состоит из пяти блоков:

  1. Знакомство с кабинетом
  2. Правила по техники безопасности.
  3. Область применения химии.
  4. История химии как науки.
  5. Значение и понятие слова химия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tb._vvedenie_v_himiyu.doc78.5 КБ
Файл vvedenie_v_himi._istoriya_himii.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Техника безопасности в кабинете химии. Введение в химию. История химии

ЭТАПЫ УРОКА

ВРЕМЯ

ЭТАПА

УРОКА

(мин.)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

I

Организационный


3

  1. знакомство с классом;
  2. сообщение  о том, что потребуется, для изучения химии (тетрадь 48 листов в клетку, 2 тетради 12 листов для практических и контрольных работ, 1 блокнот для записи основных формул и понятий)
  1. знакомство с учителем
  2. запись в дневник информационного объявления
  3. слушают рассказ о кабинете

II

Цели урока

1

Сформировать представления о предмете химии.

Познакомить учащихся с историей химии. Слайд 2.

III

Основная часть


35

1. Знакомство с кабинетом. Учитель рассказывает о своем кабинете, какие таблицы в ней представлены, какая информация содержится в витринных шкафах, для чего нужен вытяжной шкаф.


2. Техника безопасности. Учитель раздает каждому ребенку правила техники безопасности в химической лаборатории[1]в виде раздаточного материала и воспроизводит модуль[2] «Правила работы в химической лаборатории». Слайд 3.







3. Введение в химию. Рассказ учителя: Прежде, чем мы начнем изучать с вами химию, давайте рассмотрим, область применения химии. Еще великий русский ученый М. В. Ломоносов сказал:

 «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие.

  Куда не посмотрим, куда не оглянемся – везде

перед очами нашими успехи её применения...» Слайд 4.

Посмотреть, как широко раскинула свои руки химия, нам помогут фотографии, представленные на слайдах:

  1. каучук и резина;
  2. мыла и моющие средства;
  3. соль и сахар;
  4. средства личной гигиены;
  5. канцелярские товары и лекарства;
  6. удобрение;
  7. стекло. Слайд 5-13.

Теперь я задам вам вопрос: Где еще в жизни мы не можем обойтись без химии?


4. История химии. Рассказ учителя.

Слайд 14. В какой части земного шара и когда появились первые проблески химических знаний? Ответа на эти вопросы нет, из-за того, что от времен, когда зарождались первые химические знания, не осталось никаких памятников. Вероятно, первые сведения из химии передавались из поколения в поколение устно, да еще нередко и по секрету.

Слайд 15. Химия – наука древняя. Ее начало теряется в глубине веков. Если отождествлять химию с химической технологией, то можно с полным правом утверждать, что зародилась химия в доисторические времена, поскольку нашим предкам уже были знакомы кое-какие химико-технологические процессы, например добывание металлов из руд.

Слайд 16. Химия берет свое начало с Древнего Египта - это примерно 3-4 тысячи лет до н.э. Первое, что свидетельствует о том, как высоко была развита там химия, – это искусство египтян бальзамировать трупы, составляющее загадку, не раскрытую полностью учеными и поныне. Несмотря на то, что современные ученые владеют сотнями тысяч естественных и искусственных веществ, они не могут сделать мумию точно так, как это делали во времена фараонов.

Слайд 17. Вторая область, где египтяне достигли большого совершенства, – это красители. Да еще какие! Тысячи лет прошло с тех пор, как были окрашены в Египте предметы, а краски до сих пор сохранили свою яркость и прочность.

Слайд 18. На древних памятниках города Фивы, насчитывающих возраст до 4500 лет, имеются изображения горшечников и стеклодувов, а при раскопках найдены разноцветные стеклянные вазы.

Слайд 19. За 1600 лет до н. э. египтяне знали производство папирусов — больших листов для письма. Папирусы даже вывозились в другие страны.



Слайд 20. Народам Дальнего Востока также не чужда была химия. Наиболее крупный вклад в развитие материальной культуры был, бесспорно, вложен народами, населяющими территорию Китая. Самым значительным ранним открытием в Китае необходимо считать изобретение фарфора.

Слайд 21. Вначале II в. в Китае была изобретена бумага.  Еще до нашей эры китайцы разработали способы получения сахара из растений.



Слайд 22. В Александрийской библиотеке в III веке до н.э. хранилось около 700 рукописных книг по химии.

Слайд 23.  В V веке до н.э. древнегреческий философ Демокрит высказал предположения о существовании мельчайших частиц – атомов.

Слайд 24. Кончился древний период химии, период очень интересный по своим открытиям и накоплению знаний, и наступил новый, так называемый «период алхимии». Цель алхимиков – поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (золото или серебро) с помощью философского камня и создание эликсира вечной молодости. Все эти поиски привели к богатому багажу знаний по химии.

Слайд 25. До Михаила Васильевича Ломоносова каких-либо целенаправленных исследований по химии в России не проводилось.  Ломоносов  производил опыты с накаливанием металлов и создал первую в стране химическую лабораторию.

Слайд 26. Большой вклад в развитие химии внесли русские ученые: Александр Михайлович Бутлеров, создавший в 1861 г. теорию строения органических соединений и Дмитрий Иванович Менделеев, сформулировавший  в 1869 г. периодический закон.





5. Значение слова химия.

Так что же означает слово  «Химия»? Учитель воспроизводит учебный модуль [3] Значений слова «Химия» .

Учитель дает задание классу найти в учебнике в § 1 определение понятия химия и записать его.

1. Знакомство с кабинетом. Обучающиеся знакомятся с классом, задают интересующие их вопросы.




2. Техника безопасности. 

  1. Обучающиеся читают вслух  по очереди правила по технике безопасности в химической лаборатории.
  2. Смотрят модуль по правилам работы в химической лаборатории.
  3. Выданные правила приклеивают на внутреннюю обложку тетради
  4. Каждый учащийся расписывается в журнале по Техники безопасности.



3. Введение в химию.

  1. Слушают рассказ учителя.
  2. Просмотр презентации.
  3. Отвечают на вопрос учителя.

















4. История химии. 

  1. Просмотр презентации.
  2.  Дополняют рассказ учителя об известных им фактах из истории химии.

























































5. Значение слова химия.

  1. Отвечают на вопрос (Что означает слово  «Химия»?).
  2. Смотрят учебный модуль. «Значения слова химия».
  3. Работают с учебником, находят определение понятия химия и записывают его в тетрадь.

IV

Итог урока

2

Опрос-беседа класса о том, что нового они узнали сегодня на уроке

Учащиеся подводят итог урока, рассказывают, с чем они познакомились на уроке.

V

Домашнее

 Задание


1

§ 3 стр. 25 в. 6,7

Запись в дневники домашнего задания.

Приложение 1

ПРАВИЛА

ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

  1.  Обучаемый может находиться в кабинете химии до звонка на урок,  если учитель находится в класса и разрешает войти в кабинет.


  1.  Портфель, должен висеть на специальных крючках под партой.


  1.  Нельзя принимать пищу в кабинете и пребывать на выкус вещества.


  1.  Нельзя нюхать вещества, поднеся банку к носу.


  1.  Нельзя переставлять нагревательные приборы с парты на парту.


  1.  Вещества накладываются специальными ложечками, но не руками.


  1.  Если при выполнении работы вы налили или насыпали реактивов больше, не высыпайте их обратно в склянку.


  1. Нельзя оставлять просыпанные и пролитые вещества на столе, уберите их.


  1.  Нельзя оставлять открытыми склянки во время работы.


  1.  Нельзя менять пробки от склянок.


  1. Если во время урока случиться (пожар, несчастный случай, почувствовали себя плохо и т.д.) сначала обязательно сообщите учителю.


  1.  Нельзя самостоятельно, без учителя выполнять эксперимент.


  1. Эксперимент проводиться строго по учебнику или методичке.


  1.  Во время проведения практических занятий, длинные волосы должны быть убраны в хвост.


  1.  Выполнять практические работы вы можете в халате, если хотите.


  1.  По окончании работы обязательно уберите за собой со стола и вымойте руки.


  1. Если обучающийся неоднократно нарушал правила по техники безопасности, то учитель не допускает такого ученика к практическим занятиям.

ПРАВИЛА

ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

  1.  Обучаемый может находиться в кабинете химии до звонка на урок,  если учитель находится в класса и разрешает войти в кабинет.


  1.  Портфель, должен висеть на специальных крючках под партой.


  1.  Нельзя принимать пищу в кабинете и пребывать на выкус вещества.


  1.  Нельзя нюхать вещества, поднеся банку к носу.


  1.  Нельзя переставлять нагревательные приборы с парты на парту.


  1.  Вещества накладываются специальными ложечками, но не руками.


  1.  Если при выполнении работы вы налили или насыпали реактивов больше, не высыпайте их обратно в склянку.


  1. Нельзя оставлять просыпанные и пролитые вещества на столе, уберите их.


  1.  Нельзя оставлять открытыми склянки во время работы.


  1.  Нельзя менять пробки от склянок.


  1. Если во время урока случиться (пожар, несчастный случай, почувствовали себя плохо и т.д.) сначала обязательно сообщите учителю.


  1.  Нельзя самостоятельно, без учителя выполнять эксперимент.


  1. Эксперимент проводиться строго по учебнику или методичке.


  1.  Во время проведения практических занятий, длинные волосы должны быть убраны в хвост.


  1.  Выполнять практические работы вы можете в халате, если хотите.


  1.  По окончании работы обязательно уберите за собой со стола и вымойте руки.


  1. Если обучающийся неоднократно нарушал правила по техники безопасности, то учитель не допускает такого ученика к практическим занятиям.


[1] См. Приложение 1

[2] Учебный модуль «Правила работы в школьной лаборатории», представлен на сайте ФЦИОР.

[3] Учебный модуль «Значений слова «Химия»», представлен на сайте ФЦИОР.



Подписи к слайдам:

Введение в химию.История химии.
Автор: Паршкова Н. Р.учитель химии и экологииГБОУ СОШ № 227
Цели урока
Познакомиться с предметом химия.
2. Рассмотреть историю химии.
Правила работы в химической лаборатории.oms
Химия вокруг нас
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим , куда не оглянемся – везде перед очами нашими успехи её применения...
Михаил Васильевич Ломоносов
Каучук и резина
Мыла и моющие средства
Соль и сахар
Средства гигиены и косметика
Канцелярские товары
Лекарства
Удобрения
Стекло и полиэтилен
Все это и множество другогосделано при помощи химии.
Предложи свои варианты
История химии
Железное оружие первобытных людей
Бальзамирование умерших
Краски Египта
Древнеегипетские стеклодувы и горшечники
Древнеегипетские папирусы
Китайский фарфор
Изобретение бумаги
ДЕМОКРИТ (около 460 370 до н.э.), древнегреческий философ, основоположник атомистического учения
«Все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых, вечно движущихся частиц»
Алхимики
Михаил Васильевич Ломоносо­в (1711 – 1765)
Химическая лаборатория
Бутлеров Александр Михайлович
Менделеев Дмитрий Иванович
Значений слова «Химия»
Найдите в учебнике в § 1 определение понятия химия и запишите его
Домашнее задание