Урок в 9 классе по теме: "Сернистый газ. Сернистая кислота"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Сергеева Анастасия Андреевна

 

На этом уроке рассматриваются химические свойства и способы получения сернистого газа и сернистой кислоты.

 

Отрабатываются умения записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства сернистой кислоты и её солей в ионном и окислительно-восстановительном виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sernistyy_gaz._sernistaya_kislota.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по теме: «Сернистый газ.

Сернистая кислота и её соли».

ТДЦ:

Воспитывающая:

Создать условия для нравственного и эстетического воспитания учащихся к окружающей среде, умения работать в парах при самоанализе контрольных срезов, тестов.

Развивающая:

развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке;

Общеобразовательная:

организовать деятельность учащихся на усвоение:

  1. знаний: химические свойства и способы получения сернистого газа и сернистой кислоты;
  2. умений:  записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства сернистой кислоты и её солей в ионном и окислительно-восстановительном виде.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  2. Изучение нового материала:

  1. Строение:

SO2  (сернистый газ, оксид серы (IV)), молекулярная формула

 структурная формула

  1. Физические свойства
  1. Бесцветный газ с резким запахом, ядовит.
  2. Хорошо растворим в воде (в 1V H2O растворяется 40V SO2 при н.у.)
  3. Тяжелее воздуха, ядовит.

  1. Получение
  1. В промышленности: обжиг сульфидов.

FeS2 + O2 → Fe2O3 + SO2

а) Составить электронный баланс (ОВР)

  1. В лабораторных условиях: взаимодействие сульфитов с сильными кислотами:

Na2SO3 + 2HCl → 2NaCl + SO2↑ + H2O

  1. При окислении металлов концентрированной серной кислотой:

Cu + H2SO4(конц) → CuSO4 + SO2↑ + H2O

б) Составить электронный баланс (ОВР)

  1. Химические свойства SO2
  1. Взаимодействие с водой

При растворении в воде образуется слабая и неустойчивая сернистая кислота H2SO3 (существует только в водном растворе)

SO2 + H2O  ↔  H2SO3

  1. Взаимодействие со щелочами:

Ba(OH)2 + SO2 → BaSO3↓(сульфит бария) + H2O

Ba(OH)2 + 2SO2 (избыток) → Ba(HSO3)2(гидросульфит бария)

  1. Взаимодействие с основными оксидами (образуется соль):                

SO2 + CaO = CaSO3

  1. Реакции окисления, SO2 – восстановитель:

SO2 + O2 → SO3 (катализатор – V2O5)

в) Составить электронный баланс (ОВР)

SO2 + Br2 + H2O → H2SO4 + HBr

г) Составить электронный баланс (ОВР)

SO2 + KMnO4 + H2O → K2SO4 + MnSO4 + H2SO4

д) Составить электронный баланс (ОВР)

  1. Реакции восстановления,  SO2 - окислитель  

SO2 + С  →  S + СO2 (при нагревании)

е) Составить электронный баланс (ОВР)

SO2 + H2S → S + H2O

ж) Составить электронный баланс (ОВР)

  1. Химические свойства H2SO3
  1. Сернистая кислота диссоциирует ступенчато:

H2SO3 ↔ H+ + HSO3- (первая ступень, образуется гидросульфит – анион)

HSO3- ↔ H+ + SO32- (вторая ступень, образуется анион сульфит)

H2SO3 образует два ряда солей:

 - средние (сульфиты)

 - кислые (гидросульфиты)

  1.  Раствор сернистой кислоты H2SO3 обладает восстановительными   свойствами:

H2SO3 + I2 + H2O = H2SO4 + НI

з) Составить электронный баланс (ОВР)

  1. Самоконтроль.

Осуществите превращения по схеме:

S → H2S → SO2 → Na2SO3 → BaSO3 → SO2

Уравнения реакций ионного обмена напишите в полном и кратком ионном виде.

Ответы для самопроверки выводятся на экране.

  1. Рефлексия.

Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» (Приложение 1).

  1. Домашнее задание (дифференцированно)

Сделать задания выделенные красным шрифтом:

Уравнения а, в, е, ж – «3»

Уравнения а – е  – «4»

      Уравнения а – з  – «5»

Приложение 1

Вопросы к ученику

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?

2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

3

Каков вывод урока?

4

Как работали на уроке твои одноклассники?

5

Как работал ты на уроке?

6

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты"

Урок-исследование запланирован с применением ТРКМЧП, включает три этапа урока:1-й этап ВЫЗОВ(Работа с информацией (ноутбук, лабораторный опыт, контекстная задача, текст). Работа с программой деятельно...

разработка урока биологии в 9 классе по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"

конспект урока + презентация по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"  с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...

Презентация к уроку по химии, 8 класс на тему "Путешествие в мир кислот"

Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот....

Урок в 9 классе "Изучение свойств и применения азотной кислоты"

В материале дана технологическая карта урока "Свойства азотной кислоты". Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления ...