Использование проектной технологии на уроках химии. Тема "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Использование проектной технологии на уроках химии.
Тема "Оксиды"
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся полученные учащимися;
- знать состав, нахождение в природе, строение, свойства, способы получения, и применение оксидов;
- уметь составлять уравнения различных реакций, уравнивать их, определять типы реакций;
- уметь проводить химические реакции, соблюдая правила техники безопасности.
Задачи урока:
- изучить литературные источники о составе, нахождении в природе, строении, свойствах, способах получения и применении оксидов;
- практически осуществить химические реакции свойств оксидов;
- проверить полученные знания через работу с тестом.
Теоретическая часть учебного проекта
Содержание:
- Понятия об оксидах.
- Номенклатура оксидов.
- Классификация оксидов.
- Оксиды в природе.
- Способы получения оксидов.
- Физические свойства оксидов.
- Химические свойства оксидов.
- Применение оксидов.
Практическая часть
Проведения химических реакций свойств оксидов и выполнение теста по теме “Оксиды”.
Теоретическая часть проекта: сообщения учащихся по 2-3 минуты .
Понятия об оксидах.
Оксиды – важнейший класс неорганических соединений.
“Оксидами называются соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород.
Примеры оксидов: Mq O, Al 2 О3 ,СО2.
Эти соединения оксиды. От латинского названия кислорода oxygenium
( оксигениум)”1.
“Оксиды, содержащие группу атомов кислорода, соединенных друг с другом ( - О – О -), называются пероксидами, например
Н – О – О – Н.
пероксид водорода
Пероксиды, в которых два атомо кислорода связаны с двухвалентным металлом, например
Ва
/ \
О --- О
пероксид бария
Следует отличать пероксиды от диоксидов О = Тi = O (диоксид титана)”.
Номенклатура оксидов.
“Любой оксид называют оксидом с указанием названия элемента в родительном падеже. При этом элемент имеет несколько степеней окисления, то это отражают в названии, ставя в скобках соответствующую римскую цифру .
Название оксида = “ Оксид” + Название элемента + (с. о. римскими цифрами) в родительном падеже.
Названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности. Например, MgO – оксид магния. Если же в состав оксида входит химический элемент с переменной валентностью этого элемента, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность этого элемента. Например: SO2 - оксид серы (IV), SO3 - оксид серы (VI).”
“Названия оксидов зависят от числа атомов кислорода в формуле.
СО – монооксид углерода (приставка моно обозначает один) или оксид углерода СО (II), угарный газ
СО2 – диоксид углерода или оксид углерода ( IV) всем известный углекислый газ.
Существуют тривиальные названия, например – углекислый газ, угарный газ и другие. До сих пор в химической литературе встречаются старые названия – закись (для более низких), окись (для более высоких с.о. ) степеней окисления.
NO - закись азота или оксид азота (I)
NO2 - окись азота или оксид азота (II)”
Классификация оксидов.
По кислотно – основным свойствам оксиды делятся:
Основные, кислотные, амфотерные и безразличные (несолеобразующие).
Одним оксидам соответствуют основания, а другим - кислоты. Поэтому оксиды прежде всего классифицируют на основные и кислотные. Но есть оксиды, которым соответствуют и основания, и кислоты, - амфотерные оксиды. Несолеобразующие – NO, CO и др.
Оксиды, которым соответствуют основания, называют основными. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называют кислотными.
Неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы с валентностью меньше четырёх, как правило, образуют основные оксиды, а с валентностью больше четырёх – кислотные оксиды. Например, хром Cr и марганец Mn образуют как основные, так и кислотные оксиды. Они являются амфотерными.
По типу химической связи:
Ковалентные и ионные. Примеры: Н2О – ковалентный оксид, CaO – кислотный оксид.
По составу:
Нормальные, пероксиды, смешанные.
См. Приложение № 1, приложение №2.
Оксиды в природе
“Оксиды очень распространённый в природе класс неорганических соединений:
1) SiO2 - кварцевый песок кремнезём. Очень чистый кристаллический известен также в виде минералов горного хрусталя. SiO2, окрашенный различными примесями образует драгоценные и полудрагоценные камни – яшма, аметист, агат.
Более 50 % земной коры состоит из SiO2
2) Al2O3* 2SiO2 * 2 H2O – белая глина, в основном состоит из оксидов алюминия и кремния.
3) Руды железа – красный ( Fe2O3), бурый ( Fe2O3 * n H2O) и магнитный железняки
( Fe3O4 или FeO * Fe2O3)
Водная оболочка Земли (гидросфера) состоит также из оксида - оксида водорода Н2О.
Оксиды входят, также в состав атмосферы – СО2, СО, оксиды азота, серы и другие.”
Способы получения оксидов.
Оксиды образуется:
1) при горении простых и сложных веществ;
2)при разложении сложных веществ:
а)нерастворимости оснований;
б) кислот
в) солей.
Таблица . Получение оксидов
Способы | Примеры | Примечание |
Взаимодействие простых веществ с кислородом | S+O2> SO2 4Al + 3O2> 2Al2O3 | Так получают, преимущественно, оксиды неметаллов |
Термическое разложение оснований, солей, кислот | t CaCO3 > CaO + CO2^ t 2H3BO3 >B2O3 + H2O^ t Mg(OH)2 >MgO + H2O | Так получают, преимущественно, оксиды металлов |
Взаимодействие простых веществ и солей с кислотами-окислителями | С + 4HNO3(p-p) >CO2 + 4NO2 + H2O Cu + 4HNO3(конц.) > Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Na2SO3 + 2H2SO4> 2NaHSO4 + SO2^ + H2O | Так получают, преимущественно, оксиды неметаллов |
Физические свойства.
“Оксиды бывают твёрдые, жидкие и газообразные, различного цвета. Например, оксид меди (II) CuO чёрного цвета, оксид кальция СаО белого цвета – твёрдые вещества. Оксид серы (VI ) SO3 - бесцветная летучая жидкость, а оксид углерода (IV) СО2 - бесцветный газ при обычных условиях.”3
Химические свойства. Кислотные и основные оксиды обладают разными свойствами3.
Химические свойства оксидов | |
основных | кислотных |
1. Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, получаются соль и вода: t СuО + Н2S04 =СиS04 + Н20 | 1. Кислотные оксиды взаимодействуют с растворимыми основаниями, получаются соль и вода: С02 + Са(ОН)2 = СаСО3+ Н20 |
2. Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочи: Li20 + Н20 = 2LiОН | Большинство кислотных оксидов взаимодействуют с водой с образованием кислоты: t Р205 + ЗН20 = 2Н3Р04 |
3. Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой с образованием соли: СаО + С02 = СаСО3 | |
| 4. Менее летучие кислотные оксиды вытесняют более летучие из их солей: t СаС03 + SiO2 = СаSiO3 + С02^ |
Применение оксидов. “Всем известно, какое применение имеет (оксид водорода) в природе, в промышленности и в быту. Многие другие оксиды также широко применяются. Например, из руд, состоящих из оксидов железа Fe2 O3, Fe3 O4, получают чугун и сталь. Оксид кальция СаО ( основная составная часть жжёной, или гашеной, извести) используется для получения гашеной извести Са(ОН)2 , которая применяется в строительстве. Нерастворимый в воде оксид кремния (IV) SiO2 используется в производстве строительных материалов. Некоторые из оксидов применяют для производства красок. Так, например, основная составная часть белой краски- цинковые белила, это оксид цинка ZnO, зелёной краски - Cr2O3 и т. д.”3
Практическая часть
Помимо изучения литературных источников об оксидах, нас интересовали и выполнения практической части. Учащиеся выполняли следующие задания:
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
“В две пробирки насыпьте немного оксида меди (II). В одну из них прилейте 1 мл разбавленной соляной кислоты, а в другую – столько же разбавленной серной кислоты. Пробирки слегка нагрейте. Перенесите несколько капель полученных растворов на стеклянную пластинку и выпарьте.
- Какие признаки подтверждают, что оксиды металлов реагируют с кислотами? Какие вещества вы обнаружили на стеклянных пластинках после выпаривания растворов? Напишите химические формулы веществ.
- Составьте уравнения реакций, которые протекали в этих опытах.”3
Определение оксидов по характерным свойствам.
В двух пробирках даны:
А) оксид кальция;
Б) оксид железа.
Определите, в какой пробирке находится каждое из этих веществ.
Получение из основного оксида из основания.
Дан оксид меди (II). Получите гидроксид меди (II)
Проведение теста по теме: “ Оксиды” (Приложение № 3)
Рефлексия. (Приложение № 4)
ЛИТЕРАТУРА.
- Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс. М.: ВАКО, 2004
- Еженедельное приложение к газете “ Первое сентября” Химия №15 1999 г
- Химия: Проектная деятельность учащихся/ автор-составитель Н.В. Ширмина. Волгоград: Учитель, 2007
- Тесты по химии 8-9 класс: Учебно-методическое пособие/ Л.С. Гузей, Н.И. Останний, А.О. Татур. изд-во, стереотип – М.: Дрофа, 2000
Химия в таблицах 8-11 классы: Справочное пособие/ Автор-составитель А.Е. Насонова – 7-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2004
Приложение № 1
ковалентные ионные
по типу химической связи
Оксиды по кислотно-основным свойствам
амфотерные безразличные основные кислотные
(несолеобразующиеся)
по составу
нормальные пероксиды смешанные
Приложение №2
Классификация оксидов.
Оксиды | Определение | Пример |
Нормальные | Те, в которых есть только связи между кислородом и каким-нибудь элементом | Мg O,SO2 |
Пероксиды | Те, в которых есть связи между двумя атомами кислорода | Na2O2, H2O2 |
Смешанные | Те, которые представляют собой смесь двух оксидов одного элемента в разных степенях окисления | Pb3O4=2PbO PbO2 Fe3O4=FeO Fe2O3 |
Кислотные или ангидриды | Те, которые реагируют с водой, образуют кислоты; с основаниями и основными оксидами образуют соли | SO3, SO2, Mn2O7 |
Основные | Те, которые реагируют с водой, образуя основания; с кислотами и кислотными оксидами образуют соли | CaO, Na2O |
Амфотерные | Те, которые в зависимости от условий проявляют свойства и кислотных, и основных оксидов | ZnO, Al2O3 |
Безразличные (несолеобразующие) | Те, которые не реагируют ни с кислотами, ни с основаниями. Солей не образуют | NO, N2O |
Приложение № 3
Тест по теме «Оксиды».
- Высшую валентность азот проявляет в оксиде
1) Sn 2) NO2
3) NO 4) N2O
- Оксид кальция реагирует с
1) Li 2 O 2) Cu
3) HNO3 4) MqO
- Формулы кислотного, основного, амфотерного оксидов, соответственно
- MnO2, CO2, Al2O3
- CaO, SO2, BeO
- Mn2O7, CaO, ZnO
- MnO, CuO, CO2
- Формула продукта горения фосфора в кислороде и коэффициент перед ней в соответствующем уравнении реакций:
- РО
- Р2О5
- 2Р2О5
- Р2О3
- Оксид серы не реагирует с:
- NaOH
- CaO
- H2O
- CO2
6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой СО2+О2= СО2, равна
1) 3, 2) 4, 3) 5, 4) 6
7.Основные оксиды активных металлов могут реагировать:
- только с водой
- со щелочами
- с водой и кислотами
- с кислотами и щелочами
8. Большинство кислотных оксидов реагирует
1) только с водой
2) только с кислотами
3) со щелочами и кислотами
4) с водой и щелочами
9. Формулы оксидов хлора (VII) и алюминия, соответственно:
1) Cl2O и Al2O3 2) ClO2 и Al2O3
3) Al2O3 и Cl2O7 4) Cl2O7 и Al2O3
10. Высшую и низшую валентность сера проявляет соответственно в соединениях
1) SO3 и ZnS 2) SO2 и H2S
3) SO3 и SO2 4) H2S и SO3
Приложение №4
Мини – анкета для учащихся
Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в жизни: Да Нет Не знаю Иное | Понравилось ли вам форма проведения урока: Да Нет Не очень Не знаю |
Узнали вы сегодня что-либо новое: Да Нет Не знаю | Хотелось ли вам проводить уроки по такому типу (проектирование): Да Нет Не знаю Иное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"
По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50064.jpg)
Использование проектной технологии на уроках литературы
Данная технология, используя современные эффективные формы работы, помогает обучать детей <взрослым> способам деятельности в культурной среде, формировать у учащихся способности мыслить, добыват...
Использование проектной технологии на уроках
Выполнение проектов самое интересное и увлекательное задание на уроке технологии. В статье кратко описан опыт по работе с проектами....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-211845-1363694690.jpg)
Использование проектной технологии на уроках русской литературы в старших классах
Сегодня проектная деятельность стала уже неотъемлемым атрибутом школьной жизни, поскольку она является эффективным средством личностного развития школьника, ориентирует образовательный процесс н...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/07/picture-648026-1436267600.jpg)
Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"
Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/22/picture-1373788-1640162645.jpg)
Статья «Использование проектных технологий на уроках химии»
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....
Использование проектной технологии на уроках химии
Из опыта работы...