Использование проектной технологии на уроках
статья по технологии по теме

Выполнение проектов  самое интересное и увлекательное задание на уроке технологии.  В  статье кратко описан опыт по работе с проектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_proektnaya_deyatelnost.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность  учащихся  на  уроках  технологии.

Гапонова Наталья  Михайловна.

Учитель  технологии  МКОУ  «СОШ  № 29»

высшая  квалификационная  категория.

   В современном обществе существует потребность в ак тивных, деятельностных  людях, которые могли бы быстро при спосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энерго затратами, способных к само образованию, самовоспита нию и  саморазвитию.  Все эти качества являются своего рода «джентельментским набором», без которого достаточно трудно устроится в современном обществе. Таким образом, развитие современного общества невозможно без соответствующей подготовки квалифицированных специалистов, способных осваивать новые, передовые технологии, добывать новую информацию  и  использовать её для решения образовательных, производственных, социальных и других задач.

   Для вы полнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, новым педагогическим технологиям, которые сочетают интересы об щества и личности. Вот, например, в настоящее время в образовательных учреждениях развивается такая перспективная образовательная технология, как метод проектов. Именно осмысление и при менение этого метода в новой учебной  ситуации,  поз воляет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, кото рая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Кроме того, проектное обучение позволяет развивать навыки учебно-исследовательской деятельности, которые так необходимы человеку в современном мире.

        Метод  проектов,  или  метод учебных  проектов,  или  метод  творческих  проектов – это  различные  названия  ведущего метода обучения в образовательной области  «Технология»,  встречающиеся в литературе.  Но наиболее  удачное,  на  мой  взгляд,  название  этого  метода  обучения  всё-таки  метод  проектов.     Метод  проектов  направлен  на  активизацию познавательной  самостоятельности  учащихся,  на  развитие  их  творческого  потенциала.  При  этом  учащийся  в  своём  исследовании  может  пройти  путь,  который  уже  давно  пройден  человечеством.  Но  этот  опыт  человечества  приобретается  им  на  уровне  открытия  и  будет  усвоен  учеником  неформально,  будет  иметь  личную  для  него  значимость.  Это  и  есть  субъективное  творчество,  без  которого  немыслим  сам  метод  проектов.

   В  настоящее время учителя  технологии сталкиваются с такой проблемой, как недостаточность  или отсутствие положительной мотивации у школьников  к  изучению  предмета.

   Это вызвано рядом причин:

- дети сталкиваются с различными трудностями;

- они не усваивают материал в силу своих психологических

особенностей (памяти, восприятия, мышления);

- нежелание  учащихся  создавать собственные продукты труда;

- сокращение учебных  часов  по  предмету  «Технология».

   Главные  цели,  введения  в  школьную  практику  метода  проектов  -  это

1. Показать  умения  отдельного  ученика  или  группы  учеников  использовать  приобретённый  в  школе  исследовательский  опыт.

2.  Реализовать  свой  интерес  к  предмету  исследования,  приумножить  знания  о  нём.

3.  Продемонстрировать  уровень  обученности.

4.  Подняться  на  более  высокую  ступень  образованности  и  развития.

На  протяжении  5  лет   на  своих  уроках  в  целях  повышения  мотивации  к  предмету  «Технология»  использую  метод  обучения  исследовательского  характера – метод  проектов.  В  течение  всего  периода  обучения  учащиеся  под  моим  руководством   включаются  в  индивидуальную  или  коллективную  проектную  деятельность.  Они  участвуют  в  реализации  того  или  иного  проекта.

   В  начале  учебного  года  на  уроке  объявляю  учащимся  о  том,  что  в  течение  3-х  учебных  четвертей  они  должны  определить  тему  проекта,  над  которой  будут  работать  в  4-ой  четверти.  Объясняю  учащимся,  что  такое  проект  и  этапы  его  выполнения.    Даю  время  подумать  над  темой.  Тематика  проектной  деятельности  должна  быть  как  можно  шире,  чтобы  охватить  весь  материал  предмета  и  учесть  интересы  всех  учащихся.  

При  выборе  тем  учащиеся,  как  правило,  испытывают  трудности.  Тогда  я  предлагаю  составленные  заранее  темы  проектов,  которые  соответствуют  возрастной  категории.  Необходимо  вовлечь  всех  учащихся,  предложив  каждому  задания  с  учётом  уровня  его  подготовки. В  своей  работе  я  использую  проекты  учебные  и  творческие.

   Дальнейшая   работа  строится  по  следующему  плану:  

1. Первый  этап - поисковый – сюда  входит  выбор  и  анализ  темы,  постановка  цели  и  задач,  сбор  информации.  Подбор  литературы  по  теме.

2.  Второй  этап – технологический, – в  который  входит  составление  плана  реализации  проекта,  подбор  необходимых  материалов  и  оборудования,  изготовление  изделия  с  текущим  контролем  качества,  экономическая  и  экологическая  оценка.

3. И  третий  этап – заключительный – это  оформление  проекта.  На  этом  этапе  происходит  анализ  результатов  ( достоинства  и  недостатки),  публичная  защита  и     организация  выставки  проектов  учащихся  в  школе.  

   Проектная   деятельность  имеет  широкие  возможности   для  формирования  навыков  учебно-исследовательской  деятельности  на  уроках  технологии,  позволяет  развивать  у  учащихся  творческие  способности,  умение  представлять  результаты  своей  деятельности,  планировать  свою  практическую  деятельность,  умение  самостоятельно  найти  недостающую  информацию.

   Таким  образом, выполняя проект, учащиеся  приобретают не только необходимые знания, умения, навыки (в том числе характерные для учебно-исследовательской деятельности), но развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни, следовательно, проектное обучение особенно эффективно в подростковом возрасте.

   Ведь получаемые в учебно-воспитательном процессе знания для подростка имеют значение важного средства понимания себя и своих взаимоотношений с окружающим миром.  

   Он одновременно испытывает потребность в общении с более опытным и знающим взрослым человеком, авторитетным педагогом.

   Именно в подростковом возрасте у ребенка впервые происходит профессиональное самоопределение, а проектная  деятельность  помогает ему в этом.

   Подводя  итоги  работы  по  проектной  деятельности  учащихся,  я  предлагаю  ученикам  принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.   Анализируя  ответы  на  вопросы  анкеты  можно  утверждать,  что  самостоятельный  выбор  содержания  и  способов  деятельности  способствовал  развитию  эмоциональной  сферы  личности,  её  способностей,  склонностей,  интересов.

   Также  этому  свидетельствуют  результаты  участия  моих  учеников  в  различных  выставках  декоративно – прикладного  творчества  в  рамках  городского  фестиваля  «Я – Ревдинец».  Только  за  этот  год  мои  ученики  стали  призёрами в выставках  по  многим  номинациям.

   Хочется  закончить   словами  французского  философа  Монтень  «Хотя  чужое  знание  может нас кое чему научить,  мудр  бываешь  лишь  собственной мудростью».

 

        

        Гапонова  Наталья  Михайловна, учитель технологии МКОУ «СОШ  № 29»            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...

Использование проектной технологии на уроках литературы

Данная технология, используя современные эффективные формы работы, помогает обучать детей <взрослым> способам деятельности в культурной среде, формировать у учащихся способности мыслить, добыват...

Использование проектной технологии на уроках русской литературы в старших классах

Сегодня проектная деятельность стала уже неотъемлемым атрибутом школьной жизни, поскольку она является эффективным средством личностного развития школьника, ориентирует образовательный процесс н...

презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике....

Методика использования проектных технологий на уроках информатики и ИКТ

В статье показано, как использование метода проектов при обучении информатике и ИКТ, будет способствовать формированию универсальных учебных действий согласно ФГОС, который предполагает полноценное ос...

«Использование проектной технологии на уроках информатики»

Использование проектной технологии на уроках информатики...