Аммиак
презентация урока для интерактивной доски по химии (9 класс) по теме

РАССМОТРЕТЬ СТРОЕНИЕ АММИАКА.ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ВОДОРОДНОЙ СВЯЗЬЮ.РАССМОТРЕТЬ ДОНОРНО-АКЦЕПТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели урока: РАССМОТРЕТЬ СТРОЕНИЕ АММИАКА.ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ВОДОРОДНОЙ СВЯЗЬЮ.РАССМОТРЕТЬ ДОНОРНО-АКЦЕПТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗИ Тема: «АММИАК» Учитель химии: Едзаева Людмила Маратовна МКОУ СОШ с. Карман 2013 год

Слайд 2

ХОД УРОКА I .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. -НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ « N » -В КАКИХ СЛУЧАЯХ « N » ПРОЯВЛЯЕТ ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА, А В КАКИХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ? -ПЕРЕЧИСЛИТЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЗОТА -ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ « N » ВСТУПАЕТ В РЕАКЦИИ С ДРУГИМИ ВЕЩЕСТВАМИ? -В КАКОМ ВИДЕ « N » ВСТРЕЧАЕТСЯ В ПРИРОДЕ? -КАКОВА РОЛЬ « N » В ЖИЗНИ ПРИРОДЫ?

Слайд 3

РЕШЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ №2 N2=Li3N=NH3=NO=NO2=HNO3 1).N2+6Li=2Li3N 2).Li3N+3H2O=3LiOH+NH3 ↑ 3).4NH3+5O2=HNO ↑ +6H2O 4).2 NO+O2=2NO2 5).4NO+2H2O+O2=4HNO3

Слайд 4

РЕШЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ №3 2 NO+O2 ↔ 2NO2+Q ДАННАЯ РЕАКЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ: 1).ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ 2).ОБРАТИМОЙ,Т.К. ПРОТЕКАЕТ В ДВУХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ. ЗНАЧИТ, ИСПОЛЬЗУЯ ПРИНЦИП ЛЕ-ШАТЕЛЬЕ, МОЖНО СМЕЩАТЬ РАВНОВЕСИЕ 3).ЭКЗОТЕРМИЧЕСКОЙ (+ Q )

Слайд 5

УСЛОВИЯ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 1).РЕАКЦИЯ ИДЁТ С УЧАСТИЕМ ГАЗОВ, 3 Y ↔2 Y , С УМЕНЬШЕНИЕМ ГАЗОВ, МОЛЕЙ, А ЗНАЧИТ И ОБЪЁМА. ПОЭТОМУ УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ СМЕСТИТ РАВНОВЕСИЕ ВПРАВО 2).РЕАКЦИЯ ИДЁТ С + Q , ПОЭТОМУ УМЕНЬШЕНИЕ « t » , ОХЛАЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ СМЕСТИТ РАВНОВЕСИЕ ВПРАВО 3).ОТВОД ПРОДУКТА ИЗ ЗОНЫ РЕАКЦИИ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ СМЕЩЕНИЮ РАВНОВЕСИЯ ВПРАВО

Слайд 6

Ⅱ.АММИАК СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В СОЕДИНЕНИИ « NH3 » N(+3) и H(+1) . ТИП ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ АТОМАМИ АЗОТА И ВОДОРОДА – КОВАЛЕНТНО ПОЛЯРНАЯ. СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В МОЛЕКУЛЕ « NH3 »: ▪ ▪ ▪ ▪ H ▪ + ▪ N ▪ + ▪ H → H : N : H ▪ ▪ ▪ H H

Слайд 7

АТОМ АЗОТА В МОЛЕКУЛЕ « NH3 » ИМЕЕТ НЕПОДЕЛЁННУЮ ЭЕКТРОННУЮ ПАРУ, ТАК КАК В МОЛЕКУЛЕ АММИАКА АТОМ АЗОТА ЯВЛЯЕТСЯ ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ, ТО ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОТНОСТЬ БУДЕТ СДВИГАТЬСЯ К НЕМУ. + б -б + б H → N ← H ↑ + б H МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ АММИАКА ВОЗНИКАЕТ ВОДОРОДНАЯ СВЯЗЬ . УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ВОДОРОДНОЙ СВЯЗИ ТРИ ТОЧКИ . ВОДОРОДНАЯ СВЯЗЬ - ЭТО СВЯЗЬ МЕЖДУ АТОМАМИ ВОДОРОДА ОДНОЙ МОЛЕКУЛЫ И АТОМАМИ ОЧЕНЬ Э.О. ЭЛЕМЕНТОВ ( F , O , N , Cl ) ДРУГОЙ МОЛЕКУЛЫ. ЭТО ОСОБЫЙ ВИД СВЯЗИ МЕЖМОЛЕКУЛЯРНОЙ , ОНА СЛАБЕЕ ОБЫЧНОЙ КОВАЛЕНТНОЙ СВЯЗИ В 10-20 РАЗ .

Слайд 8

1).БЛАГОДАРЯ ЭТОЙ СВЯЗИ NH3 , HF , HCl , ОБЛАДАЮТ ХОРОШЕЙ РАСТВОРИМОСТЬЮ В ВОДЕ. 2).НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА С НЕБОЛЬШОЙ МОЛЕКУЛЯРНОЙ МАССОЙ ОБРАЗУЮТ АССОЦИАТЫ,ЧТО ПРИВОДИТ К ПОВЫШЕНИЮ ИХ ТЕМПЕРАТУРЫ ПЛАВЛЕНИЯ И КИПЕНИЯ. СЛЕДСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОДОРОДНОЙ СВЯЗИ

Слайд 9

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АММИАКА NH3- БЕЗЦВЕТНЫЙ ГАЗ С РЕЗКИМ ЗАПАХОМ,ПОЧТИ В 2 РАЗА ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА. Двозд.=29 : Mr (NH3)=29 :17=1,7 раза . АММИАК НЕЛЬЗЯ ВДЫХАТЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ, Т.К. ОН ЯДОВИТ. NH3 ЛЕГКО СЖИЖАЕТСЯ ПРИ ОБЫЧНОМ ДАВЛЕНИИ И ПРИ « t » -33,4°С , А ПРИ ИСПАРЕНИИ ЖИДКОГО NH3 ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОГЛАЩАЕТ МНОГО ТЕПЛА ,ПОЭТОМУ ПРИМЕНЯЕТСЯ В ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ.

Слайд 10

ПОЛУЧЕНИЕ АММИАКА: ГАЗООБРАЗНЫЙ АММИАК ВПЕРВЫЕ ПОЛУЧИЛ В 1774 ГОДУ АНГЛИЙСКИЙ ХИМИК ДЖОЗЕФ . ПУТЁМ СМЕШИВАНИЯ И НАГРЕВАНИЯ ПОРОШКОВ ХЛОРИДА АММОНИЯ ( NH4Cl ) И ГИДРОКСИДА Са ( Са ( OH )2). ПРИ ЭТОМ ОН ОЩУТИЛ РЕЗКИЙ ЗАПАХ НОВОГО ВЕЩЕСТВА. КОГДА ПРИСТЛИ ПОПЫТАЛСЯ ПОЛУЧИТЬ ГАЗ,ВЫТЕСНЯЯ ИМ ВОДУ, ТО ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО НОВОЕ ВЕЩЕСТВО РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ. 2 NH4Cl+Ca(OH)2 = CaCl2+2NH3 ↑ + 2H2O В ПРОМЫШЛЕННОСТИ NH3 ПОЛУЧАЮТ СИНТЕЗОМ N2 и H2 : N2+3H2O=2NH3

Слайд 11

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АММИАКА В ПОЛУЧЕННЫЙ РАСТВОР АММИАКА ДОБАВИМ НЕСКОЛЬКО КАПЕЛЬ ФЕНОЛФТАЛЕИНА. РАСТВОР ОКРАСИТСЯ В МАЛИНОВЫЙ ЦВЕТ – ПРИ РАСТВОРЕНИИ NH3 В ВОДЕ ОБРАЗОВАЛАСЬ ЩЁЛОЧЬ. В ОБЪЁМЕ H2O РАСТВОРИЛОСЬ 710 ОБЪЁМОВ NH3. ПРИЧИНА ТАКОЙ ХОРОШЕЙ РАСТВОРИМОСТИ, ОБРАЗОВАНИЕ ВОДОРОДНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ NH3 и H2O : … HOH…NH3 NH3+H2O ↔ NH3 : H2O ↔ NH4+OH аммиачная вода- 25% раствор NH3 нашатырный спирт- 10% раствор NH3

Слайд 12

ЕСЛИ ПОДОГРЕЕМ ОКРАШЕННЫЙ ФЕНОЛФТАЛЕИНОМ РАСТВОР АММИАКА – ПРОИЗОЙДЁТ ОБЕСЦВЕЧИВАНИЕ РАСТВОРА, Т.К. ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСТВОРЕНИЕ ГАЗОВ УМЕНЬШАЕТСЯ. ВОДНЫЙ РАСТВОР СТАНОВИТСЯ НЕЙТРАЛЬНЫМ. ВЫВОД : ВОДНЫЙ РАСТВОР NH3 ЛЕГКО РАЗЛАГАЕТСЯ, ЯВЛЯЕТСЯ СЛОБОЙ ЩЁЛОЧЬЮ И ПРОЯВЛЯЕТ ВСЕ ХАРАКТЕРНЫЕ СВОЙСТВА ЭТОГО СОЕДИНЕНИЙ. АММИАК ВЗАИМОДЕСТВУЕТ С КИСЛОТАМИ: ЕСЛИ СТЕКЛЯННУЮ ПАЛОЧКУ ИЛИ СТАКАН, СМОЧЕННЫЕ РАСТВОРОМ АММИАКА , ПОДНЕСТИ К ДУГОЙ ПАЛОЧКЕ ИЛИ СТАКАНУ, СМОЧЕННЫМ РАСТВОРОМ HCl , ТО ПОЯВИТСЯ ГУСТОЙ БЕЛЫЙ ДЫМ: NH3+HCl=NH4Cl И ВОДНЫЙ РАСТВОР АММИАКА И СОЛИ АММОНИЯ СОДЕРЖАТ ОСОБЫЙ ИОН-КАТИОН АММОНИЯ NH4 , ИГРАЮЩИЙ РОЛЬ КАТИОНА МЕТАЛЛА. ОН ПОЛУЧАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОГО, ЧТО АТОМ АЗОТА ИМЕЕТ НЕПОДЕЛЁННУЮ ЭЛЕКТРОННУЮ ПАРУ, ЗА СЧЁТ КОТОРОЙ И ФОРМИРУЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ С КАТИОНОМ ВОДОРОДА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО К АММИАКУ ОТ МОЛЕКУЛ КИСЛОТ и ВОДЫ : H H ▪ ▪ ▪ ▪ H : N : + H → {H : N : H} ▪ ▪ ▪ ▪ H H

Слайд 13

ТАКОЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ КОВАЛЕНТНОЙ СВЯЗИ, КОТОРАЯ ВОЗНИКАЕТ НЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ НЕПАРНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ, А БЛАГОДАРЯ СВОБОДНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПАРЕ ИМЕЮЩЕЙСЯ У ОДНОГО ИЗ АТОМОВ, НАЗЫВАЕТСЯ ДОНОРНО-АКЦЕПТОРНЫМ. АТОМ « N » В МОЛЕКУЛЕ NH3 – ДОНОР КАТИОН H(+) КИСЛОТЫ ИЛИ ВОДЫ – АКЦЕПТОР. NH3 – СИЛЬНЫЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬ, Т.Е. ЕГО АТОМЫ « N » МОГУТ ТОЛЬКО ОТДАВАТЬ ЭЛЕКТРОНЫ, НО НЕ ПРИНИМАТЬ ИХ. ТАК, NH3 СПОСОБЕН ОКИСЛЯТЬСЯ ИЛИ ДО СВОБОДНОГО АЗОТА (БЕЗ kat ) . 4 NH3+3O2=2N2+6H2O ИЛИ ДО NO ( В ПРИСУТСТВИИ kat ) 4 NH3+5O2=4NO+6H2O

Слайд 14

ПРИМЕНЕНИЕ NH3. РИС.31 1).В ПРОИЗВОДСТВЕ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ( NH4Cl , (NH4)2SO4 , (NH4)2HPO4 , NH4H2PO4 , NH4NO3) 2). В ПРОИЗВОДСТВЕ HNO3 3). В ПРОИЗВОДСТВЕ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ 4).ДЛЯ ПАЯНИЯ 5).В ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ 6).В МЕДИЦИНЕ И В БЫТУ (НАШАТЫРНЫЙ СПИРТ)

Слайд 15

Домашнее задание §24, упр. 1-6 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аммиак

Презентация к уроку по теме "Аммиак"....

урок на тему "Аммиак"

Конспект урока, презентация, инструктивные карточки к лабораторным работам, к сожалению видеоролики не вошли в архив, но их скачать можно здесьhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bc...

Технологическая карта к уроку "Аммиак"

Урок - лекция по теме "Аммиак", по учебнику Габриеляна О.С. Химия 9 класс, с использованием компьютерной презентации и самостоятельной работе учащихся с технологической картой по составлению конспекта...

Открытый урок по теме: Аммиак

Открытый урок по химии для 9 класса "Аммиак"...

Разработка урока по теме"Аммиак"

Спецификой  данного урока является использование ИКТ в форме презентации. Цель: формирование знаний учащихся об аммиаке, а на их основе предметных навыков и умений, с использованием са...

Урок по химии в 9 классе «Аммиак: строение, получение, свойства соли аммония».

Урок по химии в 9 классе   Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Аммиак. Соли аммония

Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....