Главные вкладки

    Методическая система
    учебно-методическое пособие по химии на тему

    Винокурова Светлана Андреевна

    Система работы учителя химии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema_vinokurova_sa.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Характеристика методической системы

    Компоненты методической системы

    Характеристики
    методической системы

    Самохарактеристика методической системы

    1.

    Цели


    Учебные






    Воспитательные





    Развивающие

    Цели:

    1. формирование естественнонаучных и технологических знаний по химии и соответствующих умений, прописанных в федеральном образовательном стандарте через использование современных информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность, совместную деятельность учителя и учащихся по решению основных задач урока на основе практико-ориентированного подхода;


    1.  формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;


    1. формирование социально  активной, мобильной и адаптивной  личности, приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

    2.

    Содержание

    1. Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия.


    1. Компьютерные обучающие программы.
    2. Программы, представленные через видео-, информационные и телекоммуникационные средства.


    1. Интеграция основного (стандарт) и дополнительного образования  

              В учебном плане КОГОАУ СОШ г.Лузы химия изучается на базовом уровне.  Рабочая программа предполагает использование УМК О.С. Габриеляна: учебник, рабочие тетради, сборники тестов, задач, упражнений, CD-ROM и другие пособия для учащихся и учителя. Значительное место в содержании курса отведено химическому эксперименту.

              На уроках и внеурочных занятиях активно применяю наглядные пособия для интерактивных досок с тестовыми заданиями на CD «Начала химии», «Номенклатура», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Учебный методический комплекс AFS» (пособие для учителя по демонстрационному, лабораторному эксперименту, учебным проектам по химии), программный модуль «Наглядная химия» 8-9 и 10-11 классы - конструктор, позволяющий создавать собственные наглядные пособия для интерактивной доски.

             Активно осваиваю программы SMART Notebook  и Wizteach. Составляю в этих программах «скелеты уроков» (план урока, включающий интерактивные схемы, ссылки на видеоопыты, тесты, ЦОРы и т.п.). В электронном классном журнале формируются рейтинги.

         

              Взаимодействие урочных и внеурочных занятий школьников осуществляется на внутрипредметном и межпредметном уровнях. Ежегодно учащиеся выбирают кружки и факультативные курсы по химии: «Экспертиза товаров» (в рамках реализации проекта «Контрольная закупка»), «Юный лаборант», «Решение задач по химии различных типов» и др. Веду факультативный курс для учащихся по информатике «Учимся дистанционно» в рамках реализации проекта «Организация дистанционного обучения в среде Moodle в Лузском школьном округе». Курс является метапредметным и введен с целью стимулирования освоения учащимися современных сетевых технологий, программного обеспечения, обработки информации; развития и поощрения навыков самостоятельного получения знаний, способностей к самообучению и освоению новых технических и программных средств; формирования навыков дистанционного взаимодействия.

    Формы обучения

    1. Урок, занятие, игра, экскурсия.
    2. Лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, конференции.


    1. Дистанционное обучение.
    2. Сетевое взаимодействие

            Основные формы организации обучения школьников в моей педагогической деятельности: комбинированный урок (с элементами лекции, лабораторными и демонстрационными опытами с использованием современных технологий), урок-лекция (для учащихся 10-11 класса), урок-семинар (для учащихся 10-11 класса), урок-конференция (для учащихся 10-11 класса), урок – практическая работа (в парах), исследовательский урок (групповая работа), урок решения задач, урок-зачет, урок – виртуальная или реальная экскурсия, сетевой урок, урок игра («Что? Где? Когда?», «Химический бой» и т.п. для учащихся 8 класса).

             В начале каждой темы вывешивается на стенд перечень занятий, с указанием формы их проведения, формы контроля. Ученик знает, за что он должен получить оценки, как будут формироваться рейтинги.

             Активно использую дистанционные технологии: учащиеся знакомы с программой Moodle, проходят дистанционные курсы (в том числе и по химии), принимают участие в различных сетевых проектах и конкурсах (дистанционные недели, игра «ИКТ Полиатлон», создание виртуальных карт, альбук, видеороликов и т.п.).

    4.

    Формы организации деятельности учащихся

    1. Фронтальные
    2. Индивидуаль-ные
    3. Парные
    4. Коллективные
    5. Групповые

            Формы организации занятий тесно связаны с формами обучения: комбинированный урок включает различные формы организации занятий в зависимости от этапа урока; уроки-лекции – провожу фронтально, практические работы – дети работают в парах; сетевые уроки – каждый работает индивидуально; при работе над проектами также сочетаются различные формы: и индивидуальные, и работа в малых группах, и коллективные в зависимости от вида проекта.

    5.

    Методы обучения

    1. Объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный.
    2. Частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.
    3. Программированный, эвристический, моделирующий, проектный

            Я применяю различные методы обучения:

    1. Объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный (при объяснении нового материала, первичном закреплении)
    2. Частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский (при выполнении учащимися  практико-ориентированных заданий, работе над проектами)
    3. Программированный, эвристический, моделирующий, проектный (при работе с обучающими программами, автоматизированном контроле знаний, работе над проектами, создании реальных и виртуальных моделей, выполнении творческих заданий)

    6.

    Педагогические технологии

    1. Педагогические технологии
    2. Система творческих заданий для самостоятельной работы обучающихся

              Применяю технологии: развивающего обучения, разноуровневого обучения, метода проектов и проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии

    .         В кабинете накоплен банк творческих заданий для самостоятельных работ обучающихся (путеводители для работы с текстами, конструкторы вопросов для подготовки к семинарам, инструкции для экспериментальных работ, памятки по работе в сети и др.)

     

    Средства обучения

    1. Информационные (вербальные, учебно-наглядные).
    2. Технические (специальное оборудование, компьютеры и другое).
    3. ИКТ (информационно-коммуникативные)
    4. Дидактические средства

              Новый кабинет химии поступил в школу в 2012 году. В настоящее время кабинет химии имеет все необходимые современные средства обучения:  

    -средства, используемые учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий, а также лабораторные наборы для учащихся.

    - средства обучения на бумажной основе (таблицы, схемы, графики и т.д.);

    - современные коммуникационные и информационные средства обучения. Оснащение кабинета химии включает комплект мультимедийных средств обучения: ноутбук, проектор, интерактивную доску Smart, систему для интерактивного голосования Smart Response XE (24 пульта). В кабинете базируется мобильный компьютерный класс (16 ноутбуков с выходом в Интернет, Wi-Fi). Есть возможность на уроках в режиме онлайн просматривать видеоопыты, которые невозможно провести практически  (длительные, неразрешенные, опасные); использовать ЦОР различных коллекций. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только я, как  учитель, могу проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. На внеурочных занятиях активно осваиваем электронный микроскоп, электронные датчики для исследовательских работ.

            Современное оборудование в сочетании «с мелом и доской» позволяет мне разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

     

    8.

    Результат

    1. Мониторинг
    2. Педагогическая диагностика
    3. КИМ

              Успеваемость 100%; ежегодно растёт качество знаний (65,8%); повысился средний балл по предмету (3,84); Ежегодно повышаются результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся (средний балл на ГИА в новой форме в 9 классе за три последних года 4; 4,3; 5; на ЕГЭ по химии – 59,5; 83;80, что значительно превышает областные показатели); увеличивается число школьников, участвующих во всероссийской олимпиаде по предмету (48,3%); растёт творческая активность (участие учащихся в конкурсах, призовые места в районе, регионе); повысился уровень мотивации к изучению предмета, а также уровень самостоятельной деятельности учащихся. Позитивно изменяется ответственность, общественная активность школьников, осознанность выбора профиля в старшей школе и своей будущей профессии.

    9.

    Авторская составляющая методической системы

    1. Отбор содержания,  создание и накопление необходимого комплекса программно-методического обеспечения курса химии,  сочетание традиционных форм и методов с  инновационными,  формирование нового взгляда на ученика и учителя, как  субъектов педагогического процесса, который строится на принципах сотрудничества и сотворчества;
    2. Апробация программы Moodle для дистанционной поддержки обучения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Собственная методическая система

    Описание собственной методической системы....

    Модель методической системы школы

    Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели....

    Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1

    В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...

    Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

    Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

    Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

    Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

    Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

    Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...

    Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

    Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...