Конспект урока по химии в 8 классе. Тема "Оксиды".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Данный материал способствует    успешному  усвоению   учебного материала  по теме "Оксиды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет  Химия  класс 8 

Тема «Оксиды»,  урок  изучения нового материала.

Цели урок :

  1. Сформировать понятия об оксидах.
  2. Закрепить на  оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений.

Задачи:

 Предметные

 Создать условия для :.

- Формирования у учащихся умений (опыта деятельности)

-выявлять связи между содержанием общего понятия (вещества) и соподчиненных понятий(оксиды);

-сравнивать ключевые понятия (оксиды, бинарные соединения, сложные вещества)

 Развивающая

- извлечение учебной  информации на основе сопоставительного анализа  рисунков, образцов веществ, моделей,       коллекций.

-перевода информации из одной знаковой формы в другую: из анимации в текст; из текста в таблицу;

-выявление затруднений в реализации логических операций – сравнение

-.Познакомить учащихся с классом неорганических соединений - оксидами.

- Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оксидов.

 - Закрепить на оксидах знания химической номенклатуры для бинарных соединений.

 Воспитательная:

  1. Воспитывать толерантность
  2. Формировать умения  участвовать в дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение.
  3. Развивать способности ученика: его самостоятельность ,творческие возможности, оригинальность мышления.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: методы организации учебной деятельности  (словесные, наглядные, практические  и самостоятельная работа); методы мотивации стимулирования (метод формирования интереса-позновательное занятие найти и сопоставить); методы контроля и самоконтроля (практическая работа , самооценка по итогам работы), здоровьесберегающие технологии (рациональная организация учебной деятельности с целью сохранения здоровья обучающихся, чередование видов деятельности для охраны и укрепления психологического здоровья    

 обучающихся );информационные технологии.

Оборудование занятия:

-для учителя: компьютер, монитор, экран, таблица на печатной основе « Классификация веществ»

- для ученика: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал с образцами оксидов металлов и неметаллов, листы с заданием №2, листы самодиагностики

.

Программное обеспечение: мультимедийная  презентация « Урок химии в 8 классе «Оксиды»».

Мультимедийная  презентация « Практическое применение оксидов в жизнедеятельности человека».

 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  1. постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  3. описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Организационный момент:

.

Цель для обучающихся на данном этапе: активизировать деятельность  к продуктивной  работе на данном уроке. Приготовить доклады с презентациями, приготовить учебные принадлежности

.

Цели  учителя:

- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе;

- актуализовать знания учащихся полученные на предыдущих уроках;

-сформировать мотивацию к активной деятельности;

-обеспечить технику безопасности на уроке.


Задачи: 
- организовать рабочее пространство;

- создать атмосферу доброжелательности и нацеленности на плодотворный труд.

Методы: Словесные, электронных презентаций и наглядных пособий, исследовательский.

Обучающиеся занимают свои места в классе, готовят к уроку учебные принадлежности. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, объясняет цели и задачи урока.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  1. определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  3. описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  4. описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  5. определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  6. описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  7. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  8. описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.


  Цель для обучающихся на данном этапе:  

      -Получить возможность применять имеющиеся знания, навыки и умения ключевых понятий

   Цель для учителя на данном этапе:                                                        

     - проверка полученных знаний на предыдущем уроке;

-охватить проверкой знаний многих учащихся;

-выработать способность к краткому, но точному ответу;

-мотивировать учебную активность учащихся к изучению нового материала.


 Учитель спрашивает, какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания. Если вопросов  при выполнении домашней работы не возникло ,учитель предлагает ученикам обменяться тетрадями (работа в парах).  В это время с помощью проектора  учитель  показывает правильное решение. (Слайд №2) Ученики сверяют решение своего  одноклассника с записями на экране и ставят в случае правильного выполнения работы знак «+», неправильно выполненной работы знак «- ».


Следующим этапом ,  готовности учащихся к восприятию и объяснению нового материала служат ответы на вопросы  слайда №3 . Обучающиеся , определяют степени окисления веществ, называют вещества с постоянной и переменной с.о.; дают определение простого и сложного  вещества.

Учащиеся должны:

- знать определение степени окисления ;

-уметь расставлять степень окисления в бинарных соединениях;

-отличать простые вещества, от сложных веществ по формуле.



3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  4. описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  1. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

  Цель для учителя на данном этапе:

Развивать мышление учащихся, способность применять полученные знания на практике, используя  метод –« проблемного изложения», используя  элементы « обратной связи».

  1. Дать понятие об оксидах;
  2. Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с.о. и  наоборот, определять с.о. по формуле
  3. Показать огромное значение оксидов в жизнедеятельности человека

   Цель для учащегося на данном этапе:

Обучающиеся участвуют в самом процессе формирования знаний об «Оксидах», думают, ищут ответ, уясняют.

Вступительное слово учителя (слайд №3) - Вещества и их свойства действительно очень разнообразен. Но их можно объединить в определенные  классы и группы. Такое распределение веществ по группам  называется классификацией (Слайд№4) и таблица .на печатной основе. Одним из основных классов сложных неорганических веществ являются  «Оксиды».

знакомство учащихся с планом урока:

1 -   Определение оксидов;

2 -   Общая формула оксидов;

3  -  Номенклатура оксидов;

4  -  Классификация оксидов;

5  -  Применение и распространение оксидов природе

.

Изучение нового материала

При объяснении первого пункта плана, учитель предлагает учащимся открыть учебник   и найти определение: « Какие вещества называются оксидами?»

Учащиеся находят определение, зачитывают , повторяют еще раз определение.

Второй пункт плана урока . «Общая формула оксидов » и примеры формул. Учитель разъясняет формулу и приводит примеры оксидов. Предлагает ученикам попробовать самим  привести примеры оксидов, окружающих нас в повседневной жизни.


Номенклатура оксидов. Учитель просит учащихся найти определение номенклатуры  в учебнике и зачитать; после чего  разбирается правило составления названий оксидов.

Учащиеся записывают в тетрадь приведенные примеры оксидов на слайде ;дают им названия по систематической номенклатуре и записывают как читается формула оксида, с постоянной и переменной валентностью элемента. При объяснении используются элементы « обратной связи». В ходе самого объяснения учитель вычленив отдельные структурные элементы темы, тут же обращается к ученикам, с требованием повторить определение номенклатуры оксидов ;привести пример, как читается формула оксида серы (четырех и шести валентной)

Изучив номенклатуру оксидов, обучающимся  ставится проблемно-поисковые задания ,предлагаются формулы веществ из которых требуется выбрать только оксиды ,дать им названия  и записать их  рабочую в тетрадь .После выполнения данной работы обучающимся предлагается проверить правильность выполненного задания с помощью проверочного слайда.

При объяснение  пункта «Классификация»,используется  слад « Классификацией веществ». Необходимо вспомнить материал (межпредметные связи)  изучаемый  в курсе физике об агрегатных состояниях вещества при н.у.

Учащие должны дать определение:

- в каких агрегатных состояниях может находиться вещество.

  Далее  учитель просит учеников открыть учебник, посмотреть на таблицу Периодической системы химических элементов  и обратить внимание на две группы элементов, символы которых выделены разными цветами  Задается вопрос: - «на какие две группы можно разделить элементы?».

Обучающиеся , рассмотрев таблицу ПСХЭ делают вывод :  что элементы подразделяются на металлы и неметаллы .Учитель просит учеников посмотреть на слайд  «Классификация оксидов» и объяснить  классификацию оксидов.

Обучающиеся  участвуют в самом процессе  формирования знаний, применяют знания на практике.


Визуализация основных понятий

 Показ сладов  с изображением оксидов. Во время демонстрации слайда учитель уделяет особое внимание внешнему виду веществ, химической формуле вещества, а также рассказывает об оксидах и их свойствах. Оксид водорода - вода. Оксид кремния – и песок , и кварц .Оксид углерода – в зависимости от степени окисления углерода может быть ядовитым  газом, а может присутствовать в минеральной воде.    

Оксиды металлов в основном  твердые  вещества. Обладают уникальными свойствами. Например, металл алюминий  покрыт сверху оксидной пленкой которая защищает алюминий от вредного воздействия окружающей среды. В1908 г графа Цеппелина постигло несчастье. У причальной мачты сгорел его новенький дирижабль, построенный на деньги  видных немецких предпринимателей.  Но хитрый граф придумал,  как полностью расплатиться с долгами и даже остаться в выигрыше; из алюминиевого остава дирижабля граф наделал посуды и продал ее по бешеной цене: АЛЮМИНИЙ  был редким  металлом

 После этого рассматривается слад №10,11,12 и выполняется задание  №2.

   



4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  4. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  5. Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

 

. Для закрепления полученных знаний

Учащимся  предлагается рассмотреть выданные образцы оксидов (оксид водорода - вода,  оксид кремния – песок, оксид меди). Определить что это за оксиды .И заполнить карточку с заданием №2.

 Учащиеся рассматривают выданные им оксиды, определяют выданные  образцы  и заполняют   листы с заданиями. Учащиеся должны не только распознать и сопоставить,  какие вещества находятся на рабочих столах, но и  написать, как правильно читаются названия выданных оксидов.

Учитель просит ученика, получившего опережающее задание рассказать о применении наиболее распространенных оксидах в природе.


Учащийся показывает  презентацию (за страницами учебника)  «Применение и распространение оксидов в природе» Особое место в презентации занимают оксиды углерода.

Учитель предлагает, обучающимся, следующую задачу: определить в каком из двух оксидов углерода  CO    или CO 2    содержится больше кислорода.

Условия задачи составлены таким образом, чтобы решая их учащиеся одновременно повторяли  формулы для определения молекулярной массы вещества, процентного содержания вещества, а также закрепляли  знания  об оксидах.

- Учитель говорит, что по химической формуле можно рассчитать относительное содержание каждого химического элемента в данном веществе. Рассказывает о практическом значении подобных расчетов. Учащиеся приходят к выводу, что сумма массовых долей, всех химических элементов в соединении равна единице или 100%. Учитель добавляет, что это удобный метод проверки правильности ответа

-Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетрадях. После чего правильность решения проверяется с помощью слайда.

После решения задачи, чтобы получить психоэмоцианальную  разгрузку  и перейти к следующему этапу урока  учитель задает загадку.

В минеральной воде я бурлю,

В топочном газе летаю,

Растениям пользу несу,

Пожар затухать заставляю.

Учащиеся ее отгадывают

Рефлексия. В заключении урока проводиться краткое повторение основных разделов урока с опорой на план. Учитель побуждает учащихся к рефлексивному  осмыслению полученных результатов познавательной деятельности.  Какую учебную задачу вы решали?

 Какие способы вы использовали для ее решения?

 Как новые знания, полученные об оксидах  соотносятся с уже  приобретенными?

       Подведение итога урока включает  самооценку знаний учащихся. Заполнение листка самодиагностики знаний полученных на уроке.   

5.

Задание на дом, включающее:

  1. постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  2. определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  3. определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.


ЦЕЛЬ ЭТАПА.

-Стимулировать познавательную активность учащихся,

-нацелить на работу с дополнительным материалом, с привлечением интернет-ресурсов.

-развивать исследовательские способности .


Учитель выставляет оценки за урок.

Слайд №18 Домашнее задание. §24, стр. 78-82

 Для желающих :учитель предлагает творческое задание , составить сказку, ключевыми словами в которой будут названия оксидов.














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока для 8 класса " Соблюдение техники безопасности на уроках химии"

Подробный конспект урока химии для 8 класса в игровой форме....