Программа элективного курса "Экологическая химия"
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Голубева Инна Валентиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_himiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное   учреждение

«Овгортская школа – интернат  среднего (полного) общего образования»

Шурышкарский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Экологическая химия

Учебная программа элективного курса для 9 класса

Составитель:

Голубева Инна Валентиновна,

                                                                                учитель химии и биологии

 

Овгорт, 2013

С о д е р ж а н и е :

1. Введение  ………………………………………………………………………………... 3

2. Организация содержания образования  …………………………………………….....  4

3. Содержание программы  …………………………………………………………….…. 5

4. Список литературы

1) для обучающихся   ………………………………………………….................... 6

2) использованной педагогом  ……………………………………………………. 6

5. Перечень ключевых слов …………………………………………………….…  7

6. Контрольные материалы   ………………………………………………………….…..  8

Введение

        В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного образования относятся востребованность полученных знаний при подготовке специалистов в учебных заведениях и эффективная работа педагогического коллектива в профессиональной ориентации обучающихся. Основной причиной введения данного элективного курса служит недостаточное раскрытие возможностей применения химических знаний в учебном курсе «Химия», и как следствие, неполное информирование школьников о профессиях, связанных с химией.

        Отличительной чертой данной программы является преобладание практических, экспериментальных работ перед теоретическим материалом, что дает возможность обучающимся окунуться в необъятный океан химических превращений и собственных открытий.

        Программа адресована для 9 классов общеобразовательной школы, а также может быть использована для 10-11 классов естественно - научного профиля. Полученные навыки в проведении практических работ могут стать реальным началом исследовательской работы школьников.

        В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного

стандарта по данной теме мы опираемся на серию «Профильное образование» элективный курс «Аналитическая биохимия» для 10-11 классов автора-составителя В.А.Храмова Волгоградского книжного издательства «Учитель», 2007 года и «Химия. 9 класс: сборник элективных курсов» автора-составителя  В.Е.Морозова Волгоградского книжного издательства «Учитель», 2007 года.

        В результате прохождения программного материала обучающиеся имеют представления о качественных и количественных исследованиях в области химического и биохимического анализа, знают основные классы и свойства химических соединений, умеют обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами, а также владеют методикой проведения химического эксперимента.

        Изучение курса «Экологическая химия» наглядно демонстрирует тесную связь между такими дисциплинами и прикладными отраслями науки как биология, география, количественная экология, биохимия, аналитическая химия, медицинская экология.

В соответствие с этим целью прохождения данного курса является формирование представлений о  веществах, как  связующих звеньях между живой и неживой природой. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: 1) формирование естественнонаучного мировоззрения; 2) совершенствование навыков проведения химического анализа; 3) развитие творческого подхода в исследовательской деятельности; 4) углубление понимания влияния антропогенного фактора на окружающую среду.

Организация учебного процесса проводится по различным формам: лабораторные и практические занятия, уроки с использованием инновационных технологий, проведение семинаров и итоговой конференции. Освоение курса предполагает, помимо посещений коллективных занятий (уроков, лекций, практикумов) выполнение домашних и индивидуальных заданий по темам раздела «Биохимический анализ».

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью промежуточного тестирования и двух контрольных работ, которые включают задания и вопросы  по четырем разделам курса. Итоговый контроль проводится в виде устного выступления – защиты мини-реферата по результатам проведенных аналитических работ.

Программа «Экологическая химия» общим объемом 17 часов изучается в течение одной четверти.  Курс рассчитан на 8 часов теоретических занятий и 9 часов практических занятий  с обучающимися 9 класса. Занятия проводятся в кабинете химии согласно составленному расписанию.

Организация содержания образования

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

лекции

практика

Раздел 1. Введение. Техника безопасности при работе в кабинете химии. Правила оформления исследовательских работ.


1


1


Тест

Раздел 2. Обычная вода с необычными свойствами.

  1. История изучения гидросферы химиками.
  2. Структура воды. Необычные свойства воды.
  3. Взаимодействие воды с металлами и неметаллами, с оксидами основными и кислотными.
  4. Образование гидратов. Разложение воды.
  5. Изучение химических свойств воды.

Итого по разделу:




1


1


1



1


1


5




1


1





1




3








1





1


2














Контрольная работа

Раздел 3. Растворы.

  1. Характеристика растворов.
  2. Решение задач по теме.
  3. Источники загрязнения гидро-сферы. Проблема чистой воды.
  4. Исследование качества питьевой воды.
  5. Определение катионов и анионов в воде.

Итого по разделу:


1

1


1


1


1

5


1



1





2



1




1


1

3









Научное сообщение

Раздел 4. Биохимический анализ.

  1. Получение и исследование

      свойств коллоидных растворов.

  1. Обнаружение растворов органи

ческих кислот в смывах с кожи.

  1. Анализ пищевых продуктов.
  2. Определение нитратов и органических кислот в картофеле.
  3. Подготовка и защита исследовательских работ.

Итого по разделу:



1


1

1


2


1


6








1


1


2



1


1

1


1




4











Защита мини-реферата

Всего:

17

8

9

Содержание программы

        Раздел 1. Введение.

Техника безопасности при работе в кабинете химии. Методика  проведения химических  и биохимических анализов. Подготовка и забор материала для химических и биохимических анализов.

Правила оформления научного сообщения, миниреферата, исследовательской работы.

Итоговое тестирование.

Раздел 2. Обычная вода с необычными свойствами.

История изучения гидросферы. Вода в природе. Роль воды в геологической истории, возникновении и существовании жизни на Земле. Круговорот воды.

Структура воды. Гидрольные теории строения воды. Необычные физические свойства воды.

Практическая работа № 1. «Взаимодействие воды с металлами и неметаллами, основными и кислотными оксидами». Образование гидратов. Разложение воды.

Практическая работа № 2. «Изучение химических свойств воды». Взаимодействие воды с простыми веществами – металлами: литием, натрием, кальцием. Взаимодействие воды с простыми веществами – неметаллами: приготовление хлорной воды. Взаимодействие воды со сложными веществами: растворение аммиака в воде, растворимость углекислого газа в воде.

Контрольная работа.

Раздел № 3. Растворы.

Виды растворов. Качественные и количественные характеристики растворов.

Решение расчетных задач на тему «Растворы».основные источники загрязнения гидросферы. Защита вод от загрязнения. Проблема чистой воды. Современные методы очистки питьевой воды.

Практическая работа № 4. «Исследование качества питьевой воды». Органолептические показатели воды: содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность, запах.

Практическая работа № 5. «Определение катионов и анионов в воде».

Определение водородного показателя (рН ). Жесткость воды. Определение хлоридов и сульфатов. Обнаружение общего железа.

        

        Раздел № 4. Биохимический анализ.

Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Практическая работа № 6 «Получение и исследование свойств коллоидных растворов».

Практическая работа №  7 «Обнаружение растворов органических кислот в смывах с кожи» (реакция Берга).

        Практическая работа № 8 «Анализ пищевых продуктов». Исследование яичной скорлупы. Исследование фруктовых соков и напитков. Анализ пчелиного меда.

Практическая работа № 9 «        Определение нитратов и органических кислот в картофеле».

        Подготовка и защита минирефератов по результатам проведенных исследований.

Список литературы для обучающихся

  1. Гиттис С.С., Глаз А.И., Иванов А.В. Практикум по органической химии: Учеб. пособие для нехим. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 303 с.: ил.
  2. Книга для чтения по неорганической химии. Пособие для учащихся. Ч. II. М.: Просвещение, 1975.
  3. Немчанинова Г.Л. Путешествие по шестой группе. Элементы IV группы периодической системы Д.И.Менделева. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1976.
  4.  Штремплер Г.И. Химия на досуге: Кн. для учащихся сред. и стар. возраста / рис. авт. при участии В.Н.Растопчина. – Фрунзе: Гл. ред. КСЭ,1990. – 192 с.: ил.
  5. Эткинс П. Молекулы: Пер. с англ.- М.: Мир, 1991.- 216 с., ил.

Список литературы для учителя

  1. Аналитическая биохимия. 10-11 классы: элективный курс/ авт.сост. В.А.Храмов. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1976.
  3. Количественные опыты по химии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.
  4. Олимпиадный марафон, 9 класс: химия / сост. Н.Н.Некляева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137.
  5. Решение качественных задач по органической химии. Методическое пособие для студентов, абитуриентов и школьников. – Калуга, 1991.
  6. Савин Г.А. Тесты по химии для 8-11 классов. – Волгоград: Учитель, 2003.
  7. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3/ авт.-сост. В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.

Перечень ключевых слов

Антропогенные факторы

Аналитическая биохимия

Биуретовая реакция

Водные ресурсы

Гидраты

Гидросфера

Денатурация белка

Дисперсные системы

Качественное и количественное определение веществ

Коагуляция белка

Коллоидные растворы

Концентрация раствора

Кристаллогидраты

Ксантопротеиновая реакция

Материал для анализа и способы его забора

Нитраты и нитриты

Окружающая среда

Органические кислоты

Полярность молекулы

Реакция Берга

Углеводы

Химический анализ

Цветные реакции

Чувствительность метода

Контрольные материалы

        Раздел 1. Тест на проверку знаний техники безопасности при работе в кабинете химии и правил оформления исследовательских работ, сообщений, минирефератов.

1.        Савин Г.А. Тесты по химии для 8-11 классов. – Волгоград: Учитель, 2003.

        Раздел 2. Контрольная работа «Химические свойства воды».

  1. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1976.

  1. Олимпиадный марафон, 9 класс: химия / сост. Н.Н.Некляева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137.

Раздел 3. Индивидуальные задания  «Решение экспериментальных задач» по изученным темам с оформлением краткого сообщения по полученным результатам исследования воды.

  1. Количественные опыты по химии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.

  1. Решение качественных задач по органической химии. Методическое пособие для студентов, абитуриентов и школьников. – Калуга, 1991.

Раздел 4. Подготовка и защита минирефератов по проведенным практическим биохимическим анализам с самостоятельным использованием дополнительной литературы.

  1. Гиттис С.С., Глаз А.И., Иванов А.В. Практикум по органической химии: Учеб. пособие для нехим. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 303 с.: ил.

  1. Аналитическая биохимия. 10-11 классы: элективный курс/ авт.сост. В.А.Храмов. – Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Химия и окружающий мир человека"

Элективный курс "Химия и окружающий мир человека". Программа и тематическое планирование для 11 класса....

Программа элективного курса "Химия в быту"

Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся о веществах и их практическом применении в повседневной жизни...

Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"

Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...

программа элективного предмета" Химия в задачах и упражнениях"

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии.Цель курса: расширение зн...

Программа элективного курса "Химия и медицина"

Программа «Химия и медицина» рассчитан на 34 часов, рекомендован для учащихся 8 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятия...

Рабочая программа элективного курса Химия и экология

Рабочая программа элективного курса Химия и экология...

Рабочая программа элективного курса "Химия в быту"

Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе "Химия в быту"...