Формирование системы работы с одаренными детьми
статья по химии по теме

Шафунова Галина Александровна

Из опыта работы с одаренными детьми, методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов

г.Шебекино Белгородской области»

Формирование системы работы с одаренными детьми

Учитель химии

МОУ «СОШ№5 с УИОП г. Шебекино

Белгородской области»

Шафунова Галина Александровна

2013год

Из опыта работы с одаренными детьми

«Ребенок – это не пустой сосуд, который нужно наполнить,

но факел, который нужно зажечь»

                                                                                                                        Плутарх

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

           По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

              Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:

  • Высокие интеллектуальные способности;
  • Высокие творческие способности;
  • Способность к абстрактному мышлению;
  • Способность к быстрому усвоению материала и отличную память;
  • Любопытство, любознательность, изобретательность, стремление к знаниям;
  • Высокую личностную ответственность;
  • Самостоятельность суждений;
  • Позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.

     Одаренную личность в состоянии воспитать только одаренный педагог.

Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой  уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика.   Успешный учитель для одаренных – прежде всего  учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.  В конечном итоге задача педагога - помочь наиболее полно раскрыть свои способности  ученикам  и успешно реализовать их. Перед учителями – предметниками стоит важнейшая задача: не только  сообщать  учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и  воспитывать у школьников интерес к предмету. Стремление школьников к знаниям сопровождается интересом к материалу, который выходит за пределы учебника.

       Учителям химии труднее, чем учителям математики, физики, биологии. Их предметы начинают изучаться раньше, и часть ребят отдают предпочтение этим наукам.  Опыт показывает, что правильно организованная работа дает и на нашу долю творчески думающих и способных  учеников.

Основные этапы работы с одаренными детьми 

1 этап (пропедевтический).

     Ежегодно проводятся часы занимательной химии, викторины, экскурсии в химический кабинет для учащихся 5-7 классов. У некоторых  ребят появляется желание как можно больше узнать о новой науке.  Таким учащимся предлагается чтение научно-популярной литературы (книги, брошюры, периодическая печать), имеющейся в кабинете химии. 

2 этап.

     В работе по выявлению одаренных детей использую собеседования с классными руководителями, учителями-предметниками, школьным психологом, провожу микроисследования по изучению познавательных интересов учащихся, изучаю соответствующую литературу.

     Первые уроки химии закладывают основы интереса к новому предмету.             Занимательные опыты, вопросы истории химии, оригинальные задачи, ответы на которые требуют не просто воспроизведения знаний из учебников, а привычку думать и желание понять суть явлений – все это развивает познавательную деятельность учащихся.             

3 этап.

      Организация групповой и индивидуальной творческой деятельности учащихся. Это работа со справочниками, энциклопедиями, проведение химического эксперимента, решение расчетных задач. Особое внимание уделяю выбору самими учащимися различных творческих задач из предлагаемых мною.  Это повышает мотивацию выполнения задания и осознанную ответственность за свой выбор.             

4 этап.

Индивидуальная работа и разработка системы творческих заданий для одаренных детей. 

      Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется: неординарностью (способность выдвигать новые неожиданные идеи) и гибкостью  (способность быстро и легко находить новые  решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим).  Можно  отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем  внимания, наблюдательность, развитое воображение.

      Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.

       Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю элементы педагогических технологий:

1) личностно-ориентированного обучения;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технологию исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение;

5) технологию укрупнения дидактических единиц;

6) технологию проектного обучения.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

·         исследовательская деятельность;

·         проектная деятельность;

·         подготовка учащихся к олимпиадам.

  Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках, а дальше формируются и развиваются во внеурочное время. Это реализуется участием в работе ШНО «Олимп», участием в конкурсах «Открытие» и «Шаг в будущее», научно-практических конференциях.

    Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.

      Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.    

       Метод проектов использую при изучении в 11 классе темы "Химия и общество", в 10 классе темы "Природные источники углеводородов" и «Биологически активные вещества».

       При выполнении проектов учащиеся широко используют различные источники информации: Интернет – ресурсы, научную и популярную литературу, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ.  Для этого необходимо научиться  выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.

Подготовка учащихся к олимпиадам.

   Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников, поэтому огромное внимание обращаю на  подготовку учащихся к ней. Эта подготовка происходит в течение всего года: учеба в каникулярной школе , внеурочные групповые занятия по параллелям  и в разновозрастных группах

 Цели  олимпиады:

1.Развитие интереса учащихся к изучению предмета и расширение кругозора.

2. Выявление учащихся, наиболее проявивших себя в изучении предмета.

3. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ.

4. Подготовка учащихся к поступлению и обучению в специализированных вузах.

Роль педагога:

Наиболее существенный вклад в подготовку и осуществление олимпиад вносят учителя , которые организуют и проводят самый массовый школьный этап олимпиады, первыми отвечают на вопросы школьников, готовят их к следующим, все более сложным этапам. Это требует от учителя и глубокого знания своего предмета, и осведомленности в организационных вопросах проведения олимпиад, и владения методикой подготовки школьников к этой особой форме деятельности.

      Нельзя забывать слова выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна: «Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности». Задача педагогов  при работе с одаренными детьми — не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Методы и формы работы. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

1. Технология проблемного обучения. Эта технология рассматривается как базовая, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3) доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

2. Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3–4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5–7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» – определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

3. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Литература

  1. Арканова В.Н. Организация учебно-исследовательской работы школьников как нетрадиционного метода преподавания. // Химия. Методика преподавания в школе. – 2003. - № 3
  2. Бабукова В.В., Габрук Н.Г. Школа и ВУЗ: новые грани сотрудничеств // Химия в школе. – 2008. - № 5

  1. Валов М.В. Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям // Физика в школе. – 2007. - № 5.
  2. Головнёр В.Н. Как организовать работу учащихся на экскурсии // Химия в школе. – 2000. № 8
  3. Гриднёва Е.П. Чем одарить одарённого ребёнка // Химия в школе. – 2007. - № 4
  4. Драшникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одарённых школьников // Химия в школе. – 2008. - № 4
  5. Интернет-ресурсы для подготовки к олимпиадам // Химия в школе. – 2008. - № 8
  6. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий // Химия в школе. – 2005. - № 10
  7. Ларина С.В., Хайруллина Н.К. Интеграция естественных наук в рамках творческих работ в старшем школьном возрасте // Химия. – 2008. - № 18
  8. Лунин В.В., Архангельская О.В. Роль химических олимпиад в развитии образования и науки // Химия в школе. – 2008. - № 7
  9. Макарова О.Г. Управление развитием работы с одарёнными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системно-целевого подхода // Профильная школа. – 2007. - № 6.
  10. Мануйлов А.В., Дедова А.В. Диалоговые компьютерные задачи с открытым ответом // Химия в школе. – 2009. - №3.
  11. Одарённые дети. Система работы в школе (компакт-диск) – Волгоград, издательство «Учитель», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...