Статья на тему "Устное решение задач по химии как средство развития мышления школьников"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Макурина Нина Викторовна

С целью интенсификации процесса обученияи эффективности развития мышления,обучающихся важно обучение устному решению задач, начиная с 8 класса. Этот прием ставит школьников перед необходимостью размышлять . сравнивать,сопоставлять и обобщать, реализуя образовательную,воспитательную и развивающие функции в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макурина Н.В.

МОУ «СОШ №103» ,Россия,  г. Волгоград

УСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Анализ учебных программ по химии показывает, что год от года снижается уровень сложности расчетных задач, методикой решения которых необходимо овладеть школьникам, а уровень ЕГЭ и олимпиадных   задач  усложняется. Поэтому не ослабевает  внимание школьного учителя к методике решения  задач по химии.

С целью интенсификации процесса обучения и эффективности развития  мышления,  обучающихся мы используем прием устного решения задач, начиная с 8 класса. Этот прием ставит школьников перед необходимостью размышлять, сравнивать, сопоставлять и обобщать, реализуя образовательную, воспитательную и развивающие функции в обучении [2,С.56].

 Устное решение  химических задач можно использовать на различных этапах урока: при подготовке обучающихся к восприятию нового материала, в процессе его изучения. Особо полезны устные задачи при закреплении полученных знаний.

Для организации устного решения расчетных задач удобнее всего использовать интерактивную доску или заранее подготовленную презентацию. Далее различными цветами выделяются условие задачи, формулы веществ или уравнение химического процесса,  предварительные действия, необходимые для расчета.

Поясним рекомендуемую методику на конкретных примерах.

Рассчитайте количество вещества в образце магния массой 6г.

Прочитав текст задачи, обучающиеся формулируют её условие, и вспоминают  формулу расчета количества вещества. Каждый этап рассуждения отражается на интерактивной доске в виде карточек. Первоначально школьники находят значение молярной массы вещества. Затем на доске появляется карточка ,отражающая нахождение количества вещества. Подставив значения величин в формулу, школьники устно делят 6г на 24г/моль.

 Наглядное оформление хода решения необходимо,  поскольку способности  обучающихся  усваивать происходящее на уроке и производить действия в уме различны.

                Расчеты по  уравнениям химических реакций основаны на сравнении значений величин. Сначала ребята решают устно достаточно простые задачи, которые не требуют составления сложных уравнений с большим числом коэффициентов и удерживания  в памяти многочисленных данных. В процессе анализа школьниками  текста задачи на  экране появляются карточки с уравнениями реакций, количественными данными.

Вычислите массу углекислого газа, образующегося при горении 3г угля.

Обучающиеся проговаривают уравнение реакции угля с кислородом, после чего на экране появляется  соответствующее уравнение. Далее они определяют массы угля и углекислого газа по уравнению реакции

(появляется запись под уравнением) и по условию (запись над уравнением). 

         Школьники видят, что 3г в 4 раза меньше, чем 12 г; следовательно, и масса полученного углекислого газа будет в 4 раза меньше чем 44г., т.е.11 г.

Данный прием стимулирует познавательную активность обучающихся, учит их решать задачи рационально, дает возможность увеличивать число решенных задач. Школьники осмысливают производимые действия и использованные для решения задачи величины [1,C.16].

        Систематическое использование приема устного решения задач позволят  развивать логическое мышление школьников, в результате чего у них формулируются более прочные умения решать химические задачи.

Литература

1.Ерыгин  Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии – М.,1989 С.16

2.Шишкин А.А., Зотова Л.В.Устное решение задач// Химия в школе – 2001. - №7. С.56



Предварительный просмотр:

Макурина Н.В.

МОУ «СОШ №103» ,Россия,  г. Волгоград

УСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Анализ учебных программ по химии показывает, что год от года снижается уровень сложности расчетных задач, методикой решения которых необходимо овладеть школьникам, а уровень ЕГЭ и олимпиадных   задач  усложняется. Поэтому не ослабевает  внимание школьного учителя к методике решения  задач по химии.

С целью интенсификации процесса обучения и эффективности развития  мышления,  обучающихся мы используем прием устного решения задач, начиная с 8 класса. Этот прием ставит школьников перед необходимостью размышлять, сравнивать, сопоставлять и обобщать, реализуя образовательную, воспитательную и развивающие функции в обучении [2,С.56].

 Устное решение  химических задач можно использовать на различных этапах урока: при подготовке обучающихся к восприятию нового материала, в процессе его изучения. Особо полезны устные задачи при закреплении полученных знаний.

Для организации устного решения расчетных задач удобнее всего использовать интерактивную доску или заранее подготовленную презентацию. Далее различными цветами выделяются условие задачи, формулы веществ или уравнение химического процесса,  предварительные действия, необходимые для расчета.

Поясним рекомендуемую методику на конкретных примерах.

Рассчитайте количество вещества в образце магния массой 6г.

Прочитав текст задачи, обучающиеся формулируют её условие, и вспоминают  формулу расчета количества вещества. Каждый этап рассуждения отражается на интерактивной доске в виде карточек. Первоначально школьники находят значение молярной массы вещества. Затем на доске появляется карточка ,отражающая нахождение количества вещества. Подставив значения величин в формулу, школьники устно делят 6г на 24г/моль.

 Наглядное оформление хода решения необходимо,  поскольку способности  обучающихся  усваивать происходящее на уроке и производить действия в уме различны.

                Расчеты по  уравнениям химических реакций основаны на сравнении значений величин. Сначала ребята решают устно достаточно простые задачи, которые не требуют составления сложных уравнений с большим числом коэффициентов и удерживания  в памяти многочисленных данных. В процессе анализа школьниками  текста задачи на  экране появляются карточки с уравнениями реакций, количественными данными.

Вычислите массу углекислого газа, образующегося при горении 3г угля.

Обучающиеся проговаривают уравнение реакции угля с кислородом, после чего на экране появляется  соответствующее уравнение. Далее они определяют массы угля и углекислого газа по уравнению реакции

(появляется запись под уравнением) и по условию (запись над уравнением). 

         Школьники видят, что 3г в 4 раза меньше, чем 12 г; следовательно, и масса полученного углекислого газа будет в 4 раза меньше чем 44г., т.е.11 г.

Данный прием стимулирует познавательную активность обучающихся, учит их решать задачи рационально, дает возможность увеличивать число решенных задач. Школьники осмысливают производимые действия и использованные для решения задачи величины [1,C.16].

        Систематическое использование приема устного решения задач позволят  развивать логическое мышление школьников, в результате чего у них формулируются более прочные умения решать химические задачи.

Литература

1.Ерыгин  Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии – М.,1989 С.16

2.Шишкин А.А., Зотова Л.В.Устное решение задач// Химия в школе – 2001. - №7. С.56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Статья "Музыкотерапия как средство развития способностей школьников"

В данной статье подробно рассказывается об одной из музыкальных технологий-музыкотерапии.Приводятся примеры различных видов музыкальной деятельности и их воздействия на организм школьников.Статья може...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Современные математики больше имеют дело с множествами и операциями над ними, поэтомунеобходимо изучать в школе множества и учить применять полученные знания на практике.Прежде всего надо...

Решение учебно- практических задач по химии как средство формирования УУД

Методическая разработка посвящена проблеме формирования УУД  при изучении химии. В теоретической части рассматриваются виды УУД. В практической части автор приводит технологии,приемы и методы, ко...

Моделирование при решении задач на движение как фактор развития познавательного компонента УУД младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации интернатного типа

Данная презентация была подготовлена мной для прохождения аттестации. В начале 2016 года, благодаря своему портфолио и этой презентации, я получила высшую категорию. Здесь продемонстрирован многолетни...

Развитие обучающихся в процессе решения задач курса химии

Как научить решать задачи, является одной из наиболее сложных педагогических проблем. Сложность ее объясняется тем, что невозможен общий метод (алгоритм), овладение которым гарантировало бы решение лю...