Статья "Музыкотерапия как средство развития способностей школьников"
статья (музыка) по теме

В данной статье подробно рассказывается об одной из музыкальных технологий-музыкотерапии.

Приводятся примеры различных видов музыкальной деятельности и их воздействия на организм школьников.

Статья может быть рекомендована учителям музыки,педагогам-логопедам,учителям начальных классов,музыкальным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt27.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

-Статья

«Музыкотерапия как средство развития

                              способностей школьников»

Характерной особенностью музыки является сильное и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя,его эмоциональную и интеллектуальную сферы.

     Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

     Многие взрослые незаинтересованно относятся к обучению своих детей музыке,объясняя это отсутствием у ребенка музыкального слуха. На самом деле музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей,только уровень его развития у всех разный. Кроме того,музыкальный слух,как и любая другая способность,поддается тренировке и развитию.

      Музыкальное развитие является важной составляющей фундаментального воспитательного процесса. Развивать музыкальные способности,воспитывать эмоциональную «отзывчивость» позволяют современные музыкальные технологии,одной из которых является музыкотерапия.

      Музыка может быть средством успокоения и лечения,помогает бороться с переутомлением,задает определенный ритм перед началом работы,настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано,что музыка может укреплять иммунитет,улучшать обмен веществ,приводит к снижению заболеваемости.

       Ученые В.М.Бехтерев, М.Догель, Н.Тарханов при помощи приборов установили,что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека,изменяя кровяное давление,частоту пульса,влияя на расслабление и напряжение мышц. Г.П.Шипулин отмечал благотворное влияние музыкального ритма на активизацию деятельности человека и повышение интереса к ней,на развитие у детей внимания,памяти,внутренней собранности.

        Опираясь на многочисленные исследования и эксперименты,можно утверждать:некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие,дарит чувство покоя. Полезным является восприятие  музыкальных произведений композиторов-классиков. Наибольшее положительное воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен,пока еще не объясненный, так и назвали: «Эффект Моцарта».

        Элементы музыкотерапии,включенные в уроки музыки и внеклассные занятия,помогают ученикам усваивать учебный материал по музыке и другим школьным предметам,вызывая у них искренний и живой интерес ко всему,что происходит вокруг.В целях музыкотерапии мы используем прежде всего классическую музыку,но не забываем и о произведениях современной легкой музыки,в том числе джаза.В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения,лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм. Под нежную,медленную и успокаивающую музыку школьники учатся приемам расслабления. Им предлагается сесть,принять удобную позу,расслабиться,сосредоточиться на звуках музыки.Нельзя слушать музыку без должного внимания,отвлекаясь на посторонние дела.Музыка должна звучать тихо,находясь как бы за кадром. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения медленного темпа,обладающие спокойно-повествовательным воздействием.

            Организованные учеными наблюдения показали,что сильное физиологическое воздействие на организм ребенка производят только хорошо известные мелодии,поэтому перед прослушиванием музыкального произведения полезно наиграть и напеть основные темы,которые будут в нем звучать. Тогда произведение станет более доходчивым для учащихся.

           Значительное оздоравливающее воздействие на организм человека, в том числе ребенка, оказывает пение. По утверждению многих педагогов, вокальной моторике, т. е. Пению, следует отвести решающую роль и в развитии музыкальных способностей, в частности музыкального слуха.

           Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает координацию слуха и голоса, а правильно поставленная поза при пении влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Голос- своеобразный индикатор  здоровья человека. Он должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным.Состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма.

           Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней; долгий распев одного слова развивает дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначают детям с заболеванием дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином « активная пауза». Качество певческого вдоха- бесшумность. Такой вдох при  неподвижности плеч и грудной клетки автоматически выполняет основную установку дыхательной мускулатуры. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а это напрямую влияет на повышение работоспособности человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно- сосудистой системы.

         

           Дыхательные  упражнения

  1. Встать прямо, вдохнуть (лучше через нос),побольше воздуха и считать вслух,пока не кончится воздух. Постараться,чтобы с каждым словом воздуха выходило немного, «придерживать» его внутри себя.
  2. Поставить зажженную свечу так,чтобы поющий мог,не меняя положения головы,задуть ее.Огонек должен находиться на небольшом расстоянии от губ поющего и на одном уровне с ним.Петь так,чтобы огонек оставался почти неподвижным.
  3. Набрать носом воздух и медленно выдыхать со звуком «ссс...».Время выдоха должно составлять примерно 20 секунд.
  4. Дуть на ложку горячего супа,на легкое перышко или надувать воздушный шар.
  5. Глубокий вдох:вдыхать запах земляники,аромат любимых цветов(только через нос).

Вокалотерапия-это и работа над культурой речи,ибо без хорошей дикции и осмысленного,прочувствованного произношения нет выразительности.

Работа над дикцией помогает устранению бормотания у доски,улучшению артикуляции,устранению слов-паразитов,монотонности в голосе,гнусавости.

И все это-объективные условия для накопления новых знаний,развития художественного вкуса.

        Пение в хоре развивает у школьников также привычку к длительному сосредоточению внимания. Участникам хора не быть внимательными просто нельзя-не получится стройного пения. Дети это знают и стараются сосредоточиться. Такая тренировка внимания самым положительным образом сказывается и на общей успеваемости учеников в школе.

        В современной практике обучения все большее число учащихся оказывается подверженным школьным неврозам. Американский психотерапевт

Артур Янов разработал принцип их лечения,названный терапией первичного крика. Согласно этому методу,ученик может избавиться от боли,которую он когда-либо испытывал,в крике. Крик должен рождаться по методу «В низу живота».В результате происходит разрядка.

        Таким образом,музыкотерапия может стать эффективным методом лечения неврозов,приобретенных учащимися как в процессе получения образования,так и в современной жизни.

         По существу,каждый учитель музыки,осознает он это или нет,является психотерапевтом,изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Если учитель помогает учащимся с помощью музыки развивать и реализовывать свои способности,занятия музыкой приносят детям удовольствие.

Использованная литература:

Адищев В.И. Музыка-язык чувств//Начальная школа.2004.№1.

Лобанова Е.А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий//Музыка в школе.2005.№3.

Овчинникова Т. Музыка для здоровья.СПб.,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая направленность уроков физики как средство развития способностей к познавательной и творческой деятельности учащихся

Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и ...

Из опыта работы учителя информатики по развитию способностей школьников и поддержки одаренных детей

›Информатика является, именно таким предметом, который как никакой другой предоставляет ребенку раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально. Разнообразие информационных тех...

Развитие способностей школьников в процессе проектной деятельности.

Проектирование – процесс интересный и увлекательный для детей. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения с...

«Языковая среда как эффективное средство развития способностей одаренных детей»

          Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. С...

«Спортивное ориентирование как средство воспитания и развития способностей школьников с 0ВЗ.»

Спортивное ориентирование - один из видов спорта, где участники самостоятельно и ежеминутно решают новые задачи.Установлено, что под воздействием занятий ориентированием значительно развиваются объем ...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....