Модуль к уроку по теме "Циклоалканы" 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Бабичева Валентина Николаевна

Данный модуль используется на уроке в 10 классе при изучении темы "Циклоалканы". Технология модульного обучения и модули помогают учителю развивать у учащихся самостоятельно добывать знания, что приводит к лучшему усвоению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Модуль "Циклоалканы"109 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль Циклоалканы.

УЭ

Учебный материал с заданиями

Рекомендации по выполнению

УЭ0

Интегрирующая цель: В процессе учебной работы над заданиями вы должны:

- изучить строение, состав, физические свойства и получение циклоалканов;

- закрепить и расширить знания об изомерии, гомологии и номенклатуре на примере циклоалканов;

- изучить особенности химического поведения циклоалканов в зависимости от размера цикла.

Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока.

Внимательно прочитайте интегрирующую цель.

УЭ1

Входной контроль.

Ответьте на вопросы:

1. Какие углеводороды называются предельными? Запишите общую формулу и приведите примеры.

2. В каком  валентном состоянии находятся атомы углерода в алканах? Укажите тип гибридизации атома углерода в алканах.

3. Какой тип реакций характерен для алканов? Почему?

Отвечайте письменно в рабочих тетрадях. (5минут)

Обсудите ответы в группе

УЭ2

Строение, состав и физические  свойства циклоалканов.

Цель: Изучить строение, состав, физические свойства и тип гибридизации электронных облаков  атома углерода в циклоалканах.

Задание 1. Прочитайте в учебнике о строении циклоалканов и попытайтесь ответить на следующие вопросы.

1. Какова общая формула циклоалканов?

2. Напишите формулу простейшего циклоалкана. Назовите его.

3. Напишите структурную формулу циклопропана и укажите связи в молекуле, определите тип гибридизации атома углерода, валентный угол (используйте рис. 25 стр. 88).

4. В чём наблюдается сходство циклопропана с непредельными углеводородами?

5. Каковы физические свойства циклоалканов? Как вы думаете, почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов?

Химия -10

стр.87-89, §13


(Начала химии.

§ 20.2,

стр. 478 -478)

Обсудите ответы на вопросы в группе.

Выполняйте письменно.

При спорных вопросах обращайтесь к учителю.

УЭ3

Номенклатура, гомология и изомерия циклоалканов.

Цель: Изучить номенклатуру, гомологический ряд циклоалканов и особенности их изомерии.

Внимательно прочитайте материал учебника и дополнительную информацию и выполните задание.

Названия циклоалканов строится путём добавления приставки цикло- к названию  алкана с соответствующим числом атомов углерода. Нумерацию в цикле производят таким образом, чтобы заместители получили наименьшие номера.

Структурные формулы циклоалканов обычно записывают в сокращённом виде, используя геометрическую форму цикла и опуская символы атомов углерода и водорода.

      СН2                                                                                     НС – СН3


 СН2          СН2       или                                        Н2С         СН – СН3

  Циклопропан                                       1,2- диметилциклопропан.


По размеру циклоалканы делятся на малые (С34) и обычные

5 – С7) циклы.

Задание.1. Составьте гомологический ряд циклоалканов, состоящий из четырёх представителей циклоалканов, начиная с простейшего. Напишите их структурные формулы и дайте им названия.

 1) Для циклоалканов, как и для всех классов органических соединений, характерна изомерия углеродного скелета (структурная изомерия). Структурная изомерия для циклоалканов, во-первых, обусловлена размером цикла.

Так, существует два циклоалкана формулы С4Н8: циклобутан и метилциклопропан. Во-вторых, такая изомерия обусловливается положением заместителей в цикле

(например, 1,1 и 1,2-диметилбутан).

2) Отсутствие свободного вращения вокруг связей С—С в цикле создаёт предпосылки для существования пространственных изомеров у некоторых замещенных циклоалканов. Например, в молекуле 1,2 диметилциклопропана две группы СН3 могут находиться по одну сторону от плоскости цикла (цис-изомер) или по разные стороны (транс-изомер)


Задание 2.  Используя материал учебника на стр. 88 и рис. 26 ответьте на вопрос:  Какая конформация циклогексана устойчивее: «кресла» или «ванны», почему?

Химия -10

стр. 87, §13


(Начала химии.

§ 20.2,

стр. 478 -478)

Обсудите ответы на вопросы в группе.

Выполняйте письменно.

При спорных вопросах обращайтесь к учителю.






Правильность выполнения проверьте у учителя.




















Химия -10

 Стр 88-89.

УЭ4

Химические свойства и получение циклоалканов.

Цель: Изучить особенности химического поведения малых и обычных циклов циклоалканов,  их получение  и практическое значение .

Задание1. Изучив материал, о химических свойствах циклоалканов ответьте на следующие вопросы.

1. Какие циклоалканы по своему химическому поведению близки к  алканам? Приведите примеры.

2. Какие реакции возможны для циклоалканов в отличие от алканов? Приведите примеры.

Задание 2. Заполните таблицу.

Тип реакции

Малые циклы

(циклопропан)

Обычные циклы

(циклогексан)





                                     

Задание 3.*  Почему обычные циклы обладают большей устойчивостью по сравнению с малыми и в чём она проявляется?

Задание 4. Какие циклоалканы имеют практическое значение?


 В лаборатории циклоалканы получают нагреванием дигалогенопроизводных с металлами (Na. Zn):

В промышленности:

Химия -11

стр.44., §33.4


Начала химии.

§ 20.2,

стр. 478 -478

Обсудите ответы на вопросы в группе.

Выполняйте письменно.

При спорных вопросах обращайтесь к учителю.

УЭ5

Выходной контроль.

А теперь обобщим знания, полученные при изучении этой темы. Для этого заполним таблицу, в которую вы внесёте данные согласно указанной характеристике. Если углеводород не вступает в ту или иную реакцию, то в соответствующей графе ставьте прочерк. Если вступает – напишите соответствующее уравнение реакции.

Характеристика

Алканы

Циклоалканы

Общая формула



Тип гибридизации



Реакции:

А) замещения

Б) присоединения

В) окисления

Г) разложения



Получение:

А) в промышленности

Б) в лаборатории



Выполняете письменно в тетрадях для контрольных работ.

После выполнения сдайте на проверку учителю.

УЭ6

Подведение итогов урока.

1. Прочитайте интегрирующую цель. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Вашу работу оценивает руководитель группы. Работу руководителя оценивает учитель.

Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке.    «5» - творческое задание.

«4» - Записи в тетради.  Выводы стр. 90-91, Упр. 1, стр. 91 Химия – 10. Н.Е. Кузнецова..

«3»  и «2» - Записи в тетради.  § 13 Химия - 10 Н.Е.Кузнецова. Упр.3,4 стр.91. Химия – 10. Н.Е. Кузнецова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль к уроку в 10 классе по теме "Алкадиены"

Данный модуль "Алкадиены" помогает учащимся самостоятельно изучить данную тему( учитель, только в роли консультанта). Модуль можно менять взависимости от часов обучения. Данный модуль используется мно...

урок английского языка с элементами исследования в 6 классе, «Английский в фокусе», модуль 7, урок 5 по теме «Famous firsts»

Цели урока: обучающие: освоить образование и использование во всех видах речевой деятельности форм прошедшего времени (Past Simple),  давать и запрашивать информацию биографического характера,...

Урок английского языка в 4-В классе по теме "Заяц и черепаха". Модуль 6 урок 11а

Технологическая карта урока.Учитель – Тимофеева Юлия Михайловна.Класс – 4 – В. Дата: 25.02.       Предмет – английский язык.Тема урока: Сказка «Заяц и черепаха».  Це...

Модуль к уроку в 11 классе "Джейн Эйр" Шарлотта Бронте

Материал содержит раздаточный материал для учащихся на урок "Джейн Эйр" (УМК Spotlight)....

Технологическая карта урока английского языка 6 класс «Free time»/ Модуль 3 урок 1

Цель урока: Активизация лексики по теме «Свободное время»...