интеллектуальная игра "Счастливый случай" для обучающихся 9-11 классов
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

 

Для того, чтобы повысить интерес к учебному предмету химии необходимо разнообразить формы работы с обучающимися. я разработала интеллектуальную игру "Счастливый случай", где ученики смогут проверить свои знания в различных ситуациях. игра предполагает, что у ребят имеется некоторый объем знаний, так как придется быстро и точно находить ответы на поставленные вопросы, касающиеся знаний по химии

Форма: познавательно-развлекательный игра.

Воспитывающие задачи: повысить сплоченность и активность учащихся при выполнении командных химических заданий.

Развивающие задачи: проверить уровень химических знаний, подготовленности учащихся по предложенным вопросам химии.

Обучающие задачи: научить и закрепить умение учащихся работать в группах, помогать друг другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Сценарий

Разработала Соловьева Алла Владимировна, учитель химии высшей категории

Форма: познавательно-развлекательный вечер

Воспитывающие задачи: повысить сплоченность и активность учащихся при выполнении командных химических заданий

Развивающие задачи: проверить уровень химических знаний, подготовленности учащихся по предложенным вопросам химии

Обучающие задачи: научить и закрепить умение учащихся работать в группах, помогать друг другу

Реквизит:

  • доска – заголовок
  • химические знаки – на шторах
  • воздушные шары для заданий (15 шт.)
  • листы «Химического боя» (2шт.)
  • кубики с заданиями
  • «Заморочки из бочки» (бочка с шариками – номерами вопросов)
  • 2 яблока (хим. состав, биологическое строение)
  • свечи бенгальские, свечи хозяйственные
  • бенгальские огни (химические)
  • фотоаппарат (пленка)
  • магнитофон (кассеты)
  • гирлянды новогодние
  • афиша
  • призы
  • медали – поздравления
  • шарады- газеты на химическую тему к Новому году

Представление жюри: председатель, два члена комиссии

Условия: конкурсы оцениваются по 5-бальной системе; вопросы - по 1

баллу (за вопрос)

Представление команд, название, девиз:

2 команды:

 «Фотон»,  «Электрончики»


 

Начинаем интеллектуальную игру «Счастливый случай»!

I гейм

Разминка

За 1 мин. «вопрос – ответ»

Для команды «Фотон»

  1. Обозначение осадка, газа (стрелки)
  2. Формула капли росы (Н2О)
  3. Химическая лаборатория дома (кухня)
  4. Энергетическая ценность углеводов (4,1 ккал)
  5. Периодический закон открыл (Менделеев)
  6. Какую водку не станет пить даже самый горький пьяница      

                    («Царскую»)

  1. В фамилии какого ученого 9 букв, из них 4 – «О» (Ломоносов)
  2. В какой ткани  организма больше всего содержится воды  

                    (стекловидное тело глаза  99% воды)

  1. Хлеб химии (Н24 – серная кислота)
  2. Первый элемент в ПСХЭ Д. И. Менделеева (водород)
  3. Семейство химических элементов VII группы называется

                    (галогены)

  1. Фенолфталеиновый в щелочах … (малиновый)
  2. Реактив на НСl и Сl-(АgNО3)

Для команды «Электрончики»

  1. Восьмой химический элемент (кислород)
  2. Вдыхаем кислород, выдыхаем (углекислый газ)
  3. В фамилии какого ученого 9 букв, из них 4 – «Е» (Менделеев)
  4. Самая бедная водой ткань в организме человека (зубная эмаль -  

                    0,2% воды)

  1. Несъедобная мука (фосфоритная)
  2. Какое молоко не содержит молока (известковое Са(ОН)2)
  3. Несъедобный сахар (свинцовый сахар (СН3СОО)2РЬ – яд)
  4. Какой металл первым начали добывать и обрабатывать люди

                    (медь)

  1. Кто предложил писать структурные формулы (немецкий ученый  

                    Ф. Кекуле)

  1. Элемент, названный в честь России (рутений)
  2. Индикатор на кислоты (лакмус)
  3. Качественный реактив на Н24 и SO42-  (хлорид бария ВаСl2)
  4. Семейство химических элементов I группы главной подгруппы

                    ПСХЭ  (щелочные металлы)


2 гейм 

«Заморочки из бочки»

Вопросы из бочонка (номера шариков); эти вопросы на раздумье, смекалку. 15 сек. на обсуждение 1 вопроса. Номера вопросов:

  1. Какой химический элемент был раньше открыт на солнце, а

                     потом уж на Земле? (гелий)

  1. Название какого элемента складывается из названий двух

                     млекопитающих животных? (As - мышьяк)

  1. Что нужно сделать с кислородом (без других веществ), чтобы он

                     получил и цвет и запах? Как называется это явление?  

                    (Аллотропия. Пропустить электрический ток, кислород  

                     преобразуется в озон).

  1. С серой непосредственно соединяются все металлы, кроме

                     одного. Какого? (золото)

  1. Какое химическое соединение преобладает в человеческом теле

                     по весу? (вода)

  1. Как зажечь спиртовую лампочку без огня? (марганцовку смочить

                     серной кислотой и капнуть каплю спирта).

  1. Какой металл влияет на окраску листьев растений? (магний-

                     составляет часть хлорофилла)

  1. Все ли металлы тонут в воде? (не тонут: литий уд. вес 0,53; калий

                    – 0,86; натрий – 0,97)

  1. Какой самый распространенный металл ценился в прошлом веке

                    наравне с золотом? (алюминий)

  1. Какой металл входит в состав высших сортов стекла? (свинец)
  2. Как превратить олово (Sn) в порошок не прибегая ни к каким

                     инструментам? (заморозить – аллотропия – аморфный Sn)

  1. Какой металл можно легко растереть в ступке? (Sb)
  2. Каким обычным металлом можно писать? (Pb - свинец)
  3. Какой горящий металл нельзя тушить углекислым газом? (магний

                    горит в углекислом газе)

  1. Какая вода мутится от дыхания? (Са(ОН)2)


1 минигейм. Команды задают вопросы друг другу (домашнее задание). 3 балла за правильный ответ.


         2 минигейм. Вопросы для капитанов команд.

1 команда: Как очистить вареное яйцо не разбивая скорлупы? Подтвердить химическим уравнением реакции.

Ответ: опустить в соляную кислоту.

СаСО3 + 2НСIСаСI2 + СО2 + Н2О

СаСО3 + 2Н+ + 2СI- Са2+ + 2СI- + СО2 + Н 2О

СаСО3 + 2Н+ Са2+ + СО2 + Н2О

2 команда: Что можно зажечь холодной водой, какие металлы? Подтвердить хим. уравнениями реакций.

Ответ: литий, натрий, калий.

2Li + 2Н2О2LiОН + Н2

Li-1еLi      – в- ль, ок- е1 – 2

+ +2е2Н – ок- ль, в- е2 – 1

2Nа + 2Н2О2NаОН + Н2

2К + 2Н2О 2КОН + Н2

3 балла за правильный ответ.


3 гейм

«(Морской) Химический бой»

Конкурс капитанов.

За 1 минуту на химическом поле боя для каждого правильно вписать в

клетки формулы веществ.

Баллы за количество правильных формул; 1 формула – 1 балл.

№команды

SO4 2-

CI-

OH-

NO3-

CO3 2-

H+

Al3+

Na+

Ca2+

Mg2+

4 гейм

«Черный ящик»

Команды наперегонки отгадывают, что находится в черном ящике,

используя данные подсказки. Минута на размышление.

1. Вопрос по жизни и деятельности М. В. Ломоносова                                

На черном ящике надпись: «ЛФЗ». Что находится внутри черного

ящика? Какая связь между содержимым ящика и именем М. В.

Ломоносова? 5 баллов за правильный ответ.

Ответ: Внутри посуда- масленка – ленинградского фарфорового завода;

М. В. Ломоносов занимался стекольно-фарфоровыми процессами.


Завод раньше носил имя М. В. Ломоносова.

Химический иллюзион. 5 минут на размышление.

Как из бесцветного раствора получить малиновый раствор? Процесс,

уравнение реакции, правило.5 баллов за правильный ответ.

NaOH + ф/фмалиновый        раствор

NaOHNa++OH-, рН7, щелочная среда. Фенолфтолииновый в

щелочах малиновый.

Как используя бесцветные растворы получить «молоко»? Провести

опыт, написать уравнение реакции, указать тип реакции.

  Процесс, уравнение реакции, тип реакции. 5 баллов.

Na2SO4+BaCl2BaSO4+2NaCl-р.и.о.

Ba2++2Cl-+2Na++SO42- BaSO4+2NaCl} можно упустить.

Ba2++SO42-  BaSO4

СЧЕТ

                                                                             


5 гейм

ФИНАЛ  1 минута

Вопросы в стихах: «Знаешь ли ты химические элементы?»

За правильный ответ 1 балл (по количеству правильных ответов – max

10 баллов).

Ответы на листе бумаги. 10 вопросов.

 

Итоговый счет

Подведение итогов

Награждение  - медали участникам команд.

Фейерверк (бенгальские огни).

Музыка: С. Намин «Мы желаем счастья Вам»   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги эксперимента (2008-2013 гг.) «Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ» (Математика)

Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».Цель МПИ-проекта: средствами содержания математ...

"Школа фиксиков" интеллектуальная викторина для обучающихся 3-ьих классов (отборочный тур)

"Школа фиксиков" - интеллектуальная викторина для обучающихся 3-ьих классов, призванная проверить знания детей по основным предметам начальной школы и выявить самую эрудированную команду. Турнир тради...

"Школа фиксиков" интеллектуальная игра для обучающихся 3-ьих классов (финал)

"Школа фиксиков" - финальная игра позволяет в игровой форме выявить самую эрудированную команду горада Балашова и Балашовского района. Команде присваивается почетное звание "Всезнайки-2015"....

Интеллектуальная игра с обучающимися 5-6 классов "Что? Где? Когда?"

Конспект интегрированного мероприятия  (закрепление и обощение учебной программы с общей осведомленностью детей) для проведения интеллектуальной игры с воспитанниками школы-интерната....

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной осн...

Брейн – ринг «Знаем ли мы Правила Дорожного движения?» (Интеллектуальная игра для обучающихся 2- 4 классов)

Цель:- популяризация знаний и привлечение внимания детей к изучению Правил дорожного движения.Задачи:- закрепление навыков безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах;- развитие речевой и мысли...


 

Комментарии

Дзаболова Ирина Мурадична

Уважаемая Алла Владимировна! Спасибо большое за интересную разработку! С Вашего разрешения возьму ее на вооружение, так как тоже использую такие игры в своей работе.

Ирина Мурадична, пожалуйста, пользуйтесь! Может что-то новое внесете, придумаете еще вопросы. С уважением, Алла Соловьева

Дзаболова Ирина Мурадична

Спасибо большое! Сейчас этим и занимаюсь и дорабатываю свою игру "Химическая лихорадка". Творческих Вам успехов!

Пожалуйста, а "Химической лихорадкой" поделитесь?

Дзаболова Ирина Мурадична

С большим удовольствием, но почему-то кроме первых трех публикаций остальные не добавляются. Не подскажите, в чем причина? Вроде делаю все как надо?!