Химические реакции
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Стародубова Лилия Васильевна

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Химические реакции».

Задачи: 1) образовательная:

а) проверить умения классифицировать и давать названия веществам,

б) закрепить знания типов химических реакций,

в) продолжить формирование умения составлять уравнения реакций с участием этих веществ,

г) продолжить формирование практических умений и навыков;

2) развивающая: развивать учебно-познавательный интерес к предмету;

3) воспитательная: продолжить  воспитание желания активно учиться, без принуждения и перегрузок.

Форма урока: игра-расследование по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_khimii_8_klass.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       8 класс

Урок по теме «Химические реакции»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Химические реакции».

Задачи: 1) образовательная:

а) проверить умения классифицировать и давать названия веществам,

б) закрепить знания типов химических реакций,

в) продолжить формирование умения составлять уравнения реакций с участием этих веществ,

г) продолжить формирование практических умений и навыков;

2) развивающая: развивать учебно-познавательный интерес к предмету;

3) воспитательная: продолжить  воспитание желания активно учиться, без принуждения и перегрузок.

Форма урока: игра-расследование по теме.

Оборудование, оформление кабинета.

На столах учащихся: табличка с названием бюро (появится в начале урока), рабочая тетрадь, чистые листы для самостоятельной работы и теста, таблица Менделеева, таблица растворимости, «удостоверения для стажеров» (раздаются в начале урока), запечатанные конверты с заданиями 1 и 2 для стажеров и 2 для сыщиков, сводная таблица для заполнения, набор реактивов для проведения эксперимента (штативы, пробирки, растворы сульфата меди (II), соляной кислоты, карбоната натрия, хлорида бария, серной кислоты, хлорида натрия, нитрата серебра, цинк), инструктивная карточка.

На доске: зашифрованное слово, ключевые  слова на магнитной доске, сводная таблица для заполнения, формулы веществ для проведения первого расследования.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

I.Организация начала урока.

II. Вызов.  Цель: овладение навыками общения, активизация каждого обучаемого, вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения.

 1. Учитель предлагает учащимся предлагается разгадать слово по принципу «дошифровщик». Это человек, занимающийся выслеживанием или синоним следователя.

5

7

7

3

3

Зашифрованное слово – сыщик. Как это слово может относиться к нашему уроку? Давайте попробуем определить.

2. На доске представлены слова в произвольном порядке: обмен, реакция, оксиды, кислоты, замещение, вещества, основания, соединение, соли, разложение. Разделите эти вещества на две группы и дайте пояснение. Как связаны между собой слова из этих двух столбиков? Чтобы это выяснить, займемся расследованием. А поможет нам в этом сыщик.

Итак, у нас сегодня необычный урок. Вы на 45 минут становитесь сыщиками  и представляете собой частные расследовательские бюро: «Улика», «Алиби», «Криминалист», «Фоторобот», «Досье», «След», «Протокол», «Бейкер-стрит», «Факты», «Следствие». Но среди вас будут и стажеры, которые получат свои задания. Вам предстоит расследовать дело классов неорганических веществ по их причастности к химическим реакциям. Записываем число и тему урока: Обобщение по теме «Химические реакции».

Любое расследование начинается  со сбора фактического материала. Чтобы собрать нужную вам информацию, любое бюро может задавать другому бюро вопросы для представления ясной картины по данному делу. Задавая вопросы, называйте бюро.

Вопросы:

1.На какие  группы делятся неорганические вещества?

2.Назовите простые вещества.

3.Какие вы знаете сложные вещества.

4.Что такое оксиды? Основания? Кислоты? Соли? Приведите примеры.

5.Что такое химическая реакция?

6.Что такое реакция соединения, разложения, замещения, обмена?

Хорошо. Фактический  материал собран. Продолжаем. У вас на столах есть таблица, которую необходимо заполнить, ставя плюсы в графы с типами реакций, в которые вступают указанные слева вещества, проводя расследование. Такая же таблица продублирована на доске.  

Итак, приступаем к расследованию.

III. Осмысление содержания. Цель: поддержание интереса, активности и инерции движения, созданного во время стадии вызова, создание условий для активного обобщения информации.

1 расследование – распутайте клубок «улик». Из предложенных веществ составьте по одному уравнению реакции, соответствующее каждому типу реакции. У вас должно получиться 4 уравнения. Каждое вещество один раз принимает участие в химическом процессе. Коэффициенты и математические знаки ставите сами.

СаО, SO3, HCl, ZnCl2, H2O, H2, Zn,  H2SO4, Na2SO4, FeO, CaSO4, Fe(OH)2, H2O, NaOH.

1)СаО +  SO3 → CaSO4   -   соединение

2)Zn +2HCl → ZnCl2+ H2 -    замещение

3)2NaOH + H2SO4→ Na2SO4 +2H2O – обмена  

4)Fe(OH)2→ FeO + H2O - разложение

У стажеров свое задание. Оно находится в конверте под номером 1. Подберите продукты реакции из правого столбика для реакций, схемы которых представлены в левом столбике, расставьте коэффициенты и укажите тип реакций.

1)СаО +  SO3 →                                         ZnCl2+ H2 

2)Zn +HCl →                                              CaSO4

3)NaOH + H2SO4→                                    FeO + H2O    

4)Fe(OH)2→                                                Na2SO4 +H2O

По мере выполнения задания ученики из бюро выходят к доске и пишут уравнения реакций, указывая их тип и заполняя таблицу. Может быть у стажеров есть дополнения.

Улики собраны. Чтобы их подтвердить, доказать причастность классов неорганических веществ к химическим реакциям и до конца заполнить таблицу, вам необходимо провести экспертизу. Итак, приступаем ко второму расследованию.

2 расследование – криминалистическое.

Для этого расследования бюро объединяются по два и проводят по одной экспертизе. Методика у вас на столе в карточке-инструкции, в которой также указаны правила техники безопасности. Перед проведением экспертизы внимательно их прочитайте.

Определите возможность протекания реакции между цинком и раствором сульфата меди (II), цинком и соляной кислотой, растворами карбоната натрия и соляной кислоты, хлорида бария и серной кислоты, хлорида натрия и нитрата серебра.

Пример инструктивной карточки.

Инструктивная карточка

Определите возможность протекания реакции между растворами хлорида бария и серной кислоты. Запишите свои наблюдения, составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Перед выполнением опыта  ознакомьтесь с правилами техники безопасности:

1.Твердые вещества нельзя брать руками.

2.Растворы  веществ из пузырьков наливайте аккуратно и не более 1 мл, держа пузырек этикеткой в ладошку.

3.Если реактива налито больше нужного количества, обратно из пробирки в пузырек его нельзя отливать.

4.Открыв пузырек, крышку положите на стол тыльной стороной, а, налив нужное количество вещества, сразу же закройте его и отставьте в сторону.

5.Пробирку держите над столом и на уровне глаз, чтобы видеть сколько реактива вы наливаете.

6.Следите, чтобы раствор вещества не попал вам на руку.

7.В случае попадания реактива на руку, немедленно обратитесь к учителю.

8.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

1 группа - Zn +2HCl → ZnCl2+ H2   - наблюдается выделение газа

2 группа - Zn +CuSO4 → ZnSO4 + Cu  - на грануле цинка заметна красноватая медь

3 группа - Na2СO3 +2HCl → 2NaCl + Н2О + СО2 - наблюдается выделение газа

в виде вспенивания

4 группа - ВаCl2 + H2SO4 → ВаSO4 + Н2О – выпадает белый осадок

5 группа - NaCl +AgNO3 → AgCl + NaNO3 – выпадает белый творожистый осадок

После проведения экспертизы ребята докладывают о ее результатах, записывая на доске уравнения реакций, дополняя таблицу и приходя к выводу о том, что основные классы веществ вступают в реакции указанных

типов.

тип реакции

вещества

соединение

разложение

замещение

обмен

оксиды

+

+

+

основания

+

+

кислоты

+

+

+

соли

+

+

+

Итак, менее заметными в причастности к химическим реакциям оказались основания. Больше всех «наследили» оксиды, кислоты и соли и занимают одинаковое положение.

IV. Рефлексия. Цель: систематизация знаний через творческие задания на основе обобщенной информации.

1.А теперь вам предстоит очень ответственное индивидуальное расследование.

3 расследование -  восстанови записку. Около кабинета химии были найдены записки, в которых отсутствуют некоторые формулы. Ваша задача – их восстановить и указать тип реакций. У стажеров будет свое задание в конверте под номером 2. После выполнения задания вы мне их сдаете.

                                         Восстанови записку.

Вставьте вместо пропусков формулы веществ, укажите тип реакции.

I вариант

II вариант

1) … + … →  AgCl + KNO3

2) CaO + …  →  CaSO4

3) CaCO3 → … + …

4) … + Н2SO4 → Zn SO4+ Н2

1) Fe(OH)2 → … + …

2) Mg + …  → MgCl2 + H2

3) … + N2O5→ 2NaNO3

4) … + …  → AgI + KNO3

I вариант

II вариант

1)KCl + AgNO3→  AgCl + KNO3

2) CaO + SO3 →  CaSO4

3) CaCO3 → CaO + CO2

4) Zn + Н2SO4 → ZnSO4+ Н2

1 – обмена

2 – соединение

3 – разложение

4 – замещение

1) Fe(OH)2 → FeO+ H2O

2) Mg + 2HCl  → MgCl2 + H2

3) Na2O + N2O5→ 2NaNO3

4) KI + AgNO3 → AgI + KNO3

1 – разложение

2 – замещение

3 – соединение

4 – обмена

Задание для стажеров.

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите их тип.

I вариант

II вариант

1) N2O5 + H2O →   НNO3

2) Mg + НCl   →  MgCl2 + H2

3) НgО → Нg + О2

4) КОН + Н2SO4 → К2 SO4+ Н2О

1) Fe+O2→ Fe3О4

2) Сr+ НCl → Сr Cl2 + Н2

3) СаО+HBr→ СаBr2 + Н2О

4) СН4  →  С  + Н2 

I вариант

II вариант

1) N2O5 + H2O → 2НNO3

2) Mg + 2НCl  →  MgCl2 + H2

3) 2НgО → 2Нg + О2

4)2КОН +Н2SO4 → К2 SO4+ 2Н2О

1 – соединение

2 – замещение

3 – разложение

4 – обмена

1) 3Fe+2O2→ Fe3О4

2) Сr+ 2НCl → Сr Cl2 + Н2

3) СаО+2HBr→ СаBr2 + Н2О

4) СН4  →  С  + 2Н2


1 – соединение

2 – замещение

3 –обмена

4 – разложение

2.Тест-шифровка. Итак, улики по делу о причастности классов неорганических веществ к химическим реакциям все найдены и подтверждены, записки восстановлены и теперь вам предстоит сдать «дело». Выполняем тест-шифровку и затем осуществляем взаимопроверку.

Тест-шифровка

На мои вопросы вы будете отвечать буквами, соответствующими типам химических реакций: соединения – С, замещения – З, разложения – Р, обмена – О.

1.В реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество.

2.Образуется одно сложное вещество.

3.Образуются два сложных вещества.

4.Вступают два или несколько простых или сложных веществ.

5.Вступает только одно сложное вещество.

6.Одно из двух образовавшихся веществ  - простое.

7.Образуется несколько простых или сложных веществ.

8.Вступают два сложных вещества.

1

2

3

4

5

6

7

8

З

С

О

С

Р

З

Р

О

«5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.

Подведение итогов. Всем спасибо за работу. Самые успешные бюро по раскрытию дела получают оценки. Кроме этого вы получите оценку за восстановленную записку и за тест-шифровку.

V. Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание цели и задачи содержания и способов выполнения д/з.

 Повторить параграфы 19-21, 27, 29-32, подготовиться к контрольной работе.

                                   Хронометраж урока в 8 «А» классе

I.Этап -  организация начала урока

▪ «дошифровщик»

1 мин

II. Стадия – вызов

▪ мозговая атака

а) прием ключевые слова

б) прием «тонкие» и «толстые» вопросы

▪ концептуальная таблица по типам реакций

7 мин


2 мин

4,5 мин

0,5 мин

III. Стадия – осмысление содержания

▪ расследование – клубок «улик»

▪ заполнение концептуальной таблицы

▪ криминалистическое расследование (опыт)

▪ заполнение концептуальной таблицы

19 мин

7 мин

1 мин

9 мин

1 мин

IV. Стадия – рефлексия

▪ презентация концептуальной таблицы

▪ прием – восстанови записку

▪ тест-шифровка

▪ взаимопроверка

17 мин

3 мин

6 мин

6 мин

2 мин

V. Этап - домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

1 мин

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...