План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества".
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Быкова Светлана Витальевна

Разработка содержит материал : конспект, презентации  плана-конспекта урока и презентацию "Свойства железа", которую можно использовать и как проверочный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka_s_ispolzovaniem_eor.doc137 КБ
Package icon prezentatsiya_zhelezo.zip2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Плана-конспекта урока с использованием ЭОР

Быкова Светлана Витальевна

БОУ города Омска «Лицей № 25»

Учитель химии

Тема 1  Металлы,  класс 9,  О.С Габриелян

Урок 15

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.  (Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2011)

Цель урока: формирование на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева строения атома железа  представлений о физических и химических свойствах железа.

ТДЦ

Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.

Развивающая: развивать умения работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому обучающемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке.

Обучающая: организовать деятельность учащихся на усвоение:

знаний:  взаимосвязи между строением и свойствами железа; его применением;  нахождение в природе;

умений:  записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства железа и его соединений в ионном и окислительно-восстановительном виде.

Оборудование: металлическое железо, растворы серной и соляной кислот, магнит.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Средства обучения:  лабораторное оборудование, коллекция «Железо», инструкционная карта, ТСО (компьютер, экран, проектор).

В связи с поставленными целями выбираются методы обучения:

                             

Общий метод

(частично-поисковый)

Частный метод

(словесно-наглядно-практический с использованием ЭОР)

Конкретный метод

(объяснение с элементами беседы с использование ЭОР)

Методические приёмы

(лабораторные опыты в том числе используя ЭОР, катехизисный диалог, создание проблемной ситуации)

ВОПРОС и ОТВЕТ - мыслительная и языковая структура, которая опосредованно функционирует в основаниях всякой осмысленной человеческой деятельности. Человек разумный - это прежде всего человек вопрошающий и отвечающий…
Вопросно-ответная (
катехизисная) форма изложения философских идей присуща древнегреческой философии...

www.terme.ru›Кемеров В. Философская энциклопедия. - М., 1998

Структура урока

Этапы урока

Основные дидактические

задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приемы обучения

Средства обучения  

Примерное время

1.Организационный

Психологический настрой учащихся  на урок

Фронтальная

Словесный

1 мин.

2. Актуализация

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Индивидуальная

Частично-поисковый

Листы с дифференцированными заданиями,

5 мин.

3. Целеполагание

Постановка цели урока и доведения её до сознания обучающихся

Фронтальная

Словесно-наглядный

ТСО (проектор, экран)

2 мин.

4. Изучение нового материала

Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности

Групповая

Частично-поисковый

(словесно-наглядно-практический)

Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по железу, тетрадь.

25мин

5. Самоконтроль и взаимоконтроль

Выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Групповая

(работа в парах)

Словесно-наглядно-практический

Карточки с  

заданиями, компьютер

7 мин

6. Подведение итогов

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении

Фронтальная

Словесно-наглядный;

поощрение обучающихся

Оценочный лист

3 мин

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий

Фронтальная

Словесно-наглядный

Учебник, доска

2 мин

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Строение и свойства железа 


ФЦИОР

Модуль состоит из трёх кадров, на которых представлены текст, график, анимации, иллюстрирующие переход электронов, фотографии, уравнения реакций, видеоролики, слайдшоу. В том числе, ученику предлагается просмотреть и прослушать информацию о химических свойствах железа путем выбора активных зон в интерактивной схеме

http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html


2

  

Лабораторная работа “Химические свойства железа" 

ФЦИОР

Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для взаимодействия железа с хлором и кислородом, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается внести нагретую стальную проволоку в стаканы, заполненные хлором и кислородом, сфотографировать результаты взаимодействия и записать наблюдения в лабораторный журнал путем ввода с клавиатуры уравнений химических реакций и выводов

http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html

3

 Тесты по теме "Железо" 

ФЦИОР

Модуль включает 10 тестовых вопросов. В том числе ученик может составить уравнение окислительно-восстановительной реакции, используя символы химических элементов, коэффициенты, индексы, составить электронную формулу внешнего и предвнешнего электронных уровней атома железа, соотнести названия железных руд с их формулами, закончить предложение путём переноса варианта ответа на соответствующую позицию.

http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html

4

 

Тренажер "Свойства железа" 

ФЦИОР

Модуль включает задание, в котором нужно определить с какими из предложенных веществ будет реагировать железо, перетащив формулы реагентов в активную зону, а затем в поле для ввода записать формулы продуктов реакций.

http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Железо



ЕК ЦОР  

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f29-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_03.jpg

2

 Взаимодействие железа с кислородом


ЕК ЦОР  

видео

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv

3

Строение атома железа


ЕК ЦОР  

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf

4

Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами


ЕК ЦОР  

интерактив, задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf

Структура урока с использованием ЭОР в соответствии с этапами урока

Этапы урока

Основные дидактические

задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приемы обучения

Средства обучения  

Примерное время

1.Организационный

Психологический настрой учащихся  на урок

Фронтальная

Словесный

1 мин.

2. Актуализация

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Групповая

Частично-поисковый

Карточки с  заданиями

5 мин.

3. Целеполагание

Постановка цели урока и доведения её до сознания обучающихся

Фронтальная

Словесно-наглядный

ТСО (проектор, экран)

2 мин.

4. Изучение нового материала






Слайд 1 строение атома



либо (иллюстрация строение атома)




Слайд 2

Лабораторная работа “Химические свойства железа" 


Взаимодействие железа с кислородом




Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности

Групповая

Частично-поисковый

(словесно-наглядно-практическийс использованием ЭОР)

Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по железу, тетрадь.



http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html  (ФЦИОР)



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf  (ЕК ЦОР)



http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html  (ФЦИОР)






http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv  (ЕК ЦОР  видео)



20 мин

5. Самоконтроль и взаимоконтроль







Тесты по теме «Железо»



Тренажер "Свойства железа" 



Проверочное задание «Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами»

Выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Групповая

(работа в парах)

Словесно-наглядно-практический

Компьютер











http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html  (ФЦИОР)



http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html   (ФЦИОР)



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf

(ЕК ЦОР)

13 мин

6. Подведение итогов

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении

Фронтальная

Словесно-наглядный;

поощрение обучающихся

Оценочный лист

2 мин

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий

Фронтальная

Словесно-наглядный

Учебник, доска

2 мин

Ход урок

1.Огранизационный момент

2.Актуализация знаний

Сегодня ребята, мы продолжим путешествие по удивительному миру металлов. Для того, чтобы двигаться дальше, я предлагаю вам выполнить стартовое задание.

Каждой группе карточка:

1.Составить синквейн «Металлы»

2.Пояснить физический смысл порядкового номера

3.Пояснить физический смысл номера периода

4. Пояснить физический смысл номера группы

Сегодня мы будем говорить о металле, который:

Я известен с давних пор и имею спрос,

Опусти меня в раствор – медный купорос.

Изменить хочу я соль, ну-ка, выйди, соизволь!

Удивительный момент: стал другим раствор!

Вытесняю элемент, не вступая в спор.

На меня взгляни, ответь. Начинаю я ржаветь.

- Какой это металл? (Железо)

Тема урока  «Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества» .

Подумайте и скажите, каким образом тема нашего урока связана с такими науками как: история, физика, география, биология и химии?

3.Изучение нового материал

Железо и его соединения.

Страничка 1 - “Визитка химического элемента”.

 Составьте схемы строения атома железа, расположения электронов по орбиталям, укажите возможные степени окисления  железа в соединениях.

Используем ЭОР http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html  (ФЦИОР)

Либо http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf  (ЕК ЦОР)

Страничка 2 - Историческая.

  Почему на некоторых древних языках железо именуется небесным  камнем?  

Страница 3 –Геологическая. 

Рассмотрите коллекцию природных соединений железа, запишите их химические формулы.

Страничка 4 –Физическая

 Выберите те физические свойства, которые  не относятся к железу : легкий, тяжелый, пластичный, обладает магнитными свойствами, проводит электрический ток, хрупкий,  имеет аллотропные модификации.

Составьте синквейн к теме «Железо»

Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.
Вторая строка- два прилогательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.

Страничка 5 – Химическая

опыты

Используем ЭОР  Лабораторная работа “Химические свойства железа" 

http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html  (ФЦИОР)

Взаимодействие железа с кислородом

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv  (ЕК ЦОР  видео)

Делаем опыты, используя лабораторное оборудование: взаимодействие железа с сульфатом меди и с раствором соляной кислоты. Записываем  комментируя и подбирая коэффициенты с помощью ОВ реакций.

Страничка 6 - Биологическая 

 В каких продуктах содержится больше всего железа? Презентация, подготовленная обучающимися.

Страничка 7 - Литературная

Что в наших силах сделать по охране родного края? Как могут использоваться “тросов шмотки”,  “железки”? Сообщения обучающихся.

отрывок из «Поэмы о периодическом законе» В.Половняк.

Громоподобные раскаты 
И в небе раскаленный след:
На землю огненный камень падал 
И ужасался человек. 
Но редким был подарок с неба 
Им  лишь счастливец обладал: 
Топор был выкован железный, 
Сверкает лезвием кинжал.
Вот длинный ряд тысячелетий 
Проходит в поисках, в борьбе, 
И наступает век железный 
Кровавый беспокойный век.
Он начинался резким звоном 
Жестоко скрещенных мечей
Потоком многомиллионным 
Обрушил бомбы на людей. 
Железо в космосе, на звездах, 
Железа много на Земле 
Железо образует горы 
Гора Магнитка, например.
Железо - труженик, строитель, 
Станки, заводы, корабли 
Ведь от иголки до машины 
Все из железа состоит. 
Железо в почве, в селезенке,
В любом растении, в крови... 
В составе всех эритроцитов
Чудеснейший гемоглобин!
Таинственны земные недра,
Но физики убеждены: 
Почти из чистого железа 
Ядро земное состоит. 
И верим мы, что век железа
Не станет веком роковым, 
И дело мира неизбежно 
Мрак на планете победит.

Страничка 7 Занимательно и познавательно

Презентация обучающихся

4.Самоконтроль и взаимоконтроль (работа в группах по 2)

Используя ЭОР по вариантам

Вариант 1  

Тесты по теме «Железо»

http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html  (ФЦИОР)

Вариант 2

Тренажер "Свойства железа" 

http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html   (ФЦИОР)

Вариант 3

Проверочное задание «Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf

(ЕК ЦОР)

Обучающиеся могут прорешать несколько заданий.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» (Приложение 1).

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

1.Комментирование выставление оценок в оценочный лист (Приложение 2).

2.Домашнее задание: § 14, упражнение 1, 5 (учебник О.С.Габриелян)

 

Приложение 1

Вопросы к ученику

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?


2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

3

Как вы думаете, вы справились с поставленной целью?

4

Как работали на уроке твои одноклассники?

5

Как работал ты на уроке?


6

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на

уроке?

Приложение 2

Оценочный лист

Фамилия, имя______________________

  1. Работа в группах:

За активное участие в работе группы (оценивается группой коллективно для каждого участника) – 4 балла.

  1. Закрепление:

За каждое, правильно написанное, уравнение – 1,5 балла.

Критерии оценивания:

14 – 16 баллов оценка «5»

10 – 13 баллов оценка «4»

7 – 9 баллов оценка «3»

Менее 7 баллов «незачёт»



Подписи к слайдам:

Физические свойства
Цвет : серебристо-белый
Блеск : блестящий
Пластичность : очень пластичный, легко куется, прокатывается, штампуется
Магнитные свойства : намагничивается и размагничивается
Температура плавления : 1539
0
С
Твердость : твердый
Содержание
С кислотами
ОПЫТ
: осуществите реакцию между порошком железа и соляной кислотой
Fe + 2HCl —>
Металлы
взаимодействуют с кислотами
если:
1. Металл находится в ряду активности металлов до водорода
2. Должна получиться растворимая соль.
3. Реакция характерна для растворов кислот.
4. Металл + кислота → соль + водород
Обратно
FeCl
2
+ H
2
H
3
PO
4
+ Fe(OH)
3

Fe(OH)
3
+ 3HCl
FeO
+ 2HCl
Fe
2
O
3
+ 3H
2
Уравнение реакций
= FePO
4
+ 3H
2
O
=
FeCl
3
+ 3H
2
O
= FeCl
2
+ H
2
O
= 2Fe + 3H
2
О
Содержание
Железо
Презентацию подготовили:
учащиеся 9 класса
Терехина Регина,
Барышева
Алена,
учитель химии
Быкова Светлана Витальевна
БОУ города Омска
«Лицей № 25», 2013
Значение
Железо — один из самых используемых металлов, на него приходится до 95 % мирового металлургического производства.
Магнитная окись железа (магнетит) — важный материал в производстве устройств долговременной компьютерной памяти: жёстких дисков, дискет и т. п.
Ультрадисперсный порошок магнетита используется в черно-белых лазерных принтерах в качестве тонера.
Уникальные
ферромагнитные
свойства ряда сплавов на основе железа способствуют их широкому применению в электротехнике для
магнитопроводов
трансформаторов и электродвигателей.
Семиводный
сульфат железа (железный купорос) в смеси с медным купоросом используется для борьбы с вредными грибками в садоводстве и строительстве.
Железо применяется в
железо-никелевых
аккумуляторах, железо-воздушных аккумуляторах.
Водные растворы хлоридов двухвалентного и трёхвалентного железа, а также его сульфатов используются в качестве коагулянтов в процессах очистки природных и сточных вод на водоподготовке промышленных предприятий.
Содержание
С солями
ОПЫТ
: осуществите реакцию между порошком железа и раствором хлорида
меди (II).

Fe + CuCl
2
—>
Металлы
взаимодействуют с

растворами солей
если:
1. Каждый металл вытесняет из растворов солей все другие металлы, расположенные правее его в ряду напряжений.
2. Обе соли (и реагирующая, и образующая в результате реакции) должны быть растворимыми.
Обратно
FeCl
2
+ Cu
Получение

Чистое железо можно получить электролитическим восстановлением солей железа.
Содержание
FeCl
2
=
Fe
2+
+ 2Cl
-
Восстановление оксидов железа Fe
2
O
3
и Fe
3
O
4
при алюминотермии:
8Al + 3Fe
3
O
4
=
9Fe + 4Al
2
O
3
Основная масса железа используется не в чистом виде, а виде сплавов с углеродом (чугуна и стали) и другими элементами. Основная масса железа вырабатывается в доменных печах. Процесс, протекающий в доменной печи при получении сплавов железа, основан на восстановлении оксидов железа при нагревании:
3Fe
2
O
3
+ CO =
2Fe
3
O
4
+ CO
2
Fe
3
O
4
+ CO =
3FeO + CO
2
FeO
+ CO
= Fe + CO
2
FeO
+ C
= Fe + CO
Важнейшие

Содержание железа в
100 г продукта
Печень
9 мг
Персики
4 мг
Хлеб
2 мг
Грибы
свежие
5 мг
Грибы сушеные
35 мг
Яблоки
3 мг
источники
Содержание
Над презентацией работали:
Терехина Регина,
Барышева
Алена, учитель химии Быкова Светлана Витальевна
Спасибо за внимание!
Ковкий, вязкий металл серебристо-белого цвета.
Гидротермальный источник с железистой водой. Оксиды железа окрашивают воду в бурый цвет.
Fe
Содержание
В земной коре 5,1% железа,
2 место после алюминия.
С водой
3
Fe
0
+ 4H
2
O
при
t =700
0
- 900
0
—> Fe
3
O
4
+ 4H
2
0
Обратно
Цели
Содержание
Формирование понятий
о железе:
Изучение химических и
физических свойств;
Решение практических задач
и уравнений реакций;
Значение в природе;
Рассмотрение
интересных фактов;
Получения железа
в природе;
Вывод.
Нахождение в природе

Железо является также одним из наиболее распространенных элементов в природных водах, где среднее содержание его колеблется в интервале 0,01-26 мг/л.
Содержание
Железо играет важную роль в образовании хлорофилла, являясь составной частью ферментов, участвующих в синтезе зеленого пигмента;
Химические свойства
Взаимодействие со сложными веществами
Содержание
1) С водой
2) С
солями

3) С кислотами
Вывод

Железо один из самых значимых и известных металлов. Он играет важную роль как и в химии, так и в жизни. Обладает разнообразными физическими и химическими свойствами. Легко взаимодействует с веществами и является хорошим восстановителем. А так же очень интересный металл и не заменим в природе.
Содержание
Содержание
Цель
Первые понятия о железе
Значение
Физические свойства
Химические свойства(с простыми веществами)
Химические свойства(со сложными веществами)
Интересные факты
Нахождение в природе
Важнейшие источники железа
Получение
Химические реакции
Вывод
Химические свойства
Взаимодействие с простыми веществами-неметаллами
2) С кислородом
3
Fe + 2O
2


—>Fe
3
O
4
Содержание
1) С серой и хлором
Fe + S
—>
FeS
электронный баланс

Fe
0
– 2e
-
—> Fe
2+
S
0
+ 2e
-

—> S
2-
2Fe
0
+ 3Cl
2
0
—> 2FeCl
3
электронный баланс
Fe
0
– 3e
-
—> Fe
3+
Cl
2
0
+2e
-
—> 2Cl
1-
Интересные факты

А количество железа, равное всему добытому человечеством золоту, извлекается из недр земного шара примерно за 45 минут.
При комнатной температуре железо легко намагничивается. Однако его трудно намагнитить в нагретом виде. Магнитные свойства железа исчезают при температуре около +800 °С.
В чистом природном состоянии железо встречается лишь в немногих местах на Земле, например на западе Гренландии. Беспримесное железо иногда находят в метеоритах. Гораздо чаще железо встречается в виде химических соединений. Железо извлекают из руд, содержащих такие минералы, как гематит, гетит, магнетит, сидерит и пирит. Ржавое железо весит больше.
В организм животных и человека железо поступает с пищей, наиболее богаты им печень, мясо, яйца, бобовые, хлеб, крупы, свекла.
Содержание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1.      ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....

Презентация к уроку химии в 9-м классе на тему:"Железо. Строение атома, физические и химические свойства".

Данная презентация полностью отражает урок в 9-м классе к учебнику О.С. Габриеляна по химии 9 класс. Здесь и материал из истории этого метаала, и о его физических и химических свойствах, в конце презе...

"Металлы. Железо. Строение атома, физические и химические свойства"

На основании положения в периодической системе химических элементов, строения атома железа учащиеся должны составить представление о физических и химических свойствах железа....

«Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества»

Тип урока – объяснение нового материала с использованием интерактивной доски.1.Сформировать знания о физико-механических и химических свойствах алюминия на основе его положения в периодической системе...

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...

Строение атома. Закономерности изменения химических свойств элементов в ПСХЭ

Основные элементы содержания:атом, атомное ядро, протон, нейтрон, электрон, атомная орбиталь, энергетический уровень, энергетический подуровень, электронная конфигурация атома, внешние и валентные эле...