Формирование интелектуально -ориентированных интересов учащихся в учебной деятельности.
статья по химии (8 класс) по теме

Дудкина Оксана Эдуардовна

Доклад на заседании Кафедры преподавания химии МИОО в рамках проведения Круглого стола.  В докладе рассматривается вопрос о снижении интереса к изучении химии у обучающихся в основной школе, приводятся психологические составляющие этой проблемы.  Развитие вербально - коммуникативной культуры предлагается усилить  используя средства адаптационно -развивающего обучения: карточки "Химическое домино", введение игровых момоентов в схему урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование

интеллектуально – ориентированных интересов учащихся

 в учебной деятельности.

(21 февраля 2012г).  

  Дудкина О.Э. ГБОУ СОШ № 1987.

Образование без души опустошает душу.

В.П.Зинченко

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Разрешите представиться: Дудкина О.Э. – учитель химии ГБОУ СОШ № 1987.

 Успех в обучении зависит от желания ребенка учиться. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, учащиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. На современном этапе развития образование должно, как считает академик В. Зинченко, «ввести человека в разные миры: знания и незнания, сознания и самосознания, деятельности и самодеятельности, мир собственной личности».

 К началу изучения курса химии  у  школьников уже имеется опыт учебной деятельности, начинается формирование интеллектуально  - ориентированных интересов. Помочь им в этом – задача всех учителей. А преподавателя – химика – выявить подростков, склонных к глубокому изучению строения вещества, экспериментальной, исследовательской деятельности.

Однако  радостное и заинтересованное познание веществ  сменяется сначала тревогой, испугом непонимания; а затем  часто: отторжением  новых знаний.

 Химический  язык,  химические символы и  понятия – превращаются для некоторых учеников  в неподъемный багаж уже к концу календарного года, а  общение на уроке становится сложным.

  Чтобы разорвать эту цепочку  нужно искать пути  для создания комфортной обстановки на уроке и ученика и учителя, но, безусловно, направляющая  роль - принадлежит нам с вами: учителям.

 Полное развитие вербальной культуры у большинства людей, по данным психологов, происходит к 22 годам, т.е. у значительной части учащихся 8-9 классов невербальный интеллект преобладает  над  вербальным.   Этим, в частности,  следует  объяснить трудности в формировании таких предметных умений, как умение развернуто характеризовать изучаемые объекты и явления, делать выводы к лабораторным и практическим работам.  Развитие вербально – коммуникативной культуры можно спровоцировать средствами адаптационно – развивающего общения.

 Методическими основами этого является:

- работа с планами ответов, опорными словами, схемами и таблицами;

- обязательность постоянной интенсивной тренировки в устном применении химического языка;

- важность включения максимального количества учащихся в  систематическое общение на химическом языке, хотя бы на репродуктивном уровне;

- постепенное введение в общий диалог, ведущийся на уроке, учащихся, испытывающих затруднения с речевой культурой.

  Чтобы помочь детям в запоминании химических понятий можно  использовать  в качестве разминки на уроке «Химическое домино».  Это карточки, каждая из которых  содержит: определение понятия  и само понятие.  Пронумерована только карточка №1, остальные раздаются ученикам случайным образом.  Первая карточка начинает и заканчивает повторение.

 За время использования такого повторения для себя сделала выводы:  карточек должно быть немного – максимум -15-18 (если класс слабый, лучше давать 1 карточку на двоих), и  системность использования на уроке.   Включение в материал карточек базовых понятий, позволяет их использовать  в течение года,  быть хорошим повторением в начале  9 класса.  Еще считаю продуктивным  использование «химического домино» при изучении  органической химии, в 10 классе.

Еще одним приемом активизации познавательной деятельности  учащихся является введение в структуру урока игрового  момента: он снимает напряжение, обеспечивает случайность  выбора задания, окрашивает работу разными красками. Речь идет о «Разноцветных кубиках».

 Кубики разного цвета, что  определяет уровень сложности  задания: самый сложный – красный, затем – желтый и зеленый. На гранях записаны задания.  Тематика может быть различной, например, УХР: просто уравниваем; составляем продукты реакции по валентности и уравниваем;  предлагаем одно из необходимых исходных веществ.

 Ученик сам выбирает цвет кубика, а подбрасывая его -  определяет свое конкретное задание.

Такая работа может  проводиться при закреплении пройденного материала, или на обобщении.  По наблюдениям, чаще всего ученики предпочитают средний уровень сложности; при повторении  и обобщении – уровень и грамотность выполненного задания влияют на  оценку.

  Однако цвет, как утверждают психологи, вызывает и  подсознательные ассоциации: спокойствие, комфорт  или наоборот – возбуждение и тревогу.  С психологической точки зрения красный цвет выбирают люди с высокой активностью; зеленый –  спокойные и уравновешенные; желтый – в большей мере привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.

 Таким образом,  использование цветовой палитры на  уроке насыщает его красками,  делает отличительным и запоминающимся, вносит элемент новизны в  привычную структуру урока.

 Приведенные выше примеры способствуют развитию интеллектуально – ориентированных интересов учащихся,  создают  комфортный  микроклимат урока, приглашают к сотрудничеству.  Происходит  понимание личностной ценности знаний, развитие веры в себя, воспитание собственной положительной самооценки учащегося.

Использование различных методик и технологий, их выбор – прерогатива учителя: его внутренних мотиваций, умений и навыков.

 Я желаю вам успеха на трудной и тернистой дороге развития, воспитания и обучения.

Большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности

В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала...

Микроисследование по проблеме "Выявление интереса учащихся к учебным предметам"

Цельмикроисследования: выявить распределение интереса школьников к учебным предметам и факторы, влияющие на этот интересЗадачи:1. Определить предметы повышенного и пониженного интереса учащихся2...

Формирование интереса учащихся к изобразительной деятельности на уроках ИЗО и во внеурочное время .

Уроки ИЗО имеют важное значение в системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают коррекцион...

Формирование системы диагностики интересов учащихся и развитие личности

В данном материале рассматривается характеристика личностных качеств учащихся, что позволяет судить о воспитанности школьников, приводятся примеры из опыта работы....

презентация "Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии"

Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии...