Роль естественных наук в формировании профессиональной компетентности учащихся.
статья по химии (10 класс) по теме

Дудкина Оксана Эдуардовна

В докладе проводится анализ места и роли естесственных наук в становлении профессиональной компетентности учащихся; выявляются трудности связанные с изучением предметов естественного цикла. Приводятся статистические данные по результативности сдачи экзаменов естественного направления, предлагается перечень профессий связанный с изучением некоторых естественных наук, в частности - химии. Предлагается список мероприятий, способствующий повышению мотивации при изучении предмета химии, перехода от школьной парты к будующей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rol_estestvennykh_nauk.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педсовета «Имидж и миссия школы как ресурс ее развития».

Выступление «Роль естественных наук в реализации профессиональной компетентности учащегося».

20 ноября 2012 года.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я продолжу эстафету учителей-предметников, освещая завтрашний день школы, с точки зрения учителя химии---предмета, который вводится и изучается, практически последним, в средней и старшей школе, позволяя развивать личность учащегося, обеспечивая его взросление, формирование интеллектуально ориентированных интересов, вхождение в мир научно-технического прогресса.

Учащийся 9-11 классов- это практически выпускник. Как изучение предмета химия может помочь в профориентации будущего выпускника? Ведь, к сожалению, в последние десятилетия мы достаточно сильно сдали эти позиции.

В современных условиях профориентация все еще не достигает своих главных целей- формирование у учащихся профессионального самоопределения. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика, отсутствует подход к личности, используются, в основном, словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности в том числе и в избираемой, вспомните давно забытые УПК. Многие районы и города не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов -профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлением о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием такой возможности в школе и ближайшем ее окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям предъявляемым профессией.

С другой стороны, модернизация химического образования, предполагающего объединение физики, химии, биологии в одну образовательную область «Естествознание», не только не снимает проблемы естественно- научного образования, а лишь усиливает их.

Система обучения по-прежнему направлена на развитие памяти, а не мышления. Учащиеся на уроках получают ответ на вопрос «что?», часто не знают ответ на вопрос «почему?», и почти никто не задается вопросом «зачем это нужно?». Дистанция между учебником и реальной жизнью избыточно велика. В учебных программах не используется научно-практический потенциал химической науки. В результате выпускники школ получают мозаичное представлении о природе, не умеют интегрировать разрозненную информацию, применять полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности.

Излишняя фундаментальность химии, оторванность учебного материала от жизни, абстрактность вводимых понятий снижают интерес учащихся к познанию науки. Так, результаты исследования проведенного компанией «Begin Group» в 2011 году показали, что больше всего абитуриенты боятся сдавать химию (83%). Вторым по сложности Экзаменом считается физика (55%).

В шкале трудностей учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах, химия стоит на первом месте. Настораживает понижения статуса естественно-научных дисциплин для подавляющей части учащихся, которые оценивают их как «рутинные и лишние, бесполезные, не имеющие ничего общего с жизнью».

А между тем химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества. Химия составляет основу таких казалось бы, не химических производств, как пищевая и фармацевтическая промышленность, металлургия, индустрия строительных материалов и даже ядерная энергетика.

Таким образом, объединяя и повышение интереса к предмету химия и возможность профориентации выпускника в не таком далеком будущем хочется чтобы:

  1. Курс химии давал понятие об устройстве окружающего мира, о роли химии на производстве.
  2.  Изучаемый материал был практически значимым, вызывал интерес и решал конкретные жизненные задачи.

3 Наши учащиеся посещали экскурсии в Политехническом музее ,на выставках научно-технической направленности, причем речь идет об учащихся 8-9 классов, у которых еще может «загореться огонек энтузиазма.»

4.Участвовали в выполнении проектных работ, связанных с каким-либо конкретным производством.

5.Привлекались родители-профессионалы, которые имеют научно-естественное образование и на обычные уроки и на обобщающие конференции. Они как никто другие заинтересованы в правильном выборе своих детей.

6.Осуществлялась межпредметная интеграция естественных наук, так как практически любое обобщение по химии имеет и биологическую и географическую и физическую стороны.

7.Более плодотворно происходило сотрудничество с вузами, проводились на их базе экскурсии или даже простейшие лабораторные работы.

8.Проводилась обширная внеклассная работа не только с «реальными химиками», но и с учащимися более младших классов , обеспечивая их дальнейшую заинтересованность в освоении химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.

Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...

Формирование ключевых компетентностей учащихся на допредметном уровне естественно-научного образования

Использование занятий в кружке "Мир вокруг нас и мы в этом мире" с целью создания комфортных условий для выбора индивидуальных траекторий учащимися 5 класса...

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста

Основной целью современного образования является формирование гармонично развитой личности. Соответственно задачей среднего профессионального образования считается подготовка компетентного специалиста...

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В связи с происходящей в последнее время модернизацией всей системы образования, перед российским профессиональным образованием сегодня стоит ряд принципиальных задач, связанных с преобразованием сист...