Химические свойства оснований
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Корикова Елена Александровна
ема и номер урока в темеХимические свойства оснований (2)
ПредметХимия
Класс8
Базовый учебникГабриелян О.С. Химия 8 класс (Дрофа)
Цель урока (краткое описание)Цель урока: Создание условий для самостоятельного изучения химических свойств оснований, закрепление знаний о их классификации, закрепить знания учащихся об общих химических свойствах растворимых и нерастворимых оснований.
Задачи урока
  • Образовательная
    (Обучающие: познакомить со свойствами оснований и их применением, указать связь оснований с другими классами неорганических соединений.
    Развивающие – развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, правильно оформлять результаты опытов и делать соответствующие выводы; умение составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства оснований; развивать умение наблюдать делать выводы.
    Воспитательные – формирование всесторонне развитой личности. Воспитание культуры общения в парах “ученик – учитель”, “ученик – ученик”. Воспитание общечеловеческих ценностей, соблюдение моральных норм (честность, порядочность, ответственность).
    )
Тип урока
  • изложение нового материала
    (Формы работы учащихся: самостоятельная работа, лабораторная работа, работа с ЭОР на ПК, групповая работа.)
Методы обучения
  • работа с компьютерной моделью
    (метод работы на компьютере, групповая работа, )
Формы работы
  • групповая
    ( работа на компьютере, групповая работа,индивидуальная работа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_teme_osnovanija_korikova.zip27.35 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

по теме «Химические свойства оснований»

Корикова Елена Александровна

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Соль – Илецка» Оренбургской обдасти

Учитель химии

Химия

8 класс

Тема «Химические свойства оснований»

Учебник О.С. Габриелян «Химия» М., Дрофа 2009

Цель урока: Создание условий для самостоятельного изучения химических свойств оснований, закрепление знаний о их классификации, закрепить знания учащихся об общих химических свойствах растворимых и нерастворимых оснований.

Задачи:

Обучающие: познакомить со свойствами оснований  и их  применением, указать связь оснований с другими классами неорганических соединений.

Развивающие – развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, правильно оформлять результаты опытов и делать соответствующие выводы; умение составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства оснований; развивать умение наблюдать делать выводы.

Воспитательные – формирование всесторонне развитой личности. Воспитание культуры общения в парах “ученик – учитель”, “ученик – ученик”. Воспитание общечеловеческих ценностей, соблюдение моральных норм (честность, порядочность, ответственность).

Тип урока: Изучение нового материала 

Формы работы учащихся: самостоятельная работа, лабораторная работа, работа с ЭОР на ПК, групповая работа.

Оборудование: Ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, предметные стекла, стеклянные палочки, пипетки, спички, держатели, пробка с газоотводной трубкой. Реактивы: NaOH, фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус, H2SO4; CuSO4; AlCl3; CaCO3(k);Ca (OH)2; Fe2(SO4)3; FeSO4

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Цель: Мотивация учащихся в учебной деятельности, активизация познавательной деятельности

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, сообщает тему урока. Создает условия для формулировки  цели урока учащимися и её осознания ими.

Приветствуют учителя,

Формулируют  цель урока.

Записывают тему в рабочих тетрадях. Определяют и записывают цельурока: изучить  химические свойства   оснований.

2 минуты

2

Проверка домашнего задания

Цель: закрепление основных понятий по теме

Установление соответствия: основание - оксид металла 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Состав и классификация оснований

 Модуль состоит из одного кадра, на котором представлена интерактивная схема, представляющая классификацию оснований. В том числе, ученику предлагается путём выбора активных зон ознакомиться с видами классификации оснований по кислотности, растворимости в воде, по степени электролитической диссоциации.

http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html

Химические формулы оснований 

Модуль состоит из трех кадров, включающих текст, схему классификации оснований и таблицы с названиями некоторых оснований. В том числе, ученику предлагается выучить формулы оснований и заряды металлов их образующих путем переноса формул и зарядов ионов металлов в соответствующие ячейки.

http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html

Предлагает ученикам выполнить дифференцированные задания, предложенные на карточке (См. приложение к уроку 2) , произвести самопроверку по ключу и оценить свою работу. Организует самостоятельную

      работу учащихся

Самостоятельно работают по карточкам, выполняют задания.

Выполняют самопроверку по ключу, оценивают свою работу.

5-7 минут

3

Физкультминутка

Учитель показывает несколько упражнений для отдыха: 1. глаз, 2. рук, 3. шеи, 4. туловища

Учащиеся выполняют упражнения

2 минуты

4

Изучение нового материала

Цель: Создание  условий  для учащихся по изучению химических свойств общих для класса оснований;

формирование умений работать с лабораторным оборудованием, делать обобщение и работать с учебной литературой;

формирование умений у учащихся работать в группах.

Правила техники безопасности при работе с щелочами 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce9b-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb156370-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Типичные свойства нерастворимых в воде оснований Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений

и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде.

http://fcior.edu.ru/card/8236/laboratornaya-rabota-tipichnyesvoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html

Лабораторная работа  химические свойства нерастворимых в воде оснований

Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде.

http://fcior.edu.ru/card/4816/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html

Демонстрирует в режиме презентации правила по технике безопасности учащимся.

Организует работу групп.

Предлагает  самостоятельно выполнить опыты, обсудить результаты, записать  уравнения реакций в полном и сокращенном ионном виде, сделать выводы.

Координирует работу групп, консультирует учащихся.

Слушают учителя, воспринимают информацию, повторяют правила.

Учащиеся  работают в группах, продолжают формировать навыки и умения работать с лабораторным оборудованием,  

составляют  план работы,

самостоятельно исследуют химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Самостоятельно оценивают правильность выполнения работы.

25 минут.

5

Закрепление

Цель: развитие навыков самостоятельной  деятельности, наблюдения и анализа

Предлагает ответить на вопросы:

1.Какие общие химические свойства характерны для растворимых и нерастворимых оснований?

2.Каковы особые свойства растворимых, нерастворимых оснований?

3.Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

4.Какую окраску имеют индикаторы в щелочной среде?

5.Почему нерастворимые основания не изменяют окраску индикатора?

6.Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с растворами щелочей? Почему?

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы товарищей.

6

Рефлексия:

Цель:

анализ учебной

деятельности

Предлагает  учащимся  проанализировать свою деятельность на уроке.

Анализирую свою деятельность, формулируют высказывания.

сегодня я узнал…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

у меня получилось …

я смог…

7.

Домашнее задание

Комментирует дом. задание

Записывают домашнее задание в дневник

Приложение к уроку 1.

Изучение физических свойств оснований

Формула оснований

Агрегатное состояние

Цвет

Растворимость в воде

Окраска лакмуса

Окраска фенолфталеина

Вывод

NaOH

KOH

Cu(OH)2

Приложение к уроку 2.

          Вариант I                                                                        Вариант II

Задание на «3»(с использованием                          Задание на «3»(с использованием

Дидактической карточки), на «4»                           Дидактической карточки), на «4»

без карточки.                                                             без карточки.

 Определите характер оксида Li2O                           Определите характер оксида SO3

С какими из перечисленных веществ                       С какими из перечисленных веществ

он взаимодействует? Напишите                                Он взаимодействует? Напишите

уравнения реакций:                                                     уравнения реакций:

CaO, KOH, HCI                                                             NaOH, CO2, HNO3

Задание на «5»                                                              Задание на «5»

Определите характер оксида SiO2                             Определите характер оксида FeO

С какими из перечисленных веществ                       С какими из перечисленных веществ

он взаимодействует? Напишите                                Он взаимодействует? Напишите

уравнения реакций:                                                     уравнения реакций:

CaO, HBr,H2O.                                                              H2SO4, H2O, MgO.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Установление соответствия: основание - оксид металла 

Интерактивное задание

Интерактив. Установление соответствия: основание - оксид металла

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

2

Состав и классификация оснований

Информационный

 Модуль состоит из одного кадра, на котором представлена интерактивная схема, представляющая классификацию оснований. В том числе, ученику предлагается путём выбора активных зон ознакомиться с видами классификации оснований по кислотности, растворимости в воде, по степени электролитической диссоциации.

http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html

3

Химические формулы оснований 

Информационный

Модуль состоит из трех кадров, включающих текст, схему классификации оснований и таблицы с названиями некоторых оснований. В том числе, ученику предлагается выучить формулы оснований и заряды металлов их образующих путем переноса формул и зарядов ионов металлов в соответствующие ячейки.

http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html

4

Правила техники безопасности при работе с щелочами 

Анимация

Анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce9b-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

5

Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей

Видео

Видео

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb156370-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

6

Типичные свойства нерастворимых в воде оснований

Информационный

Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый  гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений

и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде

http://fcior.edu.ru/card/8236/laboratornaya-rabota-tipichnye-svoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html

7

Лабораторная работа  химические свойства нерастворимых в воде оснований

Информационный

Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде.

http://fcior.edu.ru/card/4816/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-nerastvorimyh-v-vode-osnovaniy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Основания.

Особенности программы под редакцией Новошинского И. И.  состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...

урок в 8 классе "Получение и химические свойства оснований."

работа содержит конспект, пояснительную записку, презентацию и видео опыты к уроку....

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований

урок химии 8 класс                     ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ...

"Химические свойства оснований" ("Нигезләрнең химик үзлекләре")

Разработка урока по химии на тему: "Химические свойства оснований" ("Нигезләрнең химик үзлекләре")...

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ИХ ПОЛУЧЕНИЕ

Презентация содержит объяснение последовательной записи уравнений реакций по данной теме, видеофрагмент и тест....

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"...