Химия вокруг нас
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Игнатьева Светлана Владимировна

Внеклассное мероприятие, разработанное с целью расширения кругозора учащихся. Может быть использовано как внеклассное мероприятие по химии во время проведения декады естественных наук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_vokrug_nas.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

ХИМИЯ ВОКРУГ НАС

 Цель: расширить кругозор учащихся о функциях соединений пригодных для жизнедеятельности человека;  углубить знания о зубной пасте, моющих средствах и показать учащимся, что в бытовой жизни люди используют предметы, которые состоят из химических веществ.

Форма:  фронтальная,  групповая

Тип:  дискуссия

Подготовка: написать опорные конспекты для работы учеников в группах по темам:

1. «Зубная паста»  

2. «Моющие средства»

3. «Волшебные ароматы»

4. «Продукт этикетка»

Оборудование, пособие: тюбики зубной пасты, этикетки от консервированных продуктов, емкости из-под моющих средств.

Ход работы:

Ученики разбиваются на 4 команды и выбирают капитана. Каждой команде предлагается самостоятельно изучить одну из четырех тем по заранее  подготовленным конспектам. Затем капитаны команд выступают с подготовленной темой. Каждая команда слушает внимательно и отвечает на вопросы.

Вопросы к размышлению:

  1. На тюбике  пасты «Пепсодент плюс» указан состав: монофосфат натрия, оксид алюминия, оксид титана ,лаурилсульфат натрия, вкусоароматические вещества сахарин, бензойная кислота. Обьясните функцию каждого компонента?
  2. При неправильном уходе за ротовой полостью зубы становятся очень чувствительными к горячему и холодному, но эти ощущения проходят через два дня, если чистить зубы, содержащей фтор, пастой. Как объяснить данный факт?
  3. Почему жирную кожу, склонную к воспалительным процессам, не рекомендуют слишком часто мыть водой с мылом, хотя мыло хорошо удаляет кожный слой сала и обладает антисептическим действием.

(Верхний слой кожи рн=5,5 Препятствует проникновению болезнетворных бактерий в более глубокие слои кожию Частое умывание мылом снимает уровень рН, который  уменьшает защитную функцию)

  1. Во время ВОВ когда был дефицит мыла, люди мыли волосы, процеженными настоями древесной зоны. Почему? (Зола содержит карбонат калия, который распадается с образованием щелочи, осаждается карбонат – ион нерастворимыми ионами кальция и магния).
  2. Учащиеся получают списки с вредными веществами, закодированными буквами «Е» и этикетки от упаковок различных продуктов. Определить какие вещества добавлены в продукты. Дать анализ с точки зрения вреда для организма человека.

                   

Приложение.

 Опорные конспекты

ТЕМА «Зубная паста»

Вы проснулись утром и идете чистить зубы. По статистике только 3% людей не склонны к заболеванию – негроидная раса. Образование молочной кислоты резко снижает рН слюны от 7 до 4,5. При такой кислотности разрушение эмали ускоряется, значит надо чистить зубы.

Зубная паста – многокомпонентная система

1.Абразивные вещества – карбонат кальция СаСО3, гидрокарбонат кальция Са(НСО3)2, оксиды кремния, алюминия, титана SiO2, Al2O3, TiO2. Выполняют механическую чистку зубов от налета.

2.Связующие компоненты – вещества, выделяемые из морских водорослей. Используют для превращения абразивных веществ в стойкую пасту.

3.Загустители (глицерин, сорбит). Используют для получения пластичной массы, сохраняем влагу, улучшает вкусовые качества.

4.Пенообразователи – ПАВ. Например, лаурилсульфат натрия

5.Антисептики – формальдигид, хлорированные  фенолы,  бензойная  кислота. Устраняют микробы.

6.Соединения фтора укрепляют ткани зуба.

ТЕМА   «Моющие  средства»

Одним из древнейших моющих средств известных даже первобытным людям была зола растений, которая состоит в основном из карбоната калия. Древние греки  гигиенических целях использовали оливковое масло, к которому иногда добавляли песок. Масло растворяет кожный жир с осевшей на ней пылью, а позднее стали смешивать золу и масло. При нагревании этой смеси образуется жидкое мыло, обеспечивающее высокую эффективность.

Археологи установили, что 6 тысяч лет назад уже существовало отлаженное производство мыла. Однако, мыло полностью завоевало мир гораздо позже. Еще в средние века некоторые народы использовали в гигиене пищу, глину, яичную муку. В настоящее время используют высшие карбоновые кислоты и глицерин. Моющее действие яичка состоит в строении солей жирных кислот. Их молекулы состоят из двух частей: 1.гидрофобной – водоотталкивающей, 2. Гидрофильной – «любящей» воду.

Гидрофобная частица проникает в загрязнение, вследствие чего каждая частица окружается гидрофильными частицами. Гидрофильная часть молекулы моющего средства вместе с грязью отрываются от поверхности ткани и переходят в водную среду.

ТЕМА «Волшебные ароматы»

Несколько столетий назад благовония были в моде лишь по одной причине: Считалось, что частые омывания тела вредны для здоровья. Например, Король Людвиг Х1V за 78 лет мылся 4 раза.

В современном мире выделяют два вида дезодорантов, которые состоят на 99% из спирта.

1.дезодоранты, которые тормозят продукты метаболизма, выходящие вместе с потом.

2.дезодоранты, которые часто подавляют выделение пота (соли железа, цинка, алюминия).

Аэрозольные дезодоранты содержат сжиженные газы.

ТЕМА: Продуктовая этикетка

Что же представляет собой пища? Ее состав, казалось бы, прост: белки, жиры, углеводы, вода, витамины. Но читали ли вы когда-нибудь этикетки на упаковках всех  этих "вкуснятеней"? Сплошные буквы "Е". Что же за чудо такое, эти буквы «Е»?

Е 100-182 красители

Е 200 – 299 консерванты (соль, уксусная кислота, сахар не входят)

Е 300 -399 вещества, замедляющие процессы брожения, окисления в продуктах питания.

Е 400 – 499 стабилизаторы, обеспечивают длительную сохранность консистенции.

Е 500 – 599 эмульгаторы, позволяют равномерно распределять дисперсные частицы  в среде,  поддерживать такие эмульсии, как растительное масло, пиво, нектары без образования осадка.

Е 600 – 699 ароматизаторы, усиливают и придают вкус

Е 900 – 999 антифламинги, препятствуют слеживанию муки, сахарного песка, а также образованию пены в напитках.

Многие вещества, закодированные буквами «Е» опасны для здоровья человека.

                        

Resource id #1604

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"

Форма проведения:  Интеллектуальная игра по химии  между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...

Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  лит...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"

Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется  умение прав...

Элективный курс по химии для 11 класса "Химия вокруг нас"

Данный  курс для 11 класса  по химии рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) учебного времени, из них 1 час резервное время....

Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс...

Авторская программа элективного курса по химии для 8 класса "Химия вокруг нас"

Программа курса “Химия вокруг нас” предназначена для учащихся 8 класса. Содержание программы закладывает основы для восприятия базового курса химии с позиции экологической проблематики, сп...

Кружок по химии по теме:"Химия вокруг нас"

Рабочая программа кружка для 9 и 11 классов включает содержание и тематическоо планирование...