Классы неорганических веществ
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме

Елбаева Изабелла Кимовна

Разработка к уроку по теме "Классы неорганических веществ- обобщение". Предложенный материал адаптирован для учащихся с нарушениями слуха в коррекционных школах I-II вида и состоит из: 1) Разработка урока  2) Презентация к уроку  3) Интерактивные задания для закрепления 4) Упражнения для домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Химия 9 класс806.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ Школа — интернат для глухих и слабослышащих детей.

Учитель: Елбаева Изабелла Кимовна

Класс: 9

Урок по теме

«Обобщение  знаний об основных классах неорганических веществ»

Цель урока: Обощить и систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ.

Задачи урока:

        образовательные — обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, терминологии и  номенклатуре классов неорганических соединений; совершенствовать навыки составления формул сложных веществ по названиям и названий по формулам.

        развивающие — содействовать формированию умений наблюдать, сравнивать, анализировать; содействовать развитию памяти и логического мышления; развивать внимание при составлении химических формул и определении класса веществ; осуществлять самоконтроль и самооценку.

        воспитательные -  способствовать формированию устойчивого интереса к предмету через выполнение опытов; создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся.

        коррекционные — закреплять дежурный звук (т), следить за слитностью речи

Тип урока: повторительно-обощающий.

Методы: словесные слухо-зрительные, наглядные, практические

Оборудование и реактивы:  Слайды, интерактивные задания, пробирки, пипетки, лабораторное стекло,

                                   Индикатор — лакмусовая бумажка, кислота, щёлочь, вода.

Условные обозначения: фразы, подаваемые на слух

ХОД УРОКА:                1. Организационный момент  (5 мин)

        Учитель: / - Сегодня на уроке будем работать над звуком (т) и следить              Развитие слуховой

за слитностью речи. Говорите понятно, слитно, следите за ударением в словах.                функции

  • Какой у вас дежурный звук ?   Скажем  вместе  ........
  • Как мы будем говорить ? Скажи, ….....
  • Сейчас мы будем выпонять речевую зарядку со звуком (т)
  • Что будем делать? Скажи, …...Скажем вместе....

Речевая зарядка: - Послушайте, как я скажу....                                                   Коррекция

  • ...Состоят из кислотных остатков                            произносительных

…Состоят из гидроксид-ионов                                навыков через

...Состоят из атомов водорода                                подрожание на

...Состоят из атомов кислорода.   Скажи......                слухо-зрительной

  • Я скажу предложение:                                                        основе

Соли состоят из металлов и кислотных остатков

Основания  состоят из гидроксид-ионов

Кислоты состоят из атомов водорода

Оксиды состоят из атомов кислорода. Повторим вместе.....

  1. Актуализация знаний (15 мин)

Ребята, сегодня тема нашего урока «Классы неорганических соединений».            Развитие речевого

/ - Какая тема урока ?  Узнай у …..... Скажем вместе …....                                слуха

Мы будем составлять  формулы разных сложных неорганических веществ и давать им названия.

Для этого мы можем воспользоваться таблицей классов неорганических веществ. Приложение 1.

Давайте вспомним основные понятия и определения.

Предлагаю три задания :

  • Дописать схему  и объяснить её (на интерактивной доске)            Личностно-ориентированная
  • Письменно составить 2 примера оснований (на доске)                        направленность.
  • Устно : Какие вещества называют кислотами? Пример                        Ситуация выбора
  • Кто хочет работать со схемой? / - Я хочу работать со схемой
  • Кто хочет работать письменно? / - Я хочу работать письменно        Коррекция устной речи
  • Кто хочет ответить устно? /  - Я хочу ответить устно
  • Что мы делали? / - Мы проверяли домашнее задание

                                3. Закрепление ( 20 мин)

Сегодня мы поедем в гости в город  «Химические вещества» в гости к дружным братьям, которых зовут:

ОКСИДЫ, ОСНОВАНИЯ, КИСЛОТЫ, СОЛИ. На этот город напал злой волшебник и все вещества перепутал. Помогите братьям составить формулы веществ и распределить их по классам, чтобы братья могли вернуться домой.

        -     Скажите, как назывался этот город?  Скажем вместе …..

  • Послушайте задание: Составить формулы  и определить класс соединений    Развитие речевого
  • Что  надо сделать? Скажи ….                                                                слуха

Задание 1  на слайде: Ребята по очереди подходят к доске, составляют формулы

                           и определяют класс соединений. Проверяют правильность.                 Практический

        - Мы помогли дружным братьям вернуться домой ?  Ответ …...                           метод

Задание 2 на слайде: - Ребята, нам надо соединить   название вещества и  его формулу.

                                           Если всё сделаем правильно, получим картинку.        Развитие

          Подходят по очереди к доске и соотносят названия и формулы                                логического

  • О чём говорят эти картинки?                                                                  мышления и

/ - Нельзя лить воду в кислоту. Кислота может выплеснуться из пробирки            творческих

/ - Если кислота или щёлочь попадут на кожу, может образоваться ожог      способностей.

Братья снова просят им помочь. Они перепутали пробирки и потеряли  этикетки.         Описывание

Давайте им поможем, но сначала вспомним правила техники  безопасности.                   иллюстраций -

                 / - Кто хочет рассказать?                                                          развитие

Правила:  1.Нельзя пробовать вещества на вкус                                                        монологической

  1. Наливать вещества в пробирку осторожно                                        
  2. Не спешить, слушать инструкцию учителя.

Задание 3: Распознать с помощью индикаторной лакмусовой бумаги каждое из трёх веществ

               (щёлочь, кислоту и воду).

  • Что надо сделать? / - Определить в какой пробирке кислота, щёлочь или вода
  • Возьмите пробирку №1 и пипетку, капните каплю на индикатор.                             Исследовательский

Что вы увидели? / - Мы увидели, что лакмус окрасился в …..   цвет,                        метод.

  •  значит в это пробирке находится …..                                                        Развитие
  • Возьмите пробирку №2 и №3 и проделайте такой же опыт                                 слуховой функции

                                4. Итоги урока (5 мин)                                                

        Мы помогли дружным братьям и доказали, что можем составлять химические       Личностно-

        формулы, давать названия веществам и различать их по свойствам.                         ориентированный

  • Оценивание работы учащихся на уроке                                                        подход
  • Домашнее задание: составить формулы (индивидуально каждому) Приложение 2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)

Контрольная работа  по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...

Мини-пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» (8 класс)

Мини - пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» предназначено для организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроке, а также для индивидуальной работы с «отстающими»...

Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают  выводы о принадлежности веществ к тому...

Упражнения по химии для 8 класса по теме "Классы неорганических веществ" на сервере LearningApps: http://learningapps.org/display?v=pub4xch9t

Упражнения по химии для 8 класса  на сервере LearningApps http://learningapps.org/display?v=pub4xch9t...

Пров. раб. "Важнейшие классы неорганических веществ" 8 класс

Раздаточный материал для пров. работы. Цель: проверка умений  определять формулы оксидов, кислот, оснований, солей; знание номенклатуры....

"Основные классы неорганических веществ, генетическая связь основных классов"

В работе зданы адачи и упражнения по теме "Основные классы неорганических соединений", "Генетическая связь неорганических соединений" по программе основного, среднего образования и требованиям федерал...

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2)  "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"Выполнение задания «мысл...