Главные вкладки

    Валентность.Составление формул по валентности. Разработка урока.
    план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме

    Колесова Татьяна Юрьевна

    Методическая разработка урока по химии в 8 классе коррекционной школы 6 вида, с использованием методики "Sandplay".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Валентность. Составление формул по валентности.

    Цель урока: способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ

    Планируемые результаты обучения:

    1. Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
    2. Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.

    Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность.

    Оборудование: шаростежневые модели атомов, пластмассовые ящики с песком, инструктивные карты обучающихся, компьютер, проектор.

    Ход урока

    I.Организационный момент.(2 мин.)

    Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Присаживаться могут те, кто назовёт по одному внешнему признаку химической реакции!

    II.Проверка домашнего задания.(6 мин.)

    Совсем недавно мы с вами изучили символы химических элементов, учились писать формулы и сейчас я предлагаю проверить ваши знания в игре «Химический тир», для этого разделимся на две команды: Саша и Никита пройдут к монитору, они будут «техническими исполнителями», напоминаю правила игры-перед вами всплывают пять мишеней, но только на одной правильное изображение, именно в эту мишень вы должны выстрелить! (Игра «Химический тир») Резко зажмурьте глаза и откройте!

    III.Сообщение темы и цели урока.(2 мин.)

    Тема нашего урока «Валентность. Составление формул по валентности.» Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока! Запишите в тетрадь дату и тему урока.

    IV.Объяснение нового материала. (20 мин.)

    – До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.

    Задание: помогите мне, с помощью ваших карточек, записать формулы соединений водорода и хлора, водорода и кислорода, азота и водорода, углерода и водорода. Сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.

    Беседа с учащимися:

    – Что общего в составе молекул?

    Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.

    А чем они отличаются друг от друга, мы ответим позже! Сейчас я предлагаю вам необычный фрагмент урока, он называется «Сенд-плэй», это английское слово, может кто-то переведёт? (Игра с песком).

    Пройдите к столу, в этих ящиках спрятан сюрприз, но прежде чем мы доберёмся до него, давайте  « поскользим»  ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения ,выполните те же движения, поставив ладонь на ребро,“пройдитесь” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы, поиграйте по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. А теперь погрузитесь руками в песок и нащупайте «сюрприз», не доставая ничего попробуйте догадаться: Что это? Протрите руки влажными салфетками и соберите модели HCl , H2O, NH3, CH4.Работаем в парах.

    Предлагаю вернуться к вопросу, а чем же отличается состав этих молекул?

    Предполагаемый ответ:

    • HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
    • H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
    • NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
    • CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.

    Возникает проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?(Выслушиваем варианты ответов учащихся).

    Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью.( На доску прикрепить карточку с термином) Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила. Обратите внимание на орфограммы этого слова, они подчёркнуты! Нужно будет записать новый термин в словарик. Откройте учебник на странице 32, найдите определение, прочтите вслух.

    Валентность обозначается римскими цифрами.

    Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.

    Я раздаю вам алгоритм определения валентности и мы пробуем применить его на практике:( учитель работает у доски)

    Алгоритм определения валентности.

    Алгоритм определения валентности

    Пример

    1. Запишите формулу вещества.

    H2S, Cu2O

    2. Обозначьте известную валентность элемента

    I
    H
    2S,

              II  
    Cu
    2O

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

       2
    I
    H
    2S

        2
           II
    Cu
    2O

    4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

      2
    I   II
    H
    2S

       2
    I     II
    Cu
    2O

    5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

    I   II 
    H
    2S
    (2=2)

    I     II
    Cu
    2O
    (2=2)

    V.Закрепление.(4 мин.)

    В течение четырёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

    • Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
    • Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
    • Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

    Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.

    VI. Подведение итогов урока.(5 мин.)

    Наш урок подходит к концу, у вас есть возможность сделать самооценку своей деятельности на уроке. Вам предлагается “Мишень эффективности”.

    Отметьте свои знания по новой теме, отметив на рисунке буквой своего имени соответствующий сектор.

    Беседа с учащимися, на следующем уроке мы продолжим изучение этой темы и сравним результаты «Мишени эффективности»

    • Какую проблему мы поставили в начале урока?
    • К какому выводу мы пришли?
    • Дать определение “валентности”.
    • Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
    • Достигли цели урока?

    Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

    VII. Домашнее задание:(1 мин.) § 11-12, стр. 32–34, упр.4 на стр.37.



    Предварительный просмотр:

    Sand-play.

    Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.
    Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы.

    Независимо от возрастной направленности, пескотерапия помогает:
    - развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
    - развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;
    - тренировать мелкую моторику рук;
    - гармонизировать психоэмоциональное состояние;
    - формировать установку на положительное отношение к себе.

    Познавательные игры на песке.
    1. Знакомство с окружающим миром.
    Дикие и домашние животные, насекомые, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт.
    2. Географические игры.
    Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
    3. Фантастические игры.
    В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса.
    4. Исторические игры.
    Только в песочнице ребенок может все сам построить и проиграть, став участником исторических событий.
    5. Игры-экскурсии по городу.
    Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние на образ мыслей и жизни жителей. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти события можно разыгрывать на песке.



    Предварительный просмотр:

    Алгоритм определения валентности

    Пример

    1. Запишите формулу вещества.

    H2S, Cu2O

    2. Обозначьте известную валентность элемента

    I
    H
    2S,

              II  
    Cu
    2O

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

       2
    I
    H
    2S

        2
           II
    Cu
    2O

    4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

      2
    I   II
    H
    2S

       2
    I     II
    Cu
    2O

    5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

    I   II 
    H
    2S
    (2=2)

    I     II
    Cu
    2O
    (2=2)

    Алгоритм определения валентности

    Пример

    1. Запишите формулу вещества.

    H2S, Cu2O

    2. Обозначьте известную валентность элемента

    I
    H
    2S,

              II  
    Cu
    2O

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

       2
    I
    H
    2S

        2
           II
    Cu
    2O

    4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

      2
    I   II
    H
    2S

       2
    I     II
    Cu
    2O

    5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

    I   II 
    H
    2S
    (2=2)

    I     II
    Cu
    2O
    (2=2)

    Алгоритм определения валентности

    Пример

    1. Запишите формулу вещества.

    H2S, Cu2O

    2. Обозначьте известную валентность элемента

    I
    H
    2S,

              II  
    Cu
    2O

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

       2
    I
    H
    2S

        2
           II
    Cu
    2O

    4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

      2
    I   II
    H
    2S

       2
    I     II
    Cu
    2O

    5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

    I   II 
    H
    2S
    (2=2)

    I     II
    Cu
    2O
    (2=2)

    Алгоритм определения валентности

    Пример

    1. Запишите формулу вещества.

    H2S, Cu2O

    2. Обозначьте известную валентность элемента

    I
    H
    2S,

              II  
    Cu
    2O

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

       2
    I
    H
    2S

        2
           II
    Cu
    2O

    4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

      2
    I   II
    H
    2S

       2
    I     II
    Cu
    2O

    5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

    I   II 
    H
    2S
    (2=2)

    I     II
    Cu
    2O
    (2=2)

    Алгоритм определения валентности

    Пример

    1. Запишите формулу вещества.

    H2S, Cu2O

    2. Обозначьте известную валентность элемента

    I
    H
    2S,

              II  
    Cu
    2O

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

       2
    I
    H
    2S

        2
           II
    Cu
    2O

    4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

      2
    I   II
    H
    2S

       2
    I     II
    Cu
    2O

    5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

    I   II 
    H
    2S
    (2=2)

    I     II
    Cu
    2O
    (2=2)

    Алгоритм определения валентности

    Пример

    1. Запишите формулу вещества.

    H2S, Cu2O

    2. Обозначьте известную валентность элемента

    I
    H
    2S,

              II  
    Cu
    2O

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

       2
    I
    H
    2S

        2
           II
    Cu
    2O

    4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

      2
    I   II
    H
    2S

       2
    I     II
    Cu
    2O

    5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

    I   II 
    H
    2S
    (2=2)

    I     II
    Cu
    2O
    (2=2)



    Предварительный просмотр:

    Валентность



    Предварительный просмотр:

    Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

    NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

    Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

    MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

    Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

    N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

    Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

    NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

    Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

    MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

    Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

    N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

    Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

    NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

    Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

    MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

    Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

    N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

    Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

    NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

    Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

    MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

    Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

    N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

    Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

    NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

    Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

    MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

    Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

    N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

    Репродуктивный уровень (“3”).Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

    NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

    Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

    MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

    Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

    N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задания к уроку "Составление химических формул по валентности"

    Предлагается схема составления бинарных соединений, номенклатура....

    Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"

    познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте...

    Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

    План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

    Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

    Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...

    Методическая разработка по теме «Разработка урока музыки по технологии АМО в условиях внедрения ФГОС»

    В рамках современных подходов к образовательному процессу одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить, проявить и развить то, что в них самих заложено, спос...

    презентация "Составление формул по валентности"

    даннае презинтация к уроку химии в 8 классе , тема "Составление формул по валентости"....

    урок химии 8 класс составление формул по валентности

    Урок химии в 8 классе , по теме "Составление Формул по валентности"...