Урок химии в 10 классе "Свойства предельных одноатомных спиртов"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Панюкова Надежда Павловна

Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время. Практика использования ИТ подтвердила, что интерес к предмету у учащихся повысился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_spirtov.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Большелуг

Тема:

Свойства предельных одноатомных спиртов

Урок химии в 10 классе

Панюкова Надежда Павловна

 учитель химии и биологии МОУ «СОШ»

 с.Большелуг Корткеросского района

 Республики Коми

2013год

                   

Данный урок разработан с использованием информационных технологий (ИТ).

  Важной задачей является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания,  собирать необходимую информацию.

   Информационные технологии относятся к классу технологий, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.

    Главной отличительной особенностью ИТ обучения является использование компьютера в качестве комплексного средства обучения.

   Современные компьютерные технологии позволяют:

- использовать видеофрагменты, анимации с их остановкой, анализом, комментарием.

- многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения.

 - автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок.

Для информационной поддержки урока используются материалы:

1.Коллекция единых цифровых образовательных ресурсов.

2.Диски «Открытая химия», «Виртуальная лаборатория».

3.Электронный ресурс Просвещение».

4.Презентации учащихся, материалы других химических сайтов и др.

Эти материалы можно использовать на любом этапе урока. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время.

Практика использования ИТ подтвердила, что интерес к предмету у  учащихся повысился.

Тема урока: Свойства предельных одноатомных спиртов».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи:

- получение новых знаний по теме «Спирты: физические и химические свойства».

- развитие познавательной активности учащихся, навыков самостоятельной работы, умения анализа , обобщения и систематизации учебной информации.

- воспитание аккуратности при выполнении лабораторной работы, соблюдения правил ТБ.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация к уроку, видеофрагменты из коллекции Единых цифровых ресурсов (ЕЦОР), флэш-анимации .Дидактический материал: тесты, проверочные работы; для лабораторной работы: образцы этилового, пропилового, бутилового спиртов, спиртовка, медная проволока; для демонстрационного опыта-куриный белок.

Ход урока:

1.Организационный момент – организация учащихся на урок, определение темы и задач урока.

2.Повторение материала прошлого урока:

- фронтальная работа: номенклатура предельных одноатомных спиртов, изомерия предельных одноатомных спиртов (флэш-объекты из ЕЦР №1706 и №1707).

- проверочная работа ( приложение1 ).

3.Изучение нового материала.

а) физические свойства спиртов: (работа в малых группах – выполнение лабораторной работы): агрегатное состояние, запах, растворимость в воде.

На столах учащихся образцы спиртов, вода, табл. №9 из учебника (стр. 142).

- водородная связь в спиртах (флэш-анимация №125355 из ЕЦОР)

б) действие спиртов на организм: (приложение №2), демонстрационный опыт (действие этилового спирта на куриный белок), выступление учащегося.

в) Химические свойства спиртов (работа в парах)

1) Взаимодействие с металлическим натрием (проявление кислотных свойств): видеофрагмент №33724 ЕЦОР, табл.10 из учебника ( стр.151 ), лаб. опыт (прложение3).

2) Окисление спиртов:

- горение (видеофрагмент №54506 ЕЦОР)

- окисление оксидом меди (2) – лаб. опыт 2 ( приложение3)

3) Взаимодействие с галогенводородом (видеофрагмент №33667 ЕЦОР, табл.10 учебника)

4)  Дегидратация предельных одноатомных спиртов :

- внутримолекулярная

- межмолекулярная (лаб. опыт, табл.10 учебника)

4. Первичная проверка знаний. Делаются выводы, выполняется индивидуальная самостоятельная работа (приложение 4).

5. Рефлексия.

-что узнали нового, значимого для себя.

- в чем испытали затруднения?

6. Домашнее задание: выучить свойства спиртов, выполнить №3,5 параграф 24, составить синквейн слово «спирты».

                                          Приложение 2

Ответьте на вопросы

1.Как изменяются физические свойства предельных одноатомных спиртов в гомологическом ряду с увеличением молекулярной массы?

2.Почему среди спиртов нет газообразных веществ, а только жидкости и газы?

3.Чем объясняется растворимость спиртов в воде?

Действие спиртов на организм

Этиловый спирт на человека оказывает ярко выраженное и очень быстрое наркотическое воздействие. Мгновенно проникая через слизистые ткани рта в кровь и далее мозговые ткани, спирт вызывает ощущение теплоты (расширяются кровеносные сосуды, понижается давление крови) и успокоения, снимает заторможенность и контроль над речью. Некоторым от приема спирта хочется спать. Другие, наоборот, становятся смелыми и начинают буйствовать.

Наркотическое действие этилового спирта объясняется  блокированием нервных центров, отвечающих за поведение человека и насыщением крови углекислым газом, создающим ощущение сытости и благополучия.

При содержании спирта 0,1% в крови человек уже не может управлять автомобилем. При 0,25% алкоголя в крови человек теряет координацию движений, а при 0,35% - происходит полная потеря ощущений, а при 0.4% - наступает смерть.

Степень алкогольной зависимости очень индивидуальна. Особенно опасно действие алкоголя на молодой организм. Еще более опасно употребление спиртного женщинам, ждущим ребенка и кормящим грудью. Статистика показывает, что в будущем ребенок почти наверняка станет алкоголиком.

Алкоголизм – социальная болезнь (сообщение ученика).

 

                                                   Приложение 3

                                          Лабораторная работа

                       Химические свойства этилового спирта

1.Изучение кислотных свойств спиртов

В пронумерованных пробирках находятся щелочь (№1), кислота (№2), вода (№3). Испытайте эти вещества лакмусовой бумажкой. Опустите лакмусовую бумажку в этиловый спирт. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

2. Реакции окисления

- Каков характер горения этанола? Запишите уравнение этой реакции. К какому типу химических реакций относится  горение?

- Сильно накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль на конце медную проволоку. Не давая остыть, опустите ее в стаканчик с этиловым спиртом. Проделайте это несколько раз. Обратите внимание на признаки реакции: а) что произошло с медной проволокой? б) изменился ли запах? Составьте уравнение реакции.

3. Реакции дегидратации

- Вспомните, каким способом получают этилен в лаборатории? Запишите уравнение реакции. Определите ее тип.

- К 1мл спирта добавьте несколько капель Н2SO4 (конц.). Слегка подогрейте смесь. Осторожно вылейте содержимое пробирки в стакан с водой. Обратите внимание на запах. Это диэтиловый эфир (медицинский эфир).

                                                   Литература:

- «Химия 10»,  учебник  под редакцией Н.Е.Кузнецовой, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

- Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе, М., Просвещение, 2009

- Радецкий  А.М.  и др. Дидактический материал по химии для 10-11 классов. Пособие для учителя, М., Просвещение, 2000г.

- Единая коллекция цифровых общеобразовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/regional-collections/      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по химии по теме "Предельные одноатомные спирты"

данную презентацию можно использовать на уроках химии в 9 и 10 классе при изучении темы "Предельные одноатомные спирты"...

презентация по химии по теме: "Предельные одноатомные спирты"

Урок - обобщение разработан для учащихся 10 класса....

Урок по химии на тему: "Предельные одноатомные спирты"

Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько функциональных гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом....

Урок по химии в 10 классе "Предельные одноатомные спирты".

В данном конспекте урока даны способы получения предельных одноатомных спиртов и их химические свойства....

Урок химии в 10 классе "Одноатомные спирты"

Тип урока – урок усвоения нового материала Цель: изучение класса спиртов: их строения, изомерии, номенклатуры, свойств, получения и применения.Задачи:Познавательные: дать учащимся первоначальные ...