Урок по химии в 10 классе "Предельные одноатомные спирты".
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Пестрякова Виктория Ивановна

В данном конспекте урока даны способы получения предельных одноатомных спиртов и их химические свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_himii_v_10_klasse_predelnye_odnoatomnye_spirty.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии в 10 классе

Тема «Предельные одноатомные спирты»

Цель: рассмотреть основные способы получения спиртов и закрепить знания о предельных одноатомных спиртах.

Задачи урока:

Образовательная:  повторить, обобщить знания о предельных одноатомных спиртах. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений химических реакций с участием спиртов, в умении называть спирты по систематической номенклатуре, а также решение задач с участием спиртов. Рассмотреть основные способы получения спиртов. Выявить причины токсичности этилового спирта на клетки, органы и системы органов человека.

Развивающая: развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: развитие кругозора, пропаганда здорового образа жизни.

Тип урока:

Оборудование и реактивы: диск «Уроки Кирилла и Мефодия», этиловый спирт, куриный белок, косметические изделия, настойка йода, настойка зелёнки, сироп корня солодки, бальзамы для наружного и внутреннего применения на основе этилового спирта, крема для рук, лосьоны для лица, одеколоны, духи, туалетная вода.

План урока:

1.Организационный момент, проверка домашнего задания.

2.Химический диктант.

3.Получение спиртов.

4.Получение бутанола -1 и бутанола -2.

5. Применение спиртов.

6. Самостоятельная работа по вариантам.

7. Действие этанола на организм.

8.Домашнее задание.

Литература:

1.Химия. 10 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2001. – 304с.: ил.

2.Настольная книга учителя химии.

3. Сборник задач и упражнений для средней школы.

4. Дополнительный материал взят из Интернета.

Ход урока

I.Организационный момент.

Уч-ль: Здравствуйте…!.Садитесь.

На прошлых  уроках мы с вами изучили состав, строение, номенклатуру, изомерию и химические свойства спиртов. На доске из домашней работы выполнить упражнения № 6и № 8 из §17. К доске пойдут двое…..Пока двое учеников работают на доске следующий работает с классом. Для него следующее задание: написать изомеры для спирта состава С6Н13ОН и назвать их (изомеры: углеродного скелета, положения функциональной группы, межклассовый изомер). К доске пойдёт…..

Проверка выполненных упражнений на доске и оценивание результатов.

II.Диктант со взаимопроверкой.

1.Что такое спирты?

2.Функциональная группа спиртов.

3. Общая формула гомологического ряда спиртов.

4.За счёт какой связи происходит растворимость низших спиртов в воде?

5. по строению углеводородного радикала пропен – 2 –ол -1 относится к спиртам ….

6.При взаимодействии спирта с щелочными и щелочноземельными металлами разрывается связь….

7. Первичные спирты окисляются в……

8. Взаимодействие спиртов с галогеноводородами идёт по связи …

9. По числу гидроксильных групп пропандиол -1,3 относится к спиртам….

10. Агрегатное состояние спиртов , которые в своём составе имеют 12 и более атомов углерода.

Уч-ль: Обменяйтесь  диктантом с соседом по парте и проверьте его.

  1. Это органические вещества, углеводородный радикал, которых связан с 1 или несколькими  гидроксильными группами.
  2. ОН, гидроксильная группа.
  3. СnН2n+1ОН.
  4. Наличие водородной связи.
  5. Непредельный спирт.
  6. Связь О-Н.
  7. Альдегиды.
  8. Связь С-О.
  9. Двухатомный спирт.
  10.  Твёрдые вещества.

Уч-ль: За каждый правильный ответ выставляете 1 балл. Оцените свои диктанты.

9 – 10 баллов – оценка «5»

7 – 8 баллов – оценка «4»

5 – 6 баллов – оценка «3»

< 5 баллов – оценка «2»

III. Изучение нового материала.

Уч-ль: Как же получают спирты? Для этого просмотрим и разберём видеофрагмент «Получение спиртов».

(диск «Уроки Кирилла и Мефодия»), работа с учебником: стр. 148 «Способы получения спиртов».

Получение спиртов

  1. Гидролиз галогеноалканов

С2Н5Cl + NaOH →C2H5OH + NaCl

                                этанол

  1. Гидратация алкенов (присоединение воды по месту разрыва  π –связи).

(пишит ученик на доске).

CH2 = CH2 + H2O → CH3 – CH2 – OH

   этен                                 этанол

CH2 = СН – СН3 + Н2О → СН3 – СНОН – СН3

      пропен                                         пропанол – 2

  1. Гидрирование альдегидов и кетонов

                       

Н3С – СН2 – СОН + Н2 → СН3 – СН2 – СН2 – ОН

 пропаналь                          пропанол – 1

альдегид → первичный спирт

СН3 – СО – СН3 + Н2 → СН3 – СНОН – СН3

пропанон                       пропанол – 2

кетон → вторичный спирт

  1. Окисление алкенов

CH2 = CH2 + [O] + Н2О → НО – СН2 – СН2 – ОН

Этен                                   этандиол -1,2 (эиленгликоль)

  1. Специфические способы получения спиртов

а) получение  метанола

С + Н2О → СО + Н2

                   синтез – газ

СО + Н2О → СН3 – ОН

                     метанол ( древесный спирт)

б) брожение глюкозы

С6Н12О6 → 2С2Н5ОН + 2 СО2

Глюкоза

Уч-ль: Задание классу. Получить бутанол -1 и бутанол – 2. Работа проводится на доске.

1) СН3 - СН2 - СН2 - СН2 - CI + NaOH → СН3 – СН2 – СН2 –СН2 – ОН + NaOH

                                    О                           бутанол -1

                                  //                

2) СН3 - СН2 - СН2 – С + Н2 → СН3 – СН2 – СН2 –СН2 – ОН

                                 \Н                            бутанол -1

3) СН3 - СН2 - С – СН3 + Н2 → СН3 - СН2 - СH – СН3

                        ||                                             |

                       О                                            ОH

                                                               бутанол -2

4) СН3 - СН = СН – СН3 + Н2О → СН3 - СН2 - СH – СН3

                                                                            |

                                                                           OH

                                                                бутанол -2

Применение спиртов

Уч-ль: Где применяют спирты? Чтобы ответить на этот вопрос просмотрим и разберём видеофрагмент «Получение спиртов» (диск «Уроки Кирилла и Мефодия») и дополнительные сообщения по данному разделу. Работа с учебником на стр. 152.

Этанол применяется для изготовления различных бальзамов, настоек, кремов, лосьонов. Диметилкетон (ацетон) – это жидкость для снятия лака.

Учитель демонстрирует косметические изделия, настойку йода, настойку зелёнки, сироп корня солодки, бальзамы для наружного и внутреннего применения на основе этилового спирта, крема для рук, лосьоны для лица, одеколоны, духи, туалетную воду.

IV. Закрепление.

Самостоятельная работа.

Вариант 1. Написать уравнения реакций бутанола – 1 а) с натрием; б) с уксусной кислотой; в) этанолом; г) оксидом меди (II).

Вариант 2. Написать уравнения реакций бутанола – 2 а) с калием; б) с пропионовой кислотой; в) пропанолом - 1; г) оксидом меди (II).

        Действие этанола на организм.

Уч-ль: Какое действие оказывает этанол на организм человека?

Демонстрационный опыт «Денатурация белка под действием этанола».

В стакан налить яичный белок и добавить несколько миллилитров этанола или водки.

Уч-ль: Что вы наблюдаете?

Происходит денатурация белка (белок сворачивается), белковая молекула разрушается. Такой же процесс происходит в каждой клетке организма при употреблении этилового спирта. Смерть от этилового спирта превышает число смертельных случаев, вызываемых  всеми инфекционными заболеваниями.

Какой же путь прохождения этанола в организме? Обжигая слизистую оболочку рта, глотки, пищевода он поступает в желудок. В отличие от других веществ этиловый спирт быстро всасывается в желудке, часть – в тонком кишечнике и быстро проникает в кровь. Затем спирт с кровью поступает во все клетки организма. Нарушая функции клеток, спирт вызывает их гибель. При употреблении 100 г пива погибает 300 клеток головного мозга, 100 г вина – 500 клеток, 100 г водки – 7500 клеток. В головном мозге спирт обнаруживается в неизменном виде через 20 дней после его применения.

        Алкоголизм опасен как для мужчин, так и для женщин. Но особенно опасен алкоголь для женщины, которая хочет стать матерью. Почему? Через плаценту осуществляется связь между матерью и плодом. Если будущая мама употребляет алкоголь, то развитие плода происходит с аномалиями, т. к. будущий ребёнок постоянно подвергается отравленному действию спирта.

        Исследования учёных показали следующие результаты при наблюдении за 10 семьями алкоголиков в течение 28 лет. Из 57 родившихся в этих семьях детей 25 умерли в возрасте до 1 года, 5 страдали эпилепсией, 5 имели заболевание гидроцеэнцефалия (замещение тканей головного мозга жидкостью), 12 были умственно отсталыми и только 10 – сравнительно здоровыми в физическом и психическом отношении. Вред алкоголя на организм очевиден.

        Домашнее задание.§ 17, стр. 142 – 153, № 8 – 15.

Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии "Одноатомные предельные спирты"

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Однако и обычный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учителя стал...

Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"

Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"...

Урок химии в 10 классе "Свойства предельных одноатомных спиртов"

Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время. Пра...

Урок по химии на тему: "Предельные одноатомные спирты"

Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько функциональных гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом....