Открытый урок по химии 10 класс "Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Дорожко Светлана Михайловна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

     «Школа-интернат №9 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

10 класс

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

«Применение  спиртов. Алкоголизм и его последствия»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И БИОЛОГИИ

Дорожко С.М.

Кинель 2014

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Тема: Применение  спиртов. Алкоголизм и его последствия.

 

Цели урока:

 

Познавательные: изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств; расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.

Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблицы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.

Воспитательные: продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.

 

      Формирование ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых  (видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни)
  • коммуникативных (владеть химическим языком, уметь работать в группе)
  • учебно-познавательных (самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений,  анализа,  обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу)
  • информационной (искать, анализировать, отбирать  необходимую информацию,  преобразовывать ее (составлять таблицу, опорный конспект)

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и реактивы:

Для учителя:

мультимедийный проектор,

 экран, презентация к уроку,

Для обучающихся:

Дидактические материалы для групп

Информационные материалы

Реактивы и оборудование: раствор яичного белка, этиловый спирт, чистые пробирки

Спиртсодержащие медицинские препараты (1 группа), средства бытовой химии (2 группа);

Овощи, фрукты, материалы, из которых можно получить этиловый спирт - виноград, картофель, древесные опилки (3 группа)

Вещества и материалы, которые могут быть получены из этилового спирта - уксусная кислота, резиновые изделия (4 группа)

«Творец,

Ты человеку клад вручил,

Но он, глупец, богатства те

Напрасно расточил…»

 

Дж. Герберт

 

Ход урока:

 

  1. 1.  Организационный этап
  2. 2.  Ориентировочно-мотивационный  этап.

Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые  Вы видите на своих столах. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, резиновые изделия, уксусная кислота

Как Вы думаете, что их объединяет?

 

Предполагаемые ответы обучающихся:                                                   Запасной вариант:

1,2 группы: Наличие спирта в составе предложенных  парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии

Достаточно правильного ответа хотя бы в одной группе, учащимся других групп (если нет ответа) можно предложить ответить на этот вопрос в конце урока.

(слайд 1)

3 группа: нам предложены вещества и материал, для получения которых  можно использовать спирты

4 группа: из картофеля, винограда, древесных опилок можно получить спирт

 

 

Учитель:                                                                               Ученики:

- Так о чём же пойдет речь сегодня на уроке?

О  спиртах

 

- Давайте вспомним, что нам известно об этом классе  органических соединений, а, значит, какие знания на сегодняшнем уроке будут опорными.

- Обратимся к схеме, которая представлена на доске:

состав – строение – свойства – применение

 

Учащиеся вспоминают,  какой материал был изучен на предыдущих уроках и  формулируют тему сегодняшнего урока (слайд 2)

(Применение спиртов)

 

           

Учитель предлагает записать тему урока в  план-конспект урока.

 

Тема урока: Применение спиртов

Учитель:                                                                                Ученики:

Итак, сегодня на уроке вам предстоит:

- установить взаимосвязь между применением спиртов и их свойствами.

 

 - выяснить области применения спиртов

III.

 3. Операционно-исполнительский и исследовательский этап.

Справка:

мировое производство

 

СН3ОН  - 30 млн. тонн в год (настоящее время)

С2Н5ОН - 240 млн. тонн  (слайд 3)

- Вам известно, что обе эти жидкости токсичны, зачем производить так много яда?

 

 

3.1 Работа с текстом учебника.

 

- Рассмотрите схему 7 на стр.152, прочитайте текст учебника на стр. 151-152, спиртосодержащую продукцию  и заполните таблицу

«Применение спиртов»  

 

Области применения

Свойства

1. Химическая промышленность

Химические свойства

А) взаимодействие с карбоновыми кислотами - получение эфиров

Б) получение алкадиенов(р. Лебедева) – каучука – резины

В) производство уксусного альдегида - уксусной кислоты

2. Медицина

Растворитель, дезинфицирующее средство

3. Парфюмерия

Растворитель, дезинфицирующее средство

4. Топливо (горючее для двигателей

внутреннего сгорания)

Горит, высокое октановое число горючей смеси

Р.горения:

5. Пищевая промышленность

(изготовление спиртных напитков)

?  ?  ?

[ разрыв – несоответствие]

Заполняют таблицу

Проверка ( слайд 4)  и обсуждение

Самопроверка

Учитель помогает ученикам увидеть проблему (подводит к ней) и предлагает  ее сформулировать.

Проблема:

Огромные масштабы производства и употребление  населением всего мира токсичного вещества (слайд 5)

 

 3.2 Алкоголизм и его последствия

3.2.1 Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком (слайд 6)

Почему человек тянется к рюмке? Существуют различные теории, объясняющие употребление алкоголя.

1. Биологическая

Существует 5-7% людей с большим содержанием эндогенного спирта (северные народы). При употреблении алкогольных напитков его количество резко снижается, и организм требует введения спирта извне.

2. Теория неправильного питания

При употреблении пищи, перенасыщенной углеводами, понижается количество эндогенного спирта.

3. Теория социальной псевдоадаптации

В период неблагоприятных изменений в обществе или жизни человека, он старается отгородиться от внешнего мира.

4. Теория эмоционального комфорта

Каждый человек ищет удовольствия: от работы, спорта, культуры, пьянства.

5. Теория удовлетворения потребностей

(физиологические, безопасности, любви, уважения, духовные).

6. Генетическая

У ребенка, пьющих родителей происходят генетические изменения, и не вырабатывается эндогенный спирт.

7. Психологическая

Традиции, устои.

Остановимся подробнее на этом несоответствии.

Цель: 

химическим путем подтвердить  вредное влияние алкоголя на организм человека;

установить последствия злоупотребления алкоголем;

 

 

3.2.2 Учитель предлагает ученикам выполнить задания по группам (4-5 мин)

Работают в группе. Используют предоставленные информационные материалы, учебник по анатомии, справочную литературу.

Ответы учеников

(слайды 7-11)

Каково физиологическое воздействие алкоголя?

На какие системы органов оказывает влияние?

 

 

Ответы учащихся:                                         

1.     1.  Нервная система.

   Алкоголь оказывает возбуждающее действие (первые минуты), затем угнетающее.

-          нервные клетки разрушаются, стареют;

-          распад волокон, связывающих нервные клетки – нарушается взаимодействие мозговых структур;

-          тормозится потребление  О2 клетками, участки мозга испытывают кислородное голодание;

-          понижается активность ферментов, которые катализируют распад АТФ с выделением энергии;

-          нарушается транспортировка ионов Na+, Н+ через мембраны нейронов.

 

 

2. Пищеварительная система.

-          раздражает слизистые оболочки;

-          в желудке всасывается 20 % алкоголя, в тонком кишечнике – 80%;

-          усиленно выделяется желудочный сок с высоким содержанием HCl;

-          повышается кислотность, но мало фермента (пепсина);

-          жиры задерживают алкоголь в желудке, растворяя спирт, вызывая алкогольный гастрит, обострение язвы, изменяет секрецию поджелудочной железы (панкреатит);

-          жировое перерождение печени, её распад;

-          в толстом кишечнике нарушение всасывания витаминов В и С.

 

 

3.Сердечнососудистая система.

Алкоголь отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны. Сокращение сердечной мышцы ослабевают. Изменяет стенки кровеносных сосудов.

4. Репродуктивная система.

Алкоголь повреждает всю половую систему, разрушая кровеносные сосуды, является одной из главных причин бесплодия и выкидышей у женщин, либо рождения нездорового потомства.

Вывод:

Алкоголь вызывает ферментативновитаминную недостаточность,  нарушается обмен витамина В1, развивается симметричное поражение нервов (слабость, дрожание мышц, расстройство сердечнососудистой системы, нарушается репродуктивная функция, поражается генетический аппарат и развивающийся плод).

 

3.2.3    Химическое подтверждение вредного воздействия алкоголя на организм.

  • Демонстрация    «Денатурация под действием спирта»              

Просмотр видеофрагмента о действии крови на спирт

(слайд 12)

Учащиеся отмечают наблюдения  и формулируют вывод.

 

 

 

 

 

 

 

    Вывод: алкоголь вызывает разрушение эритроцитов, тем самым, нарушая газообмен в организме.

  • Лабораторный опыт (слайд 13):

1.    Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

Учащиеся проводят опыт, отмечают наблюдения  и формулируют вывод.

 

Вывод: под действием спирта происходит денатурация белка, т.е. необратимо разрушается его структура и свойства.

3.2.4   Метаболизм спирта. Какие превращения происходят со спиртом в организме?  (слайд 14)

От 70 до 95 % алкоголя окисляется в печени.

CH3COH  - ацетальдегид (в 10-30 раз токсичнее спирта, алкогольная интоксикация)

 

Записывают уравнение реакции:

                                                 O                            

                                                //                                    

C2H5OH   + [O]    → CH3 C         + H2O

                                                 \

                                                  H

 

CH3COOH – уксусная кислота – образуется при окислении Б,У,Ж естественным путем, её накопление нарушает равновесие в обмене веществ, это проявляется в ожирении печени.

 

             O                                     O                                    

           //                                      //                                               

CH3C      +  [O]           CH3C                                                               

           \                                       \                                                    

            H                                    OH                                                                       

 

 

   Вывод: алкоголь участвует в обмене веществ, значит, может вызвать физическую зависимость.

 

Почему после употребления алкоголя человек хочет пить? Роль воды для организма.

 

Спирты оттягивают молекулы воды от белков. Белки, потеряв гидратную оболочку дегратируются, это ведет к нарушению их биологической активности. Соответственно это вызывает раннее старение и дряблость клеток.

                         R – O    H

                                  \       \

                                   H…O – H

         Между молекулами спиртов и воды образуются водородные связи.

 

            Часто жажда утоляется соленой жидкостью. Почему?

 

Нарушение транспорта ионов  Na+ и К+.

 

Вывод:

  1. Разрушение белков;
  2. Разрушение эритроцитов;
  3. Дегидратирующее воздействие;
  4. Участие в обменных процессах (физиологическая зависимость) (слайд 15-17)

3.3 Разыгрывание этюда (по желанию учащихся)

Учитель: Нам часто приходится делать выбор между добром и злом. В старину говорили, что чёрт нашёптывает в левое ухо, а ангел – в правое. Выбор за нами. Я приглашаю представителя от первой группы выступить в роли соблазнителя выпить, от второй – в роли отговаривающего, от третьей – роль человека, которого соблазняют.

Учитель: Кому из ребят было труднее всего?

  1. Заключительный этап

4.1  Учитель: О вредном влиянии алкоголя на организм, много говорят в средствах массовой информации, пишут в книгах и учебниках. С последствиями пьянства мы встречаемся в повседневной жизни. Пить или не пить – каждый делает выбор для себя сам.

Но пусть сегодняшний урок заставит вас задуматься о собственном здоровье, перед тем как взять бутылку пива, ведь внимательное и серьёзное отношение к своему здоровью, а значит, и к здоровью будущего ребёнка.

«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства», - писал Л.Н. Толстой

«Сделай правильный выбор» (слайд 18-19). Просмотр видеосюжета по статистике употребления алкоголя на душу населения в разных странах и в России.

4.2 Рефлексия

В случае согласия с утверждением поставьте знак «+» напротив него:

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

4.3  Подведение итогов урока

Оценки

  1. за активное участие
  2. за таблицу
  3. за экспериментальный опыт

4.4  Домашнее задание

Повторить § 17 и 18, конспект урока

Список литературы:

  1. И.И. Балаев «Противоалкогольная пропаганда при изучении спиртов», «Химия в школе» №6,1988 г.
  2.  Н.Ю. Волжская «Деловая игра «Здоровье нации», «Химия» еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №43, 1998 г.
  3.  Видеофильм «Влияние алкоголя на организм» Тобольского государственного университета
  4. Братусь Б. С. , "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма", Москва, 1984 г.
  5. Муратова И. Д. , Сидоров П. И. "Антиалкогольное воспитание в школе". 
  6. http://www.nfvo.ru/stat/2007/04/15/stat_6.html 
  7. http://vestnik.volgmed.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".

Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Открытый урок по химии 10 класс по теме: "Спирты"

Конспект открытого урока по химии на тему : "Спирты"...

Открытый урок по химии " Влияние этилового спирта на организм человека"

Открытый урок содержит разработку урока, презентацию и приложения. Расчитан для учащихся 10 класс учебник Габриелян...

Урок по химии " Многоатомные спирты"

Открытый урок по химии...

Урок по химии " Многоатомные спирты"

Презентация " Многоатомные спирты"...