Урок по химии " Многоатомные спирты"
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему

Иваненко Ольга Викторовна

 Открытый урок по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_mnogoatomnye_spirty.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по химии Многоатомные спирты.

Тема урока: « Многоатомные спирты»

Тип урока: комбинированный урок с использованием информационно – коммуникативной технологии.

Форма урока: Рассказучителя, беседа. Демонстрация опыта. Компьютерная презентация. Лабораторная работа

Цель:

  • Закрепить полученные знания об одноатомных спиртах.
  • Познать новое – многоатомные спирты – в сравнении с одноатомными, найти в общем частное, в частном общее.

Задачи:

образовательные:

  • побудить учащихся на уроке к активной и продуктивной умственной деятельности по классификации и систематизации знаний

воспитательные:

  • сформировать у учащихся целостное представление по выбранной проблеме;
  • становление научного мировоззрения.

развивающие:

  • мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, усвоения принципов самореализации и сотрудничества.

Приемы:

Способствующие формированию правильности понимания

Обеспечение прочности запоминания

Использование элементов педагогических технологий:

  • информационно-коммуникативной;
  • исследовательской деятельности;
  • критического мышления;
  • игрового обучения.

Оборудование и материалы к уроку:

  • мультимедийная установка, экран;
  • компьютерный проект по теме,
  • вещества: глицерин, NaOH, Cu(OH)2 вода – на столах учащихся
  • пробирки, штатив – на столах учащихся.
  • раздаточный материал для закрепления материала на уроке

Лабораторные опыты учащихся:

  • качественная реакция на многоатомные спирты с Cu(OH)2
  • растворимость глицерина

План урока :

1. Состав и классификация многоатомных спиртов.
2. Изомерия и номенклатура двух– и трёхатомных спиртов.
3. Физические свойства глицерина и этиленгликоля.
4. Химические свойства глицерина:

а) сходные с одноатомными спиртами,
б) качественная реакция на многоатомные спирты.

5. Получение глицерина и этиленгликоля.
6. Применение многоатомных спиртов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

3. Вступительное слово учителя.

Учитель: За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание.  Он считал, что унаследованное  богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам  завещал немного. «Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд,  проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принёс большую пользу человечеству..»

- За счёт какого изобретения у Альфреда Нобеля образовался приличный капитал?

- Как объяснить следующее четверостишье?

Я пью его в мельчайших дозах,

 На сахар капаю раствор,

 А он способен бросить в воздух

Любую из ближайших гор.

-О каком веществе идёт речь?

- На поставленные вопросы вы сможете ответить, изучив новую тему.

Для ответа на вопрос решим задачу вещество которое используется в качестве пищевой добаки Е 422 имеет следующий состав 39.1 %  С, 8,7 % Н, 52, 5 % О. Определите формулу вещества. Если молекулярная масса 92.

C3H8O3.  Оказывается, структурная формула этого углеводорода вот такая…… мы видим наличие нескольких гидроксильных групп. Такие соединения называются многоатомными спиртами! Это и есть тема нашего сегодняшнего урока

III. Изучение нового материала

Учитель. Оказывается, существуют ещё и другие спирты, которые имеют две, три, шесть гидроксогрупп.

Формулы многоатомных спиртов, как и одноатомных, можно вывести из формул соответствующих углеводородов, заменяя в них атомы водорода гидроксильными группами.
Если, например, в формуле молекулы этана гидроксильными группами заместить два атома водорода (у каждого атома углерода по одному), то получится формула молекулы двухатомного спирта:

СН2ОН – СН2ОН этиленгликоль, по систематической номенклатуре этандиол – 1,2.

В названиях многоатомных спиртов сначала называют углеводород, который лежит в основе спирта, затем, перед суффиксом – ОЛ ставят префикс, указывающий количество гидроксогрупп.( ди-, три, тетра-, пента, гекса- и т.д.), а в конце указывают номера атомов углерода при которых находятся гидроксогруппы.

Задание: из формулы молекулы пропана вывести формулу молекулы трехатомного спирта глицерина и дать название по систематической номенклатуре. Слайд 6

Ученик выполняет задание на доске, а учащиеся в тетрадях.

СН3 – СН2 – СН3 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img14.gif СН2ОН – СНОН – СН2ОН глицерин или пропантриол – 1, 2, 3.

Вывод: к названиям предельных углеводородов добавляем суффикс – триол, цифрами указываем положение гидроксогрупп.

Изомерия трёхатомных спиртов и двухатомных (гликолей) зависит от строения цепи и положения в ней гидроксильных групп.

Учитель. Напишите формулы спиртов: Слайд 8

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img2.gif

А теперь вопрос являются ли двух и трех атомные спирты гомологами? Ответ :нет, гомологи отличаются на гомологическую разницу -СН2

Ученик выполняет задание на доске, а учащиеся в тетради.

Физические свойства 

Учитель. Ребята, перед вами пробирка с глицерином. Рассмотрите, что представляет собой это вещество. Опишите его физические свойства.

Лабораторный опыт: растворимость глицерина в воде.

Что делаю

Что наблюдаю

Выводы

1 сравнение растворимости спиртов

2. Качественные реакции на многоатомные спирты

К одному мл воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и взболтайте смесь. Затем добавьте еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.

Ученики записывают в тетрадях планируемый ответ.

Глицерин – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде.

Учитель. Добавлю, что многоатомные спирты сладковаты на вкус, причем сладость увеличивается с увеличением числа гидроксо групп, эти физические свойства присущи и другим многоатомным спиртам, в том числе и этиленгликолю. Надо помнить! Этиленгликоль очень ядовитое вещество!

Задание: сравните физические свойства многоатомных и одноатомных спиртов Слайд 10

Спирты

Относительная молекулярная масса

Температура кипения

Этиловый

46

78

Этиленгликоль

62

197

Глицерин

92

290

Учитель. Подумайте о причине различия физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов? Каковы изменения в относительных молекулярных массах спиртов? Каковы причины резкого различия температуры кипения?

Ответы учащихся. Изменения в относительной массе одноатомных и многоатомных спиртов незначительные.

Резкие изменения температуры кипения спиртов объясняются увеличением числа гидроксогрупп.

Следует вывод: число гидроксогрупп в спирте оказывает влияние на их физические свойства (за счет увеличения числа водородных связей).

Химические свойства. 

Учитель. Какие химические свойства характерные для одноатомных спиртов?

Учащиеся перечисляют свойства: реакция горения, реакция замещения водорода гидроксогруппы на щелочной металл, реакция обмена всей гидроксогруппы на галоген (с галогеноводородами и другие).

Учитель. Проблемный вопрос. А будут ли эти свойства характерны для многоатомных спиртов?
Чтобы ответить на это вопрос проведем демонстрационный эксперимент. 
Взаимодействие глицерина с натрием: 
Слайд 12

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img3.gif

Взаимодействие глицерина с галогеноводородными кислотами: в пробирку налили соляной кислоты и добавили метиловый оранжевый. Далее прилили раствор глицерина до изменения окраски (происходит замещение гидроксогрупп).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img4.gif

Вывод: как вещества, содержащие гидроксогруппы, многоатомные спирты имеют сходные свойства с одноатомными спиртами.

Учитель. Проблемный вопрос. Должно ли вызвать появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов?
Чтобы разрешить эту проблему проведем лабораторный опыт: 
Слайд 14

1. К двум мл раствора щелочи в пробирке прибавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. Ученик записывает уравнение на доске, а учащиеся в тетрадях.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img5.gif

Наблюдали образование синего осадка гидроксида меди (II).

2. К образовавшемуся осадку гидроксида меди (II) прилейте глицерин и смесь встряхните. Какие изменения произошли?

Ученик. Осадок растворяется и образуется раствор ярко-синего цвета, глицерат меди (II).

Учитель. Это качественная реакция на многоатомные спирты.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img6.gif

Уравнение дано в упрощенном виде, одновременно образуются и соединения более сложного состава.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img7.gif

Вывод: особенностью многоатомных спиртов является большая подвижность атомов водорода в гидроксогруппе и легкая окислительность радикала. 
Причина: влияние этих групп друг на друга и на углеводородный радикал.

Ребята, на примере многоатомных спиртов мы убеждаемся в том, что количественные изменения переходят в изменения качественные: накопление гидроксильных групп в молекуле обусловило в результате их взаимного влияния появление у спиртов новых свойств по сравнению с одноатомными.

Получение многоатомных спиртов. 

1. Подобно одноатомным спиртам, многоатомные спирты могут быть получены из соответствующих углеводородов через галогенопроизводные: (щелочной гидролиз)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img8.gif

2. При пропускании этилена через раствор перманганата калия:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img9.gif

Учащиеся могут написать уравнения самостоятельно, т.к. знакомы с ними.

3. Гидратация оксида этилена:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img10.gif

Глицерин получают:

  1. гидролизом жиров
  2. синтетическим способом из пропена

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616207/img11.gif

Применение. 

Рассмотрим вопрос о применении.
Глицерин применяется для получения смазочных материалов, как умягчитель кожи и тканей, в парфюмерной фармацевтической и пищевой промышленности.
Водные растворы этиленгликоля и глицерина замерзают при низких температурах, поэтому их используют в качестве антифризов – жидкостей с низкой температурой замерзания, применяемых для охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Широко используется пропиленгликоль(  добавку E 1520 ) косметическая отрасль. Вещество в качестве растворителя и влагоудерживающего компонента включают в состав большинства привычных средств: шампуней, кондиционеров, ополаскивателей для волос; мыла; дезодорантов; средств по уходу за кожей лица и тела; губных помад; кремов и гелей для бритья; зубных паст. Пропиленгликоль предупреждает высыхание косметических средств. Кроме того, продукт обладает умеренным противогрибковым и антимикробным действием. Растворяющие, влагоудерживающие, стерилизующие свойства добавки Е 1520 нашли применение в фармацевтике. Пропиленгликоль — один из компонентов заменителей плазмы крови. Вещество добавляют в составы для заживления ожоговых ран

Особо хочется сказать о продукте, получаемом из глицерина – нитроглицерине

Закрепление материала

Кроссворд

                                                         1                

с

п

и

р

т

ы

                                                                                   2

е

                                                 3

м

ы

                                          4

н

н

                           5

о

м

                                        6

г

о

                                                        7

о

т

8

а

  1. Производные углеводородов в молекулах которых атомы водорода замещены гидроксильными группами образуют класс? (спирты)
  2. Как называются вещества с одинаковым составом молекул но разным строением и свойствами? (изомеры)
  3. Мельчайшие частицы вещества. (молекулы)
  4. Взаимодействие глицерина с азотной кислотой называется реакцией? (нитрования)
  5. Галогенопроизводное метана, которое долгое время применяли в медицине для наркоза? (хлороформ)
  6. Как называются органические вещества, состоящие из углерода и водорода? (углеводороды)
  7. Назовите вещество: С8Н18 (октан)
  8. Определите вид межмолекулярной химической связи  у спиртов (водородная)

Заключение

Подведение итогов, анализ работы на уроке, выставление оценок

 задание на дом

Тестовая работа см.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Медиа Урока "Многоатомные спирты"

Конспект медиа урока "Многоатомные спирты", 10 класс...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Многоатомные спирты. Особенности строения многоатомных спиртов.

Урок с использованием модульной технологии....

Презентация к уроку "Химические свойства многоатомных спиртов"

В презентации освещены химические свойства многоатомных спиртов. Урок проводился в 10 классе физико - химического профиля....

Технологическая карта урока по теме "Многоатомные спирты"

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действияУрок является четвертым в изучаемой теме. Работа на уроке опирается на имеющиеся у учащихся знания о строении и свойст...

Урок по химии " Многоатомные спирты"

Презентация " Многоатомные спирты"...

Урок химии "Многоатомные спирты"

Открытый урок по химии для студентов первого курса....