Методическая разработка урока по химии "Одноатомные предельные спирты"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Бородина Людмила Викторовна

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Однако и обычный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это появление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Поэтому современный урок, чтобы он вызывал живой отклик у ребят должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторяемость, насыщенность и многообразие могут обеспечить эффективность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент развития АПК ЯНАО

  ГБОУ СПО «Ямальский полярный агроэкономический техникум »

                                       

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА СООБЩЕНИЯ И УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

ПО ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ

ТЕМА: «ОДНОАТОМНЫЕ ПРЕДЕЛЬНЫЕ СПИРТЫ»

Преподаватель химии Бородина Л.В.

Салехард 2012

Содержание

      Введение

  1. Характеристика урока

  1. План урока

  1. Самоанализ

  1. Приложения

  1. Список литературы

Введение

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Однако и обычный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это появление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Поэтому современный урок, чтобы он вызывал живой отклик у ребят должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторяемость, насыщенность и многообразие могут обеспечить эффективность.

1. Характеристика урока

Урок по теме «Одноатомные предельные спирты» является основополагающим в разделе «Кислородсодержащие органические соединения».

Урок начинается с объявления темы и постановки целей и задач урока. Тема урока и план записаны на доске. В это время преподаватель кратко знакомит учащихся с веществами относящимся к кислородсодержащим органическим соединениям. Обращает внимание, что с некоторыми соединениями они уже знакомы в быту (жиры, уксусная кислота и т.д). Упоминается, что спирты то простейшее представители данной группы веществ.

Активизация знаний учащихся проводится в форме фронтальной беседы, преподаватель задает учащимся вопрос, связанный с предыдущей темой урока.

После активизации переходим к изложению нового материала, согласно плану урока, в котором рассматриваются следующие пункты:

  1. Состав спиртов
  2. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов.
  3. Классификация спиртов.
  4. Изомерия и номенклатура.

На уроке применяется несколько методов изложения нового материала. Это беседа, рассказ, демонстрация. Новый материал студенты записывают в виде опорного конспекта, таблиц и схем. При изучении гомологического ряда спиртов преподаватель дает самостоятельно составить таблицу учащимся у себя в тетради, потом все проверяют правильность написания формул и названий предельных одноатомных спиртов. Таким образом, здесь проверяется знание формул предельных углеводородов и акцентируется внимание на их генетической взаимосвязи со спиртами.

При изучении номенклатуры предельных одноатомных спиртов, после объяснения преподавателем примеров у доски учащимся предлагается у самостоятельно поработать у доски.

Демонстрационный материал широк и разнообразен это и оформленный стенд, и шаростержневые модели молекул спиртов, и схемы, и карточки с заданиями для самостоятельной работы на уроке, а также выставка справочной литературы по теме.

После нового материала обязательно закрепление я это сделала в виде самостоятельной работы учащихся у доски для этого были приготовлены специальные карточки с заданиями (смотреть приложение).

Также было задано домашнее задание. Можно подвести итоги урока и обязательно выставить оценки в журнал и похвалить активно работавших студентов.

2. План урока

ПРЕДМЕТ: ХИМИЯ

ГРУППА: Б-11

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Бородина Л.В.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 7 февраля 2007

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет №10

ТЕМА: Одноатомные предельные спирты.

Цель: Сформировать понятие о спиртах, продолжать формировать умения составлять формулы изомеров, давать веществам названия по систематической номенклатуре.

ОБОРУДОВАНИЕ: модели молекул метанола и этанола; схема 1 классификации спиртов, схема 2  «Правила составления названий спиртов по международной номенклатуре», карточки с заданиями для  работы на уроке

ТИП УРОКА: сообщение и усвоение новых знаний

МПС: Обеспечивающие: органическая химия

            Обеспечиваемые: неорганическая химия

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент (работа с журналом)  1-2 мин.

  1.  Сообщение темы урока и постановка целей.      1-2 мин.

Мы переходим к изучению нового раздела органической химии «кислородсодержащие органические соединения». К ним относятся жиры, эфиры, карбоновые кислоты и многие другие вещества которые нам предстоит изучить. Простейшим представителем этой группы веществ являются спирты, поэтому они открывают настоящий раздел. На данном уроке нам предстоит познакомиться со строением, изомерией, номенклатурой и классификацией предельных одноатомных спиртов. Научиться составлять их формулы и давать им названия по международной номенклатуре.

  1.  Активизация знаний учащихся                              1-2 мин.

(беседа)

На предыдущих уроках мы изучали с вами УВ. Из каких элементов состоят данные органические соединения? Чем же отличаются спирты от обычных УВ? Как вы уже поняли, спирты в своем составе содержат кислород и являются производными УВ.

  1.  Изучение нового материала.(60-65 мин.)

План

  1.  Состав и строение спиртов (на примере этилового спирта).

 Спирты это производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на гидроксильную группу (-ОН).

Или: спиртами называются органические вещества, молекулы которых одержат одну или несколько функциональных групп, соединенных с углеводородным радикалом. 

Общая формула спиртов R(OH)m, где т≥1, где R –УВ радикал; т-число функциональных групп, которое определяет атомность спирта.

Гидроксильная группа –ОН является функциональной группой спиртов.

Структура, содержащая ОН- группу у ненасыщенного атома углерода,

т. е спирты, содержащие на одном атоме углерода двойную связь и –ОН группу неустойчивы и превращаются в другое вещество.

    |

=С- ОН.

Спирты, содержащие на одном атоме углерода две –ОН группы тоже неустойчивы. При наличии двух или более ОН-групп они должны находиться у разных атомов углерода.

-С- С-      так как структура типа   НО –С –ОН является также не

  |    |                                                                |

ОН ОН                                                                                         устойчивой

Таким образом

Состав спиртов : С,Н,О

Электронная формула:          Н     Н

                                                    . .     . .      . .

                                           Н    : С :  С     :О:Н

                                                    . .     . .      . .

                                                    Н     Н

Гидроксильная группа – главная особенность строения спиртов, определяющая их свойства. Кислород гидроксильной группы смещает электронную плотность к себе, связи –О-Н и –С-О – поляризуются.

Структурная формула: (демонстрация строение молекулы этилового спирта на стенде) данная формула показывает взаимное расположение атомов в молекуле этилового спирта.(демонстрация шаростержневых моделей этилового и метилового спирта)

  1. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов.

Рассмотрим предельные одноатомные спирты. Их общая формула выводится из формулы предельных УВ CnH2n+2, только один атом водорода будет замещен гидроксильной группой –ОН, отсюда общая формула предельных одноатомных спиртов CnH2n+1-ОН

Зная общую формулу предельных одноатомных спиртов можно составить гомологический ряд спиртов.(составление таблицы в тетради и на доске)

  1.  Классификация спиртов

По общей формуле спирта видно что он состоит из двух частей УВ –радикала  функциональной группы, поэтому существуют две основные классификации.

а) по характеру УВ радикала спирты могут быть: предельными, непредельными и ароматическими.(демонстрация схемы)

б) по количеству гидроксильных групп спирт могут быть: одноатомными, двухатомными и трехатомными .(демонстрация схемы)

в) спирты могут быть первичными, вторичными и третичными .(демонстрация схемы)

  1. Если –ОН присоединяются к углероду, который в свою очередь соединен только с одним атомом углерода, то спирт называют первичным : R—СН2-ОН.

(—СН2-ОН – одновалентная спиртовая группировка)

  1. Если –ОН присоединяются к углероду, соединенному с двумя атомами углерода, то спирт называют вторичным:

 R-СН-ОН

      │

     'R

(-СН-ОН – двухвалентная спиртовая группировка)

   │

  1. Если –ОН соединен с углеродом, имеющим химические связи с тремя другими атомами углерода, то спирт называется третичным:

R

R'—С-ОН    —С-ОН – трехвалентная спиртовая группировка)

R''

  1. Изомерия и номенклатура

Изомерия

Для спиртов характерно несколько видов структурной изомерии:

 1.структурная

.а) изомерия углеродного скелета,

б) изомерия положения группы –ОН,

2. межклассовая изомерия.

(рассмотреть примеры у доски вещество с формулой С4Н10О)

Пример:СН3-СН2-СН2-СН2-ОН   бутанол-1

а) СН3-СН-СН2-ОН    2-метилпропанол-1

              |

            СН3

б) СН3-СН2-СН-СН3    бутанол-2                 С4Н10О

                     │

       ОН       ОН

         │

СН3-С-СН3    2-метилропанол-2

        │

        СН3

в) СН3—O— СН2—— СН2— СН3 метилпропиловый эфир

  С2Н5—O— С2Н5  диэтиловый эфир (названия веществам дать после рассмотрения номенклатуры, определить, где первичные, и вторичные, третичные спирты)

(показать на примере шаростержневых моделей)

Номенклатура

(смотрите схему «Правила составления названий спиртов по международной  номенклатуре»)

По систематической номенклатуре спирты называют так:

  1. выбирают главную цепь, к которой присоединена –ОН группа
  2. нумеруют цепь с той стороны, к которой ближе –ОН
  3. указывают положение и названия радикалов, число атомов углерода в главной цепи с суффиксом –ан, после этого идет суффикс –ол, обозначающий гидроксильную группу, и номер атома углерода, у которого эта группа находится.
  1. Закрепление полученных знаний  (работа учащихся с карточкой заданий у доски) (20-25 мин.)

Задание №1

Составьте структурные формулы и назовите вещества, подчиняющиеся молекулярной формуле С5Н12О.

Задание №2

Назвать по систематической номенклатуре:

                     СН3

                     │

СН2—CH—C—CH2

 │        │      │       │

ОН     ОН   ОН     ОН

Задание №3

Составить формулу пропанола-1 и двух его ближайших гомологов. Назвать гомологи по систематической номенклатуре.

Задание № 4

Составить формулу 2,2- диметилбутанола-1. построить формулы его изомеров: а) по положению функциональной группы; б) по строению углеродной цепи. Изомеры назвать.

Задание № 5

Дано вещество:

СН3-СН-СН2-СН2-СН2-СН3

         │

         СН3

Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.

  1. Задание на дом:
  1. Гл.7, § 1, стр.76-83 (кроме получения и применения), записи в тетради
  2. Подготовить сообщение «Влияние алкоголя на организм человека».

  1. Самоанализ

На уроке мною был избран дружественный стиль общения с учащимися. Его удавалось выдержать на протяжении всего урока. Речь была эмоциональной и грамотной, предложения построены логично.

На уроке учащиеся работали самостоятельно с учебной литературой, составляя гомологический ряд спиртов.

 Во время урока своевременно и уместно демонстрировались таблицы, схемы, рисунки, которые помогали учащимся усвоить новый материал.

В начале урока учащиеся вели себя скованно, наверняка сказалось присутствие многочисленной комиссии. Я старалась им оказать психологическую поддержку на вербальном  невербальном уровне (подбадривание, похвала, кивок, взгляд и т.д.) Закрепление нового материала прошло в менее напряженной обстановке. Учащиеся работали у доски, во время выполнения заданий я обращала внимание учащихся на правильное формулирование названий спиртов, таким образом, формируя у них грамотный химический язык.

Излагая тему, я постоянно проводила нить между  содержанием материала предыдущих уроков с новой темой, тем самым, систематизируя изучаемый материал. На уроке удачно сочетались совестные и наглядные методы преподавания, учитывалась специфика новой темы  уровень знаний в группе, в которой я работала.

На каждом этапе урока осуществлялась диагностика знаний учащихся в форме самостоятельной работы. А также уделялось внимание развитию умений и навыков написания химических формул, классифицирования спиртов, написания изомеров, составления названий спиртов по их формуле.

В конце занятия после закрепления было задано домашнее задание, я записала его на доске. Считаю, что нужно было предложить записать домашнее задание перед закреплением нового материала.

Учащиеся на уроке вел себя спокойно, дисциплина была хорошая. Они работали на протяжении всего урока и не отвлекались на посторонние дела. На занятии они проявляли среднюю активность, но чувствовался их интерес к данной теме, так как они задавали вопросы.

Уровень изложенного материала соответствовал уровню потенциальных возможностей студентов данной группы. Темп изложения материала совпадал с темпом его усвоения учениками. Так как они успешно справлялись со всеми заданиями, предложенными на уроке.

В целом я как преподаватель к уроку была готова, мне удалось успешно управлять группой в процессе проведения урока. Учащиеся неплохо продемонстрировали свои умения и навыки в процессе работы на уроке. Познавательную деятельность учащихся в целом можно считать успешной, так же как и обучающую деятельность преподавателя на уроке. Все задачи, поставленные мною на уроке, были реализованы в полной степени.

  1. Приложения

Схема 1

Классификация спиртов по строению УВ радикала

СПИРТЫ

Предельные                                                      Ароматические

(алканолы)                                                      

СН3ОН                                                         С6Н5-СН2-ОН

Метанол                                                                                фенилметанол

(метиловый спирт)                                                                          (бензиловый спирт

Непредельные

Алкенолы                                                                                          Алкинолы

СН2=СН-СН2ОН                                       СН2≡С-СН2ОН

Пропен-2-ол-1                                                                   Пропин-2-ол-1

Классификация спиртов по атомности

СПИРТЫ

Одноатомные                                                 Многоатомные

С2Н5ОН

 этанол                                   Двухатомные        Трехатомные

                                                   СН2—CH2     СН2—CH—CH2

                                                     │          │           │       │        │

                                                     OH      ОН       ОН     ОН    ОН

Классификация предельных одноатомных спиртов.

СПИРТЫ

Первичные                                    Вторичные                         Третичные

                                                                                                              ОН

                                                                                                              │

R—CH2—OH                            R—CH—OH                            R—C—R''

                                                           │                                                │

                                                          R'                                              R'

Схема 2

«Правила составления названий спиртов по международной номенклатуре»



Найти в молекуле самую длинную прямую углеродную цепь, содержащую гидроксильную группу.






Пронумеровать атомы «С» в этой цепи так, чтобы группа –ОН имела наименьший номер






Назвать алкан, соответствующий самой длинной цепи, указав положение всех заместителей







Обозначить гидроксильную группу суффиксом –ол







Цифрой указать положение группы -ОН



СН3—CH2—CH—CH3

                        │          

                        CH2—CH2OH





 5            4           3

СН3—CH2—CH—CH3

                        │ 2         1

                        CH2—CH2OH






5            4           3

СН3—CH2—CH—CH3

                        │ 2         1

                        CH2—CH2OH

3-метилпентан…….





5            4           3

СН3—CH2—CH—CH3

                        │ 2         1

                        CH2—CH2OH

3-метилпентанол





5            4           3

СН3—CH2—CH—CH3

                        │ 2         1

                        CH2—CH2OH

3-метилпентанол-1

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Карточка к уроку № 26

ТЕМА : «Одноатомные предельные спирты»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Задание №1

Составьте структурные формулы и назовите вещества, подчиняющиеся молекулярной формуле С5Н12О.(определите где первичные, вторичные и третичные спирты)

Задание №2

Назвать по систематической номенклатуре:

                     СН3

                     │

СН2—CH—C—CH2

 │        │      │       │

ОН     ОН   ОН     ОН

Задание №3

Составить формулу пропанола-1 и двух его ближайших гомологов. Назвать гомологи по систематической номенклатуре.

Задание № 4

Составить формулу 2,2- диметилбутанола-1. построить формулы его изомеров: а) по положению функциональной группы; б) по строению углеродной цепи. Изомеры назвать.

Задание № 5

Дано вещество:

СН3-СН-СН2-СН2-СН2-СН3

         │

         СН3

Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.

  1. Список литературы

  1. Химия 10 класс: Поурочные планы. По учебнику: Габриэлян О.Г., Маскаев Ф.Н. и др. Химия, 10 класс/ Авт.-сост.Денисова В.Г.- Волгоград: Учитель, 2004.
  2. Химия 8-11 класс (тематическое планирование по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана)/ сост. Брейгер Л.М.-Волгоград:Учитель-АСТ,1999
  3. Химия 10 класс (поурочные планы)/ сост. Брейгер Л.М.-Волгоград:Учитель-АСТ,1999
  4. Суровцева Р.П. и др. Химия.10-11 классы: Методическое пособие.-М.: Дрофа,2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии "Спирты""

Рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения спиртов. Вред алкоголя...

Методическая разработка урока по химии 9 кл. по теме: "Спирты"

Урок разработан с использованием системно-деятельностного приёма обучения...

Методическая разработка урока химии для 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.Тема:"Предельные углеводороды"(мультимедийное сопровождение)

Методическая разработка урока химии для 9 класса "Предельные углеводороды" разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Разработка содержит план-конспект  урока-структуру и х...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "Спирты"

Методическая разработка по теме "Спирты" содержит весь учебный материал для полноценного проведения урока. Конспект урока, презентация для проведения урока, презентация о роли спиртов. Урок соответств...

методическая разработка урока Предельные одноатомные спирты

Урок химии в 10 классе разработан на основе системно-деятельностного подхода и направлен на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов....