методическая разработка урока Предельные одноатомные спирты
методическая разработка по химии (10 класс)
Урок химии в 10 классе разработан на основе системно-деятельностного подхода и направлен на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 25.53 КБ |
презентация | 199.98 КБ |
раздаточный материал | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Романовская СОШ Учитель: Саввина О.В. Класс: 10 Предмет: химия
Тема урока: Предельные одноатомные спирты
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||
Форма урока | Комбинированный урок | ||
Технология | Системно-деятельностный подход | ||
Метод и методические приёмы | Урок изучения нового материала с опорой на уже известные факты из бытовой жизни. Метод проблемного изложения материала: исследовательский, частично-поисковый, метод анализа, метод познавательной деятельности. | ||
Цели деятельности учителя | сформировать комплекс знаний у учащихся о предельных одноатомных спиртах, как классе органических веществ, способствовать усвоению материала об особенностях физических и химических свойств предельных одноатомных спиртов, применении спиртов. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник «Химия» для 10 классов образовательных организаций с углубленным изучением химии О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.Ю. Пономарев, оборудование и реактивы для проведения ученического эксперимента, раздаточный материал | ||
Формы контроля | Устный (вопросы по теме), самоконтроль (по образцу) | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять по формуле по функциональным группам предельные одноатомные спирты; прогнозировать физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов. Получат возможность: расширить знания об органических веществах и использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни | Регулятивные: работать по предложенному плану, вносить коррективы и дополнения в последовательность действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности. Коммуникативные: учиться управлять поведением партнера: убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать действия. | Формировать: у учащихся экологическую культуру и любовь к природе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию |
План урока:
1. Мотивация, целеполагание
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление (рефлексия содержания)
5. Домашнее задание (на выбор)
Технологическая карта урока
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты и задания | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Показатели достижения результатов |
1. Организационный этап Цель: подготовка к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Приветствует учеников. Организует рабочую обстановку. | Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку. | -класс и оборудование полностью готовы к уроку; - Обучающиеся полностью включены в ритм работы; | |
2. Создание проблемной ситуации. Целеполагание. Цель: Дать название темы урока. Вывести общую формулу предельных одноатомных спиртов и сформулировать определение данного класса веществ | Организация работы с технологической картой (см. Задание 1) | Попробуйте, пожалуйста, ответить на вопросы и сделать вывод: ∙ о каких веществах сегодня пойдет речь? | Отвечают на вопросы. Приходят к выводу, что на уроке будут знакомиться со спиртами и изучать их свойства. | Совместно с учащимися сформулирована цель урока, определены задачи. |
3. Актуализация знаний Цель: актуализация опорных знаний | Проблемный вопрос: почему данные вещества относятся к органическим веществам с функциональной группой? | Задает вопрос обучающимся | Ответ на вопрос: Потому что в составе спиртов выделяют функциональную группу ОН, которая и определяет их физические и химические свойства. | Актуализированы знания, позволяющие начать осваивать новые знания; Выполнено пробное учебное действие с фиксацией затруднений |
4. Первичное усвоение новых знаний. Цель: организация усвоения нового знания в результате самостоятельной и совместной работы с учителем. | 4.1.Работают в группах, выполняя задание: составить формулы предельных одноатомных спиртов (группа 1 - изомерия углеродного скелета, 2 - межклассовая изомерия, 3 -изомерия положения функциональной группы. 4.2.Презентация на интерактивной доске. Проработав задания, вы должны изучить принципы международной номенклатуры ИЮПАК карбоновых кислот и научиться давать названия некоторым, наиболее распространенным в природе кислотам | Вводная фраза: вспомните, какие виды изомерии вам известны? Как вы думаете, какие виды изомерии характерны для класса спирты? Формулирует проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете, как же давать имена спиртам? Их много, они разнообразны по составу и строению, есть ли закономерности в их номенклатуре? | Выполняют задание по составлению структурных формул карбоновых кислот и делают вывод о различных видах изомерии. Организуется работа в группах: Делают записи: изомерия спиртов (см. Задание 2) Выполняют задания по называнию формул спиртов. Организована и методически обеспечена самостоятельная работа | Освоена изомерия предельных одноатомных спиртов по разным видам изомерии; Использованы приобретенные знания в практической деятельности Освоена классификация спиртов по разным признакам; Использованы приобретенные знания в практической деятельности |
4.3 .Лабораторная работа: «Изучение физических свойств предельных одноатомных спиртов Вводная для лабораторной работы: Проведя исследования, описанные в Задании 3, вы сможете изучить физические свойства спиртов, выявить закономерность между составом, строением и физическими свойствами веществ данного класса. (см. Задание 3) 4.4. Лабораторная работа: «Изучение химических свойств предельных одноатомных спиртов Вводная для лабораторной работы: Проведя исследования, описанные в Задании 4, вы сможете изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов, определить с какими классами неорганических веществ реагируют спирты? (см. Задание 4) | Вводная фраза: Ребята, сейчас нам с вами необходимо познакомиться с физическими свойствами предельных одноатомных спиртов. Но знакомство осуществлять вы будете самостоятельно, используя задания. Учитель формулирует проблемный вопрос: Что влияет на физические свойства предельных одноатомных спиртов? Ребята, сейчас нам с вами необходимо познакомиться с химическими свойствами предельных одноатомных спиртов. Но знакомство осуществлять вы будете самостоятельно, используя задания. Учитель формулирует проблемный вопрос: До каких веществ окисляются предельные одноатомные спирты? Какие вещества можно использовать в качестве окислителей? | Выполняют лабораторную работу по группам, делают записи в тетради по заданному алгоритму на примере этилового и изоамилового спирта. Делают вывод о том, что низшие спирты жидкости, имеют резкий запах. По мере увеличения углеводородного радикала растворимость спиртов снижается. Выполняют лабораторную работу по группам, делают записи в тетради по заданному алгоритму на примере этилового спирта. Проводят опыты по горению, окислению спиртов и взаимодействие с активными металлами. | Организована и обеспечена самостоятельная работа учащихся по усвоению новых знаний. Использованы приобретенные знания в практической деятельности. Организована и обеспечена самостоятельная работа учащихся по усвоению новых знаний. Использованы приобретенные знания в практической деятельности. | |
4.5. Применение спиртов Проблемный вопрос | Учитель формулирует проблемный вопрос: объясните высказывание швейцарского алхимика Параце́льса: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». | Вспоминают из курса биологии, какое влияние оказывает этанол на организм человека. Работают в группе, записывают ответы в тетради, совместно обсуждают в классе (см. Задание 5) | Организованы действия по актуализации межпредметных знаний из курса биологии. | |
5.Первичное закрепление. Цель: организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | (см. Задание 6)
| Организует письменную работу | Выполняют тестовые задания | Организованы действия по обобщению, систематизации знаний. |
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: обеспечение понимания содержания, цели и способов выполнения домашнего задания. | Параграф № 17, записать в тетради уравнения проведённых реакций. Задание на выбор: для ОВР составить электронный баланс или для реакций ионного обмена записать полное и сокращённое ионные уравнения | Объясняет домашнее задание. Отвечает на вопросы учеников. | Обсуждают выполнение домашнего задания, задают вопросы учителя. | Сообщены объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике. Произведен анализ домашнего задания. Указаны трудности, с которыми могут столкнуться обучающиеся. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности. | Проводит рефлексию: - Что нового вы узнали на уроке? - Что у вас получилось лучше всего? Озвучивает отметки, поощряет активных учеников. | Проводят самооценку, выставляют оценки за проделанную работу, высказывают свое мнение об актуальности изученной темы, о совместной работе с одноклассниками | Подведён итог урока; Проведена рефлексия учебной деятельности; Осуществлен анализ достижения цели урока, самооценки, оценки учителя. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Изучить физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов. Изучить области применения предельных одноатомных спиртов Актуализировать знания из курса биологии о влиянии спиртов на организм человека. 2
Используя эмпирические формулы предельных одноатомных спиртов, составьте их структурные формулы и выведите общую формулу. С2Н6О, С3СН8О, С5Н12О. Дайте названия полученным веществам по номенклатуре. 3
Изомерия спиртов Изомерия углеродного скелета Межклассовая изомерия Изомерия положение функциональной группы 4
Физические свойства Низшие и средние члены ряда спиртов – жидкости с характерным запахом и жгучим вкусом С увеличением углеродного радикала растворимость в воде снижается. 5
Химические свойства Предельные одноатомные спирты: 1. Взаимодействуют со щелочными и щелочно-земельными металлами с выделением водорода. 2 . Первичным продуктом окисления спиртов являются альдегиды 3 . Спирты горят с образованием углекислого газа и воды 6
Применение спиртов « Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза ». Парацельс - швейцарский алхимик, врач , философ 7
Применение этанола 1. В медицине для приготовления экстрактов из лекарственных растений, а также для дезинфекции. 2. В косметике и парфюмерии этанол — растворитель для духов и лосьонов. 3. Этиловый спирт употребляется при приготовлении различных спиртных напитков. 4. В производстве уксусной кислоты, сложных эфиров, лаков, синтетических каучуков. 5. Применение в качестве топлива. В 2019 году доля этанола в мировом потреблении моторного топлива составила 8,4% (89 % приходится на долю США и Бразилии) 8
Применение метанола Применяется в качестве растворителя и топлива в двигателях внутреннего сгорания . Метанол - страшный яд!!!! Ядовитое действие метанола основано на поражении нервной и сосудистой системы. Приём внутрь 5—10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению, а 30 мл и более — к смерти. 9
Влияние этанола на организм человека Пищеварительная система: повреждение и разрушение клеток внутренней поверхности пищеварительных органов, ожоги и омертвение их тканей; атрофия желез, выделяющих желудочный сок; гибель клеток, вырабатывающих инсулин и клеток печени Сердечно-сосудистая система: Под влиянием алкоголя поражается сердечная мышца, что способствует развитию и прогрессированию гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, часто является непосредственной причиной инфарктов. 10
Влияние этанола на организм человека Нервная система: Разрушение коры головного мозга и вследствие паралич центров психических отправлений: проблемы с памятью и вниманием, восприятием окружающего мира, умственным развитием, мышлением, психикой, возникновение наркотической зависимости, деградация личности . 100г вина убивает 500 нейронов, 100г пива убивает 3000 нейронов, 100г водки убивает 7500 нейронов Репродуктивная система: В отличие от мужчин женские половые клетки даются женщине сразу все и на всю жизнь. Чем больше употребляется спиртного, тем больше клеток страдает. Эти клетки остаются в организме на протяжении всего времени жизни, и в момент оплодотворения никто не гарантирует, что будет задействована именно здоровая яйцеклетка. Таким образом, на свет может появиться олигофрен , психически или физически неполноценный ребенок. 11
12
13
Статистические данные Около 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, принявших алкоголь Продолжительность жизни сильно пьющих на 10-12 лет меньше средней. По продолжительности жизни Россия находится на 123 месте!!! (62 и 76 лет у мужчин и женщин соответственно). Дети алкоголиков в 3,5 раза чаще становятся алкоголиками. 14
Мини-тест по теме “Этанол” (И это все о нем?) Формула этанола С2Н5ОН. Это предельный одноатомный спирт. Это газ, хорошо растворимый в воде. Имеет характерный запах и жгучий вкус. Этанол называют древесным спиртом. Последующий гомолог этанола – пропанол . Для этанола возможна изомерия положения ОН-группы. Для этанола возможна изомерия углеродного скелета. Для этанола возможна межклассовая изомерия. Между молекулами этанола есть водородные связи. Этанол лучше растворим в воде, чем этандиол . Этанол можно получить спиртовым брожением глюкозы. Этанол взаимодействует с натрием. При этом образуется метилат натрия. Этанол взаимодействует с гидроксидом натрия. При окислении этанола перманганатом калия образуется этаналь . Этанол можно получить гидролизом хлорэтана в присутствии спирта. Этанол применяют для получения каучука. При этом применяют реакцию Лебедева. 15
Домашнее задание §17, записать в тетради уравнения проведённых реакций, для ОВР составить электронный баланс или для реакций ионного обмена записать полное и сокращённое ионные уравнения 16
Предварительный просмотр:
Приложение1
Технологическая карта урока по теме «Предельные одноатомные спирты»
Задание №1. Используя эмпирические формулы предельных одноатомных спиртов, составьте их структурные формулы и выведите общую формулу.
С2Н6О, С3СН8О, С5Н12О.
Дайте названия полученным веществам по номенклатуре.
Задание 2. Изомерия спиртов.
Какие виды изомерии характерны для класса предельных одноатомных спиртов? Составьте два изомера пентанола-1.
1 группа составляет два изомера, используя знание изомерии углеродного скелета,
2 группа – составляет межклассовые изомеры,
3 группа – использует знание изомерии положения функциональной группы.
Задание 3. Физические свойства.
На примере этилового и изоамилового спирта сравните агрегатное состояние, запах и растворимость спиртов в воде. Сделайте вывод о физических свойствах спиртов. Почему изоамиловый спирт отслаивается над водой, а не наоборот?
Задание 4. Химические свойства.
1. Взаимодействие спиртов с металлами
В 2 пробирки прилейте по 1 мл этилового спирта. В первую пробирку добавьте кусочек натрия, в другую – кусочек меди. Что наблюдаете?
Составьте уравнение реакции.
Сделайте вывод о взаимодействии спиртов с металлами
2. Окисление спиртов
2.1.В пробирку прилейте 2 мл этилового спирта. Возьмите медную спираль, прокалите спираль в пламени спиртовки до образования на ней черного налета - оксида меди. Внесите горячую спираль в пробирку со спиртом. Проведите опыт несколько раз. Обратите внимание на изменение запаха. Что наблюдаете?
Составьте уравнение реакции.
Протекает ли данная реакция при комнатной температуре?
Возможно ли дальнейшее окисление до карбоновой кислоты?
2.2. В пробирке смешайте 2 мл 5% раствора дихромате калия и 1 мл 20% раствора серной кислоты. Отметьте цвет раствора. Добавьте к окислительной смеси 0,5 мл этанола. Что наблюдаете?
Составьте уравнение реакции.
Почему изменился цвет окислительной смеси?
Можно ли заменить серную кислоту в данной реакции на соляную?
Окисляются ли третичные спирты?
Сделайте вывод о продуктах окисления первичных спиртов.
3. Горение спиртов:
Прилейте спирт в ложечку для сжигания веществ и подожгите.
Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции. Сделайте вывод о продуктах горения спиртов.
Задание 5. Применение спиртов.
1. Перечислите области применения спиртов.
2. Вспомните из курса биологии, какое влияние оказывает этанол на организм человека?
Задание 6.
Мини-тест по теме “Этанол” (И это все о нем?)
Отвечая на каждый вопрос, учащийся пишет “да” или “нет”.
Вопросы:
Формула этанола С2Н5ОН.
Это предельный одноатомный спирт.
Это газ, хорошо растворимый в воде.
Имеет характерный запах и жгучий вкус.
Этанол называют древесным спиртом.
Последующий гомолог этанола – пропанол.
Для этанола возможна изомерия положения ОН-группы.
Для этанола возможна изомерия углеродного скелета.
Для этанола возможна межклассовая изомерия.
Между молекулами этанола есть водородные связи.
Этанол лучше растворим в воде, чем этандиол.
Этанол можно получить спиртовым брожением глюкозы.
Этанол взаимодействует с натрием.
При этом образуется метилат натрия.
Этанол взаимодействует с гидроксидом натрия.
При окислении этанола перманганатом калия образуется этаналь.
Этанол можно получить гидролизом хлорэтана в присутствии спирта.
Этанол применяют для получения каучука.
При этом применяют реакцию Лебедева.
Рефлексия
Определите свой уровень знаний (подчеркните):
- ВЫСОКИЙ (знаю, владею в полном объеме самостоятельно);
- СРЕДНИЙ (знаю, владею с помощью учителя, одноклассников, учебника);
- НИЗКИЙ (слабо владею знаниями, умениями).
Список литературы
1. Википедия. Метанол. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10.01.2020 г.)
2. Википедия. Этанол. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10.01.2020 г.)
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пономарев С.Ю. Химия 10класс. Углублённый уровень. М., изд-во «Дрофа», 2019г., стр.165-182.
4. Репетитор по химии. Под ред. А.С. Егорова. Ростов-на-Дону., изд-во «Феникс», 2019г., стр. 569-591.
5. Справочник врача. Медицина и медицинские технологии. https://medlib.xyz/info/110806 (дата обращения: 21.12.2019 г)
6. Справочник химика. Химия и химическая технология. https://chem21.info/info/711666 (дата обращения: 21.12.2019 г).
7. Технологическая карта урока по ФГОС – новый вид конспекта. https://academy-prof.ru/blog/tehnologicheskaja-karta-uroka-po-fgos (дата обращения: 19.12.2019 г).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии "Спирты""
Рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения спиртов. Вред алкоголя...
Методическая разработка урока по химии "Одноатомные предельные спирты"
Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Однако и обычный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учителя стал...
Урок химии в 10 классе "Свойства предельных одноатомных спиртов"
Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время. Пра...
Конспект урока и презентация по химии по теме: "Предельные одноатомные спирты"
Урок - обобщение разработан для учащихся 10 класса....
Конспект урока и презентация по химии по теме: "Предельные одноатомные спирты"
Урок - обобщение разработан для учащихся 10 класса....
конспект урока "Предельные одноатомные спирты"
Конспект урока может быть использован при изучении темы в 10 классе "Предельные одноатомные спирты"...
Методическая разработка урока по теме " Спирты"
Урок в 10 -м классе....