Методическая разработка урока по теме " Спирты"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Анжела Тугановна Рамонова

Урок в 10 -м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spirty.urok_.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторный эксперимент № 1.

Что сделали?

Что наблюдали?

Вывод

Фильтровальную бумагу положили на керамическую пластинку и нарисовали на ней шариковой ручкой две точки размером с вишнёвую косточку на расстоянии 5 см друг от друга. В центр первой точки с помощью

пипетки нанесли 3 капли воды, в центр второй точки – 3 капли этилового спирта.

                               Лабораторный эксперимент № 2

Что сделали?

Что наблюдали?

Вывод. Уравнения реакций.

Накалили на пламени спиртовки свёрнутую в спираль медную проволоку . налёта оксида меди (II) и внесли  её в пробирку с этиловым спиртом.

Дата : 07.12.2022г.

Класс: 10

Тема: «Одноатомные спирты».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока : формирование первоначальных знаний о спиртах.

Задачи:

     образовательная : обеспечить усвоение знаний о классификации, составе и свойствах спиртов, их применении;

     развивающая : формировать способность к самостоятельному приобретению знаний;

развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать , делать выводы; развивать практические навыки.

      воспитательная: формировать стремление к здоровому образу жизни, нравственно- этические нормы и правила поведения; развивать коммуникабельность, интерес к предмету.

   Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, пробирки, хим. стаканы, спиртовки, спички, пипетки, раздаточный материал для парной работы.

   Реактивы: вода, медная проволока, этанол, белок куринного яйца.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

- Здравствуйте!

  -Сейчас мы посмотрим фильм и определим тему урока.

 Демонстрация флеш- фильма « Алкоголь и мозг».

3.Формулировка темы и цели урока.

-О чем пойдет речь на уроке?

-Какую проблему вы увидели в данной теме?

-Ребята, а какую цель мы поставим перед собой при изучении темы    « Одноатомные спирты» ?.

4.Изучение нового материала.

На экране формулы спиртов, дайте определение спиртам исходя из этих формул. ( Слайд)

Определение спиртов ( слайд)

Все спирты содержат группу ОН, это функциональная гр. спиртов. Она определяет принадлежность соединения к спиртам. А также их химические свойства.

-Определение Ф.Г.( слайд)

Общая формула спиртов R- OH, C n H 2n+1OH.

Запишем формулы первых 4-х представителей спиртов. Составим шаростержневые модели для них. Чтобы увидеть, как молекулы этих веществ располагаются в пространстве.

-А теперь мы сформулируем правила номенклатуры спиртов           .( слайд)

Изомерия.

-Какие виды изомерии вы можете предположить у спиртов? ( слайд)

Записать в тетради виды изомерии.

-Составить формулы з-х изомеров для соединения С4Н9ОН . Повторить определение изомеров.

Физические свойства.

   Спирты с числом атомов углерода от 1- го  до 4-х, являются жидкостями, все остальные спирты- твердые вещества.

 Эти спирты смешиваются с водой в любом соотношении. И это все благодаря водородным связям  ( слайд и определение).

Спирты – прекрасные растворители органических веществ.

Выполнение лабораторной работы на стр.60.

Лабораторный эксперимент № 1.

Что сделали?

Что наблюдали?

Вывод

Фильтровальную бумагу положили на керамическую пластинку и нарисовали на ней шариковой ручкой две точки размером с вишнёвую косточку на расстоянии 5 см друг от друга. В центр первой точки с помощью

пипетки нанесли 3 капли воды, в центр второй точки – 3 капли этилового спирта.

Чернила второй точки расстеклось в отличии от первой.

Спирт лучше растворяет органические вещества . чем вода.

Способы получения спиртов.

1.гидратация этилена ( слайд)

2.щелочной гидролиз галогеноалканов ( взаимодействие с водным раствором щелочи).

Химические свойства спиртов ( на примере этанола).

1.Дегидратация спиртов.

2.Взаимодействие спиртов со щелочными и щелочно-земельными металлами ( видеоопыт).

3.Взаимодействие спиртов с карбоновыми кислотами( реакция этерификации).

4.Окисление спиртов.

а. Горение спиртов. Спирты горят бледно- голубым пламенем.(ур-е реакции на доске).

б. Окисление спиртов оксидом меди 2 до уксусного альдегида.

                               Лабораторный эксперимент № 2

Что сделали?

Что наблюдали?

Вывод. Уравнения реакций.

Накалили на пламени спиртовки свёрнутую в спираль медную проволоку . налёта оксида меди (II) и внесли  её в пробирку с этиловым спиртом.

Появление черного налета

Исчезновение черного налета.

Образуется оксид меди |

Уравнение реакции.

 Исчезновение черного налета на медной проволоке и появление запаха. Происходит восстановление меди из оксида меди (II) и окисление спирта до альдегида:
CH
3―CH2OH + СuO CH3―CHO + Cu + H2O

      В самом начале урока мы посмотрели видеоролик «Алкоголь и мозг».

     Человеческий организм - это белковая форма жизни. Ткани, кровь, кости, – все это белки. Белок яйца идентичен человеческому белку.         Спирт этанол входит в состав всех алкогольных напитков. У нас он в чистом виде сейчас , в белок яйца, как аналог мозга добавим этанол,как аналог алкогольного напитка, посмотрим реакцию.     Неважно, сколько вы выпили алкоголя. Реакция в головном мозге будет аналогична ,много выпили, - много клеток мозга погибнет. Мало выпили. – мало погибнет. Но погибнет в любом случае. Мозг трезвого человека и мозг выпивающего человека. Пить или не пить ? Губить свой мозг или нет? Решать вам!

5. Рефлексия

А теперь мы проведем дидактическую игру и применим свои знания по новой теме.

На игровом поле вопросы. Вопросы различаются по сложности, наиболее простые: 1.4,6,8,10;наиболее сложные 2,3,5,7.9.Выбирайте вопросы по возможностям и потребностям . отвечайте на них.( Двое учащихся решают у доски задачи)

Задание на дом: П.11. упр.3,5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по химии "Спирты""

Рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения спиртов. Вред алкоголя...

Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».

Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

разработка урока по теме спирты

разработка урока по теме спирты...

методическая разработка урока Предельные одноатомные спирты

Урок химии в 10 классе разработан на основе системно-деятельностного подхода и направлен на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов....