Факультативный курс "Экологическая химия"
методическая разработка (химия, 11 класс) по теме

Ходунова  Ирина  Владиславовна

Пояснительная записка.

Проблемаухудшения качества среды обитания человека выходит на первое место среди современных проблем. Она носит глобальный характер, волнует и тревожит население и развитых и развивающихся стран. Поэтому крайне важно решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей. Современная школа должна вести активную просветительскую работу с учащимися, дать им теоретические знания, адаптированные к современной жизни, особенно к экологической проблематике и на местном материале. Необходимо осознать, что сложные связи в системе «человек-общество» люди должны узнавать со школьной скамьи. Международное тестирование, проведенное в пятидесяти странах мира ,показало, что изучение вопросов экологии в России стоит на низком уровне. Учащиеся не умеют применять полученные знания в жизни, не умеют интегрировать их.

Обучить учащихся правильному выбору принципов своей деятельности по отношению к природной среде, а значит к культуре исследования можно, организовав работу элективного курса «Экологическая химия».

Программа, предложенная для изучения в 8-10-х классах, изучает основные проблемы экологии с точки зрения химии. Она включает теоретические занятия и участие в учебно-исследовательских экологических проектах.

Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человека и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakult.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Изобильного

Программа рассмотрена.                                                    Утверждаю:                        

на экспертно-методическом                                                Директор МБОУ «СОШ №19»

совете школы                                                                         ____________(А.В.Локтионов)          «»__________2010г.

Протокол № …

от «   »___________ 2010г.

        

« Экологическая  химия»

Программа факультативных занятий

экологической  направленности

для учащихся 9-11 классов

Составитель программы — И. В. Ходунова

г. Изобильный 2010год

Пояснительная записка.

Проблемаухудшения качества среды обитания человека выходит на первое место среди современных проблем. Она носит глобальный характер, волнует и тревожит население и развитых и развивающихся стран. Поэтому крайне важно решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей. Современная школа должна вести активную просветительскую работу с учащимися, дать им теоретические знания, адаптированные к современной жизни, особенно к экологической проблематике и на местном материале. Необходимо осознать, что сложные связи в системе «человек-общество» люди должны узнавать со школьной скамьи. Международное тестирование, проведенное в пятидесяти странах мира ,показало, что изучение вопросов экологии в России стоит на низком уровне. Учащиеся не умеют применять полученные знания в жизни, не умеют интегрировать их.

Обучить учащихся правильному выбору принципов своей деятельности по отношению к природной среде, а значит к культуре исследования можно, организовав работу элективного курса «Экологическая химия».

Программа, предложенная для изучения в 8-10-х классах, изучает основные проблемы экологии с точки зрения химии. Она включает теоретические занятия и участие в учебно-исследовательских экологических проектах.

Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человека и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Цель курса:

1. Предоставить возможность учащимся получить качественное адаптированное образование в области химии.

Задачи курса:

1. Создать условия для развития интереса к исследовательской деятельности.

2. Сформировать навыки лабораторно – практической работы с основами качественного и количественного анализа.

3. Подготовить к обучению в высшей школе.

4. Курс ориентирован и на решение воспитательных задач:

а) возможность раскрыть себя, реализовать свои способности,

б) расширить кругозор, работая с дополнительной литературой,

в) учиться отстаивать свое мнение,

г) закрепить умение работать в группе,

д) приобретать навыки экологически целесообразной деятельности человека,

е) формировать нравственную и экологическую ответственность личности.

Учащиеся должны знать:

1. Основы экологии. Иметь представление о деятельности международных организаций по защите природы – «Гринпис» и «Гримтим».

2. Важнейшие экологические проблемы, виды химического загрязнения окружающей среды и способы борьбы с ними

3. Методы качественного и количественного анализа.

4.Классификацию ионов.

Учащиеся должны уметь:

1. Использовать методы качественного и количественного анализа на практике.

2. Проводить мониторинг экологической обстановки в мире, в стране, в городе.

Факультативная  дифференциация обучения  — это одна из форм дифференциации по интересам и склонностям учащихся, которая характеризуется предоставлением им права выбора ряда курсов, направлений и видов деятельности. Ее функции заключаются в следующем:

• предоставлениивозможности попробовать себя в различных сферах познания;

• определениисклонностей и способностей;

• развитиипознавательных интересов;

• знакомстве с различными видами и способами деятельности (в том числе исследовательской, творческой, проектной, профессиональной).

Факультативный курс предназначен для  реализации целей и задач  экологического образования  в процессе изучения химии в  средней  школе. Вместе с тем решаются задачи  экологического потенциала  химии и экологии  как основных наук  естествознания.  В  программе  значительное  внимание  отводится  вопросам  регионального компонента. Региональный  и  местный  учебный  материал   максимально  используется при  изучении всех  тем  программы.  Таким  образом,  выпускники  МБОУ «СОШ№19»   должны получить  необходимые  знания  и  практические   навыки   для  повышения  уровня  экологической  культуры. Именно  такие задачи  ставит  учитель  при  составлении программы факультативного  курса.  Реализация  программы  предусматривает   максимально  возможное   вовлечение учащихся  в  самостоятельную  работу  на  уроке  и  вне  класса. Каждый  ученик  выбирает  тему  для  реферативного  исследования, в  процессе  которого  добывает  и  обрабатывает  нужную  информацию.  Факультативные  занятия  проводятся  из расчёта  1  час  в  неделю.  Это  время  распределяется  на  занятия  в  классе   и   на консультации,  которые  проводятся   учителем  с  группой  учащихся.  Итоги  занятий  фиксируются  в  виде  сообщений   учащихся  на  уроках,  докладов- отчетов  авторов  реферативных  работ  на  научно- практических  конференциях.

8 класс (34ч., 1ч. в неделю)

Раздел

Темы

Кол-во часов

I Введение (2 часа)

Понятие экологии.

1

Наш драгоценный дом. Сферы жизни: воздушная, наземная, водная и др.

1

II Экологические организации (2 часа)

Гринпис.

1

Гримтим. Экологический дневник.

1

III Важнейшие экологические проблемы(4часа)

Сберегая воду.

1

Загрязнение воздуха.

1

Свалка в вашем доме.

1

 Влияние экологии на климат планеты (глобальное потепление, озоновые дыры).        

1

IV Техника лабораторных работ(10 часов)        

Общие правила работы в хим. лаборатории.

1

Техника безопасности лабораторных работ. Первая помощь при несчастных случаях.

1

Химическая посуда.

1

Работа с нагревательными приборами.

2

Правила работы со щелочами, кислотами, летучими соединениями. Техника проведения качественного полу микроанализа, капельные реакции.

3

Изготовление и ремонт простейших лабораторных приборов.

2

V Технический анализ(6часов)

Задачи технического анализа. Правила отбора средней пробы.

1

Технический анализ продуктов, воды, воздуха, нефтепродуктов, твердого топлива.

2

Практические работы: анализ воды, почвы, воздуха, продуктов.

3

VI Обзор современной Ставропольской промышленности (10 часов)

Природный потенциал  территории Ставропольского края, этапы его использования

2

Неорганический синтез:  производство минеральных удобрений П\О «Азот»

2

Азот в природе;  его круговорот  в процессе   образования и  распада азотсодержащих веществ.

1

Азотные удобрения  как объём  промышленного  производства и практического применения. Экологические  требования при использовании  азотных удобрений при выращивании сельхозпродукции.

2

Углерод в природе. Сажа как загрязнитель атмосферы. Оксид углерода(4) и экология

1

Ставропольская ГРЭС пос. Солнечнодольск.  Проблемы экологии

1

Защита рефератов  по  избранным  темам.

1

9 класс (34ч., 1 ч. в неделю).

Раздел

Темы

Кол-во часов

I Введение(2 часа)

Экологический мониторинг. Определение понятия «экологический мониторинг».

1

Организация мониторинга разного уровня.        

1

II Аналитическая химия(3часа)

Предмет и задачи аналитической химии, Значение аналитического контроля.

1

Методы анализа: физические, химические, физико-химические.

1

 Показатель среды (рН, рОН). Жесткость воды.

1

III Качественный анализ.

(4 часа)

Характеристика аналитических реакций.

1

Реакции окрашивания пламени.

1

Изучение аналитических реакций катионов различных групп, классификация катионов.

1

 Изучение аналитических реакций анионов.

1

IV Фосфор (3 часа)

Фосфор  в  природе;  его  круговорот  в  естественных  условиях  и  под  действием  человеческого  фактора

1

Фосфорные  удобрения.

1

Экологические  требования  к  получению  и  применению  фосфорсодержащих  веществ.

1

V  Кремний ( 2 часа)

Соединения  кремния  и  проблемы  экологии

1

Заболевания  человеческого  организма,  вызванные  соединениями  кремния (силикоз,  онкологические  заболевания)

1

VI  Металлы ( 3часа)

Металлы  и  сплавы,  и  их  влияние  на  окружающую  среду.

1

Тяжелые  металлы  и  экология.

1

Коррозия  металлов  и  борьба  с  этим  явлением.

1

VII  Металлургия ( 3 часа)

Металлургия  и  экология.

1

Производство  стали  и  чугуна.

1

Алюминий  и  охрана  окружающей  среды.

1

VIII  Практические работы

( 10 часов)

Качественные реакции на катионы различных групп.

2

Анализ смеси катионов различных групп

3

Качественный анализ анионов.

2

Ход анализа растворов и твердых веществ

3

IX  Решение  задач (4 часа)

Решение  задач  по  теме: « Химия  в  промышленности»

3

Защита рефератов  по  избранным  темам.

1

10 класс (34ч., 1 ч. в неделю).

Раздел

Тема

Кол-во часов

I Введение ( 2 часа)

Химический экологический фактор.

1

Химический состав живых организмов.

1

II Биохимическая роль органических соединений

( 13 часов)

Общая характеристика токсических свойств органических соединений.

1

Углеводороды.

1

Галагенопроизводные углеводородов.

1

Спирты.

1

Альдегиды.

1

Кетоны.

1

Карбоновые кислоты.

1

Простые эфиры.

1

Органические окиси (эпоксиды)

1

Сложные эфиры.

1

Амины.

1

Алкилгидразины.

1

Нитросоединения.

1

III Экологические проблемы и пути их решения(5 часов)

Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом.

1

Фреоны-разрушители озона.

1

Основные загрязнители водной среды.

1

Твердые бытовые отходы и пути их утилизации.

1

Синтетические поверхностно-активные вещества.

1

IV Учебно – исследовательские проекты

(14 часов)

Экологическая ситуация в городе и условия жизни населения.

2

Определение фосфатов в продуктах обмена веществ человека

2

О чем рассказывает выдох?

1

Парниковый эффект и его последствия.

2

Проблема курени. О чем расскажет сигарета?

2

Знакомые и незнакомые жиры.

1

Определение качества молока и молочных продуктов.

2

Как  определить  качество меда?

2

Литература для учителя:

1. Алексеев В.Н. Количественный анализ. М., Химия, 1972.

2. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии. Качественный анализ. М., Химия,1984.

3. Захлебный А.Н., Суравегина А.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., Просвещение, 1984.

4. Левант Г.Е., Раицин Г.А. Практикум по общей химии, М., 1994.

5. Логинов В.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия, М., Просвещение, 1989.

6. Уч. – мет.пособие «Охрана окружающей среды», ЯГМА, Ярославль, 1997.

7. Рачинский Ф.Ю., Рачинская М.Ф., Техника лабораторных работ, Л., Химия, 1982.

Для учащихся:

1. Астафуров В.И. Основы химического анализа,  изд. З.М. Просвещение, 1986.

2. Воскресенский П.И. Начала техники лабораторных работ., М., Химия, 1971.

3.Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа., М., Просвещение, 1972.

.Программа факультатива по химии

 для учащихся 11 классов

«Общая  химия. Решение  задач»

Пояснительная записка

Для успешного решения задач, поставленных перед школой, необходимо, с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным объемом знаний и умений и, с другой - создать условия для углубленного изучения школьного курса химии для учащихся, проявляющих склонность и интерес к химии.

В данном факультативном курсе углубляются представления об элементе, атоме, электронах. Более подробно рассматривается ковалентная связь, даются её характеристики. На примере комплексных соединений раскрывается механизм образования разных видов связей, а также зависимость свойств веществ от вида химической связи. Тема «Дисперсные системы» позволяет расширить представление о растворах электролитов и неэлектролитов. Растворы рассматриваются с позиции теории электролитической диссоциации. Учащиеся знакомятся с различными способами выражения концентрации, правилом смешения растворов.

Курс знакомит учащихся с процессами гидролиза солей и электролизом. Более подробно рассматриваются окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии, а также расстановка коэффициентов с помощью электронного баланса.

Большое внимание уделяется отработке навыков решения расчётных задач различных типов, а также комбинированных задач.

Всё это позволит учащимся углубить свои знания по некоторым вопросам химии.

Учащиеся будут получать опережающие задания по теме предстоящего занятия. Это делается для того, чтобы учитель не тратил время на объяснение новой темы. На каждом занятии планируется организация самостоятельной работы школьников под руководством преподавателя. Фронтально будут поясняться только отдельные наиболее сложные части теоретического материала, а при индивидуальной работе - те аспекты содержания, которые не понял кто-то из учащихся. При проведении занятий вероятнее всего будет не хватать иллюстрационного материала (демонстраций, опытов). С этой целью целесообразно в качестве пособий при подготовке к занятиям использовать видеофрагменты, анимации и рисунки с компьютерных дисков, либо из Интернета.

Тема 1: Строение вещества (7 часов)

1. Модели строения атома.        

 Развитие современных представлений о строении атомов. Состояние электрона в атоме. Строение электронных оболочек атомов I–V периодов. Электронные формулы. Периодический закон и периодическая система химических элементов        

2. Состояние электрона в атоме. Квантовые числа.        

Устная проверка  знаний        

3. Cоставление электронно-графических формул элементов.

Практическое занятие №1.        

4. Характеристика химического элемента (I–Vпериодов) в зависимости от положения в периодической системе Д.И. Менделеева.        

Выходящий тест.

5-6. Виды химической связи.        

Природа и типы химической связи. Особенности ковалентной связи. Полярная и неполярная ковалентная связь. Механизм образования. Ионная связь как крайний случай ковалентной связи. Водородная связь. Металлическая связь        

Устная проверка  знаний        

7. Единство природы химической связи. Геометрия простейших молекул.

Составление структурных формул.        

Выходящий тест.

Тема №2: Химические реакции (4 часа)

1. Сущность химических реакций в свете теории строения атомов. Типы химических реакций.        

Классификация реакций в химии.        

Составление уравнений химических реакций, решение генетических цепочек.        

2.  Окислительно-восстановительные реакции.        

Химические реакции с изменением и без изменения степени окисления. Протекание окислительных реакций в различных средах. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии.        

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.        

3.  Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Практическое занятие №2.        

4.  Эндо- и экзотермические реакции. Тепловой эффект реакции.

Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям.

Практическое занятие №3.        

Выходящий тест.

Тема 3. Растворы (7 часов)

1. Истинные растворы.

Растворимость веществ. Кривые растворимости. Зависимость растворимости от природы веществ, температуры и давления.

2-3         Способы выражения концентрации (массовая доля и молярность).

Решение задач.        

Математические методы решения расчетных задач

4. Теория электролитической диссоциации.        

Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации электролитов. Константа диссоциаци.

Составление ионных уравнений.        

5.  Ионное произведение воды. Водородный показатель.        

Решение задач.        

Выходящий тест.

6. Решение расчетных задач по теме «Растворы» с использованием алгебраической системы уравнений и правила смешения растворов        

Практическое занятие №4        

Математические методы решения расчетных задач.

7.  Решение задач, содержащих формулы кристаллогидратов        

Практическое занятие №5        

Математические методы решения расчетных задач

Тема 4. Электролиз (2 часа)

1.  Электрохимические процессы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Законы Фарадея.

2.  Выполнение упражнений и решение задач.

Практическое занятие №6.        

Тема 5. Основные классы неорганических соединений (5 часов)

1. Оксиды.        

Классификация, свойства, получение и применение основных классов неорганических соединений. Генетическая связь неорганических соединений. Гидролиз солей.        

Выполнение упражнений и решение задач.

2.  Кислоты.        

3.  Основания.        

4.  Соли.        

5. Генетическая связь между классами веществ.        

Выходящий тест.

Тема 6. Решение задач. Практические занятия (9 часов)

1.  Расчет массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, которое содержит определенную долю примеси.

Математические методы решения расчетных задач

2.  Расчет по уравнению химической реакции объема газа, необходимого для реакции с определенным объемом другого газа.

3. Расчет выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного.

4.  Расчет по уравнению химической реакции массы продукта реакции по известным массам (или количествам вещества) исходных веществ, когда одно из реагирующих веществ, взято в избытке.

5.  Нахождение молекулярной формулы вещества по качественному и количественному составу продуктов сгорания.

6.  Решение задач по теме «Смеси» (с использованием алгебраической системы уравнений).

7-9.  Решение комбинированных задач        

Выходящий тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "В мире закономерных случайностей"

 При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой и...

Факультативный курс "Функция: просто, сложно, интересно".

 Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволяет углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функции, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знан...

Факультативный курс по информатике и ИКТ (планирование)

Планирование  факультатива по информатике и ИКТ "Компьютерное делопроизводство"...

Факультативный курс "Занимательная грамматика"

Предлагаемый курс поможет учащимся расширить свои знания по истории русского языка, повысить уровень грамотности, культуры речи, расширить общий и лингвистический кругозор....

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Программа факультативного курса "Bunte Schritten"

Факультативный курс «BunteSchritten» (Разноцветные ступеньки) рассчитан на учащихся 5 класса и призван помочь учащимся приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать пол...