Интегрированный урок "Неорганические вещества в нашей жизни"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Герасимова Нина Федоровна

В основе урока лежит решение текстовых задач по химии и отработка навыков проведения эксперимента.

Презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Неорганические вещества в нашей жизни

                                          Урок химии в 8-м классе

   Тип урока: обобщение и систематизация знаний 

Вид урока: Урок – исследование.

Технология исследовательской деятельности: развитие исследовательских навыков, развитие мыслительных способностей.

Форма обучения: дифференцированно-групповая (временные и постоянные группы учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков).

Цель урока: С помощью дифференцированных заданий экспериментального характера  обобщить   знания,  умения  и навыки  учащихся,  полученные при  изучении  неорганических соединений,  проследить их практическую значимость.

Задачи урока:

  • Обобщить  названия  неорганических соединений и их свойства.
  • Изучить практическую значимость   изученных соединений.
  • Ориентировать учащихся  на здоровый образ жизни,  показать интегративную взаимосвязь с предметами  биологии, экологии, географии, истории.
  • Применять полученные знания  по   технике безопасности при работе с веществами в повседневной жизни.
  • Стимулировать познавательную творческую  активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умения быстро и четко формулировать свои мысли, логически рассуждать.
  • Воспитывать чувство сопричастности  общему делу, умение работать коллективно, находить  дополнительные источники информации.
  • Формировать развитие личности, открытой для  общения и сотрудничества, способной к само- и взаимоконтролю, самоорганизации. 
  • развивать навыки сравнительного анализа,  познавательный    интерес к предмету

 Предварительная работа  с учащимися:  

  • Формирование 8 групп, выбор лидера. Составление  этапов работы  каждой группы.
  • Каждая группа  подготавливает материал, «Вещества вокруг нас» и «Содержимое домашней аптечки»  
  • Групповая и индивидуальная, самостоятельный поиск информации  в  учебной литературе.
  • Актуализация знаний и  опыта, на основе которых самостоятельно делаются выводы и  обобщения.

  • Контроль знаний:
  • Ведение  группового  журнала с   регистрацией участия   членов каждой группы.
  • Обсуждение результатов эксперимента с использованием эпипроектора

                                                  

Х О Д    У Р О К А

  1. Организационный момент.2 мин.

Девиз нашего урока: Девиз нашего урока: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие! Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания» (Михаил Васильевич Ломоносов, «Слово о пользе химии» в 1751 г.)

  1. Актуализация знаний учащихся, постановка темы урока.    

   Сегодня наш кабинет украшают фотографии – результаты выполнения  творческого  домашнего задания. Ребята рассказывают о веществах, окружающих нас в повседневной жизни. Фотографии окружающей нас действительности. Указать какие вещества образуют различные предметы.

Так как можно сформулировать тему нашего урока…….(учащиеся предлагают тему урока)

2-А. Проверку (ДЗ) результатов самостоятельного поиска информации  Групповая и индивидуальная, самостоятельный поиск информации  в  учебной литературе

Игра - ЧТО? ГДЕ?  КОГДА?

 Что -  неорганические вещества,

Где – домашняя аптечка,

Когда – могут пригодиться.

Заданием для сегодняшней игры была «Домашняя аптечка  и ее содержимое»  начнем»  

2-Б  Установление связи с ранее изученным материалом

 Актуализация знаний и  опыта, на основе которых самостоятельно делаются выводы и  обобщения

Приложение 2.

Работа у доски: Написать формулы веществ, которые нас окружают в повседневной жизни и  содержимое домашней аптечки.

                        1) По какому признаку вы  распределили вещества по классам?

                           ( по составу    -     определения классов веществ)

                       2) Назовите эти химические семейные кланы  (оксиды, кислоты, соли,    

                            основания)

                       3) с какой химической семьей мы встречаемся чаще всего?  

                           (  оксиды)

                      4)  Каким справочным материалом можно воспользоваться для  

                               составления формул веществ?  (периодическая система  

                              химических  элементов  Д.И.Менделеева)

  1. Постановка общей проблемы,  мотивация на деятельность, объяснение жизненной потребности

 А теперь, когда мы вспомнили основные классы неорганических соединений,  давайте продолжим  путешествовать  по удивительной стране -  «Стране неорганических   ВЕЩЕСТВ». Много в ней  тайн и загадок. Открыли эту страну давным-давно, но от этого таинственность ее не исчезает.  Эту страну населяют множество маленьких групп: оксиды, кислоты, основания и соли. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности и обычаи. В этой стране живут вещества простые и сложные, спокойные и беспокойные, а иногда просто очень буйные; но  все живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении.

3-А. Профориентационный момент урока 

  У жителей этой страны нехватка специалистов, для решения накопившихся проблем.

Им срочно требуются техники химического анализа и техники-аналитики. (Рассказ учителя о специальностях и колледжах, готовящих данных специалистов)

     Они  ждут вас, но вы должны вы должны доказать, что можете справиться с этой работой.

 Вы разделились на  8 групп.         

Каждая группа получила одну из их удивительных историй. Ища ответ,  вы можете познакомиться  с ними поближе, а может быть даже подружиться, что-то узнать, чему-то научиться. Почувствовать себя в роли техников  химического анализа или аналитика.

Задания  и необходимое оборудование лежат у вас на столах. Ответы записываете на пленке для эпипроектора. На защиту вашего мини проекта  у вас будет 2 минуты.

Помощником-лаборантом на сегодняшнем уроке будет ученица 9 класса, снискавшая любовь и уважение  у жителей страны Вещества

   

  3-Б Инструктаж по ТБ

Обращаю  ваше внимание   на правила использование  химических соединений  не только в быту, в виде лекарственных препаратов и во время экспериментальной работы. Внимательно ознакомьтесь с правилами ТБ,  строго выполняйте   инструкции, присланные вам с заданиями,  сохраняйте  свое здоровье и  своих близких.

Ребята приступают к работе. Звучит  музыка ENIGMA.

3-В Самостоятельная работа учащихся – 12 мин.

4.Защита мини-проектов

1-я группа. Жемчуг

2-я группа. Желудочный сок

3-я группа. Авария

4-я группа. Кремниевая кислота

5-я группа. Хроматография

6-я группа. Фотосинтез и дыхание

7-я группа. Индикаторы

8-я группа. рН-метр

5.Подведение итогов

Все хорошо справились с решением поставленных задач, у вас не было грубых нарушений ТБ, вы показали умение работать с информацией, представлять ее в разных видах.

Среди пробирок, колб и пузырьков,

В огне горелок и в пылу сердец,

Мы постигаем тайны всех основ,

Ведь химия – Вселенной всей творец.

Получение зачета по квалификации техник-аналитик.

Приведите в порядок рабочие места, помойте руки, оставьте чистым места после выполнения работы.

Домашнее задание: Написать эссе о проделанной работе, включив в него дополнительную информацию по вопросу группы.

Приложение 2

MgO - оксид магния, применяется в малых дозах как слабительное средство при отравлениях кислотами, входит в состав зубных порошков.

 ZnO – оксид цинка, применяется для изготовления цинковой мази, которая   является              антисептиком.

KMnO4 – перманганат калия, широко применяется в медицине. Его разбавленные растворы   используются  в качестве  дезинфицирующего и кровоостанавливающего средства. Является сильнейшем окислителем.

KJ – иодид калия, используется при заболеваниях щитовидной железы.

СаСl2-  кальций хлористый,  используется  в качестве  кровоостанавливающего средства  при  кровотечениях,  так же для повышения свертываемости крови.

СаСО3– карбонат кальция, может   нейтрализовать  кислоты.

 АgNO3- нитрат  серебра (ляпис),  применяется для прижигания   ран и язв, эрозий, обладает бактерицидным свойством.

  FeCl3 – хлорид железа, кровеостанавливающее средство.

  ZnSO4 – сульфат цинка применяется при заболеваниях, связанных с дефицитом цинка в организме.

МgSO4* 7Н2О -   горькая соль, назначают   в качестве  слабительного, желчегонного, антиаритмического и  успокающего средства.  

CaSO4 * H2O – алебастр, для изготовления шин и повязок, в зубопротезной технике.

NaCl- хлорид натрия, поваренная соль используется при приготовлении пищи.

Н3ВО4- борная кислота – 1%  спиртовой раствор   применяется при наружных и хронических отите,   в виде 2%  водного раствора  при коньюктивитах,  10% раствор  в глицерине    для смазывания  участков кожи  при опрелостях, а также  при опрелостях  

Ацетилсалициловая кислота – жаропонижающее и противовоспалительное средство


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Финансовая математика в нашей жизни"

Урок интеграции трех изучаемых предметов - математики, информатики и экономики. Знакомит с финансовыми расчетами при решении практиче...

Урок "Неорганические вещества клетки"

Урок пр биологии в 10 классе...

Урок "Неорганические вещества, входящие в состав клетки" 9 класс

Урок "Неорганические вещества, входящие в состав клетки" 9 класс....

Инструктивные карточки к исследовательской работе "Органические вещества в нашей жизни"

Инструктивные карточки к исследовательской работе к обобщающему уроку по химии в 10 классе "Органические вещества в нашей жизни"....