Модуль ОРКСЭ Урок по теме "Семья"
план-конспект урока по химии по теме

Сычёва Людмила Владимировна

Модуль "Основы мировых религиозных культур". Урок по теме "Семья."  Разработка урока, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon semya.zip1.57 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Матрёногезовская СОШ

Учитель: Сычева Л.В.

МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Урок № 28

по теме «Семья»

  Цель урока: продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье.

  Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с ролью семьи в мировых религиях на основе цитат из Ветхого завета и пророка Мухаммада, примеров жизни Петра и Февронии Муромских, семьи царя Николая II, раскрыть значение семьи в жизни людей.

Воспитательная: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».

Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Виды деятельности: беседа, рассказ учителя, закрепление изученного материала.

  Оборудование и материалы:

  • Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор);
  • Слайд-шоу «Семья»;
  • Аудиозапись песни о Петре и Февронии в исполнении

хора «Пересвет»

  • Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов под ред. А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токарева и др.

 План урока:

  1. Организационный момент (1 минута).
  2. Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока (6 минут)
  3. Изучение нового материала (25 минут)
  4. Закрепление пройденного материала (10 минут)
  5. Итог урока и домашнее задание (3 минуты)

Ход урока:

1. Организационный момент.

(Эмоциональный настрой)

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю.

С кем встречаюсь поутру -

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

 Я желаю всем добра.

Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

2. Обсуждение выполнения домашнего задания.

1. Фронтальная беседа.

Вопросы учителя: 

- Какое определение вы дали слову «милосердие»? А ваши родители как считают? (работа со словариками)

- Какой мир – милосердный или враждебный - помогает устанавливать принцип «Как ты к нам, так и мы к тебе»?

- Как научиться милосердию?

- Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?

- А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

2. Работа в парах.

Карточка:

Выбрать качества, которые характеризуют милосердного человека.

1. доброта

2. жадность

3. сопереживание

4. лень

5. лицемерие

6. вежливость

7. лживость

8. хвастовство

9. дружелюбие

10. сочувствие

11. зазнайство

12. грубость

3. Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока.

- А сейчас отгадайте загадку и определите тему нашего урока.

(подготовленный ученик загадывает загадку)

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это?            СЕМЬЯ.

- Итак, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

- О семье.

- Какие задачи будут стоять перед нами на уроке? Что вы уже знаете по данной теме и что вам хотелось бы еще узнать?

(Постановка целей детьми.) 

- Познакомиться с ролью семьи в мировых религиях.

(Христианство, ислам, иудаизм, буддизм)

Учитель: Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).

   Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И. и В.И.Даля: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Учитель: Семья - самое главное в жизни для каждого человека.

Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья!

  • Её  основные  признаки:

 а)  брачные  или  кровно  родственные  связи  между  всеми  её  членами,

 б)  совместное  проживание  в  одном  помещении,

 в)  общий  совместный  бюджет.

Учитель: А для чего человеку семья? (Ответы детей)

В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.

          Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

           Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

          Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

         Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства. 

Учитель: А как же появилось слово «семья»? Мы узнаем из стихотворения.

Задание: посчитайте сколько раз слово «я» встретится в этом стихотворении.

  • РЕБУС

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

4. Изучение нового материала, работа с учебником.

 (сопровождается демонстрацией слайдов)

Учитель: Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.

  • Работа с учебником по группам. Каждая группа выдвигает свои предположения.
  • Дети делятся на 4 группы по цветам карточек, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети читают материал учебника и выписывают семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами.

 

Учитель: - Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

- Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

- Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

Ислам.

- Найдите в учебнике и прочитайте, как ислам рассматривает брак. (чтение учебника уч-ся)

- Какая обязанность возлагается на взрослого мусульманина?

(Создать семью, заботиться о детях, дать им достойное образование)

- Как дети должны относиться к родителям?

(Почитать родителей, обеспечить им достойную старость)

Иудаизм.

- В Ветхом Завете есть такие слова: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственному ему… А нарек Адам имя жене своей Ева, Ибо стала она матерью всех живущих».

  Семья изначально создается для продолжения рода человеческого, и в этом – рождении и воспитании детей ее предназначение.

  В заповедях, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, говорится, что надо чтить отца и мать свою, сохранять верность в браке.

Буддизм.

  Семья является одной из важнейших ценностей. Родители должны следить за тем, чтобы дети не причиняли вреда другим, не употребляли алкоголь, наркотики, уважали старших.

  Дети, в свою очередь, должны помогать родителям, исполнять обязанности, возложенные на них родителями, быть опорой родителей в старости.

Православие.

- Семья в православии именуется Малой Церковью. Брак в православной церкви считается одним из таинств, в котором Сам Бог благословляет любящих друг друга.

 Семья – это любовь. Христиане считают, что невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, члена своей семьи.

5. Первичное закрепление знаний и способов действий.

К* Выберите верный ответ

В христианстве семью часто называют … 

а) «малой Церковью»

б) большим домом

в) школой

К** Выберите верный ответ

Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед ….

а) богатым

б) бедным

в) неженатым

К* Выберите верный ответ

Одна из 10 библейских заповедей, гласит ….  

а) больше отдыхай

б) «Почитай отца и мать»

в) больше проводить времени на свежем воздухе

К** Выберите верный ответ

Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … 

а) материнская любовь

б) равнодушие родителей

в) безответственность

К** Укажите правильный ответ

1.В православной традиции венчание – …

а) одно из важнейших таинств

б) закон

в) правило

К*** Укажите правильный ответ

Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода

а) как необходимость

б) как заповедь,  данная ещё Адамом и Евой

в) как традиция

К** Укажите правильный ответ

Брак в исламе считается …

а) обязательством перед родителями

б) обязательством перед друг другом

в) обязательством перед Богом

К*** Укажите правильный ответ

Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут …

а) могут быть свободными

б) состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

в) могут быть равнодушными

Физкультминутка

- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте. 
- Те, у кого есть старший брат – поднимите правую руку.

- У кого есть младший брат – поднимите левую руку.

- У кого есть старшая сестра, помашите над головой руками. 
- У кого есть младшая сестренка – присели.

- Кто не слушает маму и папу - покачайте головой.

- Кто помогает дома маме и папе - хлопните в ладоши. 

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

6. Расширяющий блок.

Учитель: О значении семьи мы поговорим на примере наших православных семей.

 - Прекрасным примером любви и верности в христианской семье является история о Петре и Февронии.

Сообщение учащихся:

  Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился  ходить к княгине, к жене Павла, блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попала на кожу Петра и тот заболевает.

   И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

  Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела.  Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

  Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

  Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

  День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547года. А с 2008 года в России стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности.

  Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча.

  • (Звучит аудиозапись песни о Петре и Февронии в исполнении

хора «Пересвет» )

- Еще одним примером любящей семьи можно назвать семью последнего русского императора Николая II, его жены Александры Фёдоровны, четырех дочерей Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и их брата цесаревича Алексея.

  В 1917 году Николая II отрекся от престола, был сослан в ссылку, а потом казнен большевиками в Екатеринбурге. Его участь постигла всю семью, всех расстреляли.

  Несмотря на то, что семья была царской, все ее члены были очень простыми человечными людьми. Мать, Александра Федоровна, много сил отдала на воспитание пятерых детей, царевны во время войны работали в госпитале сестрами милосердия: перевязывали раненых, стирали белье, дежурили у постели тяжелораненых.

  Александра Федоровна в своем дневнике писала: «В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном мире царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности».

А вот ее слова об истинной любви: «Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает такой сильной, как в дни страданий и горя…»

7. Закрепление основных понятий урока.

Учитель: - Какая семья называется дружной? (Ответы детей)

- Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?

(Учащиеся предлагают свои варианты)

- Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос.

   Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.

   Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».

- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни?

 (Любовь, согласие, ответственность, уважение, понимание,

доверие, доброта,  забота, дружба)

2) О семье сложено много пословиц и поговорок.

  • Работа в парах

- Соберите пословицы о семье.

В семье…                                               … добро не бывает.

Дом согревает не печь,..                       … и каша гуще.

В недружной семье…                           … а любовь и согласие.

Не нужен клад,..                                    … так и душа на

Дерево держится корнями,…              … а человек без семьи – пустоцвет.

Вся семья вместе,…                                    … когда в семье лад. месте.

Земля без воды мертва,...                            … а человек семьёй.

3) Какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?   

  • 8 июля - День семьи, любви и верности в России. Кого почитают в этот день? (В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии).
  • 15 мая - Международный день семей
  • 1 июня  - День защиты детей
  • 20 ноября - «Всемирный день ребенка»
  • последнее воскресенье ноября – День матери 
  • (третье воскресенье июня – День отца (в США), первое воскресенье марта - «Национальный день бабушек» (Франция) 

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Символом семьи в России с 2008 года считается ромашка. Как вы думаете, почему именно этот цветок?

- Что символизируют лепестки цветка? (Членов семьи).

- На чём держатся лепестки? (На сердцевинке).

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку?  (Он погибнет).

- Что же символизирует сердцевинка? (Семейные ценности).

- Какие, по вашему, ценности должны укреплять семью?

(собрать ромашку)

  1. Составление синквейна на тему «СЕМЬЯ»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Рефлексия.

На слайде незаконченные предложения.

 Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю  бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

11. Домашнее задание.

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

Подобрать пословицы о семье, можно разных   народов.

Вопросы на странице 75 учебника.

Написать сочинение о своей семье или нарисовать эмблему своей семьи (по желанию)

12.Заключительный этап

(сопровождение коллективного проекта – презентация)

Мы семья. 
 
Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель 
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики" по теме "Стыд,вина и извинения"

Данный урок разработан к модулю ОРКСЭ "Основы светской этики" для учащихся 4-5-ого классов.Сопровождается презентацией. ...

Презентация для родителей по выбору модуля ОРКСЭ

Презентация для родителей по выбору модуля ОРКСЭ...

Выступление на родительском собрании по выбру модуля ОРКСЭ 16 марта 2017 года.

Выступление на родительском собрании по выбору модуля ОРКСЭ....

Музейная педагогика, как один из инструментов изучения модуля ОРКСЭ "Основы православной культуры"

Использование музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании учеников начальной школы....

О выборе модуля ОРКСЭ родителями

Доклад на родительском собрании по вопросам свободного и компетентного выбора учебного модуля ОРКСЭ для преподавания курса в 4 классе...

Заявление родителей обучающихся по выбору учебного модуля ОРКСЭ

Типовое заявление родителей обучающихся в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении на предоставление возможности изучения их детьми православной культуры в рамках основной обра...