Музейная педагогика, как один из инструментов изучения модуля ОРКСЭ "Основы православной культуры"
опыты и эксперименты на тему

Андросова Ольга Алесандровна

Использование музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании учеников начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность

О.А.Андросовой

(социальный педагог)

  1. Тема.

Музейная педагогика как один из инструментов изучения модуля ОРКСЭ «Основы православной культуры».

  1. Обоснование выбора темы.

Модуль ОРКСЭ «Основы православной культуры» является новым предметом в ГКОУ СКОШИ №2.

Этот предмет имеет особое значение для нравственного и духовного развития детей, имеющих нарушения зрения. Поэтому поиск специальных педагогических способов и коррекционных приёмов, способствующих более глубокому и осознанному изучению данного курса детьми с нарушением зрения, является первостепенной задачей преподавателя этого курса.  

  1. Актуальность темы.

В ГКОУ СКОШИ №2 обучаются слабовидящие дети и дети с пониженным зрением.

Нарушение зрения, как первичный дефект предопределяет успешность развития тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия,  которое Л С. Выготский называет вторичным дефектом. Чем сложнее первичный дефект, тем могут быть глубже  вторичные отклонения, и связанные с ними нарушения  психического развития ребёнка с нарушением зрения.

Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений является фактор социальной депривации - лишение возможности полноценного общения с окружающим миром. Специалисты давно и убедительно доказали зависимость вторичных отклонений в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребёнка с патологией зрения от отсутствия или присутствия  специально организованных условий и занятий, направленных на психолого - педагогическую коррекцию недостатков зрительной ориентации.

Состояние зрения слабовидящих детей  индивидуально, и от него во многом  зависит их работоспособность, утомляемость и скорость усвоения  ими учебного материала. Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению, приводящие к замедленному формированию  личностных УУД.

Замедленное формирование коммуникативных УУД связано с поведенческими проблемами в развитии  детей с нарушениями зрения. В большинстве случаев им недостает гибкости и спонтанности, у них отсутствуют или слабо развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.

  1. Гипотеза. Можно предположит, что музейная педагогика способствует более глубокому, осознанному изучению курса «Основы православной культуры».

5. Проблемные вопросы проекта:

-выбор педагогических способов и приёмов, помогающих  детям с нарушением зрения сформировать устойчивый образовательный интерес к предмету,

 -применение коррекционных тифло приёмов, способствующих более глубокому, сознательному изучению курса «Основы православной культуры» детьми с нарушением зрения.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет семья. Общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни, т.е., в воспитании детей. Воспитание детей в семье – большой ежедневный труд, и физический, и умственный. Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.  

В соответствии с утвержденным ФГОС НОО (2009г.) педагог призван осуществлять становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся на основе  взаимоотношений ребёнка, родителей и школы. Только тесное взаимодействие семьи, в которой растет ребёнок с ОВЗ и школы, помогут компенсировать недостаток общения с семьёй.

В настоящее время сформировался социальный образовательный запрос на изучение основ православной культуры. Православное христианское духовно-нравственное воспитание слабовидящих детей в системе общего образования по праву занимает всё более важное место.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выбор учебных предметов, курсов и модулей духовно-нравственной и духовной направленности осуществляется родителями (законными представителями).

Можно выдвинуть гипотезу о том, что курс «Основы православной культуры» помогает восстановить и укрепить семейные традиции, а также может способствовать установлению связей семьи, ребёнка и школы.

 В 2016 году родители обучающихся ГКОУ СКОШИ №2 сделали запрос по изучению детьми этого модуля. Было принято решение о проведении курса  «Основы православной культуры» за  счёт учебных часов.

Для его изучения по программе отводится 34 учебных часа.

Учитывая особенности детей, обучающихся в школе, и пятидневную форму их пребывания в интернате привычное изложение предмета на занятии  даже с применением  современных технических средств, таких как аудио и видео презентации, будет не достаточно для того, чтобы дети погрузились в суть нравственных проблем предмета, полюбили и поняли этот курс.

Можно предположить, что некоторые формы культурно-образовательной музейной деятельности помогут способствовать формированию у детей устойчивых учебных навыков, кругозора, социально-бытовой ориентировке, развитию коммуникативных навыков. Музейная педагогика может значительно разнообразить не только форму урока, но и расширить возможности педагога, в том числе и по применению коррекционных приёмов обучения. 

Музейная педагогика  позволит детям использовать возможности множества памятников отечественной культуры, находящихся в столице нашей Родины, и прикоснуться к тому историческому и художественному наследию,  которое многие сверстники из других регионов изучают по иллюстрациям в книгах  и в виртуальном пространстве.

  Музейная педагогика  поможет формированию познавательного интереса и закреплению теоретических знаний, полученных детьми с нарушением зрения при изучении курса «Основы православной культуры».

Учитывая воспитательное воздействие родителей, выбравших данный модуль, очевидна необходимость их привлечения для организации помощи в изучении данного курса.  Пример родителей, совместно с ребёнком  посещающих экскурсии, памятники архитектуры, имеет для ребёнка огромное значение в деле формирования нравственных качеств его личности.

  1. Цели.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников с нарушением зрения на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви, памятников культуры.  

  1. Задачи.

На основе изучения исторических и культурных традиций русского и других православных народов России, православной и Русской культуры

-формировать у младших школьников с нарушением зрения российскую культурную и гражданскую идентичность посредством изучения основ православной культуры;

- развивать у детей с нарушением зрения память, мышление, воображение, речь и творческие способности.

  1. Состав творческой группы.
  • Головастиков Виталий- 4 «б» класс;
  • Новикова Екатерина  - 4 «б» класс;
  • Плисс Илья – 4 «б» класс;
  • Пучков Александр – 4 «а» класс;
  • Рыжеков Артем – 4 «а» класс;
  • Рыжеков Богдан – 4 «а» класс;
  • Тысячников Артем – 4 «б» класс.

  1. План работы.

Сентябрь

Обоснование выбора темы, составление плана работы

Октябрь, ноябрь

Теоретический этап:

изучение литературы, интернет ресурсов по выбранной теме.

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Практический этап:

- разработка Теста I;

-выбор  музейно-педагогического  маршрута,

-посещение выбранных памятников культуры и лекции,

-обсуждение тем мини-проектов, подготовленных совместно с родителями.

Май

Разработка и проведение Теста II.

Подготовка к отчёту.

Презентация проекта.

Подведение итогов.

Июнь

Участие в круглом столе.

  1. Предполагаемые результаты.

Освоение новой предметной области слабовидящими детьми с помощью музейной педагогики.

  1. Предполагаемый продукт проекта:

- музейно-педагогический маршрут для изучения модуля ОРКСЭ «Основы православной культуры»,

- подготовка мини проектов обучающимися совместно с родителями.

Работа над проектом началась с теоретического этапа.

Он включал в себя:

-изучение печатной литературы,

-поиск материалов из сети интернет,

-разработка  экскурсионных маршрутов,

-знакомство с материалами и предложениями музеев,

 -определение  для посещения определённых памятников архитектуры  города Москвы,

-изучение программы курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной - культуры». 4 класс / авт.-составитель И.В. Метлик. 2-е изд. М. 2015

-составление контрольно-измерительных материалов для оценки изучения курса на уроках ОРКСЕ. (приложение 1)

При изучении программы курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной - культуры». 4 класс / авт.-составитель И.В. Метлик. 2-е изд. М. 2015 было выделено 2 темы для более глубокого изучения: «Дорога к храму» и «От рождения до вечности». Для изучения этих тем были разработаны экскурсионные маршруты.

Практический этап состоял из 2 экскурсий, тестирования и подготовки мини проектов.

Для наглядного изучения устройство православного храма  была организована экскурсия в Храм Всех Святых на Соколе, где священнослужитель познакомил обучающиеся с основными архитектурными и символическими элементами православного храма.

Название экскурсии: 

«…дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов».

 Мк. 11,17

Тема экскурсии: «Устройство православного храма. Значение храма для православных христиан».

Цель: познакомить обучающихся с устройством православного храма, правилами и традициями поведения в нём.

Задачи.

Образовательные: познакомить обучающихся с основными архитектурными и символическими элементами православного храма, а так  же со значением храма в православной традиции.

Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к православному храму, религиозным святыням, формировать умения и навыки поведения в храме.

В рамках изучения темы «От рождения до вечности» было выбрано одно из таинств церкви, а именно, таинство крещения. Обучающиеся посетили Сретенский монастырь, где один из слушателей Духовной семинарии подробно рассказал им о таинстве крещения.

Название экскурсии:

«Рождённое от плоти есть плоть, рождённое от Духа есть Дух». Ин. 3,6

Тема экскурсии: «Таинства православной церкви».

Цель: познакомить обучающихся с православным пониманием сущности церковного Таинства крещения.

Задачи.

Образовательные: сформировать общее понимание церковной жизни в связи с совершением Таинства крещения.

Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к традициям православного Храма.

        Для проверки гипотезы, выдвинутой в рамках проведения эксперимента было проведено 2 тестирования:

  • Тест I разработан по программе курса «Основы православной культуры» (автор О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик.)
  • Тест II разработан по темам и планам-конспектам организованных экскурсий.

В среднем, тест I обучающиеся выполнили на 69%, а тест II - 78%

Подготовка  мини-проектов.

        Для того чтобы понять заинтересованность детей в данном предмете, глубину понимания ими основных понятий православной культуры, а так для осуществления связи примером из жизни, обучающимся был предложено подготовить мини – проекты на тему «В начале было…», или проекты о храме, который дети посещают с родителями «Мой храм».

Вся группа выбрала для проектов тему, посвящённую изучению и исследованию своего крещения.  Дети рассказывали о том, где и когда их крестили.

Так как крещение большинства детей происходило в младенчестве, то главным источником информации об этом таинстве должны быть родители. В проекте родителям предлагается ответить на ряд основных вопросов. («Анкета для родителей»).

Ребята подготовили небольшие «справочники», в которых описали тот храм, где их крестили, указали день своего крещения, рассказали о дне Ангела, и о том, кто является их небесным покровителем. Дети изучили житие своего небесного покровителя и выучили молитву к нему.

К сожалению не все дети подготовили полный «справочник»: из 7 участников проекта полную анкету составили  только 5 человек, потому что родители 2 детей не смогли вспомнить, когда и где крестили своих детей. Поэтому они не смогли оказать полноценную помощь своему ребёнку в создании мини-проекта.

Ученик

Тест I (%)

Тест II (%)

Мини проект

Ученик 1

62

92

3

Ученик 2

79

92

5

Ученик 3

70

70

5*

Ученик 4

40

60

2

Ученик 5

88

92

5

Ученик 6

76

75

5

Ученик 7

70

70

5

69

78

 

  Выводы:

  1. Гипотеза подтвердилась:

Музейная педагогика способствует более глубокому, осознанному изучению курса «Основы православной культуры» для слабовидящих детей.

  1. Цели и задачи выполнены.

Предложения:

Необходимо составить музейно-педагогическую программу, для более глубокого и осознанного изучения курса «Основы православной культуры в ГКОУ СКОШИ №2».

Приложение №1 

Тест I

разработан по программе курса «Основы православной культуры» (автор О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик.)

ФИО  _____________________________________

Дата:_______________

1) Когда состоялось Крещение Руси?

  • в 1988 году
  • в 988 году
  • в 1054 году

2) Где записаны самые главные правила и нормы, которые должны соблюдать в нашем, российском обществе все люди, вне зависимости от их отношения к религии или религиозной принадлежности?

  • в Библии
  • в сочинениях учёных и философов
  • в Конституции Российской Федерации

3) Что из окружающего нас свидетельствует о любви Бога?

  • книги, в которых рассказываются древние предания
  • прекрасный, сотворённый Богом мир
  • технические и научные изобретения

4) Какие выводы можно сделать из ответа архиепископа Луки Войно-Ясенецкого на вопрос «Разве вы видели своего Бога?».

 Отметь в перечисленном ниже материале верные выводы (их может быть несколько).

  • Если человек что-то не видит, нельзя сделать вывод, что этого нет.
  • То, что не может увидеть человек, — не существует.
  • Существует много такого, что увидеть невозможно.
  • В мире существует только то, что можно почувствовать, потрогать.
  1. Как люди получали Божественное Откровение?
  • от людей, которых выбрал Бог
  • от учёных
  • от царей

6)    Как называется книга, в которой содержится основная часть Священного Предания?

  • Молитвослов
  • Жития святых
  • Библия

7) Слово Библия в переводе с греческого языка означает:

  • Книга Откровений
  • Книги
  • Книга Бытия

9) Библия состоит:

  • Из трех частей
  • Из двух частей
  • Из пяти частей

10)  Что в переводе с греческого означает слово «поэтос»?

  • писатель
  • творец
  • художник

11) Кого называют прародителями человечества?

  • бабушек и дедушек
  • родителей
  • первых людей — Адама и Еву

12) Что было после грехопадения?

  • Люди продолжали жить в раю, как и прежде.
  • Грехопадение прервало живую связь людей с Богом, и люди не могли больше быть в раю.
  • Люди убежали из рая, потому что боялись Бога.

12) Какое обещание Господь дал первым людям?

  • Их дети вернутся обратно в рай.
  • На землю придёт Спаситель.
  • Они никогда не будут прощены.

13) Почему разрушилась Вавилонская башня?

  • Потому, что её строили обычные люди.
  • Потому, что она не понравилась правителю, и он приказал её разрушить.
  • Потому, что возведением этой башни строители хотели возвыситься до Бога.
  • Потому, что строители перессорились и не смогли завершить стройку.

14) Впишите правильно имена:

Человек, которому Бог сказал сделать ковчег для спасения от потопа: _______________

    Человек, который по призванию Бога покинул свой дом и пришёл в Святую землю: ______________

15) Сколько заповедей дал через пророка Моисея Господь Бог для людей?

  • семь
  • девять
  • десять

16) Как называется гора, на которой пророк Моисей получил Закон от Бога?

  • Арарат
  • Фавор
  • Синай

17) Как по закону Божьему дети должны относиться к своим родителям?

  • Стараться относиться к ним хорошо, как к своим друзьям, подругам.
  • Слушаться их, пока не вырастут.
  • Всегда почитать, уважать, любить своих родителей.

18) Как, по слова Иисуса Христа, следует относиться

к ближнему?

  • В соответствии с тем, как этот человек относится к другим людям.
  • Любить его, как самого себя, и всем жертвовать для него.
  • Использовать его для выполнения своих желаний.

 19) Какое имя было у явившегося Деве Марии архангела?

  • Михаил
  • Гавриил
  • Серафим

20) Пронумеруй события в последовательности, в которой они происходили. Подчеркни события, являющиеся праздниками в Православной Церкви.

  • Иоаким и Анна просят Бога о даровании им ребёнка.
  • Благовещение.
  • Жизнь Богородицы в Иерусалимском храме.
  • Рождество Пресвятой Богородицы.
  • Дева Мария живёт в доме Иосифа.
  • Рождество Иисуса Христа.

21) Почему Иисус Христос родился в пещере?

  • Богородица жила в бедной семье Иосифа.
  • Иосиф и Мария не успели дойти до города.
  • В переполненном городе они не смогли найти места для ночлега в доме.

22) Как Иосиф с Марией оказались в Вифлееме?

  • Они пришли навестить родственников.
  • Они пришли на перепись населения.
  • Они проходили мимо этого города.

23) Какое событие принято считать началом нашей эры?

  • Благовещение
  • Рождество Христово
  • Рождество Пресвятой Богородицы

24) В какой праздник вспоминается явление миру всех Трёх Лиц Святой Троицы?

  • в Рождество
  • в Богоявление
  • в Воскресение Христово

25) Как православный человек должен относиться к суевериям?

  • верить в них
  • не верить в них
  • не верить, но на всякий случай исполнять все суеверные правила

26) Что такое притча?

  • Заповедь, которую необходимо соблюдать.
  • Короткая история с глубоким духовным смыслом.
  • История из жизни рассказывающего человека.

27) Чему учит притча о блудном сыне?

  • Тому, что Господь, подобно любящему своих детей отцу, принимает тех, кто приходит к Нему с покаянием.
  • Тому, что можно пожить в своё удовольствие,

а потом вернуться на праведный путь.

  • Тому, что можно совершать ошибки в жизни, всё равно тебя простят.

28) Как называется проповедь Иисуса Христа, в которой Он говорил о заповедях блаженств?

  • Великая
  • Нагорная
  • Благодатная

29) Как понимается в Евангелии выражение «духовная нищета»?

  • Как смирение, понимание человеком, что всё дано ему от Бога.
  • Состояние души, когда человек безразличен ко всему, что происходит в его жизни и жизни других людей.
  • Полное духовное падение человека.

30) О каких слезах говорится во второй заповеди блаженств?

  • о слезах слабости
  • о слезах печали и горя
  • о слезах покаяния

31) Выбери верное высказывание. Отметь его.

  • Человек должен всегда отвечать злом на зло.
  • Смирение и кротость делают человека слабым.
  • Смирение и кротость делают человека похожим на Христа.
  • Чтобы быть смиренным и кротким, нужно быть очень сильным.

32) Как должен поступать христианин, когда другой

человек проявляет неуважение к его взглядам, высмеивает его?

  • Точно так же высмеивать, проявлять неуважение к этому человеку.
  • Хранить спокойствие.
  • Скрывать свою веру, свои религиозные взгляды.

Приложение №2

Тест II

разработан по темам и планам-конспектам организованных экскурсий.

1) Какой праздник считается днём рождения Церкви?

  • Пасха
  • Вознесение Иисуса Христа
  • Троица

2) Что такое иконостас?

  • рама, в которой находится икона
  • часть храма, где молятся священники
  • ряд икон перед алтарём

3) Кто может заходить в алтарь?

  • только священнослужители
  • все верующие христиане
  • священнослужители и те, кому они дают благословение

4) Что в Православии является символом спасения, победы над смертью?

  • храм
  • икона
  • крест

5)Царскими вратами называются

  • двери в храме
  • врата в центре иконостаса, ведущие к алтарю
  • ворота, через которые верующие входят на территорию храма

6) Поставь знак «+» напротив тех слов, которые от-

носятся к православному храму.

  • Купол
  • Крест
  • Алтарь
  • Царские врата
  • Иконостас
  • Притвор
  • Мансарда
  • Маковка

7) Сколько Таинств существует в Православии?

  • пять
  • семь
  • восемь

8) Для чего нужны Таинства?

  • Чтобы люди считали себя православными христианами.
  • Чтобы христиане имели возможность посещать храм.
  • Чтобы быть в единстве с Богом, получать силу, поддержку от Бога.

9) Сколько раз в жизни человек можется принять крещение?

  • 1
  • 3
  • сколько раз сам захочет

10) Может ли таинство крещения проводить не священник?

  • да, редких случаях, когда это необходимо.
  • нет, никогда.

11) Без чего не может происходить таинство крещения?

  • без крестных родителей.
  • без воды.
  • без священника.
  • без крестильной рубашки.

12) Может ли таинство крещения проходить не в храме?

  • да
  • нет.

Приложение №3

Анкета для родителей для работы над мини-проектами.

(Авторская работа.)

  1. ФИО ребенка __________________________________
  2. Число, месяц и год крещения______________________

                                                   

  1. Место крещения _______________________________

(город, храм и др.)

  1. Имя при крещении _____________________________
  2. В честь кого (почему) назвали ____________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. Крестные родители _____________________________

По желанию и по возможности фото с крещения.

Приложение №4

План-конспект экскурсии в Храм Всех Святых на Соколе в рамках экспериментальной работы «Музейная педагогика как один из инструментов для изучения ОПК в ГКОУ СКОШИ №2»

 «…дом Мой домом молитвы

 наречётся для всех народов».

Мк. 11,17

Тема экскурсии: «Устройство православного храма. Значение храма для православных христиан».

Цель экскурсии: познакомить обучающихся с символикой православного храма, правилами и традициями поведения в нём.

Задачи.

Образовательные: познакомить обучающихся с основными символическими элементами православного храма, со значением храма в православной традиции.

Воспитательные: 

-способствовать формированию уважительного отношения к православному храму, религиозным святыням,

 -формировать правила поведения в храме.

Оборудование: ручки, карандаши, фотоаппараты (по усмотрению учеников).

Содержание экскурсии.

  1. Вступление.

Организационная часть.

«Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в Храм Всех Святых на Соколе. До него мы будем добираться на школьном автобусе. Давайте вспомним, как надо себя вести в автобусе при посадке, во время движения, и при высадке?» (ответы детей, инструктаж по ТБ).

Информационная часть (в автобусе)

«Скажите, что такое Храм, для чего люди ходят в Храм? Какой православный праздник является Днём рождения Церкви? (Ответы детей).

Сегодня мы посетим Храм Всех Святых на Соколе. Он находится рядом с метро Сокол.

Храм Всех Святых в селе Всесвятском – приходской православный Храм Всесвятского благочестия Московской епархии. Он построен в 1733 – 1736 годах в подмосковном селе Всесвятском. Главный престол храма был освящён в честь праздника Всех Святых.

 С 1939 по 1946 год храм был закрыт. Сейчас этот Храм находится в районе Сокол Северного административного округа города Москвы.

Когда мы приедем, об истории этого Храма нам более подробно расскажет иерей Алексей Фатюхин, который работает в этом храме.

К нему мы можем обращаться как отец Алексей.

А пока давайте вспомним, как мы должны вести себя в Храме? (Ответы детей)

Основная часть экскурсии.

Основную часть экскурсии проводит отец Алексей Фотюхин. Иерей Храма Всех святых на Соколе.

По предварительному согласованию он рассказывает детям об истории храма, показывается основные архитектурные и символические части храма:

 -притвор,

- алтарь,

-иконостас,

 -царские врата,

-купол,

-«маковку», храма, на которой расположен крест,

-крест,

- колокольню.

Так же отец Алексей рассказывает о значении Храма для православных людей.

«Ребята давайте скажем большое спасибо отцу Алексею  за интересную экскурсию. Если у вас есть вопросы к отцу Алексею, можете задать.»  

Заключительная часть.

«Ребята мы сегодня свами побывали в замечательном Храме. Мы каждый день проезжаем или кто-то проходит мимо этого храма в школе и обратно. Наверно мало кто знал о богатой истории этого Храма, об особенностях постройки и святынях, которые тут находятся. Мы увидели то, что о чем читали в учебниках: притвор Храма, иконостас, алтарь. Увидели «Царские врата» и, возможно, кто-то из вас ощутил присутствие Святого Духа, которых непременно присутствует в каждом храме. А теперь нам пора возвращаться в школу».

 По дороге в школу, в автобусе учитель проводит рефлексию занятия

«Ребята,  расскажите:

-что такое Иконостас и для чего он нужен?

-Как называется самое святое место в Храме, и кто туда может заходить?

-Почему царские врата называются «Царскими»?

- По каким признакам мы можем определить, что, то или иное здание является Православным храмом? (ответы детей)

-Вам понравилась экскурсия?

-Что больше всего Вам запомнилось из нашей экскурсии?

- Почему?

Приложение №5

План-конспект экскурсии в Сретенский монастырь в рамках экспериментальной работы «Музейная педагогика как один из инструментов для изучения ОПК в ГКОУ СКОШИ №2»

«Рождённое от плоти есть плоть,

 рождённое от Духа есть дух.» Ин. 3,6

Тема экскурсии: Таинства православной церкви.

Цель: Познакомить обучающихся с православным пониманием сущности церковных Таинств.

Задачи:

Образовательные: сформировать общее понимание церковной жизни в связи с совершением священнодействий, Таинств.

Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к православной христианской культуре и традициям.

Оборудование: Ручки, карандаши, фотоаппараты (на усмотрение учеников)

Содержание экскурсии:

  1. Вступление

Организационная часть:

«Здравствуйте ребята, сегодня мы свами отправимся на экскурсию в Сретенский монастырь. До него мы будем добираться на школьном автобусе. Давайте вспомним, как надо себя вести в автобусе при посадке, во время движения, и при высадке?» (ответы детей, инструктаж по ТБ)

Информационная часть (в автобусе):

«Ребята, кто вспомнит, что такое монастырь? Кто такой монах? (Ответы детей).

Мы свами сегодня посетим Сретенский мужской монастырь. Сре́тенский монасты́рь — православный мужской монастырь, находящийся в центре современной Москвы, на улице Большой Лубянке (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле). Так же мы должны свами вспомнить: как надо себя вести в храме?

Основная часть:

Основную часть экскурсии проводит студент  Сретенской Духовной семинарии Кирилл. По предварительному согласованию детям рассказывается история монастыря, святыни. А так же:

-что такое таинства,

-как происходит таинство крещения,

-какой день принято считать Днем Ангела,

-именины,

-небесный покровитель.

Так же обзорная экскурсия проводится по Духовной семинарии Сретенского монастыря:

-учебные аудитории,

-актовый зал;

-библиотека.

«Ребята, давайте поблагодарим Кирилла за проведенную экскурсию. Если у вас остались какие-то вопросы, то можете их задать. А теперь нам пора возвращаться в школу».

Заключительная часть:

«Ребята сегодня вы узнали о Таинстве крещения и о значении этого Таинства для православного человека. Так же вы дома у родителей можете узнать, когда у вас день Ангела, именины. Может кто-то уже знает кто его Небесный покровитель? (ответы детей) Вам понравилась экскурсия? Что больше всего Вам запомнилось из экскурсии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс

Тематическое планирование составлено к учебнику Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова "Основы православной культуры" для 4 класса....

ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс Урок №1 «Наш дом — Россия»

Это вводный урок в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», общий для всех модулей. Учащиеся  должны осознать, что мы все разные, но мы все вместе живем,  учимся, тру...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...